конспект урока Тема урока Знакомство с правилом написания ь на конце имен существительных после шипящих


Предмет русский язык
Класс 3
Тема урока Знакомство с правилом написания ь на конце имен существительных после шипящих
Урок деятельностной направленности - "открытие" нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Цель: овладеть приемом правописания ь на конце имен существительных после букв шипящих.
познавательные
- подвести учащихся путем самостоятельного поиска к выводу о том, что у существительных женского рода после шипящих в конце слова пишется мягкий знак
- формировать практические навыки правильного написания существительных с шипящей на конце
- способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, анализировать
регулятивные
- развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
- выдвигать гипотезу
- устанавливать причинно-следственные связи
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
коммуникативные
- формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
- содействовать воспитанию культуры общения через работу в пар
№ п/п Этап урока МикроцельДеятельность учителя Деятельность учащихся
Осуществляемые учебные действия (познавательные)
1. Этап мотивации к учебной деятельности выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. – Дети, вам тепло? (Да!)– В классе у нас светло? (Да!)– Прозвенел уже звонок? (Да!)– Это начался урок? (Да!)– Хотите учиться? (Да!)– Значит, можно всем садиться!(Да)-Внимательно слушай – и все услышишь.
Внимательно смотри - и все увидишь.
Думай – и все поймешь.
формирование положительной учебной мотивации
2. Этап актуализации пробного действия подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. За горами, за долами,
За дремучими лесами
Есть страна удивительная.
Правит этой страной
Существительное.
Существительное?
Что это такое?
Я хочу о нём узнать.
Кто из вас сейчас, ребята,
О нём может рассказать?
- Говорят, оно умеет,
Если надо изменяться,
А ещё оно умеет, как – то весело склоняться!
Может, вы расскажете?
Осень, больница, кольцо, пальто, стрельба, заинька, козлёнок, грач, ночь, тюльпан.
– Что общего во всех словах?
– На какие III группы разделили бы слова?
- А теперь давайте с вами
Поиграем со словами.
Говорят, у них есть Род.
Каждый нам их назовёт.
В руки карточки возьмите,
Нужный род нам покажите.
- Какие знания вам сейчас пригодились?
– Разделите на II группы.
- Давайте вспомним роль мягкого знака в словах.
- Предположите о чем мы будем говорить сегодня на уроке, опираясь на последнее задание? Какой секрет откроем?
рассказывают о существительном, как части речи
рассказывают о изменении существительных
а) по числам: Ед. ч., Мн. ч. , стена – стены,
б) по падежам (склоняются).
И.п. кто? что?
Р.п. кого? чего?
Д.п. кому? чему?
В.п. кого? что?
Т.п. кем? чем?
П.п. о ком? о чём?
Наблюдение, анализ
Отвечают на вопросы кто? что?
Существительные.
Делят слова на группы
Определяют мужской род, женский род, средний род
Есть ь и нет ь.
Разделительный, для мягкости
Формулируют тему урока
3. Этап выявления места и причины затруднения. организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. – Вы о жителях страны многое узнали
И сегодня на уроке дружно отвечали.
Но в стране волшебной этой
Есть ещё один секрет.
- Откроем его?
- Как назвать, одним словом?
- Часть суток с вечера до утра, (ночь).
- Приспособление, с помощью которого открывают замок , (ключ).
- Сооружение из кирпича, для отопления дома, (печь).
- Суп со свёклой и другими овощами, (борщ).
- Небольшой серый грызун с острой мордочкой, (мышь).
- Бывает устная и письменная , (речь).
- Человек, который играет на скрипке, (скрипач).
- Ребёнок женского пола, (дочь).
- Верхняя одежда, которую надевают во время дождя, (плащ).
-Давайте проверим, как написали вы и как надо было правильно написать эти слова.
- Вы удивлены?
-В каких словах допустили ошибки?
-А как вы думаете, почему вы допустили ошибки?
учащихся по цепочке записывают на доске слова, остальные в тетрадях,
Открываются слова, написанные заранее на слайде, дети проверяют и удивляются
Дети предлагают свои версии
4. Этап построения проекта выхода из затруднения. постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. - А как нам получить новое знание?
- Обратимся еще раз к написанным словам, что их объединяет?
- Попробуем определить тему нашего урока.
Выбор действия для получения нового знания
Определяют тему "Почему у имён существительных в одних случаях пишется мягкий знак на конце слов, а в других нет?"
5. Этап реализации построенного проекта. реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. – Давайте попробуем всё- таки выяснить причину такого написания имён существительных.
- Упр.503
-70485-4445
– Что объединяет все слова.
– Найдите признак, по которому слова объединены в группу.
– Какое обобщение вы можете сделать?
-  Где мы можем проверить наш вывод.
– Сравните его с сообщением авторов учебника на с. 64.
- А сейчас я предлагаю поработать в паре и составить памятку о написании ь на конце имён существительных после шипящих.
-Подвиньте листы, которые лежат у вас на партах, обсудите в паре, как надо действовать , чтобы не ошибиться в написании ь на конце имён существительных после шипящих.
1. Это имя_______________________________?
2. Есть ли _____________________звук на конце слова?
3.Определяю _________________.
4. Слово стоит в ____________________форме?
5. Женский род – _______, мужской род – ______
Вывод: В именах существительных в начальной форме с шипящими на конце всегда есть орфограмма, потому что выбираем, писать или не писать ь.
Работа в парах
Составление памятки.
1. Это имя существительное?
2. Есть ли шипящий звук на конце слова?
3.Определяю род.
4. Слово стоит в начальной форме?
5. Женский род – Ь пишу, мужской род – Ь не пишу.
ФизминуткаПотрудились – отдохнуть нужно без сомненья
Дружно быстренько встаём – выполним движенья.
-Ребята, я буду называть имена сущ. женского и мужского рода с шипящим на конце. Если это имя сущ. женского рода - приседают девочки, а если мужского рода - приседают мальчики.
Шалаш, мышь, меч, плащ, вещь, тишь, ёж, печь, грач, рожь, нож, товарищ, ложь.Физминутка6. Этап первичного закрепления с проговариванием в речи. усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. - Сейчас в парах вы выполните задание, которое я приготовила для вас, чтобы вы проверили, как научились писать слова с новой орфограммой. Вам надо найти ошибки, допущенные в словах.
плащьпомощлещ
лучьмячьграчьмышёрш ночь
гаражьстрижьчижьРабота в парах, исправляют ошибки
7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону. является интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях. 1) – Найдите и запишите слова с шипящими буквами на конце имен существительных.
I вариант – записывает слова без ь.
II вариант – записывает слова с ь.
Шалаш.., багаж.., тиш.., товарищ.., вещ.., сторож.., еж.., глуш.., реч.., душ..
2) Работа на нетбуках в программе «Отличник». (можно скачать по адресу http://www.otlichnyk.ru/) Самостоятельная работа.
8. Этап включения в систему знаний и повторений. повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. - Какие задачи поставим на следующий урок?
- Чем будем заниматься? Предположение детей
9. Этап рефлексии учебной деятяельности. самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. - Вы хорошо сегодня поработали, оцените свою работу, продолжив предложения
-я научился…..
- я узнал…..
-мне было интересно ….
- у меня вызвало затруднение …..
- хочу сказать спасибо……
Самооценка своей деятельности