Конспект воспитательного мероприятия на тему Спор о вреде и пользе курения


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
663340, Красноярский край город Норильск район Кайеркан, ул. Победы дом 7
тел: (3919)39-17-14, факс:(3919) 39-39-63, Е-mail: ddt_@ mail.ru
Дискуссия – игра на тему: «Спор о вреде и о пользе курения»
Аудитория: 11-14 лет
Составитель
Педагог дополнительного образования
Рузанова Е.С.
«Спор о вреде и о пользе курения"
Цель:
1. Показать обучающимся пагубное воздействие никотина на организм человека, развеять миф о «полезности» курения;
2. Воспитывать привычку к ЗОЖ;
3. Развитие коммуникативных навыков, навыков публичного выступления, умения отстоять свою точку зрения, коррекция норм поведения при проведении спора.
Задача: Довести до сведения обучающихся, что курение – это яд.
Материалы и оборудование: Презентация PowerPoint «О вреде курения», плакаты о ЗОЖ, карточки с пословицами, листы А 4, ручки.
Ход мероприятия
I.Организационный момент.
Ведущий предлагает участникам дискуссии разделиться на 2 команды, рассаживает их за два стола, приветствует всех участников мероприятия.
II. Вступительная (подготовительная) часть.
Педагог предлагает посмотреть короткий видео-фильм – «О вреде курения» (эмоциональный настрой).
«здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов»
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения,
К факторам риска, способствующим развитию болезней, относятся различные воздействия агрессивной среды. Особое место среди них занимают так называемые «дурные привычки» и склонности. Одной из них является:
вид бытовой наркомании, наиболее распространенная форма которой – никотинизм
( Большая советская энциклопедия)
Табак – родом из Америки. Открытие табака связано с именем великого путешественника Христофора Колумба. История приобщения европейцев к курению началась так. 12 октября 1492 года матрос с корабля «Пинтас» знаменитой флотилии Колумба закричал: «Впереди земля !». В числе подарков, преподнесённых Колумбу местными жителями, были сушёные листья растения « петум ». Аборигены курили эти листья, свёрнутые втрубочки. В Россию табак был завезён английскими купцами в 1565 году через Архангельск.
-по религиозным мотивам в Италии табак был объявлен «забавой дьявола»- римские папы предлагали отлучать от церкви курящих людей - пять монахов, уличённых в курении, были заживо замурованы в монастырской стене- в России в царствование царя Михаила Фёдоровича попавшийся на курении в первый раз наказывался 66 ударами палок по стопам, во второй раз – отрезанием носа и ушей.
ТАБАК (Nicotiana), род однолетних и многолетних кустарников и травянистых растений семейства паслёновых. Листья цельнокрайние, цветки пятичленные, разнообразной окраски, плод - коробочка с очень мелкими семенами.
В мире насчитывается свыше 60 его видов. Табак выращивают в 120 странах.
В табачном дыме более 400 компонентов, 40 из них имеют канцерогенные свойства. Вредные вещества: никотин эфирные масла угарный газ углекислый газ аммиак табачный дёготь полоний – 210 сероводород синильная кислота и др.
Никотин – маслянистая прозрачная жидкость с неприятным запахом и горьким вкусом, на воздухе окрашивается в коричневый цвет и хорошо растворяется в воде. Сила ядовитого действия табака зависит от: содержания в нём никотина сухости плотности набивки сигареты частоты и глубины затяжекВ течение 30 лет курильщик выкуривает 20000 сигарет ( 160 кг табака ).
снижается работа головного мозга повреждается зубная эмаль хронические бронхит бронхиальная астмастенокардия инфаркт миокарда рак лёгких развиваются гастриты, язвенная болезнь заболевание кровеносных сосудов
Продавец табака расхваливает на ярмарке свой товар: - Покупайте табак, прекрасный табак! Мой табак не простой, а с секретом. От моего табака стариком не будешь, собака не укусит, вор в дом не залезет.Один парень купил немного табака и начал расспрашивать продавца:А почему стариком не буду? Потому что до старости не доживёшь. А почему собака не укусит? Так с палкой ходить будешь. А почему вор в дом не залезет? Потому что всю ночь будешь кашлять.
III. Сообщение педагога темы и цели мероприятия.
IV. Рассказ – «История и мифы о табаке и табакокурении (от американских индейцев до наших дней). Сопровождение слайд-шоу.
V. Проведение дискуссии (спора).
Педагог. Мы с вами не раз слышали о вреде курения. А может быть, о «пользе»? Многие из вас говорят, что курение никак не влияет на здоровье. Ученые и практика доказывают другое – курение приносит огромный вред нашему здоровью и является вредной привычкой. С доводами ученых надо согласиться, так как они основаны на практических исследованиях.
Сейчас мы попытаемся отстоять два убеждения совершенно противоположных друг другу и проведем с вами спор. Одна группа будет выдвигать, и защищать доводы о вреде курения, другая – защищать мифы о «пользе» курения. Потом ваши утверждения сопоставим с заключениями ученых и посмотрим кто прав в данной ситуации. За нашим спором будет наблюдать независимый эксперт, к которому за помощью вы можете обратиться в затруднительной ситуации. Кому из вас какое утверждение придется защищать вы узнаете, выбрав и открыв конверт. Вы согласны быть участниками спора?
Педагог объясняет правила ведения спора.
Работа в группах
Командам предлагается на листах за установленное время (не более 5-ти минут) привести свои доводы:
- команде «обвинения» - о вреде курения;
- команде «защиты» - мифы о «пользе» курения.
(в случае затруднения участникам спора могут быть предложены конверты с доводами как для одной, так и для другой команды. Из предложенного перечня каждая группа выбирает своё).
Предлагаем перечень доводов на распечатанных листах.
● Табачный дым – это смесь газов и аэрозолей, включающая 4720 различных веществ, большая часть из которых очень опасны как для здоровья курящего, так и для окружающих его людей.
● В горящей сигарете находится много химических соединений приносящих вред организму и вызывающих заболевания всех органов.
● Курение сокращает жизнь.
● Никотин – это слабый наркотик и привыкая к нему с каждым годом будет всё труднее избавиться.
● Курильщик чаще других болеет туберкулезом и подвержен такому заболеванию как рак легких.
● Курящий человек страдает одышкой, его мучает кашель, тошнота, головокружение.
● У курящих людей снижается память, умственные способности, человек может стать нетрудоспособным.
● Курящие ученики отстают в учебе, становятся нервными, рассеянными, ленивыми, грубыми и недисциплинированными
● Курящий человек становится заторможенным, у него часто болят суставы, появляется ломота в мышцах.
● Курящая женщина может родить ребенка инвалида (урода).
● У курящих семей может не быть детей.
● Дети курящих мам отстают в умственном и физическом развитии.
● От курения портятся зубы, кожа лица приобретает землистый цвет.
● Курящие люди дольше сохраняют стройную фигуру.
● Курево успокаивает нервы.
● На морозе сигарета согревает.
● Никотин (табак) применяют в парфюмерной промышленности.
● Курение позволяет быть «продвинутым».
Защита представителями команд своих убеждений.
VI. Презентация о вреде курения (опровержение «пользы» и защита вреда курения).
Педагог и Эксперт: Мы выслушали ваши утверждения. У ученых по этому поводу свои утверждения. С ними мы не можем не согласиться. Это научные доказательства, а с наукой спорить бесполезно.
Вывод:
● Болезни, возникающей только от курения, не существует.
● Но продукты курения и в первую очередь никотин, ведут к развитию серьезных и разнообразных заболеваний (тяжелые бронхиты, эмфизема, туберкулез, рак легких, атеросклероз, эндартериит, гипертония, ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, рак желудка и другие.)
● Память, умственные способности у курильщика резко снижаются, что ведет к отставанию в развитии от своих не курящих сверстников.
● Организм курильщика изнашивается и стареет значительно раньше, чем организм некурящего.
VII. Эксперт – педагог-психолог проводит дискуссию о психологическом влиянии рекламы сигарет. (Дискуссия сопровождается слайд-шоу).
Подведение итога дискуссии. Реклама табачных изделий – это манипуляция нашим сознанием. Не следует поддаваться на уловки рекламщиков.
VIII. Педагог. О вреде курения мы также узнаем из памятников народной культуры.
Сейчас мы проведем игру на знание пословиц о вреде курения.
Игра «Собери и прочитай пословицу»
Пословицы:
1. Курильщик – сам себе могильщик.
2. Табак и верзилу сведет в могилу.
3. Табак – забава для дураков.
4. Курить – здоровью вредить.
5. Когда появляется табак, удаляется мудрость.
6. Поздоровавшись с сигаретой, попрощайся с умом.
IХ. Меры по искоренению табакокурения.
Педагог предлагает участникам дискуссии предложить свои варианты мер по борьбе с курильщиками.
Выслушиваем предложения участников дискуссии.
А теперь педагог знакомит участников с мерами, благодаря которым развитые страны избавляются от курения.
Прежде всего, это полный запрет на рекламу табачной продукции и пропаганда курения.
Так же это меры экономического воздействия на курильщиков. Во многих фирмах и компаниях некурящим сотрудникам выплачиваются ежемесячные премии. Этот метод был признан самым эффективным.
Следующий по эффективности метод – это запрет на курение в общественных местах, в том числе на улице. Ведь курильщик дымом табака оказывает вредное воздействие на окружающих. Таким образом, за счет вышеперечисленных мер, снизив привлекательность курения среди взрослого населения, можно устранить тягу к этому у подростков. Ведь подросток желает выглядеть взрослым, то есть подражает взрослому, а лишь затем привычка укореняется.
Для сокращения курения можно применять много разных мер:
● строгое ограничение мест для курения,
● штрафы,
● создание медицинских учреждений для лечения курильщиков,
● проведение дней здоровья в общеобразовательных учреждениях и среди взрослых.
Особенно хотелось бы чаще видеть интересные передачи по телевизору на эту тему.
Вот и подошло к концу наша игра. Каким бы ни было твое отношение к курению, возможно, ты куришь каждый день, от случая к случаю или не куришь вовсе – в любом случае твое будущее зависит от твоего выбора.
Педагог: А сейчас я попрошу всех встать. Спор окончен. Всем очевидно – курение вредно.
Курение - медленное самоубийство.
Скажи себе: «Нет!»
● Прекращать дурные привычки надо сразу.
● Занятия спортом укрепляют волю, делают человека бодрым, здоровым, отвлекают его от вредных наклонностей.
● Человек с сильной волей никогда не начнет курить!
● От причин, связанных с употреблением табака, умирает каждый пятый.
● Вдумайтесь в эти цифры и факты. Здоровье не купишь.
● Мы все участники спора обращаемся ко всем курящим людям со словами….(Демонстрируется слайд со словами):
- Брось сигарету! Табачный дым
Полон химических ядов!
- Брось сигарету – тебе говорим!
Себя отравлять не надо!