Родительское собрание на тему «Роль семьи в формировании успешной личности».
Тема: «Роль семьи в формировании успешной личности».
Выступление на общешкольном родительском собрании.
Семья – главный институт воспитания: то, что ребенок приобретает в детские годы в семье, он сохраняет в
течение всей последующей жизни, т.к. в ней он находится все детство. Положительное воздействие семьи состоит в том, что никто кроме самых близких не относится к ребенку с большей любовью и заботой, но и в то же время никто не может нанести большего вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Дети впитывают в себя образцы поведения взрослых и переносят их на окружающих. Положительный образец поведения, конечно же, формирует в поведении растущего человека определенные нормы морального поведения. Негативные образцы поведения взрослых являются факторами риска алкоголизации, наркотизации.
Еще Ф.М.Достоевский говорил о том, что ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее воспоминание, вынесенное еще из детства, из родительского дома: если набрать таких добрых воспоминаний с собой в жизнь, то спасен человек на всю жизнь, но и одно только хорошее воспоминание, оставшись при нас, может послужить нам во спасение. Родители дают жизнь, но они же могут ее забрать или сделать невыносимой; родители способны на чудеса любви – и никто не может причинить такого вреда, как они.
Главными воспитательными факторами в семье являются: -достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком, подкрепление конкретными родительскими примерами того, чему сами родители учат своего ребенка. К примеру, родители говорят своему ребенку, что употреблять алкоголь и курить нельзя, это зло. Но своим примером доказывают обратное. Когда папа выдыхает табачный дым в лицо сыну, то сын в последствии обязательно начнет курить, и родители не смогут ему объяснить, что это плохо и вредно для его же здоровья. Если родители курят, то они формируют положительное отношение к курению. Или, воспитывают в растущем человеке заботу о пожилых членах семьи и на собственном примере доказывают это, то, конечно же, в его памяти это останется на всю жизнь, и в свою семью он перенесет такое же позитивное отношение.
Основная роль матери в семье – это обеспечение положительных эмоциональных связей внутри семьи, создание благоприятного психологического климата и домашнего уюта.. Функция матери – принятие ребенка на основе безусловной любви. То есть мать всех любит, принимает такими, какие они есть, всегда поможет, поймет, или хотя бы выслушает. Она создает условия, когда всем членам семьи комфортно дома, когда они получают отдых в семье. Роль матери – обеспечение внутрисемейных отношений.
Роль отца – обеспечение внешнесемейных связей – это общество, защита и охрана семьи, то есть отец – добытчик, защитник семьи. Роль отца – предъявление требований к ребенку и осуществления контроля над их выполнением. Главная функция отца – передача детям социального опыта. Родительский авторитет является результатом: -характера взаимоотношений между матерью и отцом;
- правильных отношений и общения родителей с детьми;
- ответственности родителей за воспитание детей.
Авторитет отца в семье во многом зависит от позиции матери, «тактика» которой, при создании и укреплении его авторитета для детей включает: отношение к мужу как к любимому и уважаемому человеку, отношение к мужу как главе семьи и воспитателю детей, поддержка его взглядов, мыслей и советов в сложных экстремальных ситуациях.
В настоящий момент функции отца и матери размыты. Женщина – мать больше стремится утвердиться в обществе, ей важен карьерный рост. Мужской авторитет как главы семьи значительно снизился.
Достаточно большая категория родителей допускает типичную ошибку, когда видит свою задачу в том, чтобы дети беспрекословно им подчинялись. Такие авторитарные отношения (когда идет полное подчинение ребенка власти и воле родителей), приводит к отрицательным результатам в семейном воспитании: у детей формируется комплекс отрицательных качеств (безынициативность, слабоволие, безответственность, неумение принимать самостоятельные решения).
Критерии зрелой, успешной семьи – это выполнение семьей всех своих функций;
- это принятие сына или дочери таким, какой он есть;
- это эмпатия, то есть когда взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, понимает его позицию. Например, у подростка проблемы со сверстниками. Необходимо родителю встать на место сына или дочери и посмотреть на проблему его глазами, понять его.
- это и безусловная любовь. Когда ребенок спрашивает: «Мама, а ты меня любишь?», значит он не уверен в родительской любви к нему. У него не должно даже возникать таких мыслей, родительская любовь для него, в его сознании должна быть абсолютной истиной.
Мы бы хотели вам предложить маленький тест. Нарисуйте, пожалуйста, себя при помощи геометрических фигур. Это треуг-к, круг, прямоуг-к. Фигур должно быть всего 10.
Вы нарисовали свое психическое состояние в данный момент. Если у вас больше трех треугольников - это показатель агрессивности, жесткости.
Если больше трех кругов, то вы гармоничны, идете на комп
·ромиссы. Если кругов очень много, 8,9,10 – то вы человек-жертва, находитесь в состоянии насилия над собой в виду каких либо причин.
Если больше трех прямоуг-в – это стабильность, консерватизм, неумение встать на точку зрения другого. Тревожный человек, не может менять среду окружающую и самого себя.
Если каких либо фигур 8 и больше, значит в вас доминируют эти качества, другие не проявляются.
Если же каких то фигур 3, то это пограничное состояние, что значит вы склонны к этой характеристике, они могут в вас проявиться, а могут и не проявиться.
Если же каких либо фигур меньше трех, то этих качеств в вас нет или вы их не используете.
Состояние семьи в современной российской действительности можно охарактеризовать как кризисное.
Во-первых, экономическая сфера не дает возможности многим семьям полностью обеспечивать материальные потребности, что снижает потребность в духовной сфере. Действительно, мы ведь больше озабочены тем, чтобы ребенка одеть, обуть, накормить, чтобы он ничем не отличался от своих сверстников, соответственно на духовное воспитание не хватает ни времени, ни сил.
Во-вторых, разрушение идеологических основ советского государства, его системы ценностей не привели к созданию новых. И, действительно, в советском государстве были октябрята, пионеры, комсомольцы, у которых были свои нормы, идеология. Четко было понятно, что хорошо, что плохо. Люди верили в лучшее, стремились стать лучше. В настоящий момент моральные устои размыты. Система ценностей была разрушена, а новая не была создана, что привело к непоследовательности воздействий на подрастающее поколение.
В-третьих, СМИ и телевидение нередко подрывают устои семейных отношений, демонстрируя негативные примеры взаимоотношений между членами семьи. Частые разводы родителей на экране, убийства родителей детьми, убийства детей родителями или других членов семьи, уже вошли в нашу жизнь как нечто обычное. Ведь двадцать лет назад в общественном сознании и мысли не могло возникнуть о том, что такие факты вообще возможны в нашем обществе. Чем больше об этом говорят, показывают по телевизору, тем больше последователей этому примеру. Если у меня конфликт с родителями, я увидел по телевизору, что можно уйти из дома, то я решаю эту проблему именно так, уход из дома – является для подростка правильным поступком, решением проблемы.
Ученые подсчитали, что растущий человек за (время) , который смотрит телевизор, он видит сцен убийств, кровавых расправ, ДТП .Все это остается в сознании, мы воспринимаем это как нечто обыденное в нашей жизни.
В связи со сложившейся социально-экономической ситуацией в России дети, подростки и молодежь оказались в сложном положении. Разрушены ценностные ориентиры, стрессовые ситуации, неопределенность положения, нестабильность – сегодня у нас есть работа, а завтра ее может и не быть, безработица – вызывает у молодого поколения негативные, агрессивные формы поведения. У несовершеннолетних быстро формируется установка на наркотизацию.
Сегодня потребителями наркотиков становятся и достаточно благополучные подростки, и молодые люди, из семей с достаточно высоким материальным уровнем жизни и социальным статусом. Большинство родителей из благополучных семей болеет синдромом отличника по всем предметам, развивая в своем ребенке только интеллектуальные качества, а о социальной стороне личности не задумываются. Как правило, повзрослев такие люди не могут реализовать себя в других областях жизни, у них не сформированы ни качества друга, ни они не могут реализовать себя как женщина, или мужчина. Таким образом можно говорить о наркотизации элитной части молодежи – студентов вузов, будущих квалифицированных специалистов.
Способствует вовлечению в наркопотребление и особенности переходного периода, в этот период еще неустойчиво ценностное поле. Опасно, когда подростки употребляют алкоголь. Он растормаживает барьеры, подростки начинают жить беспорядочной половой жизнью, что увеличивает риск заболевания венерическими болезнями. Опасно, если подросток курит, так как у курящих людей нет достойных причин отказаться от пробы курения наркотиков, курящему человеку этот шаг сделать легко. Многие родители проблему наркомании рассматривают как индивидуальную проблему отдельных людей, к сожалению, родители уверены в том, что беда наркомании не может коснуться их ребенка.
Очень большое влияние в этом возрасте имеют сверстники. Если родители будут равнодушно относиться, с кем дружит их ребенок, они никогда не будут застрахованы от наркотиков, хоть где вы живете: хоть в большом городе, хоть в селе. Если вдруг у него поменялись друзья, это уже сигнал. Если в семье наркоман, то умирает три поколения: сам наркоман, его родители, как правило, они не могут перенести этого; и наркоман не может иметь детей. Чтобы подросток доверял своим родителям, необходимо выстроить доверительные отношения, обсуждать с ним его проблемы, понять его. Также важно ребенка занять чем то, проведение семейного досуга, чтобы у подростка не оставалось времени на какие либо негативные проявления. Полезно воспитывать в своем ребенке стремление к здоровому образу жизни, стремление быть успешным человеком в жизни. Для этого необходимо быть успешным родителем, чтобы воспитать успешного человека. В первую очередь это значит, быть здоровым и психически, и физиологически.
15