Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием верботонального оборудования на тему: Дифференциация звуков [Ч] – [Т’] в словах.
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием верботонального оборудования на тему: Дифференциация звуков [Ч] – [Т’] в словах.
Цель: Совершенствование навыка дифференциации звуков [Ч] – [Т’].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Продолжать учить дифференцировать звуки [Ч] и [Т’] устно и на письме.
Закреплять навык правильного произношения звуков [Ч] и [Т’].
Формировать навык словообразования существительных с уменьшительно – ласкательным значением.
Коррекционно-развивающие:
Развивать фонематическое восприятие, словесно – логическое мышление, мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать желание говорить правильно.
Оборудование: Электронный аппарат «Верботон», предметные картинки, сюжетная картина, карточка с текстом, мяч, символ оценки.
Ход занятия
1.Организационный момент.
- Отгадай загадки и назови первый звук в слове – отгадке:
Стучат, стучат, -
Не велят скучать.
Идут, идут,
А всё тут, да тут. (Часы)
Первый звук в слове – отгадке – Ч.
- Дай характеристику этого звука. Звук Ч – согласный, всегда мягкий, глухой.
Что за чудо, что за ящик?
Сам – певец и сам – рассказчик,
И к тому же заодно
Демонстрирует кино. (Телевизор).
Первый звук в слове – отгадке – Ть.
-Дай характеристику этого звука. Звук Ть – согласный, мягкий, глухой.
-Скажи, чем похожи и чем различаются звуки Ч и Ть. Похожи тем, что оба согласные, глухие, мягкие; различны по звучанию и артикуляции: при произношении звука Ч – губы вытянуты и округлены, звука Ть – губы в улыбке.
Формулировка темы: Сегодня мы будем различать звуки Ч и Ть.
2.Игра «Поймай звук».
Послушай звуки. Если услышишь Ч, подними руку. Если услышишь ТЬ, зажми кулачки.
а) изолированные звуки: ть, ть, ч, ч, ч, ть, ч, ть, ть, ч.
б) в слогах: ча, тя, чи, ти, тё, чё, чу, тю, те, че.
в) в словах: котик, зайчик, утёнок, зонтик, луч, плечи, паутина, пять, бычок. г) распредели на две группы картинки со звуками Ч и Ть.
3. Игра «Что раньше, что потом?»
-Послушай слова и скажи, что раньше, что потом: ч и ть или ть и ч.
Учитель, птичка, печать, аптечка.
А за выполнение тебе пятёрочка!
4. Игра «Скажи наоборот».
-Если я произнесу слог со звуком ч, ты со звуком ть, если я произнесу слог со звуком ть, ты со звуком ч. Я буду говорить, когда мы хлопаем в ладоши, ты будешь говорить, когда наши ладони соприкасаются.
ти - читя - чате - четю - чу тё - чё
чи - тича - тяче - течу - тю чё - тё
ить - ич ать - ач еть - еч уть - уч оч – оть ич – ить ач - ать еч - еть уч - уть оч - оть
5.Упражнение на словообразование существительных с уменьшительно – ласкательным значением по образцу с использованием верботонального оборудования.
- Сейчас ты превратишься в волшебницу, а поможет тебе в этом звук Ч. Как только он появится, большой предмет станет маленьким. Например, котёнок – котёночек. Надень, пожалуйста, наушники и назови слово ласково так, чтобы в нём появился звук Ч.
Ветер – ветерочек, катер - …., утёнок - …, тёлка - …, котёл - …, путёвка - …, метёлка - …, плетёнка - …, тюльпан - …, теремок - …, телефон - …, костюм - …, пятёрка - ….6.Физкультминутка с мячом.
- Поймай мяч и образуй новые слова, заменяя звук ч на звук ть.
мяч – мять
бич – бить
печь - петь
меч - меть
тянуч - тянуть
пугач – пугать
печка - Петька
вечер – ветер
зачем – затем.
чавкать – тявкать.
5. Письмо по памяти.
-Скажи, пожалуйста, ты любишь читать?
У Пети по чтению пять,
Он Катю научит читать. А. Хмелёва
-Прочитай, выучи, запиши.
6. Рефлексия.
-Какие звуки мы сегодня различали?
-Чем они похожи, чем отличаются?
-Что тебе понравилось, что хорошо получилось?
-Какие возникли трудности?
Домашнее задание: Придумай слова со звуками Ч и Ть, запиши их в тетрадь.Стучат, стучат, -
Не велят скучать.
Идут, идут,
А всё тут, да тут. (Часы)
Что за чудо, что за ящик?
Сам – певец и сам – рассказчик,
И к тому же заодно
Демонстрирует кино. (Телевизор).
Котик, зайчик, утёнок, зонтик, луч, плечи, паутина, пять, бычок.
Учитель, птичка, печать, аптечка
Сейчас ты превратишься в волшебницу, а поможет тебе в этом звук Ч. Как только он появится, большой предмет станет маленьким. Например, катер - катерочек. Надень, пожалуйста, наушники и назови слово ласково так, чтобы в нём появился звук Ч.
Ветер – ветерочек, тёлка - …, котёл - …, путёвка - …, метёлка - …, плетёнка - …, тюльпан - …, теремок - …, телефон - …, костюм - …, пятёрка - ….мяч – мять
бич – бить
печь - петь
меч - меть
тянуч - тянуть
пугач – пугать
печка - Петька
вечер – ветер
зачем – затем.
чавкать – тявкать.
У Пети по чтению пять,
Он Катю научит читать.
У Пети по чтению пять,
Он Катю научит читать.