Урок русского языка на тему Имена существительные собственные и нарицательные (6 класс)
Класс: 6 класс.
Тема: Имена существительные собственные и нарицательные.
Цель: - обобщить и закрепить знания, умения учащихся по данной теме; продолжать учить правильно записывать имена собственные.
- коррекция аналитико – синтетической деятельности, произвольного внимания, обогащение словарного запаса.
- воспитание мотивации к учению.
Оборудование: схема правила имени существительного, образцы записи имён собственных, карточки для проверки словарных слов, фразеологические обороты, карточки для самостоятельной работы.
Ход работы
Организационный момент.
«Фразеологический зверинец».
Голоден как (волк) Нем как (рыба)
Хитёр как (лиса) Грязен как (Свинья)
Труслив как (заяц) Упрям как (осёл)
Здоров как (бык) Болтлив как (сорока)
Изворотлив как (уж) Колюч как (ёж)
Выборочно спросить: как понимаете это выражение?
- Относятся ли слова, которые вы добавляли, к теме, изучаемой нами? Почему? (имена сущ – ые)
Похвала, отметить лучших, обязательно слабых.
Проверка домашнего задания.
Выложить схему правила имени существительного. (Индивидуальные карточки в конвертах, один ученик у доски выкладывает схему)
Рассказать правило по схеме.
- Что вы узнали об именах существительных на последних уроках?
- Какие имена существительные относятся к собственным? (те, которые имеют собственное имя). Например.
- Как пишутся?
- Как называются все остальные имена существительные, обозначающие просто название предметов? Как они пишутся? (таблица с образцами)
Сообщение темы урока. Сегодня мы будем продолжать учиться различать и правильно писать имена существительные собственные и нарицательные.
Изучение нового материала.
Работа у доски.
- Раскрыть скобки, правильно записать имена существительные.
1гр. - задание дано на карточках, выполняют самостоятельно и сверяют с доской;
2 гр. - работают с учителем у доски;
Инд. – карточки для списывания, подчеркнуть большую букву в именах собственных.
Главный (Город) (России) – (Москва). В (Волгу) впадает две большие (Реки) – (Ока) и (Кама). Мой друг работает в (Англии). Вожатая (Галя Тарасова) читала нам стихи (Пушкина).
Проверка: 1гр. - по доске, 2гр. – сразу учителем, инд.- по рядам
Физминутка.
- Встаньте, пожалуйста. Я буду называть существительные. Если это существительные собственные – вы поднимаете руки вверх и потягиваетесь. Если нарицательные – опускаете руки и приседаете.
(Учитель называет любые сущ – ые, уч-ся выполняют упражнения).
Игра «Кто лучше знает свой край?»
1. Назвать: реки нашего района, сёла, посёлки, улицы города.
- Какие магазины находятся в нашем микрорайоне?
2. Записать их названия у доски и в тетрадях.
Учитель даёт образец.
Самопроверка: кадр №1.
- Названия каких ещё имён собственных мы пишем в кавычках?
- Как оформляются кавычки на письме? показ
3. Записать названия журналов, газет, книг из нашей библиотеки.
Предлагается задание на выбор. Карточки разного цвета:
Красный – все названия написаны с маленькой буквы и без кавычек
Синий – 1 -2 записаны правильно, остальные, как в красной
Зелёный – поровну
Жёлтый – правильно большое количество, нет кавычек у некоторых
Белый – пустая карточка
- Составить предложения.
VI. Закрепление.
1. Самостоятельная работа. Работа с учебником.
Стр.80
1гр. – Упр. 126 задание упр.
2гр. – Упр. 125 задание упр.
Инд. - Упр. 125 озаглавить, списать, подчеркнуть имена собственные.
Упр. 125.
Однажды сторож Игнат привёл в школу цыганёнка Мишку. Его отмыли, дали штаны и рубашку.
У всех ребят были фамилии, а у Мишки нет. Решила Татьяна Дмитриевна с ребятами придумать Мишке фамилию.
Сначала решили назвать его Найдёнов, раз он нашёлся. Потом – Дедов или Игнатов. В честь деда Игната. Но Мишка заявил, что хочет солдатскую фамилию.
(по Ю. Ковалю)
Упр. 126.
В древней Москве люди одной профессии селились в особых районах – слободах. Об этом говорят названия многих улиц и переулков.
На Кожевнической набережной жили кожевники. В Оружейном переулке - . . на улице Кузнецкий мост проживали , а на Поварской - . улицу, где селились , называли Мясницкой.
Проверка: ответы на вопросы упр 125, зачитывание предложений 2 го абзаца (упр. 126)
Домашнее задание.
1гр. – стр. 81 Упр. 127
По карточкам:
2гр. – В (Журнале Мурзилка) часто публикуется интересны и занимательный материал. Мы прочитали сказочную повесть детского писателя (А. Волкова Волшебник Изумрудного города).
Инд. - В день рождения мне подарили книгу «Русские народные сказки». Я уже прочитал сказки «Царевна лягушка» и «Марья – искусница».
Итог. Оценки.
- Какую тему изучали?
- Что запомнили?
13PAGE 15
13PAGE 14315
15