ТК урока русского языка Знакомство с правилом написания ь на конце имён существительных после шипящих и его освоение («Снова о ь»)
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе ОС «Гармония», учитель Попова О.А.
Тема Знакомство с правилом написания ь на конце имён существительных после шипящих и его освоение
(«Снова о ь»)
Цели
Образовательные:
Создание условий для освоения правила правописания ь на конце имен существительных после букв шипящих.
Формирование УУД:
- Личностные УУД: Представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи. Становление коммуникативного мотива изучения русского языка.
- Регулятивные УУД: Понимать, принимать и сохранять учебную задачу, планировать и осуществлять действия для её решения. Выполнять учебные действия в речевой и умственной форме. Осуществлять взаимо- и самоконтроль.
- Познавательные УУД: Читать учебный текст, вычерпывать из него нужные сведения, дополнять свои знания, понимать информацию, представленную в модельном виде, переводить её в словесную форму. Осознавать общий способ действия для решения задачи, применять его при решении конкретных задач.
- Анализировать, сравнивать факты языка, конструировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, выводы.
- Классифицировать слова по заданным признакам, группировать их; действовать по алгоритму, подводить под понятия.
- Коммуникативные УУД: Участвовать в общей беседе, выполнять правила речевого поведения. Высказывать свои предположения, по обсуждаемым вопросам, слушать высказывания собеседников. Задавать вопросы и отвечать на вопросы других. Строить небольшие монологические сообщения научно-делового характера и слушать сообщения других.
Анализировать и оценивать правильность употребления средств языка в речи, ясность выражения мысли; использовать освоенные способы устранения и предупреждения речевых недочётов.
Делиться приобретённой информацией с другими, пересказывать её.
Планируемый результат Предметные:
Определять наличие орфограммы и пользоваться новым орфографическим правилом: правописание ь в после шипящих на конце имён существительных в именительном падеже.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Основные понятия Правописание Ь после шипящих
Межпредметные связи Русский язык, литературное чтение
Ресурсы:
- основные
- дополнительные Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» 3 класс, 2ч.
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Тетрадь-задачник ч.3
Учебная презентация
Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа, в паре
Технология проведения Деятельность
учеников Деятельность
учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Цели: - актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- уточнение типа урока;
- уточнение тематических рамок. Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.
Проговаривают девиз урока, определяют тип урока.
Организует
уточняет тематические рамки. Психологический настрой на урок
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).
II. Формулирование темы урока, постановка цели. Мотивация учебной деятельности учащихся (8 мин)
Цели: организация формулирования темы урока учащимися;
- организация постановки цели урока учащимися;
- мотивация учащихся на дальнейшую деятельность.
Запись в тетрадях числа, оформление вида работы.
С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока. Организует формулирование темы урока учащимися
Организует постановку цели урока учащимися Белка хвостик изогнула,
У пенёчка отдохнула.
Распушила хвост, да так –
Стал похож на …
(Мягкий знак.)
– Секрет какой буквы мы сегодня узнаем?
Орфографическая минутка
Осень, больница, кольцо, пальто, стрельба, заинька, козлёнок, грач, ночь, тюльпан.
– Что общего во всех словах? (Существительные.)
– На какие III группы разделили бы слова? (Мужской род, женский род, средний род.)
– Разделите на II группы. (Есть ь и нет ь.)
– Прежде чем познакомиться еще с одним секретом мягкого знака, вспомним о его известных работах.
ПАЛЬТО ШЬЮТ БЕРЕЧЬ
Работа над проблемой урока
ТАБЛИЦА З-И-У
Строить предложения при ответе на вопросы.
Выявлять сходства и различия записанных слов, обосновывать свой выбор и точку зрения Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
III. Творческое добывание и применение знаний в новой ситуации (проблемные задания) (20 мин)
Цели: работа по освоению правила правописания ь на конце имен существительных после букв шипящих Анализируют «работу» ь, классифицируют и группируют слова; подбирают синонимы для объяснения значения слов, проверяют записи. Выбирают задания для выполнения, осуществляют взаимоконтроль.
Актуализирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию.
Организует работу над заданием по инструкции в ТПО
Задание 503
- Чем похожи и отличаются слова РЕЧЬ и ГРАЧ. Продолжите сравнение словч.р.
- Какое обобщение можно сделать?
Задание 505 – Прочитайте начало сообщения и решите, какой из примеров подходит к подчеркнутым словам?
- Поработайте с сообщением в рамке, маркируя текст по известным нам пунктам.
Вывод: В именах существительных в начальной форме с шипящими на конце всегда есть орфограмма, потому что выбираем, писать или не писать ь.
Достроим схему в ТПО и поясним ее словами
Физминутка
Задание 506 – Выполним указанные действия и запишем слова по заданию. Определять наличие орфограммы и пользоваться новым орфографическим правилом: правописание ь в после шипящих на конце имён существительных в именительном падеже.
Делиться приобретённой информацией с другими, пересказывать её.
(Коммуникативные УУД)
Читать учебный текст, вычерпывать из него нужные сведения, дополнять свои знания, понимать информацию, представленную в модельном виде, переводить её в словесную форму. Осознавать общий способ действия для решения задачи, применять его при решении конкретных задач.
(Познавательные УУД)
IV. Контролирующее задание (10 мин)
Цель: применение изученного правила в практической деятельности Строят ответы на вопросы, выполняют указанные в задании действия.
Применяют изученное правило правописания ь на конце имен существительных после букв шипящих при выполнении задания Организует работу над заданием в парах
Координирует действия учащихся в случае затруднений.
Организует самостоятельную работу учащихся Задание 507 – Решите задачи и запишите4 слова. Что интересного открывают картинки?
- Как понимаете подсказку в рамке?
Задание 508 – Посмотрите на слова в рамке. Не попадетесь в ловушку? Подумайте, в чем состоит эта ловушка?
- Запишите4 эти слова в тетрадь. Применять правило правописания слов с Ь на конце слова Осознавать и принимать учебную задачу. Учитывать коллективно выделенные ориентиры своих действий. Различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности (своей и чужой); оценивать правильность выполнения действий, вносить нужные коррективы. Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке, инструктаж о домашнем задании (5 мин)
Цели: работа по формированию адекватной самооценки учащихся. Выполняют самооценку работы, вносят исправления.
Сдают тетради на проверку.
Записывают домашнее задание. Организует рефлексию.
Выставляет отметки за урок.
Дает инструкцию по домашнему заданию. – О каком секрете мягкого знака вы узнали?
– Как применять этот секрет при письме?
Закончите предложения:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Дома: с.73, 74, работа со сведениями; задание 509 Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).