Конспект урока литературного чтения на тему Д.Н. Мамин-Сибиряк, рассказ «Постойко». 
Конспект урока литературного чтения на тему  Д.Н. Мамин-Сибиряк,  рассказ  «Постойко».
Учебные задачи:
- познакомить  учащихся с рассказом  Д.Н. Мамина -  Сибиряка «Постойко»;
- отрабатывать  навык  правильного и выразительного чтения; 
- продолжить работу по формированию  читательской эрудиции учащихся;
- воспитывать нравственные качества личности ребёнка - сочувствие, сопереживание, сострадание;
- создавать творческую атмосферу сотрудничества в классе (высказывать своё мнение и слушать мнение других).
Учебные умения:
- определять  эмоциональный настрой произведения;
- выделять  главную мысль произведения;
- самостоятельно работать с текстом;
- читать правильно вслух и про себя.
Оборудование: 
учебник  Л.А. Ефросинина «Литературное чтение», 3 класс;  слайдовая презентация к уроку, ноутбук, проектор, экран, листы для рисования, краски, кисточки.
Ход урока:
I. Организационный момент
 - Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями  Д.Н. Мамина-Сибиряка, будем читать,  обсуждать и рассуждать, думать, высказывать своё мнение и слушать мнение других.
Давайте прочитаем эпиграф нашего урока  
Слайд №1   Эпиграф урока.     
«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его».   
Актуализация знаний.  “Мозговой штурм”
- Ответьте, пожалуйста, на вопросы, помещенные  на слайде.
Слайд №2
Фамилия писателя произведения «Приёмыш»?
Мамин  – Сибиряк – это ………… писателя?
Жанр произведения «Умнее всех»?
Как назвал Ёж Индюка?
Кто ухаживал за Приёмышем?
С кем дружил Приёмыш?
Кто на птичьем дворе нашёл Ежа?
Кто предположил, что Ёж -это гриб?
Ответы:
Мамин
псевдоним
сказка
глупый
Тарас
СоболькоКурочка 
Гусак
- Эти слова помогут вам узнать тему нашего урока, если вы будете выбирать указанную мной букву из нужного слова. (Учитель указывает букву по счету и слово, из которого ее надо выбрать)
Дети пишут на листочках.
Первое слово 
Третья буква слова «Курочка» -    Р 
Третья буква слова «сказка» -        А
Первая буква слова «сказка» -       СТретья буква слова «Гусак»-          СШестая буква слова «Курочка» -   КВторая буква слова «Мамин» -       А
Четвертая буква слова «сказка» -   ЗВторое слово
Первая буква  слова «псевдоним»  -    Пвторая буква слова «Соболько» -         О
первая буква  слова « сказка» -             Спервая буква слова « Тарас»  -              Т
четвёртая буква слова «Курочка» -      О
последняя буква слова «глупый» -       Й
пятая буква слова «Гусак» -                  Кшестая буква слова «псевдоним» -       О
- Прочитайте тему нашего урока. (  Тема урока последовательно, по мере определения букв, появляется на экране). Слайд № 3. Рассказ «Постойко» 
III. Подготовка к восприятию нового материала 
-Ребята, а можно ли сказать, о чём  или о ком пойдет речь в этом рассказе?  Почему?
-  О чём ещё захотелось вам узнать?
 ( О чём он? Когда написан?  Кто главный герой или герои?)- На ваши вопросы не отвечу, но помогу вам найти ответы самим.
IV. Этап осмысления                                                       
Слайд №4
На слайде слова:  
собака; 
приют; 
хозяин.
- Составьте мини-рассказ (3-5 предложений)  по опорным словам, в котором шла  бы речь о милосердии человека.      Обсудите написанные вами рассказы  в парах.
- Зачитайте свои мини- сочинения.
Дети читают.
- Мы прослушали ваши рассказы. А теперь давайте найдём произведение  в учебнике на стр. 30
V. Работа с текстом 
-Ребята, читать рассказ мы будем по частям.
При чтении встретятся трудные слова и выражения.
Словарная работа                                             
Слайд №5
На слайде слова:
Аргус;
аркан;
роковое (слово); 
приют;
франт; 
масть.
Учащиеся объясняют значение слов, при затруднениях обращаются к словарю учебника на стр. 41
Чтение текста 
Чтение 1 части (Читает ученик, хорошо владеющий техникой чтения)    
Вопросы  на  выявление первичного восприятия текста:
Слайд № 6
На слайде вопросы:
Как можно озаглавить  эту часть рассказа. ( Беда)
Поделись своими впечатлениями (что чувствовал, о чём думал, что переживал…)
Какое настроение преобладало.
(Дети высказывают  предположения: “Я думаю..”, “Я считаю..”, “По-моему..” и т.д.)Работа с текстом после чтения                      
Слайд №  7
На слайде иллюстрация, вопрос и задание:
Иллюстрация, изображающая повозку с бродячими собаками.
Что изображено на иллюстрации?
Найдите в тексте соответствующий эпизод.
Слайд № 8
На слайде вопросы:
О каких породах собак говорится в рассказе?
Как писатель описывает собак? Найдите в тексте описания.
Слайд №9
На слайде вопросы:
Кто из героев тебе понравился? Почему?
Кому сочувствуете и кого осуждаете? Почему?
VI. Физминутка1.  Упражнение для глаз (Напишите глазами слово «Постойко»).
2. Упражнение для головы  (Напишите теперь тему урока головой).
VII. Продолжение работы с текстом
Чтение 2 части (Читает ученик, хорошо владеющий техникой чтения)  
Вопросы  на  выявление первичного восприятия текста:
Слайд №10
На слайде вопросы и задания:
Как можно озаглавить  эту часть рассказа. ( В приюте)
Поделитесь своими впечатлениями (что чувствовал, о чём думал, что переживал…)
Изобразите свое настроение: словом, рисунком, схемой. 
Работа с текстом после чтения.                   
 Слайд №11
Люди в приюте.  ( заголовок)
Вопросы:
Как в рассказе называли работников приюта? Найдите в тексте.
Чем они занимались?
Как они относились к собакам?
Слайд №12 
Собаки в приюте.   (заголовок)
Вопросы:                     
Как писатель описывает собак? 
О чём думает каждая собака?
Прогнозирование
- Как вы думаете, каким будет конец этой истории? 
Ребята отвечают.
-  Работу на уроке мы с вами, ребята, проделали большую. Я хочу знать, как вы восприняли содержание рассказа. Предлагаю вам задания творческого характера на выбор. 
Слайд № 13
На слайде задания:
Напишите отзыв или небольшое “эссе”. 
Составьте коллективно пятистишие.
Ученики работают коллективно или индивидуально, учитель наблюдает   за работой  и помогает по мере необходимости. 
- Кто желает  прочесть свою работу?
Заслушиваются  пятистишия, отзывы или «эссе».
- Спасибо, молодцы.
VIII. Домашнее задание.                
Прочитать текст до конца и ответить на вопрос:
- Совпали  ли ваши предположения (прогнозы) с авторским текстом?
IX. Итог урока, рефлексия, оценивание.               
Слайд №  14
На слайде вопросы:
- Что вы узнали нового на уроке?
-Что понравилось?
-Что не понравилось?
- Спасибо вам, ребята, за работу на уроке.