Урок русского языка в 4 классе по УМК Перспектива на тему: Разбор глагола как части речи


Урок русского языка в 4 классе на тему:
«Разбор глагола как части речи»
Планируемые образовательные результаты:
Предметные результаты: учиться выполнять разбор глагола как части речи в соответствии с заданным порядком; закреплять знания о грамматических признаках глагола и его роли в речи.
Личностные УУД: любовь и уважение к Отечеству, ее культуре, религии, языку, достижениям народа, защитникам Родины; опыт работы с патриотическим дискурсом.
Метапредметные связи и результаты: тематическое соответствие материала содержанию уроков окружающего мира по программе.
Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока в диалоге с учителем; определять успешность выполнения своей работы и работы одноклассников; работать по плану.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять алгоритм); строить рассуждения.
Коммуникативные УУД: отделять новое от известного; выделять главное, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать; формулировать свои мысли в устной и письменной форме; слушать и слышать других, уметь сотрудничать в парах, группах.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Методы: объяснительно-иллюстративный (практическая работа и работа по алгоритму); репродуктивный (выполнение заданий по образцу, анализ по алгоритму), проектный (самостоятельное планирование и выполнение проекта по пробному действию), деятельностный.
Методы контроля: фронтальный, индивидуальный, групповой и в парах.
Технологии: деятельностного метода; мини-проект; наглядная.
Оборудование: ИД, иллюстрации.

Сценарий урока
Мотивация и актуализация:
- Сегодня мне хочется создать не просто рабочий настрой, но даже праздничный, т.к. у нас не простой урок, на нем присутствуют важные гости. Давайте поздороваемся с ними поздравим их с прошедшим праздником Пасхи! А вот эти замечательные фотографии (флипчат с.1) помогут вам дать определения словам на стр.29 Чистописания (В.Г.Горецкий, Т.В.Игнатьева Чистописание. Рабочая тетрадь №3: 4 класс. Издательство «Экзамен», 2014г.)- Прочитайте, какие слова даны для толкования?
- Цукаты, марципан.
- Кто знает значение этих слов?
- …
- Правильно. Давайте запишем в тетрадь эти определения. (Показ значений слов флипчат с. 1)
- Разберем слово «марципан» как часть речи в рабочей тетради. Если забыли, то где можно найти алгоритм разбора?
- На форзаце учебника (разбор слова устно или запись в тетради).
- Теперь вам будет понятен смысл текста, предложенного для чистописания. Спишите текст. Найдите в тексте глаголы. Что у них общего?
- Все глаголы употреблены в прошедшем времени.
- Чем формы глаголов прошедшего времени отличаются от форм других времен?
- У них можно определить род в единственном числе.
- Определите род глаголов.
- оказались – мн.ч. нет рода
- было – ед.ч. ср.р.
- были – мн.ч. нет рода
- благоухала – ед.ч. ж.р.
- Можем ли мы по этим формам определить спряжение глаголов?
- Нет. Спряжение глаголов мы может определить по формам настоящего и будущего времени или по неопределенной форме.
- Давайте определим спряжение. Для этого вспомним алгоритм определения спряжения (флипчат с. 2).
- Все глаголы I спряжения.
- Как вы рассуждали?
- …
- Что мы повторили?
- Разбор существительного как части речи, грамматические признаки глагола.
2. Целеполагание. Открытие нового знания.
- Как вы помните, мы повторяем только то, что нам необходимо для открытия нового знания. Как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока?
- Разбор глагола как части речи.
-Какую цель вы поставите перед собой на этом уроке?
- Научиться разбирать глагол как часть речи.
- Какое самое главное правило в учебе? Как вы будете добывать новые знания?
- Самостоятельно.
- Что тогда будет делать учитель?
- Помогать.
- Сейчас не только я помогу вам, но также вы будете помогать друг другу. Объединитесь в группы. Вы должны составить алгоритм разбора глагола как части речи. И восполнить недостающие звенья этого алгоритма. (Работа в группах по составлению алгоритма).
- Посмотрим, что у вас получилось… (группы вывешивают результаты работы).
- Как мы узнаем, что составленные алгоритмы правильны?
- Мы должны сравнить с образцом (эталоном).
- Где найти эталон?
- В учебнике или его может предложить учитель.
- Я хочу предложить вам эталон (флипчат с. 3). Однако прошу найти эталон в учебнике и сравнить с тем, что составили мы сами. Есть ли отличия?
- Да, в нашем эталоне есть 4-й пункт о роли глагола в предложении.
3. Физкультминутка.
4. Первичное закрепление в речи.
- У нас есть эталон. Что теперь мы будем делать?
- Применять его.
- На доске вы видите предложение (флипчат с. 4). Найдите глаголы и разберите их как части речи. Работайте в парах, выберите каждый по одному глаголу для разбора.
- Проговорите друг другу, как вы разбираете глагол, помогите друг другу, если требуется, сделайте взаимопроверку. Сверьте свои результаты с образцом.
5. Самостоятельная работа.
- Какой теперь шаг?
- Самостоятельная работа.
- Возьмите индивидуальный раздаточный материал. Составьте из слов предложение и разберите глагол как часть речи. Ответьте на вопрос в задании. Сверьте в эталоном (флипчат с.5)
- Оцените свою самостоятельную работу. Кто поставил «+»? Какие выводы вы можете сделать? У кого «?»? Что было вам не до конца понятным? Кто поставил минус? Что вам необходимо сделать?
-…
6. Включение в систему знаний, рефлексия.
- Как вы думаете, зачем нужно знание о разборе глагола как части речи?
- Оно помогает систематизировать и закрепить все, что мы узнали о глаголе.
- Какую цель вы ставили перед собой на уроке?
- Научиться разбирать глагол как часть речи.
- Достигли ли вы этой цели.
- Да, мы получили алгоритм разбора глагола. Мы умеем разбирать глаголы как часть речи. Но некоторым еще стоит потренироваться в…
- Помогут ли нам разборы глагола сохранить в памяти все, что мы знаем и изучили об этой части речи?
- …
- Оцените урок с помощью лестницы успеха.