Адаптированная рабочая программа по СБО для индивидуального обучения обучающегося со сложным дефектом
Министерство образования и науки Республики Хакасия
Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Хакасия для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат»
Рассмотрено:
На заседании ШМО
Протокол №____________
«__»______________2014г.
Председатель ШМО
_________
Согласовано:
Заместитель директора по УР
_________
«___»________________2014г.
Утверждаю:
Директор ___________
«__»______________2014г
Адаптированная рабочая программа по СБО
для индивидуального обучения обучающегося
9 класса
(Фамилия, имя обучающегося)
Составила:
Файрушина Елена Павловна,
учитель СБО,
высшая квалификационная категория
г. Черногорск, 2014г.
Содержание
Стр.
1. Пояснительная записка к рабочей программе ..........................................3.
2. Диагностика обучающегося.4.
3. Основное содержание предмета..........4.
3. Требования к уровню подготовки обучающегося..........5.
4. Оценка качества индивидуальных образовательных достижений...6.
5.Литература ..........6.
Приложение:
Календарно-тематическое планирование .7.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке ориентирована на индивидуальное обучение обучающейся 9 класса и реализуется на основе следующих документов:
Закона РФ «Об образовании».
ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (Собрание законодательства РФ 1995, № 48, ст. 4563).
Индивидуального учебного плана, разработанного на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида от 10.04.2002г. №29/2065-п.
Устава ГБОУ РХ «Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат».
Положение ГБОУ РХ «Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат» «Об индивидуальном обучении больных детей на дому.
Программы для учащихся 0 (подготовительного) и 1 - 4-х классов специального коррекционного учреждения VIII вида, под редакцией Бгажноковой И.М. (М.: «Дидакт», 1997 г.).
Постановления РХ от 25.05.2005г №177 «Об утверждении Порядка воспитания и
обучения детей-инвалидов на дому, компенсация затрат родителей (законных
представителей) на эти цели».
Рабочая программа построена с учётом особенностей умственного развития ребёнка, составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные сведения во время уроков чтения и развития речи в младших классах. Программа направлена на формирование морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, умений, способствующих социальной адаптации, на повышения общего развития обучающейся. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать необходимые навыки самообслуживания. Программа предусматривает использование при обучении дидактические игры, упражнения, задания практической направленности.
Цель курса по социально-бытовой ориентировке:
создание условий для снижения уровня опеки со стороны близких и окружающих людей, развития конструктивных способностей, полезных практические навыков и ориентировки в социальной среде.
Задачи:
Оказывать коррекционно-педагогическую помощь.
Формировать готовность к овладению навыками самообслуживания.
Учить бережно относиться к предметам, вещам.
Совершенствовать двигательные умения и навыки.
Развивать творческие способности.
Формировать навыки и умения осуществлять контакт с окружающими людьми.
Корректировать недостатки психофизического развития для формирования самостоятельности в домашнем труде.
Рабочая программа направлена на формирование навыков, способствующих социальной адаптации, на повышение речевого, общего культурного уровня, ориентирована на личностное развитие в социальном плане.
Методы обучения:
Словесный метод (объяснение, описание, беседа).
Наглядный метод (муляжи, игрушки, рисунки разного содержания).
Практический метод (упражнения, игры).
На уроках в целях сохранения и укрепления здоровья используется смена динамических поз, свободное передвижение в пределах класса, введение физминуток.
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировки для индивидуального обучения ученицы 9 класса Коровиной Снежанны рассчитана на 68 часа учебного времени:
Класс
Кол-во часов в неделю
Количество часов в четверть
Кол-во часов в год
I
II
III
IV
9
2
16
15
21
16
68
Диагностика обучающегося
По возможностям обучения Снежанна относится к четвёртой группе (педагогическая классификация В.В. Воронковой).
По данным проведённой диагностики у Снежанны в мышлении резко снижены функции отвлечения и обобщения, на основе которых возможно овладение сложными системами связей, заключёнными в школьных знаниях. Даже простейшие связи между предметами и явлениями ученица не может осмысливать или осмысливает только с помощью учителя. В её деятельности почти полное отсутствие организующего значения речи. Девочка воспринимает всякого рода словесные указания, инструкции, которые имеют место в учебном процессе, организуют деятельность её деятельность, только при постоянной помощи учителя, многократном повторении указаний и неоднократном наглядном показе того, что и как надо делать. Моторная недостаточность, двигательное недоразвитие обнаруживается в бедности, однообразии движений, неловкости, неточности выполнения. Отмечаются грубые нарушения тактильного восприятия: речь идёт о сложностях в различении поверхностей предметов на ощупь (твёрдый – мягкий, шершавый - гладкий и др.), определении их некоторых механических свойств, температуры, весовых категорий, вибрационных возможностей, других признаков. Занимается с желанием, навязчивая.
Основное содержание предмета
Результаты диагностики определяют основное содержание предмета. Планируется работа по следующим направлениям:
Развитие мышечно-двигательных ощущений, необходимых для формирования навыка прикладного характера (через знакомство с предметами разной величины, упражнения в складывании, протирании, перестановке и т.п.).
Знакомство с правилами личной гигиены, обучение выполнять некоторые гигиенические процедуры.
Формирование представлений о гигиене жилища.
Формирование культуры общения.
Хозяйственно-бытовой труд (протирание пыли с цветов, раскладывание предметов для урока, протирание парты, раскладывание канцелярских предметов, складывание носовых платков, салфеток, вытирание посуды и др.).
Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по программе осуществляется следующим образом:
№
Раздел
Основное содержание
Количество часов
1.
Вводное занятие.
Беседа о цели, содержании и значении предмета социально-бытовой ориентировки. Особенности уроков СБО.
1
2.
Знания о себе и гигиенические навыки
Гигиенические процедуры в течение дня. Приёмы ухода за зубами. Обувь: виды обуви по сезонам Складывание полотенец, носовых платков. Уход за волосами. Виды одежды по сезонам. Семья.
14
3.
Транспорт
Наземный городской транспорт. Проезд в школу (маршрут, транспортные средства). Поведение в транспорте, на улице при движении в школу. Дорожные знаки.
8
4.
Жилище, твой дом
Жилище. Виды жилых помещений. Домашний адрес. Гигиена жилого помещения: проветривание. Повседневная уборка жилого помещения. Озеленение жилых помещений. Мебель: предметы мебели. Электроприборы.
11
5.
Питание
Столовая посуда. Продукты питания. Каши быстрого приготовления. Хранение продуктов в холодильнике.
11
6.
Культура общения
Обращение с вопросом. Культура поведения за столом. Обращение с просьбой. Культурное поведение в транспорте. Слова приветствия. Культура разговора по телефону.
11
7.
Торговля, магазины
Виды магазинов. Как сделать покупку. Товары промышленных и продовольственных магазинов.
Рынок: продуктовый, вещевой.
7
8.
Здоровье
Я-заболел. Признаки.
Посещение врача. Скорая помощь.
5
Итого:
68
Требования к уровню подготовки
Программа не предполагает точных требований к оценке учебных достижений, но усилия необходимо стимулировать и поощрять.
Компетенции обучающейся
Называть:
свое имя, домашний адрес, имена родителей;
транспортные средства, правила поведения;
электроприборы;
разнообразные продукты питания;
магазины и разнообразие товаров;
признаки ухудшения здоровья.
Участвовать в уборке жилого помещения.
Определять ухудшение самочувствия и сообщать об этом взрослым.
Пользоваться посудой.
Оценка качества индивидуальных образовательных достижений
Формы промежуточной аттестации
Контроль усвоения материала осуществляется методом наблюдения и сравнения работ, выполненных ученицей ранее за истекший период.
Оценка «5» ставится, если ученица: 1. выполнила работу без ошибок и недочетов; 2. допустила не более одного недочета.
Оценка «4» ставится, если ученица выполнила работу полностью, но допустила в ней: 1. не более одной ошибки; 2. или не более двух недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученица правильно выполнила менее половины работы или допустила: 1. более трёх грубых ошибок; 2. более четырех-пяти недочетов; Оценка «2» ставится, если ученик: 1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3».
Литература
Методические пособия для учителя:
Мозговой В. М. Основы олигофренопедагогики.- Москва: «Просвещение», 2006.
Певзнер М.С. Дети-олигофрены. - Москва. 1959.
Хилько А.А. и др. Преподавание социально-бытовой ориентировки.- Санкт-Петербург: филиал издательства «Просвещение», 2006 г.
Дополнительная литература для учителя:
Интернет – ресурсы.
Календарно-тематическое планирование по СБО
№
Тема
Количество часов
Дата
Примечание
1.
Вводное занятие
1
2.
Виды транспортных средств
2
3.
Проезд в автобусе
1
4.
Жилище
1
5.
Виды жилых помещений
1
6.
Семья
1
7.
Родственные отношения
1
8.
Утренний туалет
2
9.
Личные вещи
1
10.
Слова приветствия
2
11.
Городская улица
2
12.
Я-пешеход!
2
13.
Культурное поведение в транспорте
1
14.
Гигиенические процедуры в течение дня
2
15.
Уход за волосами
2
16.
Виды одежды по сезонам
3
17.
Складывание полотенец, носовых платков
2
18.
Приёмы ухода за зубами
2
19.
Обувь: виды обуви по сезонам
1
20.
Домашний адрес
2
21.
Гигиена жилого помещения: проветривание
2
22.
Столовая посуда
2
23.
Обращение с вопросом
2
24.
Культура поведения за столом
2
25.
Обращение с просьбой
2
26.
Уборка посуды со стола
2
27.
Повседневная уборка жилого помещения
2
28.
Озеленение жилых помещений
1
29.
Мебель: предметы мебели
1
30.
Продукты питания
4
31.
Электроприборы
1
32.
Каши быстрого приготовления
1
33.
Я-заболел. Признаки.
2
34.
Посещение врача
1
35.
Хранение продуктов в холодильнике
2
36.
Культура разговора по телефону
1
37.
Виды магазинов
2
38.
Как сделать покупку
2
39.
Товары промышленных и продовольственных магазинов
1
40.
Скорая помощь
2
41.
Рынок: продуктовый, вещевой
1
Итого
68
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315
15