рабочая программа по русскому языку, 7 класс в сфере требований ФГОС
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
Согласовано:
заместитель директора
Бобылева Л.Ф.
_______________________
«_____»________20___г.
Рабочая программа учебного предмета (курса)
Русский язык
(наименование учебного предмета)
____основное общее образование,__7класс__
(уровень образования)
________2014-2015 учебный год_________
(срок реализации программы)
Рабочая программа по русскому языку для VII класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование// ФГОС.М.: Просвещение, 2008)
(наименование программы)
М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М..Шанский(автор программы)
____Бобарыкина Галина Михайловна
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
Югорск
2014 г.
Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели начального общего, основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса.
Рабочая программа по русскому языку для VII класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.: Просвещение, 2008) и Рабочей программы по русскому языку для основной школы (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2011.)Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; перечень учебно-методического обеспечения.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Цели основного общего образования. Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку: -воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Общая характеристика учебного предмета, курса.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для VII класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в VII классе – 140 часов (из расчета 4 раза в неделю). Срок реализации программы – 1 год.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоенияконкретного учебного предмета, курса.
Личностные 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные1) владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.
Предметные 1) представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке;
4) освоение базовых понятий лингвистики;
5) освоение основными стилистическими ресурсами лексики фразеологии русского языка;
6) опознавание и анализ основных единиц языка;
7) проведение различных видов анализа слова
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;осознание эстетической функции родного языка.
Содержание учебного предмета, курса.
Содержание Кол-во часов Количество тестов и контрольных работ Развитие речи
1. Русский язык как развивающееся явление 1 - -
2. Повторение изученного материала в 5-6 классах 10 2 1
3. Морфология и орфография. Культура речи. Причастие. Деепричастие. Наречие. Категория состояния. 76 4 10
4. Служебные части речи. Предлог. Союз. Частица. 36 4 5
5. Междометие. 1 - -
6. Повторение изученного материала в 5-7 классах 15 1 2
ИТОГО 140 11 18
РАЗДЕЛ I.
Раздел I. Русский язык как развивающееся явление. Язык и культура народа. Лингвистика как наука о языке и речи.Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности.
Раздел II.
Повторениепройденного в 5-6 классах. Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности. Орфографические, пунктуационные условия написания слов. Морфемные признаки слова.
Морфологические признаки частей речи. Опознавательные признаки морфемики, орфографии, морфологии, синтаксиса, пунктуации.
Раздел III.Морфология. Орфография. Культура речи.
Причастие. Повторение пройденного о глаголе. Свойства прилагательных и глагола у причастия. Синтаксическая роль. Действительные и страдательные причастия. Обособление причастного оборота. Не с причастиями. Правописание суффиксов причастий. Н и НН в суффиксах причастий. Описание внешности человека.
Деепричастие. Повторение пройденного о глаголе. Свойства наречия и глагола у деепричастия. Синтаксическая роль. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Обособление деепричастного оборота и одиночного деепричастия. Не с деепричастиями. Рассказ по картине.
Наречие. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль. Текстообразующая роль. Словообразование наречий. Не с наречиями. Правописание суффиксов наречий. Н и НН в суффиксах наречий.
Описание действий как вид текста.
Категория состояния. Категория состояния как часть речи. Отличие от наречий. Синтаксическая роль.
Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
Раздел IV.Служебные части речи. Культура речи.
Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные. Текстообразующая роль предлогов. Слитное и раздельное написания предлогов. Дефис в предлогах.
Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов. Сочинительные и подчинительные союзы. Простые и составные. Текстообразующая роль союзов. Слитное и раздельное написания союзов.
Устное рассуждение на дискуссионную тему, языковые особенности.
Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц. Текстообразующая роль. Формообразующие и смысловые частицы. Различение НЕ и НИ, их правописание.
Рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова.
Междометие как часть речи. Синтаксическая роль. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
Раздел V.Повторение и систематизация изученного материала в 7 классе.
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
№ раздела урока Раздел программы. Темы уроков раздела Даты уроков Параграф, пункт учебника, учебного пособия Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ЯВЛЕНИЕ (1 ЧАС)
1 Разделы науки о языке. 1.09 Стр4Отвечают на вопросы по содержанию текстов упражнений. Пишут диктант. Работают над лексикой текстов с целью осмыслить тему «Развитие языка». Создают аргументированный текст по теме. Попутно решают отдельные вопросы лексики, синтаксиса, фонетики, орфографии.
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА В 5-6 КЛАССАХ ( 10ч)
2 Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. 2.09 1
2 Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание, его структура. Простые и сложные предложения.
Составляют из простых предложений сложные и анализируют их пунктуацию.
3 Лексика и фразеология. 3.09 3 Лексика. Фразеология. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологизмы.
4 Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. 6.09 4 Фонетика и графика. Гласные и согласные звуки. Орфоэпия. Рифма. Отвечают на контрольные (диагностические) вопросы, иллюстрируют ответы своими примерами. Читают выразительно поэтические тексты.
5 Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. 7.09 5 Словообразование. Орфография. Морфема.
6 Морфология и орфография. 9.09 6 Морфология. Самостоятельные и служебные части речи.
коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания
7 Морфология и орфография. 10.09 6 Практикум, выборочный диктант
8 Входной диагностический тест 11.09 Фонетика. Орфография. Морфология. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
9 Текст. Стили литературного языка. 11.09 7
10 Текст. Языковые средства связи. Абзацы. Микротемы. Типы текста. Стиль текста.
Работа с текстом, составление плана.
10 Контрольная работа по теме «Повторение изученного материала в 5-6 классах» 13.09 Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы
11 Анализ контрольной работы 15.09 Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ( 76 часов)
ПРИЧАСТИЕ (40 часов)
12
Причастие как часть речи. 16.09 12 Причастие. Морфологические и синтаксические признаки причастия.
13 Причастие как часть речи. 17.09 12 14 Публицистический стиль. 19.09 Публицистический стиль. Признаки публицистического стиля.
15 Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. 20.09 13 Склонение причастий. Алгоритм определения падежного окончания причастий.
16 Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. 22.09 13 17 Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. 23.09 14 Причастный оборот. Одиночное причастие. Обособление причастного оборота.
18 Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. 24.09 14 19 Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. 26.09 14 20 Описание внешности человека. Портрет в литературном произведении. 27.09 15 Основные виды описания внешности человека. Работа с текстами.
21 Действительные и страдательные причастия. 29.09 16 Действительные и страдательные причастия
22 Действительные и страдательные причастия. 30.09 16 23 Краткие и полные страдательные причастия. 17 Краткие и полные страдательные причастия. Синтаксическая роль причастий в тексте.
24 Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. 18 Действительные причастия настоящего времени.
Суффиксы действительных причастий настоящего времени.
25 Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. 18 26 Действительные причастия прошедшего времени. 19 Действительные причастия прошедшего времени.
Суффиксы действительных причастий прошедшего времени.
27 Действительные причастия настоящего и прошедшего времени. Изложение от 3-го лица 19 28 Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. 20 Страдательные причастия настоящего времени.
Суффиксы страдательных причастий настоящего времени.
29 Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. 20 30 Сжатое изложение Принципы сжатия текста.
31 Страдательные причастия прошедшего времени. 21 Страдательные причастия прошедшего времени.
Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени.
32 Страдательные причастия прошедшего времени. 21 33 Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях прошедшего времени. 22 Страдательные причастия полные и краткие. Суффиксы полных и кратких страдательных причастий.
34 Контрольная работа по теме « Причастие как часть речи. Причастный оборот» или тестовая работа в формате ЕГЭ Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы
35 Анализ контрольной работы Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы
36 Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. 23 Страдательные причастия. Отглагольные прилагательные. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Полные и краткие страдательные причастия. Полные и краткие прилагательные.
37 Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. 23 38 Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. 24 Страдательные причастия. Отглагольные прилагательные. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Полные и краткие страдательные причастия. Полные и краткие прилагательные.
39 Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. 24 40р.рВыборочное изложение. Выборочное изложение
41р.рВыборочное изложение. 42 Морфологический разбор причастия. 25 Морфологический разбор причастия. Морфологические и синтаксические признаки причастия. Порядок морфологического разбора.
43 Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. 26 Причастия полные и краткие. Причастный оборот. Противопоставление с союзом а.
44 Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. 26 45 Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями и другими частями речи. 26 46 Буквы О и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. 27 Страдательные причастия прошедшего времени. Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени.
47 Буквы О и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. 27 48 Сочинение – описание внешности человека. Описание внешности человека.
49 Повторение изученного материала о причастии. Причастие. Причастный оборот. Правописание причастий. Пунктуация при причастном обороте.
50 Контрольная работа по теме « Правописание причастий. Пунктуация при Причастном обороте» или тестовая работа Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы.
51 Анализ контрольной работы Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы
ДЕЕПРИЧАСТИЕ (10 часов)
52 Понятие о деепричастии. 28 Деепричастие. Глагол. Наречие. Глагольные и наречные признаки деепричастия.
53 Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. 29 Деепричастие. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.
54 Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. 29 55 Раздельное написание НЕ с деепричастиями. 30 Глагол. Деепричастие. Правописание НЕ с деепричастиями и другими частями речи.
56 Деепричастия несовершенного вида. 31 Глагол. Деепричастие несовершенного вида. Суффиксы деепричастий несовершенного вида.
57 Деепричастия совершенного вида. 32 Глагол. Деепричастие совершенного вида. Суффиксы деепричастий совершенного вида.
58 Деепричастия совершенного вида. 32 59 Сочинение с описанием действия. Сочинение по картине. Завязка, развитие действия, кульминация.
60 Повторение изученного о деепричастии. Морфологический разбор деепричастия. Деепричастие. Деепричастный оборот. Правописание причастий. Пунктуация при деепричастном обороте.
61 Контрольная работа по теме «Деепричастие» Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы.
НАРЕЧИЕ(23 ЧАСА)
62 Наречие как часть речи. 34 63 Употребление наречий в речи. 34 Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях.
Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е.
Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.
Умение правильно ставить ударение в наречиях.
Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного64 Смысловые группы наречий. 35 Лингвистическое мини-сочинение
. Синтаксическая роль наречий в предложении
65 Степени сравнения наречий. 36 Психотерапевтическая сказка
Самодиктант с грамматическим заданием
66 Морфологический разбор наречия. 37 Лингвистическое мини-сочинение. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий
67 Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О и –Е. 38 Задания в форме ЕГЭ
68 Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О и –Е. 38 Литературные ремининсценции69 Урок – практикум по теме «Употребление НЕ с разными частями речи» Инсценировка (по весёлым урокам «Радионяни»)
70 Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. 39 Приёмы мнемотехники
71 Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. 39 Лингвистическое мини-сочинение
72 Н и НН в наречиях на –О и –Е. 40 Этимология наречий
Исследовательский графический диктант
73 Урок – практикум по теме «Правописание Н и НН в разных частях речи» 74 Описание действий. 41 Лингвистическое мини-сочинение
Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
75 Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. 42 Лингвистическое мини-сочинение
76 Буквы О и А на конце наречий 43 Психотерапевтическая сказка
Суффиксы -о и -а на конце наречий
77 Изложение текста с описанием действия (упр. 248) Лингвистическое мини-сочинение
78 Дефис между частями слова в наречиях. 44 Задания в форме ЕГЭ
. Дефис между частями слова в наречиях
79 Дефис между частями слова в наречиях. 44 Литературные ремининсценции80 Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. 45 Инсценировка (по весёлым урокам «Радионяни»).. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.
Умение правильно ставить ударение в наречиях.
81 Мягкий знак после шипящих на конце наречий. 46 Приёмы мнемотехники
82 Повторение изученного о наречии. Лингвистическое мини-сочинение
83 Контрольная работа по теме « Наречие» или тестовая работа 84 Анализ контрольной работы КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ (3 часа)
85 Категория состояния как часть речи. 49 Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы
86 Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор слов категории состояния. 50 87 Сжатое изложение упр. 281 Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ ( 37 ЧАСОВ)
ПРЕДЛОГ (9 ЧАСОВ)
88 Самостоятельные и служебные части речи. Предлог как часть речи. 51
52 Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов. Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки. Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
89 Употребление предлогов. 53 90 Непроизводные и производные предлоги. 54 91 Непроизводные и производные предлоги. 54 92 Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлогов. 55
56 93 Подробное изложение 94 Слитное и раздельное написание предлогов. 57 95 Слитное и раздельное написание предлогов. 57 96 Обобщающе-повторительный урок по теме «Предлог». Тест. СОЮЗ ( 12часов)
97 Союз как часть речи. Простые и составные союзы. 58
59 Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы.
98 Союзы сочинительные и подчинительные. 60 99 Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. 61 100 Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. 61 Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом И сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
101 Проверочная работа по теме «Пунктуация в простом и сложном предложении» 102 Сочинение «Я сижу на берегу…» ( по упр. 335) 103 Сочинительные союзы. 62 104 Подчинительные союзы. Морфологический разбор союзов. 63
64 105 Подчинительные союзы. Морфологический разбор союзов. 63
64 106 Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ. 65 107 Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ. 65 108 Повторение сведений о предлогах и союзах. Тест. ЧАСТИЦА (15 часов). МЕЖДОМЕТИЕ (1 ЧАС)
109 Частица как часть речи. 66 Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц' в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
Рассказ по данному сюжету.
110 Разряды частиц. Формообразующие частицы. 67 111 Смысловые частицы. 68 112 Смысловые частицы. 68 113 Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы. 69
70 114 Отрицательные частицы НЕ и НИ. 71 115 Отрицательные частицы НЕ и НИ. 71 116 Различение частицы и приставки НЕ-.72 117 Различение частицы и приставки НЕ-.72 118 Сочинение - рассказ по данному сюжету (по упр.402) 119 Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ – НИ. 73 120 Повторение изученного материала о частицах. 121 Подробное изложение с элементами сочинения 122 Подробное изложение с элементами сочинения 123 Тест по теме «Служебные части речи» 124 Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. 74
75 Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА В 5-7 КЛАССАХ
125 Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. 76
77 Распределительный диктант, объяснительный диктант
126 Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. 76
77 Анализ текста. Лингвистический тренажёр.
127 Фонетика и графика. 78 128 Лексика и фразеология. 79 Фронтальный опрос, диктант «Проверь себя»
129 Лексика и фразеология. 79 Работа с текстом, с отдельными предложениями
130 Морфемика. Словообразование. 80 Разбор по составу, игра «Составь слово»
131 Промежуточная аттестация в формате ЕГЭ. Словарный диктант, упражнения на замену и изменение предложения
132 Морфология 81 Редакторская правка. Объяснить причину появления ошибок
133 Морфология. 81 134 Орфография. 82 Распределительный диктант, объяснительный диктант
135 Синтаксис. Пунктуация. 83
84 Распределительный диктант, объяснительный диктант
136 Синтаксис. Пунктуация. 83
84 Анализ текста. Лингвистический тренажёр.
137-140 Резервные уроки 7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
№ п/п Наименование объектов и средств учебно-методического и материально-технического оснащения Количество Назначение, описание
1 Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Государственный стандарт основного общего образования по русскому языку.
1 Представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования
1.2 Примерные программы по учебным предметам
Русский язык. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М..Шанский Москва «Просвещение», 2010 1 Является ориентиром для составления рабочих программ: она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования
1.3 Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и других. 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2011. . 9-11 классы – М.: Просвещение, 2011 1 Определяет назначение и место учебной дисциплины в подготовке учащегося, ценности и цели, состав и логическую последовательность усвоения элементов содержания, выявляет уровень подготовки обучающихся
1.4 Русский язык: Учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений /Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. - 33-е издание, доработанное. - М.: Просвещение, 2006.
1 экз. на каждого ученика Создание целостной среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки обучающихся
1.5 1.С.В. Антонова, Т.И. Гулякова Русский язык: 7 класс: контрольные работы тестовой формы – М.: Вентана-Граф, 2012
2.Кодухов В. И. Рассказы о синонимах/ В. И. Кодухов. - М., 1986
3.Михайлова С. Ю. Ключи к орфографии / С. Ю. Михайлова. - М.: Просвещение, 2006.
4.Олимпиады по русскому языку / Сост. О. Н. Белявская. - Минск, 1995.
5.С.В. Савченкова Рабочая тетрадь по русскому языку: 7-й кл.: к учебнику Т.А. Ладыженской- М.: АСТ, 2012 1 Организация деятельностного подхода к процессу обучения, формирование общих учебных умений, навыков, и обобщенных способов деятельности.
1.6 1.Г.А. Богданова Уроки русского языка в 7 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2004.
2. Г.А. Богданова Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2005.
3.М.Г. Бройде Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.
4. Г.Г. Граник Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М., 1991.
5. А.Д. Дейкина Универсальные дидактические материалы по русскому языку: 5-6 классы / А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: АРКТИ, 1999.
6. Н.В. Егорова Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 7 класс – М.:ВАКО, 2010
7.В.И. Капинос Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 классы / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. Н. Соловейчик. - М., 1991.
8.Н.А. Сенина Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 7 класс – Ростов н/Д: Легион, 2009
1 Используя различные виды методических изданий, изложить сведения, подлежащие распространению; проанализировать передовой педагогический опыт; разъяснить, как применять инновационные педагогические технологии.
2. Демонстрационные учебные пособия
2.1 Таблицы по стандартам наглядное пособие к урокам
2.2 Плакаты методические
Комплект плакатов по основной школе 5 2.3 Портреты выдающихся деятелей
8 Экранно-звуковые пособия
3.1 http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении
Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htmПравила русской орфографии и пунктуации http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htmТесты по пунктуации http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2Аудиовизуальные пособия по основным разделам и темам по учебному предмету
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия3
2 Стимулирует познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность
3.2 Аудиозаписи, видеозаписи 2 Предназначены для использования в учебном процессе, стимулирования познавательного процесса, для развития монологической и диалогической речи, наглядное представление изучаемого материала.
4. Технические средства обучения
Мультимедиапроекторинтерактивная доска
компьютер1 Для демонстрации экранных пособий, демонстрация изучаемых объектов с целью качества изучения материала
для работы с компьютерными программами.
5.Учебно-практические и учебно-лабораторное оборудование
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
К концу VII класса учащиеся должны
знать\ понимать:
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);
грамматические признаки причастия как самостоятельной части речи; отличительные особенности причастий и прилагательных;
об особенностях склонения причастий;
определение причастного оборота, его место по отношению к определяемому слову, графическое обозначение причастного оборота в предложении, правило выделения причастного оборота запятыми в предложении;
действительные и страдательные причастия;
краткие страдательные причастия;
способы образования действительных причастий настоящего и прошедшего времени, страдательных причастий настоящего и прошедшего времени;
порядок морфологического разбора причастий;
грамматические признаки деепричастия как части речи;
определение деепричастного оборота, правила выделения деепричастного оборота на письме запятыми;
способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида;
порядок морфологического разбора деепричастий;
грамматические признаки наречия как части речи;
смысловые группы наречий;
о лексическом и грамматическом значении слов категории состояния;
признаки классификации самостоятельных и служебных частей речи;
правила употребления предлогов с разными падежами;
о производных и непроизводных, простых и составных предлогах;
о союзе как части речи, его роли в тексте и предложении;
о сочинительных и подчинительных союзах;
порядок морфологического разбора предлогов и союзов;
отличие частиц от самостоятельных частей речи;
формообразующие и смысловые частицы;
отличительные особенности приставке не и отрицательной частицы не, приставки, союза, частицы ни;
о назначении в речи междометий.
К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе;
производить синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, а также сложных предложений с изученными союзами;
составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии.
Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Орфограммы, изученные в 7 классе:
Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени;
Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени;
Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов;
Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов;
Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных;
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями;
Буква Е-Ё после шипящих в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени;
Правописание НЕ с деепричастиями;
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е;
Буквы Е-И в приставках НЕ-НИ отрицательных наречий;
Одна и две буквы Н в наречиях на О-Е;
Буквы О-Е после шипящих на конце наречий;
Буквы О-А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С;
Дефис между частями слова в наречиях;
Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных;
Мягкий знак после шипящих на конце наречий;
Слитное и раздельное написание производных предлогов;
Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато;
Раздельное и дефисное написание частиц;
Правописание частицы НЕ с различными частями речи;
Различение частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ.
правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации.
Выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого существительного, деепричастные обороты.
По связной речи.
адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы;
подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда;
писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения на материале жизненного опыта учащихся;
грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях;
собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли;
совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.
Аудирование и чтение
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную информацию);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.
Говорение и письмо
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
создавать тексты различных стилей и жанров (выступление, статья, интервью, очерк);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.