Конспект урока по русскому языку 5 класс по теме: Глагол как часть речи.


Конспект открытого урока объяснения нового материала
Тема урока «Глагол как часть речи»
Класс: 5
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
обобщить и систематизировать имеющиеся знания о глаголе как части речи;
отличать глаголы от слов других частей речи;
работать с различными источниками информации;
использовать знания о глаголе.
Метапредметные:
сформулировать цели своей учебной деятельности;
планировать и регулировать свои действия;
совершенствовать навыки самоконтроля, коррекции, самооценки;
продолжить формирование умения формулировать и аргументировать собственное мнение;
продолжить совершенствовать навыки языкового анализа и построения рассуждения на основе причинно-следственных связей.
Личностный результат:
обучающиеся смогут поддержать личный познавательный интерес к предмету.
Словарь урока: глагол
Ресурсы: Учебник – «Русский язык. 5 класс» авт. Рыбченкова Л.М. и др.; рабочие тетради, карточки с заданиями.
Ход урока.
№ Этап урока.
Основное содержание этапа Основные виды деятельности обучающихся1. Орг. момент
Доброе утро, ребята! Садитесь! Проверка готовности к уроку. Мобилизация внимания.
2. 1. Проверка дом.задания.
Работа по карточкам./3 варианта/
- Для того, чтобы проверить ваши знания, я раздам вам карточки. На работу вам дается 3 минуты.
-Вверху подпишите ваши листочки. Приступайте к работе.
2. Орф.тренинг.
Очень хорошо. Спасибо за работу.
- теперь откройте тетради, запишите число, классная работа. К доске пойдет…………………. .Запишем:
Здравствуйте
Пожалуйста---/ помощью древней формы глагола ста, то есть стать и глагола «пожаловать», которое имело много значений: пожалеть сильно, помиловать, отблагодарить, то есть сделать это для тебя, почтить, простить./
Спасибо---/ Старинные же формы по происхождению своему звучат так: хвала тебе, спаси вас бог, благодарю, благодарствую, покорно благодарю… Исполать в значении спасибо известно с 16 века./
Извините
До свидания
Благодарю
Благодарность
Вежливость--- вежа/ведать – знать/+лив
Подчеркнем орфограммы. А скажите, ребята, для чего нам нужны эти слова? А что интересного можно заметить в употреблении их в письменной речи?
- верно, в письменной речи эти слова выделяются запятыми.
- А как мы выделяем их в устной речи?
- А что вы знаете об образовании этих слов? Например, слово здравствуй – что оно обозначает?
- а знаете ли вы, что …
- придумайте и запишите предложение с двумя из них.
3.Мотивация. Целеполагание.
Сегодня мы начнем изучать новую тему. А какую — вы догадаетесь, если правильно выполните первое задание: на доске написаны предложения. Но они неполные. Кто сможет помочь восстановить эти предложения?
Старик ____ неводом рыбу,
Старуха_____ свою пряжу. (Пушкин).
Девочка_____лесное яблочко, спасибо _____.
Яблоня _____ ее своими ветвями.
Лебеди _____ мимо. («Гуси-лебеди»).
- А теперь прочитаем предложения, называя слова, которые вы вставили на месте пропусков. (Ловит, прядет, съела, сказала, заслонила, пролетели)
- К какой же части речи относятся слова, использованные на месте пропусков? (глагол)
- Как вы догадались? Что обозначают все эти слова? (Обозначают действие)
- Сформулируйте тему урока.
Ребята, а я её определила вот так: Глагол как часть речи.
- Вы согласны? Запишите число и тему урока в тетрадь.
4. Актуализация знаний
- КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧЕМ МЫ СЕГОДНЯ БУДЕМ ЗАНИМАТЬСЯ НА УРОКЕ?
Я их определила вот так: мы будем учиться выделять глагол среди других частей речи по морфологическим признакам и его значению. Вы согласны?
Нам просто необходим план. Ребята, предположите, что нам нужно сделать, чтобы выполнить поставленные цели?
План урока:
1.Вспомнить все, что мы знаем о глаголе..2. Выполнить упражнения, чтобы научиться отличать глаголы от слов других частей речи. Согласны? Вступление в диалог с учителем, выполнение задания, построение умозаключения на его основе.
Формулировка темы урока и запись в тетрадь
Формулирование цели своей деятельности
Планирование своей деятельности
3. 1. Первичное закрепление материала
Что такое глагол? Какие морфологические признаки глагола нам уже известны? А ТЕПЕРЬ ПРОВЕРИМ, ВСЕ ЛИ О ГЛАГОЛЕ МЫ ВСПОМНИЛИ. ДЛЯ ЭТОГО ПРОЧИТАЕМ ПРАВИЛО НА СТРАНИЦЕ 53. РАССКАЖИТЕ ПРАВИЛО.
Упр. 370.
- А теперь откройте упражнение 370, прочитает задание…….
- давайте сделаем так: прослушаем оба фрагмента, а потом ответим на вопросы.
- Первый фрагмент читает ……………..
- второй фрагмент читает ………………
- итак, пожалуйста, кто ответит на вопрос: Какой из этих фрагментов можно иллюстрировать в виде комикса. Докажите. Свою речь начните со слов: Я думаю, что…
- спасибо. Все ли согласны? Может, у кого-то есть другое мнение?
- Тогда, полагаю, второй фрагмент можно иллюстрировать в виде картины?
- к каким типам речи мы можем отнести эти тексты? Обоснуйте.
- почему? Докажите.
- Спасибо. Тогда давайте разберем задания:
1) что вы можете сказать?
Тогда запишем в тетрадь упражнение 370 и последние два задания выполним письменно.
Пословица.
- скажите, ребята, слышали ли вы когда–нибудь выражение «Устами младенца глаголет истина»? как вы думаете, что оно означает. А давайте попробует перевести ее на наш современный язык. Как вы думаете, какой вариант интереснее? Почему?
3. Омонимия/стр.52/
- давайте посмотрим на стр. 52. На полях есть задание.
4. Прочитаем его. Что мы можем сказать?
Давайте сделаем вывод и запишем кластер в тетрадь для правил.
Глагол
Самостоятельная часть речи
Обозначает действие
Отвечает на вопросы что делать? Что сделать?
Морф.признаки:
Вид/совершенный-несовершенный/
Спряжение/1-2/
Время/прош., наст., буд./
Число/ед.мн./
Лицо /1,2,3/
Род/м.р., ж.р., ср.р./
Синтаксическая функция
Сказуемое.
2.Работа с текстом
-А теперь на каждую парту я раздаю лист с фрагментом стихотворения. РАЗДАТЬ ЗАРАНЕЕ
Прочитайте стихотворение И. С. Никитина «Утро»
Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок, воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
-какое время года описано в стихотворении? Как вы догадались? Понравилось ли вам оно?
Давайте найдем все глаголы в тексте и перечислим их.
- в этом фрагменте есть устаревшая форма глагола. Как вы думаете, где? Почему она названа устаревшей? Как теперь употребляем мы тот же глагол?
- Давайте укажем глаголы, которые встречаются в этом стихотворении, и охарактеризуем их. По каким признакам можно охарактеризовать глаголы? (Вид, спряжение, время, число, лицо или род.)
- Итак, какие же глаголы встречаются в стихотворении И. С. Никитина «Утро»? Дадим им характеристику.
— Как вы думаете, почему здесь большинство глаголов настоящего времени, а в конце — три глагола прошедшего времени?
- выразительное чтение стихотворения. Анализируют свои знания по части речи «Глагол»
Анализ языкового материала, установление причинно-следственных связей, построение логического рассуждения
Формирование умения определять общевидовое значение глаголов. Определение морфологических признаков глагола. Синтаксический анализ.
Самопроверка и самоконтроль.
4. Закрепление пройденного материала.
Работа с текстом. (Текст с вопросами раздается на карточках. Работа в парах)Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Весна голосов… Пригибаясь, ошалело кричит на телеграфном столбе ворона. Над лесной прогалиной трепещет, заливается жаворонок. В светлых березняках-теньканье, посвисты, невнятное щебетанье. Под снегом в лощине течёт, булькает вода.
Сорока летит над лесом и держит в клюве тяжёлый прутик берёзы. Я присел на пенёк, слушаю звуки весны и радуюсь ее приходу. А за спиной и в светлых березняках свист, щебетанье и время от времени шорох – оседает под солнцем последний лист.
Вопросы к тексту:
Определите основную мысль высказывания. В каком предложении она выражена? (в первом)
Найдите слова, которыми автор передаёт музыку, звуки весны. (Глаголы: кричат, заливается, булькает; существительные: теньканье, посвисты, щебетанье, свист, шорох).
Запишите эти слова в два столбика: существительные, глаголы.
Что общего в их значениях и в чём разница? (ОБЩЕЕ – ОБОЗНАЧАЮТ ДЕЙСТВИЕ, НО ПРИ ЭТОМ ЭТО СЛОВА РАЗНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ).
Докажите, что это слова различных частей речи.
В выписанных глаголах определите время глагола, лицо.
Сформулируйте вывод о роли глагола в речи. (Обозначает действие, движение, динамику предмета, трудовые процессы, может передавать звуковые, зрительные восприятия, состояние человека и т.д.). Чтение и адекватное понимание текста (смысловое чтение), анализ текста с точки зрения основной мысли и средств ее выражения
Формирование умения видеть глаголы в тексте и отличать их от других частей речи, умение классифицировать глаголы по значению.
Сравнительный анализ
Формулировка и аргументирование собственного мнения.
Определение морфологических признаков глагола. Формулировка собственных выводов.
Осуществление парной формы учебного сотрудничества.
5. Рефлексия
О какой части речи мы сегодня с вами говорили? (О глаголе)
Вспомните цели, поставленные в начале урока.
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Чему научились?
Кто испытал трудности на уроке?
С чем они были связаны?
Над чем еще нужно поработать?
Посмотрите на запись сегодняшнего урока в ваших тетрадях и поставьте на полях знак вопроса рядом с теми упражнениями, которые вызвали у вас затруднения. Оцените свой уровень
2. Игра «Верно-неверно.
- Чтобы вам было легче, мы сыграем в игру «Верные – неверные утверждения». Я буду читать утверждения, а вы должны ответить – верно оно или нет.
1. Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета. (верно)
2.Глаголы изменяются по временам. (верно)
3.Глаголы изменяются по временам, числам, лицам. (верно)
4.Глаголы изменяются по временам, падежам. (неверно)
5.Глаголы в предложении обычно бывают сказуемыми. (верно)
В конце урока учащиеся называют наиболее активно работавших на уроке. Этим учащимся выставляется оценка после проверки их классной работы (поурочный балл) Анализ собственной учебной деятельности и самооценка
6. Домашнее задание
Параграф 39, выучить слова из орф.тренинга стр.52, упр. 372. 7 Выставление оценок.
- А теперь оцените себя по данным критериям:
1) работа на уроке.
2) понимание темы.
3) работа в тетради. Раскрыть скобки. _____________________
(Не)годование, (не)внимательность, (не)вежа, (не)грамотность, (не)боялся преград; (не)был в школе; (не)вольник, (не)забудка, (не)доверие, (не)ряха, (не)правда, (не)навидит ложь; небо (не)голубое. (не)видимка, (не)вежливость, (не)везенье, (не)доверие, Надеть (не)красивый плащ; очень (не)красивый зонт; вовсе (не)красивый поступок; ничуть (не)интересный фильм; далеко (не)легкое дело; сказать явную (не)правду;
Вставить на месте пропусков о/ё. ___________________
Ж…лудь, щ…лочка, ж…лтый, больш…го, куц…го, ш…ссе, крыж…вник, ш…лк,
беч…вка, реш…тка, приш…л, расч…ска, ш…рох,
ш…пот,
ч…лка,
ш…фер,
капюш…н, много крыш… ж…сткий, пч…лы, ж…нглерВставить, где нужно Ь в конце слов. ______________________
Мороз трескуч…, врач…, много туч…, доч…, ноч…, тиш…, еж колюч…, много крыш… , пригож…, цветок пахуч…, хорош…, лес дремуч…, уж…, муж…, грач…, глуш…камыш…, пейзаж…, рож…, шалаш…, много луж…, мяч…, гореч…, чай горяч…., борщ…, брош…, карандаш… .Раскрыть скобки. _____________________
(Не)годование, (не)внимательность, (не)вежа, (не)грамотность, (не)боялся преград; (не)был в школе; (не)вольник, (не)забудка, (не)доверие, (не)ряха, (не)правда, (не)навидит ложь; небо (не)голубое. (не)видимка, (не)вежливость, (не)везенье, (не)доверие.
Надеть (не)красивый плащ; очень (не)красивый зонт; вовсе (не)красивый поступок; ничуть (не)интересный фильм; далеко (не)легкое дело; сказать явную (не)правду;
Вставить на месте пропусков о/ё. ___________________
Ж…лудь, щ…лочка, ж…лтый, больш…го, куц…го, ш…ссе, крыж…вник, ш…лк,
беч…вка, реш…тка, приш…л, расч…ска, ш…рох,
ш…пот,
ч…лка,
ш…фер,
капюш…н, много крыш… ж…сткий, пч…лы, ж…нглерПрочитайте стихотворение И. С. Никитина «Утро»
Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок, воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
-какое время года описано в стихотворении? Как вы догадались? Понравилось ли вам оно?
Давайте найдем все глаголы в тексте и перечислим их.
- в этом фрагменте есть устаревшая форма глагола. Как вы думаете, где? Почему она названа устаревшей? Как теперь употребляем мы тот же глагол?
- Давайте укажем глаголы, которые встречаются в этом стихотворении, и охарактеризуем их. По каким признакам можно охарактеризовать глаголы? (Вид, спряжение, время, число, лицо или род.)
- Итак, какие же глаголы встречаются в стихотворении И. С. Никитина «Утро»? Дадим им характеристику.
— Как вы думаете, почему здесь большинство глаголов настоящего времени, а в конце — три глагола прошедшего времени?
Работа в парах)Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Весна голосов… Пригибаясь, ошалело кричит на телеграфном столбе ворона. Над лесной прогалиной трепещет, заливается жаворонок. В светлых березняках-теньканье, посвисты, невнятное щебетанье. Под снегом в лощине течёт, булькает вода.
Сорока летит над лесом и держит в клюве тяжёлый прутик берёзы. Я присел на пенёк, слушаю звуки весны и радуюсь ее приходу. А за спиной и в светлых березняках свист, щебетанье и время от времени шорох – оседает под солнцем последний лист.
Вопросы к тексту:
Определите основную мысль высказывания. В каком предложении она выражена? Найдите слова, которыми автор передаёт музыку, звуки весны.
Запишите эти слова в два столбика: существительные, глаголы.
Что общего в их значениях и в чём разница? (Докажите, что это слова различных частей речи.В выписанных глаголах определите время глагола, лицо.
Выпишите из текста глаголы, обозначающие динамику движения пробуждающейся природы, состояния человека.
Сформулируйте вывод о роли глагола в речи.