Интегрированный урок музыки и чтения Волшебник и великий музыкант
Интегрированный урок чтения и музыки в 4-м классе по теме:
«Волшебник и великий музыкант»
Цель урока: показать, используя музыкальные произведения Э. Грига и рассказ К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», что человек становится, по-настоящему, счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира.
Задачи урока: 1) обобщающий анализ частей рассказа;
2) развитие речи учащихся, навыка выразительного чтения и умения формировать идею произведения;
3) развитие творческого воображения через слово, музыку;
4) воспитание чувства прекрасного посредством связи литературы и музыки;
5) формирование мыслеобразования на основе восприятия художественного произведения;
6) создание атмосферы для развития духовных ценностей детей.
Педагогические технологии: 1) объяснительно-иллюстративного обучения; 2) словесной продуктивной и творческой деятельности; 3) педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия); 4) здоровьесберегающая технология; 5) информационно-коммуникативная технология.
Планируемые результаты:
Личностные – понимать точки зрения других людей, действовать в условиях конфликта мнений, планировать совместную деятельность, принимать совместные решения.
Метапредметные – познавательные и регулятивные действия, целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи, моделирование понятия, умение использовать содержание текста, структурировать знания по теме урока.
Предметные – умение работать над содержанием глав, используя различные виды чтения, приемы критического мышления, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с заданиями.
Оборудование: 1) мультимедийная презентация; 2) записи музыки Э. Грига («Утро», Сюита Хольберга. Прелюдия); 3) эпиграф урока; 4) корзина с шишками.Ход урока
Организационный момент.
Учитель музыки - Добрый день, дети! Добрый день, уважаемые взрослые! Нам приятно видеть вас. Сегодня у нас необычный урок. Это урок чтения и музыки одновременно. И вести урок мы будем вдвоем: учитель чтения и учитель музыки.
Учитель чтения - И пусть этот урок несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. Сядьте поудобнее, улыбнитесь друг другу и начнем урок.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Постановка цели урока.
Учитель музыки: Чтение слов на доске:
Волшебник и великий музыкант!
- Эти слова будут темой сегодняшнего урока. О ком они? На этот вопрос вы ответите нам чуть позже. А сейчас я предлагаю вам решить анаграмму:
П А С В Й К У С И Т О
(Инструкция: здесь спрятана фамилия русского писателя. Для того чтобы прочитать эту фамилию, нужно расставить буквы в правильном порядке)Дети разгадывают анаграмму
Учитель чтения:
- Константин Паустовский. С творчеством этого писателя мы уже знакомились на уроках чтения. Узнаете ли вы?
Викторина (на слайдах иллюстрации из произведений)
- Из каких произведений взяты эти строки?
1) “Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед – оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понёс его домой. У зайца были опалены задние ноги и живот”. (“Заячьи лапы”)
2) “Лёнька привязал к леске за хвост небольшую плотвицу и закинул её через лаз в подполье. Кот вцепился зубами в рыбью голову мёртвой хваткой. Лёнька вытащил его наружу”. («Кот-ворюга»)
3) “Через полчаса зверь высунул из травы мокрый чёрный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с чёрными пронзительными глазами”. (“Барсучий нос”)
4) «Воробей подлетел к Золушке. Она протянула к нему руки, и воробей на лету бросил ей на ладони маленький хрустальный букетик».
(«Растрёпанный воробей»)
5) “Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками – дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки”.
(“Корзина с еловыми шишками”)
Учитель музыки:
- О каком известном человеке повествует К. Паустовский в рассказе о дочери лесника? (О композиторе Э. Григе).
Основная часть урока.
А) Ученик :
«Эдвард Григ - норвежский композитор, пианист и дирижёр. Родился 15 июня 1843 года в Бергене. Мать композитора была пианисткой, поэтому Эдварда с детства обучали музыке. Впервые будущий композитор сел за пианино в четыре года. В 19 лет он окончил консерваторию в Лейпциге с отличием. Его судьбой отныне и навсегда стала музыка. Музыка Грига красивая, яркая, интересная. В ней оживают сказки, картины народной жизни, образы природы Норвегии.
День, когда Григ умер, был объявлен днем национального траура. Похоронен композитор в скале над вечно волнующимся морем.
При жизни Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря».
Учитель музыки: - Как вы думаете, почему? Какое чувство испытывает человек, который так стремиться на родину? (любовь к родине, патриотизм)
- Григ очень любил свою родину – Норвегию, ее людей, ее красивую природу. Величественная суровая Норвегия - страна неприступных скал, густых лесов, узких извилистых морских заливов. Осенью природа Норвегии блистает всеми оттенками красок.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Б) Учитель чтения:
- Найдите отрывок, где К. Паустовский описывает природу осеннего горного леса. Прочитаем его.
- Какими красками нарисован лес? (Зеленые пряди мха, золото и медь листьев)
- Какие звуки наполняли его? (Раздаётся эхо, шелест листьев, шум прибоя) А запахи? (Грибной воздух)
- Какое настроение создает это описание? (Возвышенное, сказочное, таинственное. Осень - поэтическое время года, оно даёт вдохновение, настраивает к творчеству, поэты посвящали осени стихи)
- Как вы считаете, случайно ли писатель включил в рассказ описание природы?
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
В) Учитель музыки:
- Как вы думаете, ребята, можно ли эти звуки, краски, запахи изобразить в музыке?
- Давайте послушаем музыку Грига. Как композитор передает картины природы в музыке? Чтобы понять и почувствовать музыку, её нужно слушать в тишине.
Слушание. Э. Григ «Утро».
- Что вы услышали в музыке? (Мы слышим, как поют птицы, шелестит листвой ветер. И, наконец, будто хлынули потоки солнечного света – так сверкает всеми красками оркестр)- А какие инструменты звучали? (Предрассветную тишину оглушают чистые звуки пастушеской свирели (в оркестре свирельный наигрыш поручен флейте). Прозрачная мелодия переходит от одного инструмента к другому, звучность нарастает.)--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Учитель чтения:
Г) - Среди этой сказочной красоты и произошла встреча композитора и маленькой девочки Дагни. Давайте вспомним, как это было.
(инсценировка фрагмента «Встреча» по ролям)
- Что в разговоре самое главное? Почему Григ решил сделать Дагни подарок? (Она ему очень понравилась: трудолюбива, доверчива, добра. Девочка умеет думать и печалиться о других).
- Что надеялась получить Дагни в подарок? (игрушку)
- Почему Григ отсрочил подарок, ведь подарки всегда ждёшь с нетерпением? Зачитайте цитату из текста.(Его подарок маленькая Дагни не смогла бы понять и оценить) (Подарки материальные - вещи, игрушки - легче дарить. Григ же задумал очень сложный духовный подарок - музыку. Не всегда маленькие дети понимают «серьёзную музыку». Поэтому композитор обещает подарить свой подарок позже.)
- А почему, через 10 лет? (К её совершеннолетию, когда ей исполнится 18 лет)
- Какие черты характера Грига раскрываются в разговоре?
(Добрый – ищет подарок для незнакомой девочки, ребенок его не испугался – глаза у Грига смеялись…, внимательный - помог (сам предложил) донести корзину, общительный, простой - находит общий язык с простой девочкой. Дагни - дочь лесника, а Э.Григ - знаменитый композитор, не высокомерен, внимательный, щедрый).
- А какой перед нами предстаёт Дагни? (Она маленькая, но трудолюбивая, доверчивая, рассказывает незнакомцу о своём доме, гостеприимная, приглашает его в гости. Она мила, красива: нежно думает о дедушке. У неё доброе, отзывчивое сердце.)Д) Учитель чтения:
- В 3 части рассказа писатель снова приготовил нам встречу с Дагни. Маленькая девочка выросла. Какой же она стала? Попробуйте составить портрет Дагни. (красивая, стройная, с тяжёлыми длинными русыми косами)
- Куда, после окончания школы отправилась Дагни?
- Куда настояла пойти однажды тётушка Магда?
- В какой необычной обстановке проходил концерт? (в парке, под открытым небом, во время белых ночей)
- Что такое “белые ночи”? (На севере в начале лета можно наблюдать такую картину - ночью почти светло, стоят лёгкие сумерки, т.к. солнце ненадолго прячется за горизонт)
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Е) Учитель музыки:
- Что впервые на концерте слушала Дагни? (Симфоническую музыку)
- Что такое симфония? Расставьте слова в правильном порядке, и мы узнаем значение этого слова («симфония» - большое музыкальное произведение для оркестра)
- Давайте вместе с Дагни отправимся на концерт в консерваторию. Сейчас уже никто не сможет сказать точно, какое из своих произведений Э. Григ посвятил Дагни Педерсен. Может это?..
Послушаем отрывок музыкального произведения Э. Грига.
Это одно из самых известных произведений композитора, который в своей музыке воспел свой мужественный народ и северную красоту родного края.
Слушание. Э. Григ «Сюита Хольберга. Прелюдия».
- Что вы можете сказать о характере этого музыкального произведения (…..)- Понравилась ли музыка Дагни? Понравилась ли музыка другим слушателям?
- Почему после исполнения этой чудесной музыки "…сначала медленно, потом все, разрастаясь, загремели аплодисменты"? (классическая музыка воздействует на душу, которая взлетает и парит в воздухе, а когда музыка стихает, сердце замирает и нужно некоторое время, чтобы прийти в себя, ощутить себя снова на земле.)
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ж) Учитель чтения:
- Что услышала Дагни в музыке Грига? Прочитаем об этом. (Выборочное чтение "цепочкой" по абзацам)
с. 56-57 со слов «Сначала она ничего не слышала …» до слов "Ты блеск зари".
- Почему Дагни смогла услышать и увидеть это? (Дагни умела чувствовать, мечтать и воображать)
- Как вы думаете, какие чувства возникли в душе Дагни? (чувство восхищения, благодарности, радости, восторга, сожаления, что она не увидит его, чтобы отблагодарить, сказать спасибо, обнять, прижаться и поцеловать)
- Почему же теперь Дагни плакала, слушая музыку Грига? (Дагни поняла, какой подарок он ей обещал. Это были слёзы благодарности. Дагни жаль, что Григ уже умер, и она не сможет поблагодарить его за эту чудесную музыку.)
- Она сразу вспомнила детство и человека, который так много для неё сделал, выразив в музыке её детские годы. Детство – это то прекрасное мгновение, которое нельзя вернуть.
- За что Дагни была благодарна Григу? Зачитайте словами автора. (За то, что вы не забыли меня, за вашу щедрость. За то, что Вы открыли для меня то прекрасное, чем должен жить человек) - Как вы поняли, счастливый конец у рассказа или нет? У вас рассказ дан в сокращении. Давайте прочитаем продолжение.
«Дагни вышла к морю. Оно лежало в глубоком сне, без единого всплеска.
Дагни сжала руки и застонала от неясного ещё ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира.
– Слушай, жизнь, – тихо сказала Дагни, – я люблю тебя.
И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов. Они медленно качались в прозрачной серой воде.
Нильс, стоявший поодаль, услышал ее смех и пошел домой. Теперь он был спокоен за Дагни. Теперь он знал, что ее жизнь не пройдет даром»
- Так чем же должен жить человек? Дагни это поняла, а вы?(Нужно жить и любить свою жизнь потому, что она удивительна и прекрасна, что бы о ней ни говорили, совершать добрые дела в молчании)
- Вот так заканчивается история Дагни Педерсен.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
4. Итог урока.
Учитель музыки:
- Я предлагаю вернуться к нашей теме урока «Волшебник и великий музыкант»
- О ком эти слова?
- Мы должны быть благодарны писателю К.Паустовскому за то, что он подарил нам такой замечательный рассказ о великом композиторе Э.Григе - об этом добром волшебнике и музыканте. Оба они великие мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Учитель чтения:
- Появилось ли желание познакомиться с другими произведениями искусства К. Паустовского и Э. Грига?
- Людей искусства благодарят аплодисментами, давайте и мы поблагодарим К. Паустовского за прекрасный рассказ, а Э. Грига за чудесную музыку.
(аплодисменты)
- Мы приготовили для вас вот такую корзинку с шишками, на которых есть ваше домашнее задание. (Дети берут из корзинки индивидуальное задание:1) нарисовать иллюстрацию к любому отрывку из рассказа;
2) пересказ по частям)--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Учитель музыки:
- Ребята, мы хотим поблагодарить вас за хорошее чтение, за откровенность ваших ответов, за работу души и умение слушать музыку.
Урок закончен.