Адаптированная рабочая программа по чтению 9 класс специального (коррекционного) обучения 8 вида
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа
МКОУ Харбатовская С.О.Ш.
Утверждаю:
Директор МКОУ Харбатовская С.О.Ш.
Зеленовский В.А.
_____________________________
Рабочая программа
по чтению и внеклассному чтению
9 класс специально-коррекционного обучения
8-го вида
Учитель:
Костюченко О.И.
первая квалификационная категория
2011-2012 учебный год
Пояснительная записка.
На уроках чтения в 5 – 9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Требуется большая методическая вариативность. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.
Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественного произведения уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного, кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно – следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это требует серьёзной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
9класс
(102ч., в том числе р.р.14ч., вн.чт.14ч.).
Тематика произведений.
Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве. Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады. Литературные сказки. Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы. На примере художественной литературы воспитание морально – этических и нравственных качеств личности подростка.
Навыки чтения.
Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.
Выделение главной мысли произведения.
Составление характеристик героев, обоснование своего отношения к героям и их поступкам, объяснение причин тех или иных поступков героев (с помощью учителя).
Работа над планом, средствами языковой выразительности.
Пересказ содержания прочитанного; составление рассказа по предложенной теме на материале нескольких произведений.
Знание основных сведений о жизни писателей.
Заучивание наизусть стихотворений, прозаических отрывков.
Внеклассное чтение.
Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного. Составление отзыва о прочитанной книге, статье из газеты или журнала.
Изучаемые произведения.
Устное народное творчество.
Русские народные песни «Колыбельная», «За морем синичка не пышно жила…».
Былина «На заставе богатырской» (в сокращении).
«Сказка про Василису Премудрую», сказка «Лиса и тетерев».
Из произведений русской литературы ХIХ века.
В.А. Жуковский. Сказка «Три пояса» (в сокращении).
И.А. Крылов. Басня «Кот и Повар» (в сокращении).
А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила» (в сокращении), повесть «Барышня – крестьянка» (в сокращении).М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Тучи», «Морская царевна» (в сокращении); «Баллада».
Н.В. Гоголь. Повесть «Майская ночь, или Утопленница» (в сокращении).
Н.А. Некрасов. Отрывок из стихотворения «Рыцарь на час», отрывок из поэмы «Саша».
А.А. Фет. Стихотворения «На заре ты её не буди…», «Помню я: старушка няня…», «Это утро, радость эта…».
А.П. Чехов. Рассказы «Злоумышленник» (в сокращении), «Пересолил».
Из произведений русской литературы ХХ века.
М. Горький «Песня о Соколе».
В.В. Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (в сокращении).
М.И. Цветаева. Стихотворения «Красной кистью…», «Вчера ещё в глаза глядел…».
К.Г. Паустовский. Рассказ «Стекольный мастер».
С.А. Есенин. Стихотворения «Нивы сжаты, рощи голы…», «Собаке Качалова».
М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека» (в сокращении).
Е.И. Носов. Рассказ «Трудный хлеб».
Н.М. Рубцов. Стихотворения «Тихая моя родина», «Русский огонёк», «Зимняя песня».
Ю.И. Коваль. Отрывок из повести «Приключения Васи Куролесова».
Произведения для внеклассного чтения.
П. Ершов «Конёк – горбунок», стихотворения А. Пушкина, Н. Гоголь «Ночь перед Рождеством», А. Чехов «Унтер Пришибеев», стихотворения С. Есенина, Э. Сетон – Томпсон «Снап», Р. Стивенсон «Вересковый мёд», стихотворения М. Цветаевой, Д. Даррелл»Живописный жираф».
Произведения для заучивания наизусть.
М. Лермонтов «Тучи», отрывок из повести Н. Гоголя «Майская ночь…», А. Фет «Это утро, радость эта…», М. Цветаева «Красною кистью…», С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…», Н. Рубцов «Зимняя песня», М. Горький «Песня о Соколе» (отрывок), И Крылов «Кот и Повар» (отрывок), отрывок из поэмы А. Пушкина «Руслан и Людмила». Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
выделять главную мысль произведения;
давать характеристику главным героям;
высказывать своё отношение к героям и их поступкам;
пересказывать содержание произведения рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным.
Учащиеся должны знать:
наизусть 10 стихотворений, 1 прозаический отрывок.
Календарно – тематическое планирование
по чтению для 9 класса специального
(коррекционного) образовательного учреждения VIII вида
(102ч.)
№ Тема Кол-во часов Дата факт
1.
2.
3.
4-6.
7-8.
9-12.
13.
14-15.
16-18.
19-20.
21-22.
23.
25.
26.
27-28.
29-32.
33-34.
35.
36-37.
38.
39.
40.
41-43.
44-45.
46.
47.
48-49.
50-51.
52-54
55-56.
57-58.
59.
60-61.
62-63.
64-65.
66.
67-69.
71-72.
73-74.
75.
76-79.
80-82.
83-84.
85-86.
87.
88.
89-93.
94-95.
96-97.
98-100.
101-102.
Вводный урок. Знакомство с учебником.
Устное народное творчество. Жанры устного народного творчества.
Русские народные песни.
Былина «На заставе богатырской».
Р.р. Пересказ былины по плану (стр.18).
«Сказка про Василису Премудрую». Чтение и обсуждение.
Русская народная сказка «Лиса и тетерев».
Вн.чт. П.Ершов «Конек – горбунок».
В.А. Жуковский. Доброе отношение к людям, забота о них в сказке «Три пояса».
Р.р. Сочинение – отзыв по плану (стр.45).
И.А. Крылов. Басня «Кот и Повар». Особенности жанра.
А.С. Пушкин. Страницы жизни и творчества.
А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». Чтение и обсуждение I песни.
А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». Чтение и обсуждение II песни.
А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». Чтение и обсуждение III песни.
А.С. Пушкин. Повесть «Барышня – крестьянка». Чтение и обсуждение.
Р.р. Просмотр и обсуждение художественного фильма, снятого по повести А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка».
Вн. чт. Викторина «По страницам произведений А.С. Пушкина» (стр.104).
М.Ю. Лермонтов. Страницы жизни и творчества. Стихотворение «Тучи».
М.Ю. Лермонтов «Баллада». Протест против равнодушия.
М.Ю. Лермонтов. Чтение и обсуждение стихотворения «Морская царевна».
Н.В. Гоголь. Страницы жизни и творчества.
Н.В. Гоголь «Майская ночь, или утопленница». Чтение и обсуждение повести.
Вн.чт. Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством».
Н.А. Некрасов. Страницы жизни и творчества. Стихотворение «Рыцарь на час». Чтение и обсуждение.
Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Сашка». Тема безжалостного отношения к природе.
Р.р. Сравнить описание картины В.Д. Поленова «Горелый лес» и содержание отрывка из поэмы Н.А. Некрасова «Сашка».
А.А. Фет. Страницы жизни и творчества. Лирика поэта(«На заре ты её не буди», «Помню я…», «Это утро, радость эта…»).
А.П. Чехов. Страницы жизни и творчества. Рассказ «Злоумышленник». Смысл названия рассказа.
А.П. Чехов. Рассказ «Пересолил». Юмор в рассказе.
Р.р. Анализ рассказа А.П. Чехова «Пересолил» (стр.162-162).
Вн. чт. А.П. Чехов. Чтение и обсуждение рассказа «Толстый и тонкий».
М.Горький. Страницы жизни и творчества. «Песня о Соколе». Тема смысла жизни в произведении.
В.В.Маяковский. Страницы жизни и творчества. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Жанр произведения.
М.И. Цветаева. Страницы жизни и творчества. Лирика («Красною кистью рябина зажглась…», «Вчера еще в глаза глядел…»).
Вн. чт. М. Цветаева. Стихотворения.
К.Г. Паустовский. Чтение и обсуждение рассказа «Стекольный мастер».
С.А. Есенин. Страницы жизни и биографии. Лирика («Нивы сжаты…», «Собаке Качалова»).
Р.р. Анализ стихотворения С. Есенина «Нивы сжаты…» (стр.194).
Вн. чт. С.А. Есенин. Стихотворения.
М.А. Шолохов. Страницы жизни и творчества. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия произведения.
Е.И. Носов «Трудный хлеб». Чтение и обсуждение рассказа. Основная мысль произведения.
Вн. чт. Э. Сетон – Томпсон «Снап» (отрывок в сокращении).
Н.М. Рубцов. Страницы жизни и творчества. Тема Родины в стихотворении «Тихая моя родина».
Н.М. Рубцов. Тема войны в стихотворении «Русский огонек».
Н.м. Рубцов. Вера в светлое будущее в стихотворении «Зимняя песня».
Ю.И. Коваль. Чтение и обсуждение глав повести «Приключения Васи Куролесова».
Р.р. Краткий пересказ «История Васи Куролесова».
Вн. чт. Р.Л. Стивенсон. Чтение и обсуждение баллады «Вересковый мед». Основная идея произведения.
Вн. чт. Д. Даррелл «Живописный жираф». Чтение и обсуждение рассказа.
Резервные уроки.
1
1
1
2
2
4
1
2
3
2
2
1
1
1
2
4
2
1
2
1
1
1
3
2
1
1
2
2
3
2
2
1
2
2
2
1
3
2
2
1
4
3
2
2
1
1
5
2
2
3
2
2.09.
4.09.
07.09
9.09.,11.09.
14,16.09.
18.09.21.09.
23,25.09.
28,30.09.
2.10.
5.10. 7.10.
9,12.10.
14,16.10.
19,21.10.
23.10.
26.10.
30.10.
9,11.11.
13,16.11
18.11.,20.11.
23.11.
25,27.11.
30.11.
-2.12.
4.12.
07.12,9.12.
11.12.
14,16.12.
18.12.
21.12.
23.12.
.11,13.0
15-18.01.
20.01.,22.01.
25,27.01.
29.01
1,3.02.
5-8.02.
10,12.02.
15.02
17,19.02.
22.02.
24,26.02.
29.02.-2.03.
04.03
7,9.03.
11,14.03.
16.03.
18,21.03.
23.03
25.03.
4,6.04.
08.04
11.04.
13,15,18.04.
20.04.
22,25,27.04.
29.04.-2.05.
4,6.05.
9,11.05.
13,16,18.05.
20.05.
23.05.