Методические указания для самостоятельных работ по предмету теория и устройство судна для специальности 26.02.05.51 Эксплуатация судовых энергетических установок
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Волжский государственный университет водного транспорта»
Пермский филиал
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ
ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
по дисциплине
ТЕОРИЯ И УСТРОЙСТВО СУДНА
Для специальности
26.02.05.51 Эксплуатация судовых энергетических установок
г. Пермь
2015
ОДОБРЕНО:
На ЦМК дисциплин водного и автомобильного транспорта
Протокол № _______ от «______» ______________ 2015 г.
Председатель ЦМК:
________________________/_________________/
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ……………………………………….……4
Самостоятельная работа №1……………………………………….7
Самостоятельная работа №2……………………………………….8
Самостоятельная работа №3……………………………………….9
Самостоятельная работа №4…………………………………..….10
Самостоятельная работа №5………………………………..…….11
Самостоятельная работа №6…………………………………..….12
Самостоятельная работа №7……………………………………...13
Учебно-методическое и информационное обеспечение……......14
Пояснительная записка
Методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы курсантов по дисциплине «Теория и устройство судна» предназначены для курсантов ФГБОУ ВО «ВГУВТ» по специальности 180405.51 Эксплуатация судовых энергетических установок;
Цель методических указаний: оказание помощи курсантам в выполнении самостоятельной работы по дисциплине « Теория и устройство судна».
Настоящие методические указания содержат работы, которые позволят курсантам самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по специальности, опытом творческой и исследовательской деятельности и направлены на формирование следующих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Владеть письменной и устной коммуникацией на государственном и (или) иностранном (английском) языке.
ОК 11. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
2. Техник-судомеханик должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
2.1. Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт судового энергетического оборудования.
ПК 1.1. Обеспечивать техническую эксплуатацию главных энергетических установок судна, вспомогательных механизмов и связанных с ними систем управления.
ПК 1.2. Осуществлять контроль выполнения национальных и международных требований по эксплуатации судна.
ПК 1.3. Выполнять техническое обслуживание и ремонт судового оборудования.
ПК 1.4. Осуществлять выбор оборудования, элементов и систем оборудования для замены в процессе эксплуатации судов.
ПК 1.5. Осуществлять эксплуатацию судовых технических средств в соответствии с установленными правилами и процедурами, обеспечивающими безопасность операций и отсутствие загрязнения окружающей среды.
2.2. Обеспечение безопасности плавания.
ПК 2.1. Организовывать мероприятия по обеспечению транспортной безопасности.
ПК 2.2. Применять средства по борьбе за живучесть судна.
ПК 2.3. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при организации учебных пожарных тревог, предупреждения возникновения пожара и при тушении пожара.
ПК 2.4. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при авариях.
ПК 2.5. Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
ПК 2.6. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при оставлении судна, использовать спасательные шлюпки, спасательные плоты и иные спасательные средства.
ПК 2.7. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна по предупреждению и предотвращению загрязнения водной среды.
2.3. Организация работы структурного подразделения.
ПК 3.1. Планировать работу структурного подразделения.
ПК 3.2. Руководить работой структурного подразделения.
ПК 3.3. Анализировать процесс и результаты деятельности структурного подразделения.
2.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
В результате выполнения самостоятельных работ по дисциплине «Теория и устройство судна» курсанты доложены:
- уметь:
применять информацию об остойчивости, посадке и напряжениях для расчета напряжений корпуса в случае частичной потери плавучести;
- знать:
основные конструктивные элементы судна, судовые устройства и системы;
национальные и международные требования к остойчивости судов;
теорию устройства судна для расчета остойчивости, крена, дифферента, осадки и других мореходных качеств;
маневренные, инерционные и эксплуатационные качества, ходкость судна, судовые движители, характеристики гребных винтов;
понятие о пропульсивном комплексе, ходовые испытания судов.
Самостоятельная работа №1
Раздел: 2. «Основы теории судна»
Тема: 2.1. «Мореходные качества судна»
Занятие: «Теоретический чертеж судна, его назначение»
Цель работы:Изучить теоретический чертеж судна;
Ознакомиться с судостроительным черчением;
Воспитать чувство ответственности при самостоятельном изучении материала.
Задание: Самостоятельно по учебнику и материалам Интернет-ресурса изучить данный материал
Письменно в тетради для самостоятельных работ ответить на вопросы:
Дать определения базовым координатным плоскостям и указать их на выполненном рисунке;
Дать определения сечениям базовых плоскостей проекций и указать их на выполненном рисунке;
Какие размерения является основными параметрами сетки теоретического чертежа;
Как образуются теоретические шпации;
Основные масштабы при выполнении теоретического чертежа.
Выполнить графическую работу:
Вычертить пример теоретического чертежа корпуса судна.
Самостоятельная работа №2
Раздел: 2. «Основы теории судна»
Тема: 2.1. «Мореходные качества судна»
Занятие: «Определение объемного водоизмещения по теоретическому чертежу»
Цель работы:Определить объемное водоизмещение по теоретическому чертежу;
Ознакомиться с судостроительным черчением;
Воспитать чувство ответственности при самостоятельном изучении материала.
Задание: Самостоятельно по учебнику и материалам Интернет-ресурса изучить данный материал
Письменно в тетради для самостоятельных работ ответить на вопросы:
Рассчитать коэффициент общей полноты водоизмещения по общей формуле;
Рассчитать коэффициент полноты ватерлинии по общей формуле;
Рассчитать коэффициент полноты мидель-шпангоута по общей формуле;
Рассчитать коэффициент продольной полноты по общей формуле.
Самостоятельная работа №3
Раздел: 2. «Основы теории судна»
Тема: 2.1. «Мореходные качества судна»
Занятие: «Грузовая шкала, грузовой размер»
Цель работы:Изучить грузовую шкала, грузовой размер;
Закрепить полученные теоретические знания;
Воспитать чувство ответственности при самостоятельном изучении материала.
Задание: Самостоятельно по учебнику и материалам Интернет-ресурса изучить данный материал
Письменно в тетради для самостоятельных работ ответить на вопросы:
Грузовая марка Эммануэля Плимсона;
Грузовая марка для речных судов (знак грузовой марки РРР);
Грузовая марка для морских судов (знак грузовой марки РМР);
Требования ИМО к запасу плавучести судов совершающих международные морские рейсы.
Выполнить графическую работу:
Ответы пояснить рисунками (не менее 3).
Самостоятельная работа №4
Раздел: 2. «Основы теории судна»
Тема: 2.1. «Мореходные качества судна»
Занятие: «Определение изменения осадки при приеме и снятии груза»
Цель работы:Изучить понятия и термины при изменении осадки при приеме и снятии груза;
Закрепить полученные теоретические знания;
Воспитать чувство ответственности при самостоятельном изучении материала.
Задание: Самостоятельно по учебнику и материалам Интернет-ресурса изучить данный материал
Письменно в тетради для самостоятельных работ ответить на вопросы:
Определения осадки судна методом драфт-сюрвея;
Определение осадки судна береговым измерительным комплексом;
Коэффициенты начального и конечного сюрвея.
Выполнить графическую работу:
Ответы пояснить рисунками (не менее 3).
Самостоятельная работа №5
Раздел: 2. «Основы теории судна»
Тема: 2.1. «Мореходные качества судна»
Занятие: «Определение крена и дифферента при перемещении груза»
Цель работы:Изучить определение крена и дифферента при перемещении груза;
Закрепить полученные теоретические знания;
Воспитать чувство ответственности при самостоятельном изучении материала.
Задание: Самостоятельно по учебнику и материалам Интернет-ресурса изучить данный материал
Письменно в тетради для самостоятельных работ ответить на вопросы:
Пантокарены, метацентр и метацентрическая высота, центр величины и метацентрический радиус;
Продольная и поперечная остойчивость;
Вертикальное перемещение груза;
Поперечное горизонтальное перемещение груза.
Выполнить графическую работу:
Ответы пояснить рисунками (не менее 4).
Самостоятельная работа №6
Раздел: 2. «Основы теории судна»
Тема: 2.1. «Мореходные качества судна»
Занятие: «Работа со статической и динамической диаграммой остойчивости»
Цель работы:Научиться работать со статической и динамической диаграммой остойчивости;
Закрепить полученные теоретические знания;
Воспитать чувство ответственности при самостоятельном изучении материала.
Задание: Самостоятельно по учебнику и материалам Интернет-ресурса изучить данный материал
Письменно в тетради для самостоятельных работ ответить на вопросы:
Работа с диаграммой статической остойчивости;
Работа с диаграммой динамической остойчивости;
Нормирование остойчивости.
Выполнить графическую работу:
Ответы пояснить рисунками (не менее 3).
Самостоятельная работа №7
Раздел: 2. «Основы теории судна»
Тема: 2.1. «Мореходные качества судна»
Занятие: «Снятие судна с мели»
Цель работы:Изучить способы и методы снятия судна с мели при изменении посадки судна;
Закрепить полученные теоретические знания;
Воспитать чувство ответственности при самостоятельном изучении материала.
Задание: Самостоятельно по учебнику и материалам Интернет-ресурса изучить данный материал
Письменно в тетради для самостоятельных работ ответить на вопросы:
Паузка;
Взятие и снятие балласта;
Другие способы снятия судна с мели.
Выполнить графическую работу:
Ответы пояснить рисунками (не менее 5).
Учебно – методическое и информационное обеспечение
а) основная литература:
1. Н.Г. Смирнов. Теория и устройство судна, учебник. М.: «Транспорт», 1992.
2. Горячев А.М. Устройство и основы теории морских судов: Учебник для ССУЗов. - М.: "Судостроение", 1983.
3. Жинкин В.Б. Теория и устройство корабля: Учебник. - СПб.: Судостроение, 2002.
4. Фрид Е.Г. Устройство судна: Учебник для ССУЗов. - Л.: Судостроение, 1970.
б) дополнительная литература:
1. Наумов А.И. Теория устройства судна. - М.: Транспорт, 1964
2. Российский Морской Регистр Судоходства. - СПб.: "Судостроение", 1999
3. Тихомиров Н.А. Терия и устройство судна внутреннего плавания: Учебник для ССУЗов. - М.: "Транспорт", 1965
в) информационно – справочные и поисковые системы:
1. www. morkniga.ru
2. www. morsar.ru
3. www. Syipinternord.ru
4. www. morehod.ru
5. www. Imo.org
6. www. muga.narod.ru
7. www. marinereproftest.narod.ru
8. www. netharbout. Ru.
9. www. moryak.biz.
10. www. marine-academy.com.