Конспект урока Имя числительное. Простые и составные числительные.
Конспект урока № 1.
Тема: «Имя числительное. Простые и составные числительные».
Класс: 6
Цель урока: повторение изученного материала, изучение нового материала.
Задачи:
повторить основные признаки имени числительного как части речи;
изучить простые и составные числительные;
развивать умение обобщать, делать выводы.
Ход урока.
I. Повторение изученного материала.
Добрый день. На прошлом уроке мы изучали имя числительное. Что вы можете сказать об имени числительном?Ответ: Имя числительное – часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете. Имена числительные отвечают на вопросы сколько? какой?
Какие морфологические признаки имени числительного мы знаем?
Ответ: Имена числительные делятся на количественные (два, три, семь) и порядковые (второй, третий, седьмой). Имена числительные изменяются по падежам.
Какие синтаксические признаки имени числительного мы знаем?
Ответ: Имена числительные могут быть разными членами предложения.
II. Проверка домашнего задания.
III. Изучение нового материала.
Имена числительные, состоящие из одного слова, - простые (три, семьдесят), из двух или более слов, - составные (тысяча шестьсот девять).
Устно определите количественные или порядковые, простые или составные числительные.Семь, четыреста, шестьсот, пятьдесят, четыре, сорок, двадцатый, семеро, сотый, одиннадцатый, шесть, двести сорок семь, двадцать шесть, восемьдесят, четыреста двенадцатый, пятнадцатый, девяносто, девять, три, триста. Упражнение № 398 (устно).
Научный и официально-деловой стили речи.
1) Сто, одиннадцать, один, семидесятый, три, сорок, шестьдесят, девятнадцатый, триста.
2) Триста пятьдесят седьмой, тысяча девятьсот восемьдесят восемь.
Триста пятьдесят седьмой посетитель, тысяча девятьсот восемьдесят восемь подписей.
Упражнение № 399 (письменно).
1) Десять дней (простое, И. п.) – дней десять (И. п.) – около десяти дней (Р. П.).
2) Сто двадцать шагов (составное, И. п.) – шагов сто двадцать (И. п.).
3) Пять тысяч (составное, И. п.) – тысяч пять (И. п.) – около пяти тысяч (Р. П.).
4) Шестьсот тонн (простое, И. п.) – тонн шестьсот (И. п.) – около шестисот тонн (Р. п.).
5) Два года (простое, И. п.) – года два (И. п.) – около двух лет (Р. п.).
Шагов – ша-гов.
ш [ш] – согл., тверд., глух.
а [а] – гласн., безуд.
г [г] – согл, тверд., зв.
о [о] – гласн., уд.
в [ф] – согл., глух. тверд,
5 букв, 5 звуков.
Упражнение № 400, (устно, но если есть время – задать как самостоятельную работу).
Научный стиль.
В середине семнадцатого века население земного шара составляло всего лишь пятьсот сорок пять миллионов человек. Ровно через сто лет оно увеличилось до семисот двадцати пяти миллионов. Ещё через столетие население Земли перевалило через миллиард и стало равняться одному миллиарду ста семидесяти одному миллиону человек.
В середине двадцатого века оно достигло двух миллиардов пятисот семнадцати семи миллионов.
I. Общее грамматическое значение.Человек – сущ. 1 миллиарду 171 миллиону (кого?) человек.
Начальная форма – человек.
II. Морфологические признаки. Постоянные признаки: нарицательное, одуш., м. р., 2-е скл. Непостоянные признаки: Р. п., ед. ч.
III. Синтаксическая роль в предложении.
Стало равняться (чему?) одному миллиарду ста семидесяти одному миллиону человек (дополнение).