Открытый урок по русскому языку на тему Корень слова. Однокоренные слова. (2 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Саралинская средняя общеобразовательная школа»
Технологическая карта урока
по русскому языку
Тема: корень слова. Однокоренные слова.
2 класс
учитель первой категории:
Янковская Людмила Васильевна
с. Сарала, 2016 г
Корень слова. Однокоренные слова
Тема Корень слова. Однокоренные слова
Педагогическая цель Способствовать ознакомлению с понятиями: корень, однокоренные слова, развитию умений находить корень в однокоренных словах, определять его значение, объяснять лексическое значение слов
Тип урока Решение учебной задачи
Планируемые результаты (предметные) Осваивают первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: лексике, словообразовании; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи
Личностные результаты Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения
Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные: планируют решение учебной задачи (выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий).
Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства и справочную литературу для решения учебной задачи; логические – выполняют логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям).
Коммуникативные: умеют задавать вопросы, используют речь для регуляции своего действия
Основное содержание темы, понятия и термины Корень слова. Однокоренные слова
Образовательные ресурсы Словарь однокоренных слов
Сценарий урока
Этапы урока Формы, методы,
методические
приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся Приемы
контроля
осуществляемые
действия формируемые
умения I. Мотивирование к учебнойдеятельности. (Организационный момент) Фронтальная. Словесный.
Слово учителя Приветствие учащихся.
– Проверим готовность к уроку
- Перед началом урока попрошу вас отметить ваше настроение под смайликами. Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей на столе Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя, выходят к доске, отмечают знаком «+» под выбранным ими смайликом II. Чистописание Фронтальная, индивидуальная.
Практический. Письмо Аа Анна Аня Аля Выполняют письмопо образцу Вырабатывают калли-графический почерк Правильное написание
III. Актуализация знаний
Задание «Закончи предложение» Фронтальная. Словесный.
Беседа Ученикам раздаются листки с незаконченным предложением, типа «Синонимы – это слова…»
«Слова , имеющие два или несколько значений называются …»
– Что такое родственные слова? – Близкие по смыслу, имеют общую (одинаковую) часть, в которой заключается лексическое значение всех родственных слов Правильно строят ответы, привлекая имеющиеся знания
Воспринимают вопросы учителя на слух. Проговаривают правила
Беседа по вопросам
IV. Постановка учебной задачи Фронтальная. Словесный.
Чтение, беседа,
сообщение
учителя Представляю детям картинки «Корень дерева», «корень зуба»
- Как эти картинки могут быть связаны с темой нашего урока?
- Какой раздел мы изучаем?
- Предположим, что у слова тоже есть корень.
- Как он выглядит? Как называются слова у которых одинаковый корень? Слова, слова, слова…
– Что такое корень?
Что такое однокоренные слова?
Высказывают предположения.
Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем V. Усвоение новых знаний и способов действий.
1. Корень.
Однокоренные слова (упр. 84)
Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо Предлагает прочитать формы родственных слов; подумать, почему они так написаны; выполнить задания в учебнике.
Делают вывод , сравнивают свой вывод с правилом в учебнике.
Знакомятся с понятием «корень». Читают. Отвечают
на вопросы.
Находят общую часть. Списывают, выделяют корень Устанавливают причинно-следственные связи. Анализируют, сравнивают, обобщают. Находят и выделяют корень Беседа по вопросам, письмо
Физкультминутка Коллективная. Практический Хомка, хомка, хомячок…..
Выполняют движения
по тексту под руководством учителя Осуществляют профилактику утомления Правильное выполнение движений
Проводим опыт Практический - Закройте общую часть слова полоской и прочитайте то, что осталось незакрытым.
- Можно ли оставшуюся часть назвать словами? Почему?
- Теперь вы убедились, что в слове должен быть корень. Он «хранит» общее значение всех однокоренных слов. Нет.
Теряется смысл. Устанавливают причинно-следственные связи. Анализируют, сравнивают, обобщают. Находят и выделяют корень 2. Работа со словарем однокоренных слов (устно)
Развитие речи
Фронтальная. Словесный,
практический.
Чтение, беседа, письмо Знакомит со словарем однокоренных слов, предлагает выбрать любую группу однокоренных слов, найти корень, и составить предложение с одним из слов. Работают со словарем. Записывают однокоренные слова, обозначают корень, составляют предложение Овладевают умением работать со словарем однокоренных слов. Распознают в словах корень, обозначают
его. Работа
со словарем, письмо
VI. Закрепление знаний и способов действий.
Парная.
Словесный, наглядный, практический. Письмо, работа
с рисунком и текстом «Мой дед» Организует работу с упражнением, контролирует его выполнение Рассматривают рисунки, разгадывают слова, подписывают их.
Обозначают корень Извлекают информацию из рисунка, анализируют рисунок, разгадывают в нем слова. Распознают корень. Объясняют значение слов Упражнение
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Фронтальная. Словесный.
Беседа – Какая задача стояла перед нами?
– Удалось ли ее решить?
– Кто справился с этой задачей?
– Кто испытывал затруднения? Почему?
Отметьте знаком свое настроение в конце урока. Узнать, что такое корень слова. Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке Беседа по вопросам. Саморе-гуляцияVIII. Домашнее
задание.
Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя Учить правило, упр. 83, с. 59-60 Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития Приложение
Мой дед – лесник. Летом я живу у деда в лесу. Мы любим слушать лесные звуки. Мой дед – лесник. Летом я живу у деда в лесу. Мы любим слушать лесные звуки.
Мой дед – лесник. Летом я живу у деда в лесу. Мы любим слушать лесные звуки. Мой дед – лесник. Летом я живу у деда в лесу. Мы любим слушать лесные звуки.