Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: Имя существительное как часть речи
Урок русского языка в 5 классе
«Имя существительноекак часть речи»
Асачева Марина Владимировна, МБОУ СОШ № 80 г. Краснодара, учитель русского языка и литературы
Тип урока: комбинированный
Цель урока: кратко повторить изученное о самостоятельных и служебных частях речи; дать понятие о морфологии; повторить изученное о существительном; показать морфологические признаки существительного, его синтаксическую роль; развивать мотивацию к познавательной деятельности.
Задачи:
обучающая: учащиеся научатся определять предмет изучения морфологии, морфологические признаки существительного; научатся различать постоянные и непостоянные признаки; объяснять языковые явления.
развивающая: способствовать овладению культурой устной речи, формировать умение высказывать собственные суждения и аргументировать свою точку зрения; развивать навык пользования орфографическим словарем;
воспитательная: воспитание навыков самостоятельной деятельности, навыков работы в группе.
Этапы урока
1. Организационный момент (2 мин.).
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания (3 мин.).
3. Самоопределение к деятельности (15 мин.).
4. Работа по теме урока (15 мин.).
5. Подведение итогов(3 мин.).
6. Домашнее задание (2 мин.).
Оборудование и материалы: учебник по русскому языку для 5 класса Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова (М.: Просвещение, 2014), ПК, мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку.
Ход урока
I.Организационный момент
II.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Задание из рабочей тетради.
Повторение изученного по теме «Части речи».
Мы приступаем к изучению самой большой, последней в этом году темы «Морфология. Орфография. Культура речи». Вы заметили, что слово «морфология» является однокоренным со словом «морфемика». Действительно, у этих слов есть общий корень. Он произошел от греческого morthe форма.
В слове «морфология» есть второй греческий корень logos, что означает «слово, понятие, учение». Морфемика изучает части слов, а морфология изучает слово как часть речи, изучает формы слов.
Итак, морфология это часть языкознания, в которой слово изучается как часть речи.
Какие части речи вы знаете? (Ответы учеников.)
Вопрос о частях речи один из самых древних и самых сложных в языкознании. Традиционно в школьной практике выделяют десять частей речи. Самостоятельные: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие; служебные: предлог, союз, частица; отдельная часть речи междометие. Некоторые ученые выделяют и другие части речи, это отражается в учебниках, в том числе школьных. Мы с вами будем ориентироваться на те десять частей речи, на которые распределены более 120 тыс. слов в 17-томном «Словаре современного русского литературного языка».
В этом году мы обратимся к нескольким самостоятельным частям речи: существительному, прилагательному и глаголу, изучим их подробнее.
III.Самоопределение к деятельности.
Вам, конечно, известно, что такое имя существительное. Вы знакомы с этой частью речи с самого раннего детства, когда изучали мир по картинкам и игрушкам, по окружающим вас вещам: это мяч, это кошка, это домик и т. д.
Имя существительное как часть речи вы изучали в начальной школе.
Какие грамматические признаки имени существительного вы знаете?
Но оказывается, у имени существительного есть и другие, очень интересные признаки, о которых вы скоро узнаете.
IV..Работа по теме урока
Проведите самостоятельные наблюдения (§ 88, с. 44), прочитайте текст и сделайте вывод.
Вывод. Часть речи, которая называет разнообразные предметы окружающего мира, все, что существует, имя существительное.
Сверка вывода с определением (с. 46).
Упр. 471 беседа по вопросам (устно).
Комментарий
На вопрос что?отвечают неодушевленные существительные, на вопрос кто? одушевленные (категория одушевленности).
Упр. 472 комментированное письмо.
Дополнительное задание. Определите склонение имен существительных.
Комментарий
Имена существительные в данных предложениях играют роль подлежащих и сказуемых. Так как подлежащие и сказуемые выражены именами существительными, между ними ставится тире.
Упр. 473 - чтение текста, обсуждение заглавия и вопросов, письменное выполнение, комментированное выполнение грамматического задания (определение рода, числа, падежа, синтаксической роли существительных).
Комментарий
Варианты заглавий: «Книги наши друзья», «Значение книги».
Упр. 475 самостоятельная работа со словарями.
V. Подведение итогов.
Имена существительные имеют грамматические признаки рода, склонения, падежа, числа, одушевленности/неодушевлен- ности. Синтаксическая роль имен существительных разнообразна: подлежащие, дополнения, обстоятельства, сказуемые.
VI. Домашнее задание.
Домашнее задание
1- § 88.
2. Упр. 474, 476.
13 PAGE 14115
15