Разработка урока по технологии на тему Вязание крючком по кругу(7 класс)
Тема урока: « Вязание крючком по кругу»
Тип урока: комбинированный.
Цели:
· Обучающая – способствовать формированию и развитию умений пользоваться схемами описания;
· Развивающая – способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук) и стремления к углублению знаний;
· Воспитывающая – способствовать формированию чувства самоконтроля, взаимопомощи, самостоятельности.
Объект труда:Салфетка
Материально-техническое оснащение:
· выставка книг и журналов;
· выставка ажурных изделий: салфетки различных форм.
· крючки, пряжа, ножницы, карточки со схемой и описанием вязания круга- мотива, образец мотива «Круг».
· компьютер, мультимедийный проектор, экран; мультимедийная презентация с использованием тестов созданных с помощью системы VOTUM.
Ход урока
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев... В. А. Сухомлинский Слайд №1
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые гости! Сегодня наш урок посвящен разделу «Рукоделие», а точнее «Вязание крючком по кругу»
II. Мотивация учебной деятельности.
1. Вступительное слово педагога.
Изучив на предыдущих занятиях основные правила вязания крючком, вы приобрели очень ценные и необходимые навыки. Их необходимо совершенствовать, поэтому на сегодняшнем занятии практическое задание будет усложненным. В этом, наверное, и состоит притягательная сила рукоделия – день ото дня, от задания к заданию вы будете стремиться к углублению знаний, добиваться новых успехов и с каждым разом вязать все более сложные и интересные изделия.
Вот и сегодня тема нашего занятия «Вязание крючком по кругу»
Но вязание по кругу вам уже знакомо. А сегодня немного усложним эту работу. Мы с вами научимся вязать круг с сменой пряжи разных цветов. А этот круг – частичка салфетки, которая в дальнейшем должна у вас получиться.
Сегодня мы с вами должны научиться читать и пользоваться схемами описания, опираясь на схему, связать мотив «Круг».
Изучив сегодняшнюю тему, вам будет намного легче ориентироваться по тем схемам и описаниям, которые даны в журналах и книгах по вязанию. (Обращаю внимание на выставку книг и журналов).
III. Актуализация опорных понятий, технологических действий.
А сейчас я хотела бы проверить выполнение домашнего задания. Задание было, довязать круг, оформить .
А теперь давайте вспомним с какими понятиями вы знакомились на предыдущих уроках.
«Опорные понятия»Слайд №2
1. Впервые вязание крючком появилось:
а) Египет
б) Франция
в) Англия
г) Россия
Ответ: а) Египет
2. Какие способы вязания по кругу вы знаете?Слайд№3
а) по спирали
б) по полотну
в) по кругу
Ответ: а) по спирали в) по кругу
3. При вязании по кругу необходимо:Слайд№4
а) добавлять петли
б) убавлять петли
Ответ: а) добавлять петли
4. Допиши предложения:Слайд№5
а) Для создания объемной формы в виде трубочки, необходимо в каждом круге провязывать ___________количество петель.
Ответ: одинаковое
б) Для получения плоской формы в каждом ряду ___________ определенное количество петель.
Ответ: добавляют
5.Как закрепить нить после окончания вязания полотна?Слайд№6
а) обрезать нить
б) вставить в иглу и протянуть с изнаночной стороны
в) обрезать нить и притянуть через последнюю петля, затянуть петлю.
Ответ: б) вставить в иглу и протянуть с изнаночной стороны
в) обрезать нить и притянуть с изнаночной стороны при помощи крючка.
6. Назовите схему (алгоритм) выполнения вязания по кругуСлайд№7
____ _____ _____ _____ _____
Слова для справок: кольцо, соединительный столбик, воздушные петли, петля подъема, выполнение рисунка по схеме.
Ответ: воздушные петли, соединительный столбик, кольцо, петли подъема, рисунок.
IV. Активизация учебной деятельности.
- Как мы изучали приемы вязания, на что опирались при вязании плотного полотна, круга? (Читали описание последовательности действий в книге и вязали).
Пока мы с вами на практике изучали самые элементарные приемы вязания, которые не требуют больших словесных описаний. Но если вы в дальнейшем будете вязать крупные изделия: шарф, шаль, кофточку, то для их описания может не хватить и нескольких страниц. Как вы думаете, что используют в таких случаях? (Условные обозначения). Гораздо удобнее применять для этого условные обозначения и составлять из них схемы узоров для вязания. Значит, какие две формы может иметь описание работы?
Итак, описание работы может иметь две формы:
Слайд №8 «Две формы описания работы»
· словесные пошаговые указания (то есть словами описывается вся последовательность действий ряд за рядом);
· схематическое изображение.
(Запись в тетради)
Давным-давно какой-то умный человек выдвинул идею воплощать слова в условные знаки, и надо признать, не ошибся со своим изобретением. Многие рукодельницы признают только схемы описания. Им бывает достаточно одного взгляда, чтобы понять всю суть работы над вязаным изделием. Картина становится ясной: сколько петель необходимо набрать, какова форма и размер изделия, будет ли сложной работа по отношению к знаниям и умениям и т.д. Работая со схемой, вы учитесь думать и рассуждать, а это очень важно, потому что поняв, в чем секрет вязания какого-либо изделия, вам захочется побыстрее его сделать.
А словесное описание не дает такой четкой картины. Вчитываясь в строки, необходимо напрягаться, мысленно представлять все этапы работы. Такую форму можно порекомендовать лишь тогда, когда образец или изделие является очень простым, не требующим большого практического опыта и глубоких знаний.
Схематическое изображение очень сильно экономит листы в рабочей тетради, в книгах и журналах.
Чтобы отчетливей понять, что такое схема, откройте журнал. Вы видите какие-то палочки, кружочки, крестики.
«Таблица условных знаков»
(Чтение условных знаков. Обратить внимание учащихся на сокращения в условных обозначениях: соед. ст.; в. п.; ст. б/н; ст. с/н; ст. с 2/н)
Записать в тетради условные обозначения.(на столах распечат.услов.обоз)
Слайд №9
— воздушная петля (в.п.)
— воздушная петля подъема (в.п.п.)
— полустолбик без накИда (полуст. б/н) или соединительный столбик (соед. ст.)
— столбик без накИда (ст. б/н)
— столбик с накИдом (ст. с/н)
— столбик с 2 накидами (ст. с 2/н)
- столбик с 3 накидами (ст. с 3/н)
Сейчас хочется остановиться на таком моменте. Просматривая различные пособия, книги по вязанию крючком, можно обнаружить, что в разных изданиях при описании какого-либо приема вязания используют различное схематическое изображение. Например, столбик без накИда может быть представлена знаками I или +, Но это не принципиально. Четко следуйте инструкциям, и у вас обязательно получится то изделие, над которым вы работаете.
Теперь давайте поговорим о том, каким образом могут располагаться схемы.
«Схема круга»
Если изделие круглое, например, салфетка, то схематическое изображение также будет круглым.
- Что обозначают цифры на каждом ряду? (Цифры на каждом ряду обозначают его номер). Номера рядов указаны в тех местах, откуда они начинаются. Нельзя пропустить ни одного ряда. Внимательно посмотрите на схему, подумайте и скажите, как читаются круговые ряды? Все круговые ряды читаются справа налево.
Запись в тетради: Цифры на каждом ряду обозначают номер ряда. Все круговые ряды читаются справа налево.
И еще один важный момент, с которым вы можете сталкиваться при чтении схемы.
«Раппорт»
- Присмотритесь внимательно к схеме, подумайте и скажите, почему, по вашему мнению, схема дана не полностью? (Определенное количество петель повторяется и соответственно рисунок повторяется)
Правильно, некоторое количество петель постоянно повторятся. Таким повторением создается общий вид рисунка. Эта основная часть называется раппортом узора. При словесном описании вязки раппорт узора отмечается звездочками *.
В рабочую тетрадь запишем определение.
Раппорт узора – это повторение определенного количества петель для создания общего вида рисунка.
Итак, мы разобрали, что такое вязание по схемам, и попробуем теперь связать мотив «Круг» с помощью схемы (условных знаков) Будет она относительно простой, но вам необходимо будет самостоятельно подобрать нити различных цветов,определиться с последовательностю сменой цветов нитей ,научиться менять нити, а так же количеством рядов провязывая той или иной нитью. Смену пряжи вы должны выполнить на соединительном столбике, затягивая нити,но при этом не обрезая нити. Не рабочая нить должна находиться на изнаночной стороне.Постепенно приобретая необходимый опыт, вы научитесь вязать изделия любой сложности, разных форм и размеров. Если соединить кружочки между собой, то какое изделие может получится? (Салфетка, шарф, шаль, даже кофточка.) В нашем случаи должна получиться салфетка.Любая салфетка, искусно связанная, всегда может служить не только для украшения дома, но и будет отличным подарком на любой праздник. Тогда частичка вашего душевного тепла перейдет другому человеку
V. Инструктаж по технике безопасности. Санитарно-гигиенические требования.
Слайд №10 «Правила ТБ, санитарно-гигиенические требования»
· Свет должен падать слева.
· Крючки должны быть хорошо отшлифованы.
· Нельзя делать во время работы резких движений рукой с крючком – можно поранить рядом сидящего.
· Не вязать при плохом освещении.
· Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями кольцами к работающему, передавать их кольцами вперед.
· При вязании сидеть нужно на всей поверхности стула.
· Не вязать по несколько часов подряд.
V I. Практическая работа.
1. Вводный инструктаж учителя:
· сообщение названия практической работы;
· разъяснение задач практической работы,
· ознакомление с объектом труда (образцом мотива «Круг»).
«Схема круга»
· работа со схемой круга
Для того, чтобы избежать ошибок, постоянно контролируйте свою работу: наличие определенного количества петель, точность и аккуратность выполнения работы и т.д. Самоконтроль поможет избежать большого количества ошибок. Также есть хороший проверенный способ, который помогает быстрей научиться разбираться в схемах – изредка меняйтесь своими изделиями и проверяйте работу другого человека. При этом существует прекрасная возможность сравнить достоинства и недостатки вязания каждого и лучше запомнить различные особенности работы. Помогайте друг другу, подсказывайте, показывайте приемы вязания.
«Контроль качества выполненной работы»
После выполнения практической работы проверьте качество выполненной работы:
· изделие должно быть плоским;
· рисунок точно соответствует схеме вязания;
· нить после окончания вязания закреплена правильно.
2. Самостоятельная работа учащихся.Слайды № (11-18)
Если забыли, как выполнить начало вязания - основное кольцо, откройте учебник, с. 211, рис. 113-115.
Итак, прежде чем мы начнем работать, сядьте поудобнее, выпрямите спину. В таком положении вы будете отдыхать за вязанием. А если будете работать сгорбившись, то быстро устанете, появится сутулость и вязание принесет вам не пользу, а вред.
Делайте все без спешки, так, чтобы движения рук были плавными, равномерными, тогда и вязка будет красивой и ровной.
Выполнение учащимися мотива «круга» по схеме. См. Приложение №1.
3. Текущий инструктаж учителя (по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы).
4. Формирование новых знаний.
· проверка организации рабочих мест учащихся;
· соблюдение правил ТБ, санитарии и гигиены труда при выполнении задания.
5. Физкультминутка. Слайд№14
6. Целевые обходы.
· оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;
7. Заключительный инструктаж.
· анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;
· разбор типичных ошибок;
· вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;
· повторное объяснение способов устранения ошибок.
VII. Закрепление усвоенных знаний.
- Какие формы описания работы используют при изготовлении изделия? (Словесные пошаговые указания и схематическое изображение.)
- Почему вязание по схемам пользуется большей популярностью, чем словесные указания? (Одного взгляда на схему бывает достаточно, чтобы понять, в чем суть работы над изделием: сколько петель нужно набрать, каковы его форма и размер, будет ли сложной работа по отношению к знаниям и умениям.)
- Что обозначают цифры на каждом ряду любой схемы? (Номер ряда.)
- Как читаются круговые ряды? (Справа налево.)
- Что такое раппорт узора? (Повторение определенного количества петель для создания общего вида рисунка.)
VIII. Домашнее задание. Слайд №19
Выполнить 10 мотивов по одной схеме (Приложений ) .Все 10 мотивов должны быть совершенно одинаковыми, чтобы салфетка получилась красивой.
IX. Подведение итогов урока.
Вот и закончились наши несколько занятий по основным приемам вязания крючком. Надеюсь, что работа доставила вам удовольствие и занятия по вязанию крючком вдохновили вас на самостоятельное выполнение более сложных и интересных работ. В свободное время отработайте еще раз приемы вязания. Когда ваша рука будет уверенно держать крючок, вязать ровные и аккуратные образцы, этот вид рукоделия будет приносить вам огромное удовлетворение! И, может быть, кто-то из вас темой проектной работы выберет изделие, связанное крючком.
А сейчас проведем анализ выполненных работ – разберем недостатки и отметим лучшие изделия. (Оценка результатов труда учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся.)
- Почему цветочки получились разных размеров, хотя все работали по одной и той же схеме? (Каждый человек вяжет с разной плотностью; разный номер крючка; толщина пряжи разная.)
X. Уборка рабочих мест
Заключительное слово учителя.
Урок хочется закончить словами : Слайд №20
Мы возьмем в руки нить и простой крючок,
И немножко фантазии и мастерства
И свяжем мы такое, что вам и не снится
Только чтобы жила на земле красота!
Я думаю, что после сегодняшнего урока каждый из вас может подписаться под этими словам . Слайд №21
Литература:
1. Технология. Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы/ Под ред. В. Д. Симоненко – М.: Вентана-Графф, 2002
2. Журналы «Валя-Валентина»
3. Журналы Вязание «Модно и просто»
4. Журналы «Маленькая Диана»
Муниципальный конкурс для педагогов (Методическая копилка для уроков технологии, музыки, географии)
Номинация конкурса: Урок с использованием ИКТ.
Учитель: Кудряшова Татьяна Федоровна, учитель технологии (обслуживающий труд) МАОУ СОШ №7п.Приютово, Белебеевского района, РБ. 89177894674, k.tany66@mail.ru
Учебный предмет: технология (обслуживающий труд)
Класс: 7.
Тема: Вязание крючком по кругу
Краткая аннотация урока:
Данный урок разработан в соответствии с темой и учитывая возрастные особенности учащихся. На уроке используется ИКТ, как повторение пройденного материала т.е. создание тестов с помощью системы VOTUM, как сопровождение изучаемого материала, как средство организации самостоятельной работы и самопроверки учащихся. Использование ИКТ наиболее полно позволяет развивать способности учащихся, увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала, а также развивает творческие способности; обеспечивает личностно-ориентированный подход. Визуальный материал способствует лучшему закреплению и усвоению знаний и повышает мотивацию учащихся к предмету.
Компоненты урока:
План-конспект
Презентация к уроку.