Поурочное планирование п развитию речи для 7 класса (1 час в неделю)


График контрольных работ.
Месяц Контроль
Сентябрь Сочинение .Доклад в публицистическом стиле.
Практическая работа.
Октябрь Сжатое изложение.
Сочинение – описание внешности человека.
Ноябрь Сочинение с испоьзованием причастий.
Описание картины. Практикум.
Декабрь. Выборочное изложение.
Практическая работа.
Январь Сочинение по картине с использованием деепричастий.
Февраль Отзыв.
Сочинение с использованием наречий.
Март Учебный доклад.
Апрель Сочинение – рассуждение.
Выступление на научную тему.
Май Контрольное сжатое изложение.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/пТема урока Кол-во
часов Тип урока Элементы содержания Планируемые результаты освоения обучающимися программы учебного курса Вид контроля, измерители Домашнее
Задание
Предметные Метапредметные (регулятивные, коммуникативные, познавательные) 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Русский язык как развивающееся явление (1 час)
1 Русский язык как развива-ющееся явление 1 Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков Беседа по оформлению учебника, группы и подгруппы славянских языков, развитие и совершенствование языка, игра «Лишнее слово» (с устаревшими, заимствованными, исконно русскими словами),самостоятельная работа Знать особенности развития русского языка; понятия: литературный язык, литературная норма, изменчивость норм языка
Уметь обобщать знания
о языке, полученныев 5–6 классах; оперировать терминами при анализе языкового явления, находить ключевые слова в предлагаемом тексте. Умение самостоятельно искать и выделять необходимую информацию, формирование стартовой мотивации к изучению предмета. Вопросы учителя Сочинение-миниатюра «Живой, как жизнь» (упр. 6);
упр. 2 (с. 3) – устно
Повторение изученного в 5–6 классах (2 часа)
2 Работа с текстом. Устный сжатый пересказ. 1 Урок формирования умений и навыков Беседа по тексту. Сжатый устный пересказ (упр. 21, 22, 23). Знать приёмы сжатия текста.
Уметь выделять главное в тексте, использовать приёмы сжатия. Умение работать в парах и самостоятельно, выделять главную информацию, использовать приемы сжатия. Выступление со сжатым пересказом. 3 Сочинение-описание картины И.И.Бродского «Летний сад осенью» 1 Урок отработки умений и навыков Беседа по картине (упр.48), составление плана, рабочих материалов Знать особенности текстов-описаний.
Уметь создавать текст-описание. Умение описывать произведение живописи, владение элементами анализа картины, текста
Написание творческой работы Закончить сочинение
Тексты и стили речи (7 часов)
4 Текст. Типы речи. 1 Урок развития речи Беседа по вопросам (с. 21 учебника), работа с предложенными учителем текстами: составление плана, выделение смысловых частей, сочинение-миниатюра. Знать основные признаки текста, типы речи.
Уметь, работая с художественной литературой, находить тексты, относящиеся к разным типам речи, анализировать тексты, определять их типовую принадлежность, составлять план текста Умение находить информацию в различных источниках, в т.ч. в Интернете, Вопросы учителя П. 7
5 Морфологические признаки прилагательного и глагола у причастий. 1 Урок сообщения новых знаний, формирование умений
и навыков Закрепление знаний, полученных на предыдущем уроке: нахождение главных и зависимых слов в словосочетаниях орфографической диктовки, глагольные признаки причастия, анализ текста Знать грамматические признаки причастия, сходные с грамматическими признаками прилагательного.
Уметь находить главные и зависимые слова в словосочетаниях с причастиями. Умение выделять общий признак двух явлений и объяснять их сходство и различие, развитие умения целеполагания, анализа текста Орфографический диктант, тестирование, работа по карточкам, беседа Свободный диктант (сформулировать основную мысль текста, указать языковые средства публицистического стиля; в записанном тексте подчеркнуть причастия6 Диалог как текст. Виды диалога. 1 Урок сообщения новых знаний, формирования умений и навыков Диалог, монолог, полилог, виды диалога. Знать понятия диалог, монолог, полилог, виды диалогов.
Уметь правильно ставить знаки препинания при диалоге, различать виды диалогов. Умение строить диалог и оформлять реплики; владение элементами анализа текста; умение работать в паре. Самостоятельная работа П. 8, 9, составить диалог (устно)
7 Стили литературного языка. 1 Урок отработки умений и навыков Работа с текстом: чтение, выделение основных компонентов, анализ, составление таблицы, составление текста по одной теме, но в разных стилях Знать изученные стили речи.
Уметь работать со справочно-информационной литературой, определять стили предложенных текстов, их стилистические особенности; осуществлять комплексный анализ текста; создавать тексты различной стилистической направленности Оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата, развитие навыков само- и взаимооценки, самоконтроля Самостоятельная работа П. 10,
8 Практическая работа «Стили русского языка» 1 Урок отработки умений и навыков Определение стиля речи, работа с текстом. Знать изученные стили речи.
Уметь работать со справочно-информационной литературой, определять стили предложенных текстов, их стилистические особенности; осуществлять комплексный анализ текста; создавать тексты различной стилистической направленности Оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата, развитие навыков само- и взаимооценки, самоконтроля Практическая работа Подобрать тексты различных стилей речи для соседа по парте
9 Публицистический стиль речи 1 Урок сообщения новых знаний, формирования умений и навыков Беседа о назначении публицистического стиля, анализ текстов, подобранных учителем; составление таблицы, работа с учебником Знать основные понятия: стиль, тип речи, тема, абзац, микротема.
Уметь анализировать текст публицистического стиля, отмечать характерные черты публицистического текста, уметь определять стиль речи Умение объяснять языковые явления, искать и находить информацию в различных источниках, владение элементами анализа текста. Проверочная работа П. 11
10 Публичное выступление на тему «Влияние технического прогресса на окружающую среду» 1 Урок отработки умений и навыков Выступление перед аудиторией, анализ выступления Знать признаки публицистического стиля, его жанров.
Уметь строить публицистический текст на основе его языковых и композиционных признаков, выступать перед аудиторией. Владение навыками монологической речи, публичных выступлений, ведения дискуссии. Выступление Рабочая тетрадь
Морфология и орфография
Причастие (5 часов)
11 Сжатое изложение (аудио) 1 Урок развития речи.
Сжатое изложение. Приемы сжатия. Уметь определять микротемы, применять приёмы сжатия текста, связывать микротемы, составлять план. Умение выделять главное, анализировать деятельность, адекватно оценивать собственную деятельность и полученные результаты, определять свою индивидуальную образовательную траекторию. Вопросы учителя, сочинение -
12 Описание внешности человека 1 Урок развития речи Описание как смысловой тип текста. Особенности описания внешности человека Знать признаки текста, типы речи, особенности текста-описания, понятие о словесном портрете.
Уметь составлять план, определять его идею и тему; использовать причастия и причастные обороты в тексте-описании Владение элементами анализа текста, умение выделять главное, систематизировать материал. Умение объединять предметы в группы по определённым признакам, сравнивать, обобщать явления. П.15
13. Сочинение-описание внешности человека 1 Урок применения знаний, совершенствование умений Особенности описания внешности человека Уметь создавать текст-описание внешности человека, развивать навыки монологической речи. Умение описывать внешность человека, владение элементами анализа текста сочинение Дописать сочинение
14 Изложение с использованием причастий
Упр. 116 1 Урок отработки умений Анализ текста: определение его темы, идеи, ключевых слов. Пересказ текста от 3-го лица, вопросный план. Знать признаки текста.
Уметь выделять основную мысль текста, его тему; составлять план, создавать собственный текст от 3-го лица. Умение выделять главное, анализировать деятельность, адекватно оценивать собственную деятельность и полученные результаты, определять свою индивидуальную образовательную траекторию. Изложение от 3-го лица --
15 Выборочное изложение.
Отрывок
из рассказа
М. А. Шолохова «Судьба
человека»
(по упр. 151) 1 Урок развития речи Отбор материала, составление плана изложения. Приёмы описания предмета Знать приёмы систематизации материала.
Уметь излагать мысли, своё мнение на заданную тему, работать с текстом Умение составлять план текста, владение элементами анализа текста Орфографическая диктовка, работа по карточкам Подготовиться к словарному диктанту
Деепричастие (2 часа)
16 -17. Сочинение по картине
С. Григорьева «Вратарь»
(от имени одного из действующих лиц картины)
Написание сочинения.
Употребление деепричастий в речи. 2 Урок развития речи Особенности текста-описания действий, повествования; главная мысль Уметь описывать действия, используя деепричастия; составлять таблицу средств связи между частями текста; составлять текст-повествование
с элементами описания Умение выделять главное, анализировать деятельность, адекватно оценивать собственную деятельность и полученные результаты, определять свою индивидуальную образовательную траекторию. Игра «Футболист» (по материалам упр. 185,186, синонимы из рамок на с. 89–90), составление таблицы «Средства связи между частями текста», коллективное составление плана, сочинение-
Наречие (4 часа)
18. Сочинение по картине И. Попова «Первый снег» с использованием наречий 1 Урок развития речи Языковые особенности текста в форме дневниковых записей Знать построение связного текста, рассказа.
Уметь подбирать материал на предложенную тему, используя особенности текста (дневниковую запись) Составление таблицы «Первый снег», плана, написание сочинения. Умение описывать произведение живописи, владение элементами анализа картины, текста
Сочинение Дописать сочинение
19 Описание действий. Смысловые группы наречий. 1 Урок развития речи Особенности описания действий как вида текста, его структура, языковые особенности Знать о роли текстов-описаний действий в речи и роли наречий в этих текстах.
Уметь собирать материалы наблюдений за процессами труда; составлять текст с описанием действий Умение выделять главное, систематизировать материал. Умение объединять предметы в группы по определённым признакам, сравнивать, обобщать явления. «Немой» диктант – мини-репортаж, беседа, корректура текста П. 41, подобрать материал к сочинению
20 Сочинение-описание действий с использованием наречий (упр. 264) 1 Урок развития речи Особенности описания действий Знать о роли текстов-описаний действий в речи и роли наречий в этих текстах.
Уметь собирать материалы наблюдений за процессами труда; составлять текст с описанием действий Уметь осуществлять самоконтроль, самооценку, определять критерии правильности выполнения учебной задачи. Сочинение Дописать сочинение
21 Сочинение
по картине
Е. М. Широкова «Друзья» 1 Урок развития речи Особенности описания внешности и действий человека; композиция рассказа по картине Уметь формулировать свою мысль, выражая отношение к теме; создавать рассказ на основе изображённого на картине с описанием внешности и действий человека от имени персонажа картины Умение создавать устный и письменный рассказ по картине. Умение описывать произведение живописи, владение элементами анализа картины, текста
Беседа, сочинение по картине Закончить сочинение
Научно-учебная речь (5 часов)
22 Отзыв. 1 Урок изучения нового Отзыв, особенности жанра Знать особенности жанра отзыва.
Уметь писать отзыв, определять и выделять композиционно-языковые признаки текста. Умение находить информацию в различных источниках, в т.ч. в Интернете, объяснять языковые явления и процессы, работать в группах. П. 47
23. Написание отзыва о сочинении 1 Урок отработки умений Отзыв, особенности жанра Уметь писать отзыв, определять и выделять композиционно-языковые признаки текста. Умение выделять главное, анализировать деятельность, адекватно оценивать собственную деятельность и полученные результаты, определять свою индивидуальную образовательную траекторию. Сочинение Закончить отзыв
24 Учебный доклад 1 Урок изучения нового Учебный доклад, его особенности Знать особенности жанра учебного доклада. Умение находить информацию в различных источниках, в т.ч. в Интернете, классифицировать материал. работать в группах. П. 48
25 Устное выступление с учебным докладом 1 Урок отработки умений Учебный доклад, его особенности Уметь создавать учебный доклад, готовить устное выступление, определять и выделять композиционно-языковые признаки текста. Умение выделять главное, анализировать деятельность, адекватно оценивать собственную деятельность и полученные результаты, определять свою индивидуальную образовательную траекторию. Выступление П. 48,
26 Сжатое изложение с описанием состояния природы
(К. Г. Паустовский «Обыкновенная земля») упр.322 1 Урок развития речи Характеристика сжатого изложения. Обобщённая форма передачи исходного текста Уметь анализировать текст с целью выявления существенных фактов; излагать отобранный материал обобщёнными языковыми средствами; выявлять роль наречий в текстах-описаниях; находить ключевые слова в тексте и определять тему текста Умение выделять главное, анализировать деятельность, адекватно оценивать собственную деятельность и полученные результаты, определять свою индивидуальную образовательную траекторию. Анализ текста, составление и заполнение таблицы, написание изложения -
Предлог (1 час)
27 Сочинение
по картине
А. В. Сайкиной «Детская спортивная школа» 1 Урок развития речи Особенности рассказа-репортажа, его композиция, описание внешности персонажей Уметь создавать рассказ-репортаж на основе изображённого на картине по данному началу; высказывать свои мысли, составлять план сочинения; оценивать свои собственные работы Умение составлять устный и письменный рассказ по картине в жанре репортажа. Беседа, заполнение таблицы «Получился ли у меня репортаж?», написание сочинений Написать сочинение-репортаж
Союз (3 часа)
28 Сочинение –рассуждение «Книга – наш друг и советчик» (упр.384) 1 Урок развития речи Структура текста-рассуждения, его языковые особенности. Особенности публицистического стиля Знать особенности текста-рассуждения.
Уметь составлять план, строить рассуждения по заданному началу с использованием литературного материала Умение сопоставлять тексты на одну тему, участвовать в дискуссии, формулировать и высказывать свою точку зрения. Беседа, составление схемы, плана сочинения-рассуждения, работа над текстом сочинения Написать сочинение
29-30 Сжатое изложение 2 Уроки развития речи Сжатое изложение, приемы сжатия, сочинение по тексту Знать приемы сжатия.
Уметь применять приёмы сжатия текста. Умение выделять главное, анализировать деятельность, адекватно оценивать собственную деятельность и полученные результаты, определять свою индивидуальную образовательную траекторию. Изложение, сочинение -
Частица (2 часа)
31 Сочинение по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» 1 Урок развития речи Особенности рассказа по изображённому на картине; роль описаний
в рассказе Уметь составлять текст-рассказ по изображённому на картине, грамотно строить предложения, осваивать сложные конструкции Умение описывать произведение живописи, владение элементами анализа картины, текста, осуществлять самоконтроль.
написание сочинения Закончить сочинение
32 Сочинение-рассказ по данному сюжету (упр.446) 1 Урок развития речи Особенности рассказа по данному сюжету; роль описаний в рассказе; роль возможного диалога Уметь выстраивать схему текста-повествования; определять основную мысль рассказа; составлять текст-рассказ по данному сюжету от лица одного из героев Уметь осуществлять письменный речевой самоконтроль; развивать способность к самооценке; соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка Беседа, работа по тексту учебника, написание основной части сочинения Закончить сочинение
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (2 часа)
33 Текст и стили речи. Учебно-научная речь. 1 Урок обобщения Признаки текста; виды текстов. Группировка жанров по стилям Знать особенности текстов различных стилей.
Уметь различать тексты разных видов и стилей; создавать тексты разных типов и стилей Владение изученным материалом, умение обнаруживать и устранять недочёты в своей работе, владение навыками монологической речи. Беседа, работа над текстами разных стилей, сочинение-миниатюра «Для меня Родина – это…», рецензирование работ 34 Контрольное сжатое изложение 1 Урок развития речи Изложение с элементами сочинения Знать памятку «Как писать сжатое изложение» и соблюдать орфографические, пунктуационные, стилистические нормы, адекватно передавать содержание прослушанного текста с заданной степенью сложности.
Уметь пользоваться памяткой Уметь осуществлять письменный речевой самоконтроль; развивать способность к самооценке; соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка Работа с текстом, составление плана, изложение -