Открытый урок по теме Глагол, Части речи
Муниципальное казенное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с углублённым изучением отдельных предметов
пгт Мурыгино Юрьянского района Кировской области
Открытый урок по русскому языку
Раздел: «Части речи»
Тема: «Глагол, его роль в языке»
3 класс
Учитель: Козвонина Валентина Петровна
2010г.
Тип урока: изучения нового материала и первичного закрепления
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
Цели:
ознакомление с динамической функцией глагола, формирование умения находить глагол среди других частей речи, правильно ставить вопросы к глаголам;
развитие умения работать в группе;
воспитание учебной активности, навыков самоконтроля и самооценки.
Оборудование:
для учителя: карточки со словарными словами, плакат «Глагол», ключевые слова для изучения темы, карточки для групповой работы;
для детей: Т.Г.Рамзаева «Тетрадь упражнений по русскому языку и речи»,2009г
Оформление доски: слова «Тема», «Цель», рисунок «горы знаний», упражнения по чистописанию, кроссворд.
План урока
№п/п
Этапы урока
Ход урока
1
Оргмомент.
-Сегодня у нас необычный урок. Необычный потому, что у нас гости, и необычный потому, что мы с вами сегодня на уроке русского языка превращаемся в альпинистов.
2
Мотивация
- А кто такие альпинисты?
-И мы тоже будем взбираться на гору, но не простую, а гору Знаний. Какими мы должны быть, чтобы преодолеть все препятствия и трудности, ожидающие нас в пути?
Вы будете сами оценивать свои достижения.
Ну, что ж, отправляемся в путешествие.
3
Актуализация знаний и целеполагание
-Написанные на доске слова объедините в зависимости от пропущенных в них букв:
вторн.к, ч.тверг, р.совать,к.ртина
к.пуста, к.ртофель, б.рёза, .рех
т.пор, м.л.ток, .гурец, п.мидор
-Распределите слова на возможное количество групп по какому-либо признаку. (Ударение, количество слогов, части речи).
4
Минутка чистописания
-Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания: она находится в слове, которое является лишним в данной группе и обозначает парный мягкий согласный звук (Тт)
-Мы напишем её с той гласной буквой, которая чаще, чем другие встречается в словах с непроверяемой безударной гласной (О)
- Рассмотрите порядок следования букв в этом ряду: Тто Тот Тто
тс тп тг тн тч тм
5
Словарно-орфографическая работа
-Зачеркните в этой фигуре буквы, обозначающие непарные глухие согласные звуки, и буквы, обозначающие непарные мягкие согласные звуки, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке:
х р ч е
ц ш щ и РЕШИТЬ
й ч т ь щ
-У этого слова несколько значений (найти искомое, что-то осуществить).
-Составьте предложение, в которое одновременно вошли бы слова рисовать и решить и любые имена существительные из словарика (самостоятельно). Самопроверка.
6
Первичное усвоение материала
Ключевые слова по теме урока:
обозначают
отвечают на вопросы
используются для
Физкультминутка
- Какой частью речи является эти слова? Как вы узнали?
-Определите тему урока, поставьте цели.
-У нас в гостях его величество Глагол.
Что вы знаете о глаголе?
-А что вам хотелось бы узнать? (Используются ключевые слова)
Для этого объединимся в группы и проведём небольшое исследование. Обговорим важное условие нашей успешной работы- посоветуйтесь, какие правила работы необходимо выполнять в группе, чтобы работать быстро и, главное, результативно. (Работа в группах)
-Давайте сверим наши выводы по учебнику.
- Какой алгоритм выведем?
Ставить вопрос
Вдумываться в значение
-Проверим! Поиграй-ка (10 слов)
Вытирал, подметал, заливал, самосвал, носил, повредил, крокодил, обжег, флажок, дружок.
+ + + - + + - + - - (на доске) Взаимопроверка.
-Встаньте те, чей напарник не ошибся.
-Докажите свой выбор – как вы узнавали глаголы.
-Я называю слова, а вы показываете движения только тогда, когда слышите глаголы: ход-ходить, взлёт-летать, прыг- прыгать, мах- махать, бег-бежать, наклон-наклониться, сидя-садиться. Как вы узнавали глаголы?
7
Осознание и осмысление учебной информации
-А следующее задание очень трудное: списать любое из предложений по выбору и определить, к какой части речи относятся выделенные слова:
Мама стала печь пироги, а сын на печь залез.
Ведро дало течь, и вода стала течь.
(работа в парах)
8.
Первичное закрепление материала
Все жители страны Глаголов находятся в постоянном движении.
-Подберите к каждому существительному как можно больше слов со значением действия. 1 вариант - ученик2 вариант - учитель
Коллективная проверка. Что вы скажете о роли глаголов в русском языке?
2) самостоятельное выполнение упр.521, задание по выбору:
Подчеркнуть глаголы
Подчеркнуть главные члены предложения
9
Итог занятия.
Рефлексия деятельности и содержания.
Мы выполнили все задания, и сейчас посмотрим, все ли ребята смогли подняться на вершину горы Знаний.
- Покажите, где вы находитесь.
10
Домашнее задание (по выбору) - на доске.
Стр. 69, выуч.прав., упр.522
Нарисовать рисунок – как вы представляете глагол.
Сочинить сказку про глагол.
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с углублённым изучением отдельных предметов
пгт Мурыгино Юрьянского района Кировской области
Урок русского языка
Раздел: «Части речи»
Тема: «Глагол, его роль в языке»
3 класс
Учитель: Козвонина Валентина Петровна
2010г
Тип урока: изучения нового материала и первичного закрепления
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
Цели:
ознакомление с динамической функцией глагола, формирование умения находить глагол среди других частей речи, правильно ставить вопросы к глаголам;
развитие умения работать в группе;
воспитание учебной активности, навыков самоконтроля и самооценки
Оборудование:
для учителя: карточки со словарными словами, плакат «Глагол», ключевые слова для изучения темы, карточки для групповой работы;
для детей: Т.Г.Рамзаева «Тетрадь упражнений по русскому языку и речи»,2009г
Оформление доски: слова «Тема», «Цель», рисунок «горы знаний», упражнения по чистописанию, кроссворд.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
№п/п
Этапы
Методы и приёмы
Деятельность педагога
Деятельность воспитанников
1
Оргмомент
Проверка готовности к уроку. Мотивация на игру.
Наблюдение
2
Мотивация и целеполагание
Проговаривание правил игры.
Словесные: учебная дискуссия
3
Актуализация знаний и целеполагание
Словарно-орфографическая работа.
Наблюдение, классификация, упражнение в чистописании, самопроверка.
4
Первичное усвоение материала
Опора, наглядность, организация рефлексивной игры.
Работа в группах.
Частично- поисковые: исследовательская работа.
Обобщение, взаимопроверка.
физкультминутка
5
Осознание и осмысление учебной ситуации
Работа с омонимами
Работа в парах
6
Первичное закрепление учебного материала
Методы ЛОО
Методы самостоятельной работы
Грамматическое задание по выбору, опора.
7
Рефлексия
Самооценка.
8
Информация о д.з.
Методы ЛОО
Задание по выбору.
15