Методические указания по выполнению самотоятельной работы по дисциплине ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ для профессий НПО
Министерство образования и науки Самарской области
ГБОУ СПО Тольяттинский машиностроительный колледж
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению самостоятельной работы обучающимися
по дисциплине
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Профессиональный цикл»
основной профессиональной образовательной программы
по профессиям:
190.631.01 АВТОМЕХАНИК
151.902.03 СТАНОЧНИК
140.446.03 ЭЛЕКТРОМОНТЕР ПО РЕМОНТУ И ОБСЛУЖИВАНИЮ ОБОРУДОВАНИЯ
151.903.02 СЛЕСАРЬ
г.о. Тольятти 2014
РАССМОТРЕНО И ОдобренО
Предметно цикловой комиссией
Протокол №___ от "___"____20___ г.
Председатель ПЦК
_______________ Т.Г. Гизатуллин
Разработал ____________ А.В. Ляпчев, преподаватель ГБОУ СПО ТМК
Методические указания предназначены для самостоятельной работы обучающихся профессиям НПО 190.631.01 Автомеханик, 151.902.03 Станочник, 140.446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию оборудования, 151.903.02 Слесарь по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности», а также для подготовки к дифференцированному зачету по дисциплине.
Методические указания призваны помочь обучающимся самостоятельно освоить некоторые теоретические знания о военной службе, гражданской обороне, о приемах оказания первой медицинской помощи при травмах, о действиях при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ....
4
1
Карта самостоятельной работы обучающегося ..
7
2
Порядок выполнения самостоятельной работы обучающимся
9
3
Список рекомендуемой литературы
10
Приложение А .
13
ВВЕДЕНИЕ
Учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с профессиями НПО 190.631.01 Автомеханик, 151.902.03 Станочник, 140.446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию оборудования, 151.903.02 Слесарь.
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины.
Содержание методических рекомендаций по выполнению самостоятельной работы по данной дисциплине соответствует требованиям Федерального Государственного стандарта среднего профессионального образования для всех профессий.
По учебному плану в соответствии с рабочей программой на изучение дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» обучающимися дневной формы обучения предусмотрено всего - 100 часов, самостоятельных занятий – 30 часов.
Целью методических рекомендаций является обеспечение эффективности самостоятельной работы обучающихся с литературой на основе организации её изучения.
Задачами методических рекомендаций по самостоятельной работе являются:
активизация самостоятельной работы обучающихся;
содействие развития творческого отношения к данной дисциплине;
выработка умений и навыков рациональной работы с литературой;
управление познавательной деятельностью обучающихся.
Функциями методических рекомендаций по самостоятельной работе являются:
определение содержания работы обучающихся по овладению программным материалом;
установление требований к результатам изучения дисциплины.
Сроки выполнения и виды отчётности самостоятельной работы определяются преподавателем и доводятся до сведения обучающихся.
Цель преподавания дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» - дать студентам теоретические и практические знания в области оказания первой помощи при травмах, о порядке действий при чрезвычайных ситуациях, о гражданской обороне, о военной службе.
В результате изучения учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» обучающийся должен:
уметь:
- организовывать и проводить мероприятия по защите работающего населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС);
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения (далее - ОМП);
- применять первичные средства пожаротушения;
- ориентироваться в перечне военно-учётных специальностей (далее - ВУС) и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
- оказывать первую помощь пострадавшим.
знать:
- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных ЧС и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьёзной угрозе национальной безопасности России;
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
- основы военной службы и обороны государства;
- задачи и основные мероприятия гражданской обороны (далее - ГО), способы защиты населения от ОМП;
- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на неё в добровольном порядке;
- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, имеющих ВУС, родственные профессиям НПО
- область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
1 КАРТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» состоят из карты самостоятельной работы обучающегося и порядка выполнения самостоятельной работы обучающегося, списка рекомендуемой литературы. Они разработаны таким образом, чтобы обучающиеся могли самостоятельно выполнять предложенные задания, а преподаватель будет только проверять выполненные задания.
Тенденция современного образования – самостоятельное приобретение знаний под руководством преподавателя.
Самостоятельность – это свобода, независимость, своеобразие, что обозначает не только самостоятельное добывание знаний, но и самостоятельное принятие решений, а, значит, умение брать на себя ответственность.
Самостоятельность – это такое качество, которое наряду с активностью, компетентностью, профессиональной мобильностью необходимо современному специалисту.
Карта самостоятельной работы поможет обучающимся организовать свою работу и мобилизовать себя на достижение поставленных задач. Из данной карты обучающиеся узнают наименования тем, которые вынесены на самостоятельное изучение, обязательные и предоставленные по выбору формы самостоятельной работы, основную литературу. К каждой теме предложен план, вопросы самопроверки и проверки, которые помогут обучающимся сориентироваться в изучаемой теме, правильно расставить акценты. Самостоятельная работа рассчитана на разные уровни мыслительной деятельности. Выполненная работа, позволит приобрести не только знания, но и умения, навыки, а также выработать свою методику подготовки, что очень важно в дальнейшем процессе обучения.
В карте самостоятельной работы обучающегося предложены наименования вопросов, количество часов для выполнения, форма осуществления работы, вопросы для самопроверки и проверки преподавателем, а также основная литература, необходимая для выполнения предложенных заданий. Для выполнения самостоятельной работы обучающимся разрешается пользоваться учебной литературой, которая предложена в списке рекомендуемой литературы или другими источниками по усмотрению обучающихся.
Карта самостоятельной работы обучающегося
Наименование темы или
вопроса
Час
Вид работы
Форма контроля
Дата сдачи
1
2
3
4
5
Тема 2
Государственная система обеспечения безопасности населения.
8
Составить конспект ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»
конспект
ноябрь
Тема 3
Основы обороны государства и воинская обязанность.
2
Составить конспект ФЗ «Об обороне»
конспект
декабрь
4
Составить конспект «Стратегии национальной безопасности РФ до 2020г»
конспект
январь
4
Составить конспект ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»
конспект
февраль
4
Составить конспект по выполнению требования законов по воинскому учету, медицинскому обследованию и освидетельствованию, постановка на первоначальный воинский учет
конспект
март
4
Составить конспект по положению Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил РФ.
конспект
май
Тема 4
Основы медицинских знаний.
4
Составить конспект по правилам остановки кровотечения, наложения жгута и повязки
конспект
июнь
Всего
30
2 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИМСЯ
Основная задача дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» состоит в том, чтобы будущие специалисты научились оказывать первую помощь, освоили теоретические знания о вооруженных силах РФ, в области действий при ЧС природного и техногенного характера.
Некоторые вопросы дисциплины вынесены на самостоятельное изучение, по ним необходимо составить конспекты.
По каждому вопросу, выносимому на самостоятельную работу студента, приведены методические рекомендации.
Правила составления конспекта (Приложение А)
Результаты самостоятельных работ по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» (конспекты) оформляются в соответствии с Правилами составления конспектов.
3 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основные источники
Для преподавателей
1.Конституция Российской Федерации;
2.Федеральные законы: “Об обороне”, “О воинской обязанности и военной службе”, “О статусе военнослужащих”, “О воинской обязанности и военной службы”, “О гражданской обороне”, “О радиационной безопасности населения”, “О пожарной безопасности”, “О безопасности дорожного движения”;
3.Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ;
4.Устав войск гражданской обороны РФ;
5. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студ. сред. учеб.. заведений / Э.А. Арустамов, Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Г.В. Гуськов. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 176с
6.Косолапова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования / Н.В.Косолапова, Н.А. Прокопенко. – 2-е изд., испр. и доп.- М.: Издательский центр «Академия»,2010.- 320с
Для студентов
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральные законы Российской Федерации: «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», «О чрезвычайных ситуациях», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «О днях воинской славы России (победных днях», “О радиационной безопасности населения”, “О безопасности дорожного движения”, УК РФ, КоАП РФ
3. Указы Президента РФ: «Военная доктрина РФ» (2010), Устав внутренней службы ВС РФ, Дисциплинарный устав ВС РФ.
4 .Военно-энциклопедический словарь. М.: Воениздат, 2010.
5. Постановления Правительства РФ: №№: 762, 992, 996 и т.п.
6. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для СПО. – М.: Высшая школа, 2008.
7. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности. Учебник. – М.: Высшая школа, 2008.
8. Михайлов Л.А. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для СПО. – М.: Питер, 2009.
9. Сапронов Ю.Г., Сыса А.Б., Шахбазян В.В. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для СПО. – М.: Академия, 2009.
10. Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Ижевский П.В. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебник для 10-11 классов. - М.: Просвещение, 2010.
11. Смирнов А.Т., Васнев В.А. Основы военной службы. Учебное пособие. - М.: Издательский дом «Дрофа», 2010.
12. Фролов М.П. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для студентов учебных заведений среднего профессионального образования. - М.: Просвещение, 2007.
13.Воробьев Ю.Л. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник. - М.: Астрель, 2009.
14.Косолапова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования / Н.В.Косолапова, Н.А. Прокопенко. – 2-е изд., испр. и доп.- М.: Издательский центр «Академия»,2011.- 320с
Дополнительные источники
Для преподавателей
1. Гетия И.Г. , Гетия С.И., Емец В.Н., Комиссарова Т.А. и др. Безопасность жизнедеятельности. Практические занятия. Учебное пособие для среднего профессионального образования. М.: Колос, ИПР СПО, 2010.
2. Ю.Л. Воробьев Катастрофы и человек. Книга 1. Российский опыт противодействия чрезвычайным ситуациям. М.: Издательство АСТ-ЛТД, 2009.
3. М.И Фалеев. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Калуга: ГУП «Облиздат», 2011.
4. В.В. Смирнов Армия государства Российского и защита Отечества. М.: Просвещение, 2009.
Интернет ресурсы:
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Для студентов
1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студ. сред. учеб.. заведений / Э.А. Арустамов, Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Г.В. Гуськов. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 176с.
2. Комплект учебно-наглядных плакатов «Безопасность жизнедеятельности» М.: 2007.
Приложение А
Правила составления конспекта
Конспект - это краткое, связное и последовательное изложение констатирующих и аргументирующих положений текста.
В ходе выполнения работы обучающийся читает текст учебника и подразделяет его на основные смысловые части, выделяет главные мысли, понятия, взаимосвязи, делает выводы.
Как писать конспект:
- В ходе подготовки к составлению конспекта изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы.
- Прочитайте текст и выделите основные смысловые компоненты.
- Составьте план - основу конспекта. - Основное содержание каждого смыслового компонента законспектируйте в тетради после наименования темы;
- прочитайте еще раз текст и проверьте полноту выписанных идей;
- наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат;
- конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания);
- составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения;
- для того чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками» подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.
- используйте реферативный способ изложения (например: «Автор считает..»,
- собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.
Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы базируется на соблюдении настоящих правил и изучении рекомендованной литературы.
Правила оформления конспекта
- Конспект должен быть оформлен в тетради;
- Конспект должен начинаться с наименования темы;
- Каждый новый смысловой компонент должен начинаться с нового абзаца;
- Определения, термины должны быть выделены (подчеркиванием, другим цветом);
- В конспекте необходимо оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.
Критерии оценки выполненной обучающимися работы:
- оценка «5» - работа выполнена без исправлений; тема раскрыта полностью, смысловые части выделены правильно, конспект оформлен в соответствии с правилами оформления конспекта;
- оценка «4» - работа выполнена с исправлениями; тема раскрыта полностью, смысловые части выделены правильно, конспект оформлен в соответствии с правилами оформления конспекта;
- оценка «3» - работа выполнена с исправлениями; тема раскрыта не полностью, смысловые части выделены правильно, конспект оформлен в соответствии с правилами оформления конспекта.
13PAGE \* MERGEFORMAT141315
тђЗаголовок 1тђЗаголовок 3Заголовок 415