Урок по русскому языку для 7 класса «Роль служебных частей речи»


Тема «Роль служебных частей речи»
Класс : 7
Форма проведения: урок - исследование
Цель урока: закрепить умения учащихся находить служебные части речи и определять их роль;
Задачи урока: повторить изученные самостоятельные части речи, систематизировать отличия самостоятельных частей речи от служебных частей речи
развивать навыки самостоятельной и исследовательской работы, само – и взаимопроверки; умения решать проблемные задачи и аргументировать своё мнение; развивать умение выделять главное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые понятия
воспитывать чувство бережного отношения к языку, активизировать интерес к процессу исследования
Методы обучения: теоретический опрос, лингвистический эксперимент, исследовательский метод, беседа, самостоятельная работа.
Средства обучения: мультимедийный проектор, экран; мультимедийная презентация
Использованные педагогические технологии:
Элементы ИКТ - технологии, личностно – ориентированных технологий, проблемно – поисковых, технологии сотрудничества, здоровьесберегающих технологий.План урока
1.Организационный момент
2.Объявление темы, вида урока, работа с эпиграфом
3.Орфографическая и пунктуационная разминка
4. Формулировка цели, задач работы, проблемы, объекта и предмета, гипотезы исследования
5.Повторение теоретического материала
6.Практическая работа ( с предложением). Промежуточный вывод.
7. Лингвистический эксперимент № 1. Промежуточный вывод.
8. Информация о частоте употребления служебных частей речи. Промежуточный вывод.
9. Лингвистический эксперимент № 2. Промежуточный вывод.
10.Редактирование текста. Промежуточный вывод.
11.Итоги урока, рефлексия
12.Домашнее задание
Структура урока:
1.Организационный момент
Слово учителя
Каждый урок, даже урок повторения - это открытие, открытие чего – то нового, неизвестного. Вы готовы отправиться за новыми открытиями? Ну, тогда, вперёд!
(1 слайд. Видеоролик из мультфильма «Маша и медведь») Все вы, конечно, узнали героиню мультфильма «Маша и медведь». Детям и подросткам свойственно задавать вопросы. (2 слайд)
Я думаю, что и у вас их много. Правда? А как вы думаете, что интереснее: задавать вопросы или самим искать на них ответы?
(ответы учащихся)
Конечно, искать!
2. Объявление темы, вида урока, работа с эпиграфом
Вот сегодня мы с вами попробуем представить себя учёными – исследователями, которые решают важную научную проблему. Согласны? Тема нашего сегодняшнего урока - исследования «Роль служебных частей речи». (3 слайд)
Давайте запишем её в тетрадь.
А теперь обратимся к эпиграфу нашего урока.
Ученик, напичканный знаниями, но не умеющий их использовать, напоминает фаршированную рыбу, которая не умеет плавать А. Л. Минц (4 слайд)
Как вы понимаете эти слова академика Александра Львовича Минца?
Конечно, очень важно не просто знать, а научиться применять свои знания на практике, чтобы они помогали нам решать вопросы.
3.Орфографическая и пунктуационная разминка (устная)
Кто мне объяснит, почему в словах «напичканный, фаршированный» пишется нн, почему «не умеющий» раздельно? Объясните постановку запятых.
Молодцы. Я думаю, что наши знания должны помочь нам сегодня в проведении исследования.
4.Формулировка цели, задач работы, проблемы, объекта и предмета, гипотезы исследования
(приём совместного целеполагания) А как вы думаете, если тема нашего урока «Роль служебных частей речи», то какую проблему мы будем решать? На какой вопрос постараемся найти ответ? (5 слайд)
Только мы не просто ответим, а докажем свою точку зрения, ведь мы же учёные! А чтобы мы не забывали об этом, каждый, кто сегодня будет отвечать, наденет на себя академическую шапочку конфедератку - символ получения учёного звания магистра или бакалавра. Договорились?
Итак, каждый учёный, сформулировав проблему, определяет объект и предмет исследования, что он будет исследовать, что изучать. (Слайд 6)
Мы с вами будем говорить о служебных частях речи. Они и станут объектом нашего исследования. Ну а если конкретнее, то нас будет интересовать роль предлогов, союзов и частиц в речи. Это предмет исследования, более узкое понятие
А давайте попробуем предположить, какую роль играют служебные части речи. Ведь они, ребята, не случайно называются служебными. Назовите однокоренные слова к слову «служебные».
Некоторые лингвисты даже называли их не частями, а частицами речи. Так, может быть, действительно можно обойтись без служебных частей речи. Можно же обойтись без слуг, мы с вами, например, обходимся?
Давайте попытаемся предположить. Так нужны ли служебные части речи? (7 слайд)
Это и будет наша гипотеза, которую нам нужно доказать.
Это и есть главная цель нашего урока. А для того, чтобы её добиться, необходимо решить конкретные задачи. Вот они перед вами (8 слайд)
5.Повторение теоретического материала
Итак, каждый учёный опирается на знания своих предшественников, использует те знания, которые уже известны человечеству. Вот и мы будем опираться на наш багаж знаний, чтобы не быть похожими на ту фаршированную рыбу. Итак, вспомним теоретический материал
Какие части речи относятся к служебным? (9 слайд)
Почему их так называют? Что общего между предлогами, союзами и частицами?
Давайте вспомним более конкретно о функциях служебных частей речи! (10 слайд)
1.В русском языке есть служебные и … части речи.
2.Для связи слов в словосочетании служат …
3.Союзы связывают простые предложения в составе сложного и …
4…. вносят дополнительные оттенки в значение предложения и образуют формы слова
Задание: В тетради под цифрами запишите правильные ответы.
Давайте проверим (тот, кто отвечает, надевает шапочку магистра)
Кто правильно ответил на все вопросы? Кто на 3 ? Молодцы!
Промежуточный вывод: Итак, обратившись к теоретическому материалу, мы с вами можем сделать вывод, что служебные части речи служат для выражения грамматических, а не лексических значений в языке.
Дело в том, ребята, что самостоятельные части речи обозначают предметы, признаки и действия в окружающем нас мире, которые находятся во взаимодействии, Но они не могут выразить всё многообразие связывающих их отношений, для этого и нужны служебные части речи.(11 слайд)
6.Работа с предложением
А теперь мы попробуем доказать на практике эти выводы. Хорошо?
Кто хочет примерить академическую шапочку и пойти к доске?
Записываем предложение:
В доме никто не спал, потому что в саду звенели соловьиные трели.
Задания: найдите основы, дайте характеристику предложения;
определите все части речи; найдите предлоги, союзы, частицы;
подчеркните все члены предложения;
объясните правописание н в слове соловьиные;
объясните правописание приставки в слове никто;
разберите по составу слово звенели.
Попробуем убрать из предложения служебные части речи. Что получилось?
Вроде бы лексического значения у служебных частей речи нет, не отвечают на вопросы, но смысл предложения без них нам непонятен.
(Садись! Молодец! Оценка)7. Лингвистический эксперимент № 1
А теперь мы как настоящие учёные проведём лингвистический эксперимент. (12 слайд)
Прочитайте текст. Старайтесь читать выразительно.
Не было ни одного тёплого дня, когда художник не отправлялся бы рисовать с натуры в окрестные деревни. Он быстро и легко сходился с крестьянами и не только рисовал их, но и вникал в их нужды
Всё понятно в тексте? О ком текст - о художнике, который жил в деревне, общался с крестьянами.
А теперь давайте проэкспериментируем и уберём из этого текста все служебные части речи.
Кто прочитает? (13 слайд)
Какой вывод мы снова сможем сделать?
Лингвистический эксперимент ещё раз доказал, что трудно обойтись без служебных частей речи, потому что они выражают грамматические значения в словосочетании и предложении.
8. Информация о частоте употребления служебных частей речи
Как вы думаете, а то, как часто употребляется слово в речи, может быть признаком его важности? Конечно! Давайте попробуем как настоящие учёные, предоставить и цифровые выкладки об употреблении служебных частей речи. (Слайды 14,15,16,17)
Служебные части речи значительно уступают по численности самостоятельным, но по частоте употребления превосходят их. Установлено, что среднее количественное соотношение самостоятельных и служебных слов в русском языке 3: 1.
Оказывается, по частоте употребления предлог занимает 4 место, союз – 7,
О чём говорит такое частое употребление служебных частей речи?
Мы ещё раз с вами подтвердили свою гипотезу
9. Лингвистический эксперимент № 2
Частицы употребляются реже, но чтобы доказать, насколько они нужны и важны в речи, проведём ещё один лингвистический эксперимент (Слайд18)
Вставьте в предложение частицы и посмотрите, изменился ли смысл предложения
Ответы
Конечно! Частицы вносят дополнительные оттенки в значение предложения, и они необходимы в нашей речи, чтобы передать всё многообразие оттенков значений.
10. Редактирование текста
Конечно, употреблять любые слова нужно правильно, грамотно. Посмотрите, что бывает, если неправильно употребляют служебные части речи. (Слайд 19)
Чтение текста. Всё понятно?
Попробуйте переделать текст, правильно употребив служебные части речи
Посмотрите, как важно правильно употреблять слова. А если неудачное употребление служебных частей речи затрудняет понимание всего текста, значит, это ещё раз доказывает их важность и необходимость. Согласны?
11. Итоги урока, рефлексия
Итак, наш урок-исследование подходит к концу. Давайте вспомним, господа учёные, какие задачи мы ставили перед собой. (Слайд20)
Мы решили все задачи, поставленные в начале урока? Значит, мы подтвердили свою гипотезу о важной роли служебных частей речи. Давайте попробуем сделать выводы, пользуясь планом-подсказкой . (Слайд 21)
Каждый урок-открытие, даже если это урок повторения.
Как вы думаете, какой знак можно поставить в конце нашего урока : .,!?... Почему?
Попробуйте оценить свою работу на уроке. Кто всё понял? У кого остались вопросы? А есть такие, кто ничего нового не узнал сегодня? (Слайд 22)
Понравилось чувствовать себя настоящими учёными - исследователями?
Даже если у вас остались вопросы после нашего урока, ничего страшного. Главное, чтобы нам хотелось искать ответы, решать задачи, потому что в жизни это умение нам очень пригодится.
12. Домашнее задание. Попробуйте написать небольшое сочинение - рассуждение на тему «Что случилось, если бы вдруг исчезли служебные части речи?»
Методическая литература
1.Васильевых И.П. Уроки русского языка. 7 класс: пособие для учителя./ под.ред. С.И. Львовой.- М.:Мнемозина, 2011.-333 с.
2.Львова С.И. Русский язык. 7 класс./С.И. Львова, В.В. Львов. -М.:Мнемозина, 2009.-304 с.