Адаптированная рабочая программа по чтению 8 класс специального (коррекционного) обучения 8 вида
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа
МКОУ Харбатовская С.О.Ш.
Утверждаю:
Директор МКОУ Харбатовская С.О.Ш.
Зеленовский В.А.
_____________________________
Рабочая программа
по чтению и внеклассному чтению
8 класс специально-коррекционного обучения
8-го вида
Учитель:
Костюченко О.И.
первая квалификационная категория
2011-2012 учебный год
Пояснительная записка.
На уроках чтения в 5 – 9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Требуется большая методическая вариативность. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.
Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественного произведения уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного, кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно – следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это требует серьёзной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
8 класс
(102ч., в том числе р.р.9ч., вн.чт.11ч.).
Тематика изучаемых произведений.
Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.
Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады. Литературные сказки.
Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.
На примере чтения художественной литературы воспитание морально – этических и нравственных качеств личности подростка.
Навыки чтения.
Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.
Выделение главной мысли произведения, составление характеристики героев с помощью учителя, иллюстрирование черт характера героев примерами из текста, обоснование своего отношения к действующим лицам.
Составление плана в форме повествовательных, назывных предложений самостоятельно и с помощью учителя.
Продолжение работы над средствами языковой выразительности. Различение оттенков значений слов в тексте.
Пересказ содержания прочитанного с использованием слов и выражений, взятых из текста.
Знание основных сведений из жизни писателей.
Заучивание наизусть стихотворений, прозаического отрывка.
Внеклассное чтение.
Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Чтение статей на определённую тему из периодической печати для обсуждения, оценка обсуждаемых событий (с помощью учителя).
Изучаемые произведения.
Устное народное творчество.
Русская народная сказка «Волшебное кольцо», пословицы и поговорки, Баллады «Перчатка» В.А. Жуковского, «Нашла коса на камень» И.З. Суркова, Былина «Добрыня и Змей».
Произведения русских писателей ХIХ века.
А.С. Пушкин.
Воспоминания о поэте: М.Я. Басина «Публичное испытание», И.И. Пущин «Записки о Пушкине» (отрывок);
стихотворения «Памятник» (отрывок), «Во глубине сибирских руд…», «Зимнее утро», «И.И. Пущину», «19 октября 1827 года», «Няне», «На холмах Грузии…», «Сожжённое письмо» (отрывок), «Я вас любил…»;
«Сказка о попе и о работнике его Балде».
М.Ю. Лермонтов.
Стихотворения «Смерть Поэта» (отрывок), «Родина» (отрывок), «Парус», «Сосна»;
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
И.А. Крылов. Басни «Волк на псарне», «Осёл и Соловей», «Муха и Пчела».
Н.А. Некрасов. Стихотворения «Размышления у парадного подъезда» (отрывок), «В полном разгаре страда деревенская…», отрывки из поэм «Мороз, Красный нос», «Русские женщины».
И.С. Никитин. Стихотворения «Русь»(отрывок), «Утро на берегу озера».
И.С. Тургенев. Рассказ «Муму» (в сокращении).
Л.Н. Толстой Рассказ «После бала» (в сокращении).
Произведения русских писателей 1-й половины ХХвека.
А.П. Чехов. Рассказ «Лошадиная фамилия».
В.Г. Короленко. Отрывок из повести «Слепой музыкант».
М. Горький. Рассказ «Макар Чудра».
С.А. Есенин. Стихотворения «Спит ковыль…», «Пороша», «Отговорила роща золотая…».
А.П. Платонов. Сказка «Разноцветные бабочки».
А.Н. Толстой. Рассказ «Русский Характер».
Н.А. Заболоцкий. Стихотворение «некрасивая девочка».
Произведения русских писателей 2-й половины ХIХ века.
К.Г. Паустовский. Рассказ «Телеграмма».
Р.И. Фраерман. Отрывки из повести «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви».
Л.А. Кассиль. Рассказ «Пекины бутсы».
А.Т. Твардовский. Отрывки из поэмы «Василий Тёркин».
В.М. Шукшин. Рассказ «Гринька Малюгин».
В.П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка» (глава из повести «Последний поклон»).
Р.П. Погодин. Рассказ «Алфред».
А.А. Сурков. Стихотворение «Родина».
Произведения для внеклассного чтения.
А. Пушкин «Метель», М. Лермонтов «Беглец», Ф. Искандер «Молельное дерево», И. Крылов «Басни», И. Тургенев «Записки охотника», А. Чехов «Толстый и тонкий», Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке», Р. Фраерман «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви», В. Астафьев «Конь с розовой гривой». Произведения для заучивания наизусть.
А. Пушкин «во глубине сибирских руд…», «Няне», М. Лермонтов «Родина» (отрывок), «Парус», отрывок из «Песни про царя…», И. Крылов «Осел и Соловей» (отрывок), И. Никитин «Русь» (отрывок), С. Есенин «Спит ковыль…», «Пороша», А. Твардовский «Василий Теркин» (отрывок).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
выделять главную мысль произведения;
давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая своё отношение к ним;
пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста.
Учащиеся должны знать:
наизусть 10 стихотворений.
Календарно – тематическое планирование
по чтению для 8 класса специального (коррекционного)
образовательного учреждения VIII вида
102ч.
№ Тема Кол-во часов Дата
факт
1.
2-3.
4.
5.
6.
7-8.
9.
10-11.
12-13.
14.
15.
16.
17-18.
19-20.
21-22.
23.
24-25.
26.
27-30.
31.
32.
33-34.
35.
36-37.
38-39.
40.
41.
42-43.
44.
45.
46.
47-50.
51.
52.
53.
54-56.
57-58.
59.
60-63.
64-65.
66.
67-68.
69-70.
71-73.
74-75.
76.
77-79.
80-83.
84.
85-87.
88.
89-91.
92-93.
94-95
96-97.
98-100.
101.
102.
Вводный урок. Знакомство с учебником.
Устное народное творчество. Русская народная сказка «Волшебное кольцо». Чтение и обсуждение сказки.
Пословицы и поговорки. Особенности жанра.
В.А. Жуковский «Перчатка». Баллада как жанр. Чтение и обсуждение баллады.
И.З. Суриков «Нашла коса на камень». Смысл названия баллады.
Былина как жанр. «Добрыня и Змей». Чтение и обсуждение былины.
А.С. Пушкин. Страницы жизни и творчества. Стихотворение «Памятник».
Воспоминания о Пушкине: М. Я. Басина «Публичное испытание», И.И. Пущин «Записки о Пушкине».
А.С. Пушкин. Стихи о дружбе: «Мой первый друг, мой друг бесценный…», «Няне», «19 октября 1827», «Во глубине сибирских руд…».
А.С. Пушкин. Стихи о природе. «Зимнее утро».
А.С. Пушкин. Стихи о любви: «На холмах Грузии…», «Сожжённое письмо».
Р.р. Конкурс стихов А.С. Пушкина.
Вн. чт. А. Пушкин «Метель».
А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде». Чтение и обсуждение сказки.
М.Ю. Лермонтов. Страницы жизни и творчества. Стихотворение «Смерть поэта».
Р.р. Анализ стихотворения «Смерть поэта» (стр.58 № 5)
М.Ю. Лермонтов. Мотивы лирики («Родина», «Парус», «Сосна»).
Вн. чт. М. Лермонтов «Беглец».
М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Чтение и обсуждение произведения. Особенности жанра.
И.А. Крылов. Страницы жизни и творчества. Басня «Волк на псарне». Историческая основа басни.
Вн. чт. И.А. Крылов. Басни «Волк и Лиса», «Щука и Кот», «Синица», «Кот и Повар». Особенности жанра.
И.А. Крылов «Осел и Соловей», «Муха и Пчела». Чтение и обсуждение басен.
Р.р. Чтение басен по ролям.
Н.А. Некрасов. Страницы жизни и творчества. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу русского народа.
Н.А. Некрасов. Стихи о тяжелой доле русских женщин: «В полном разгаре страда деревенская…», «Есть женщины в русских селеньях…».
Р.р. Характеристика литературного героя (стр.90 №1).
Вн. чт. Ф. Искандер «Молельное дерево».
Н.А. Некрасов. Историческая основа поэмы «Русские женщины». Чтение и обсуждение произведения.
И.С. Никитин. Страницы жизни и творчества. Стихотворение «Русь».
И.С. Никитин «Утро на берегу озера». Чтение и обсуждение стихотворения.
И.С. Тургенев. Страницы жизни и творчества. История создания рассказа «Муму».
И.С. Тургенев «Муму». Чтение и обсуждение рассказа.
Р.р. Характеристика литературного героя (стр.120 №7).
Вн. чт. И.С. Тургенев «Записки охотника».
Л.Н. Толстой. Страницы жизни и творчества. Историческая основа рассказа «После бала».
Л.Н. Толстой «После бала». Чтение и обсуждение рассказа. Тема активной жизненной позиции в произведении.
А.П. Чехов. Страницы жизни и творчества. Рассказ «Лошадиная фамилия». Юмор в рассказе.
Вн. чт. А.П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий»..В.Г. Короленко. Страницы жизни и творчества. Повесть «Слепой музыкант». Чтение и обсуждение повести.
М.Горький. Страницы жизни и творчества. Рассказ «Макар Чудра».
Р.р. Краткий пересказ.
С.А. Есенин. Страницы жизни и творчества. Мотивы лирики («Спит ковыль…», «Пороша», «Отговорила роща золотая…»).
А.П. Платонов «Разноцветная бабочка». Чтение и обсуждение сказки.
А.Н. Толстой. Страницы жизни и творчества. Рассказ «Русский характер». Чтение и обсуждение. Смысл названия.
Вн. чт. Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке».
Н.А. Заболоцкий. Тема внешней и внутренней красоты в стихотворении «Некрасивая девчонка».
К.Г. Паустовский. Страницы жизни и творчества. Рассказ «Телеграмма». Чтение и обсуждение произведения. Тема одиночества в рассказе.
Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго или повесть о первой любви» (отрывки). Чтение и обсуждение повести.
Вн. чт. Р.И. Фраерман. Повесть «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви (заключительные главы).
Л.А. Кассиль «Пекины бутсы». Чтение и обсуждение рассказа.
Р.р. Характеристика литературного героя (232 №7).
А.Т. Твардовский. Отрывки из поэмы «Василий Тёркин». История создания поэмы. Чтение и обсуждение содержания глав поэмы.
В.М. Шукшин «Гринька Малюгин». Чтение и обсуждение рассказа. Тема истинной красоты человека.
В.П. Астафьев «Далёкая и близкая сказка» (глава из повести «Последний поклон»). Чтение и обсуждение произведения.
Вн. чт. В. Астафьев «Конь с розовой гривой».
Р.П. Погодин «Альфред». Чтение и обсуждение рассказа. Смысл названия.
А.А. Сурков. Героическое прошлое России в стихотворении «Родина».
Резервный урок.
1
2
1
1
1
2
1
2
2
1
1
1
2
2
2
1
2
1
4
1
1
2
1
2
2
1
1
2
1
1
1
4
1
1
1
3
2
1
4
2
1
2
2
3
2
1
3
4
1
3
1
3
2
2
2
3
1
1 2.09.
4,7.09.
9.09.
11.09.
14.09.
16,18.09.
21.09.
23,25.09.
28,30.09.
2.10.
5.10.
7.10.
9,12.10.
14,16.10.
19,21.10.
23.10.
26,28.10.
30.10.
9,11,13,16.11.
18.11.
20.11.
23,25.11.
27.11.
30.11.-2.12.
4,7.12.
9.12.
11.12.
14,16.12.
18.12.
21.12.
23.12.
25.01.11,13,15.
18.01.
20.01.
22.01.
25,27,29.01.
1,3.02.
5.02.
8,10,12,15.02.
17,19.02.
22.02.
24,26.02.
29.02.-2.03.
4,7,9.03.
11,14.03.
16.03.
18,21,23.03.
25.03-4,6,8.04.
11.04.
13,15,18.04.
20.04.
22,25,27.04.
29.04.-2.05.
4,6.05.
9,11.05.
13,16,18.05.
20.05.
23.05.