Рабочая программа по биологии для учащихся _10-11__ класса Рабочая программа составлена на основе авторской программы УМК «Дрофа» под. ред.В.В. Пасечника. 1915 года


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Иркутска средняя общеобразовательная школа №6
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
______/__________
подпись/расшифровка под-
писи УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ г.Иркутска СОШ №6
__________Соловьёва М.В.
Приказ №____
от «____»__________201__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Биологии
предмет, название учебного курса (спецкурса, факультативного курса)
для учащихся _10-11__ класса
(базовый уровень)
Образовательная область: ___«. Общая биология. 10-11 класс» М.: Дрофа, 2015»
Разработал(а):
.Стенина Н.В _________
(фамилия, имя, отчество)
_высшая_________________,
(квалификационная категория)
2015__г.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы УМК «Дрофа» под. ред.В.В. Пасечника. 1915 года
(указание примерной программы, на основе которой разработана данная рабочая программа, её авторов, год издания)
Программа рассмотрена на заседании МО учителей _биологии, химии, физики_
МБОУ г.Иркутска СОШ №6
Протокол №____ от «____»____________201__г.
РуководительМО: ________/_______________
(подпись/расшифровка подИркутск 2015
Оглавление:
Пояснительная записка. Базовый уровень.
Общая характеристика учебного плана.
Ценностные ориентиры содержания курса биологии
Место курса биологии
Результаты освоения курса биологии
Содержание курса 10-11 классы. Базовый уровень.
Планируемые результаты изучения курса биологии.
Выводы.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Требования к уровню подготовки выпускников.
Календарно-тематическое планирование 10 класс.
Календарно-тематическое планирование 11 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
10 – 11 классы. Базовый уровень
Рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 10-11 классах общеобразовательного учреждения МБОУ г. Иркутска СОШ №6:
1.Конституции РФ
2.Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273
3.Примерной образовательной программы основного общего образования
4. Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для VI-XI (XII) классов, обучающихся по ФК ГОС-2004);
5. Приказ Минобразования России от31января 2012 г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004тг. № 1089»;
6.Учебный план МБОУ г.Иркутска СОШ №6 на 2015-2016 учебный год
7.Сборник программ «Программы базового и профильного курсов биологии для 10 — 11 класса средней (полной) школы». М «Дрофа», 2015г. Рабочие программы / сост.. И. Б. Морзунова, Г.М. Г. М. Пальдяева - М.: Дрофа, 2015г.Биология. 10-11классы: Рабочие программы / сост.. И. Б. Морзунова, Г.М. Г. М. Пальдяева - М.: Дрофа, 2015), полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов авторов В.В. Пасечника, реализованная в учебнике Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы – авторы А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.
На изучение биологии на базовом уровне отводится 70 часов, в том числе: в 10 классе – 35 часов, в11 классе - 35 часов. Согласно действующему Базисному плану рабочая программа для 10-11 класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе.
Программа по биологии для средней (полной) общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения среднего (полного) общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования. В ней также учтены основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для среднего (полного) общего образования и соблюдена преемственность с программой по биологии для основного общего образования.
В программе для старшей школы предусмотрено развитие всех основных видов деятельности, представленных в программах для основного общего образования. Однако содержание примерных программ для средней (полной) школы имеет особенности, обусловленные как предметным содержанием системы среднего (полного) общего образования, так и возрастными особенностями обучающихся.
В старшем подростковом возрасте (15—17 лет) ведущую роль играет деятельность по овладению системой научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения. Усвоение системы научных понятий формирует тип мышления, ориентирующий подростка на общекультурные образцы, нормы, эталоны взаимодействия с окружающим миром, а также становится источником нового типа познавательных интересов (не только к фактам, но и к закономерностям), средством формирования мировоззрения.
Таким образом, оптимальным способом развития познавательной потребности старшеклассников является представление содержания образования в виде системы теоретических понятий.
Подростковый кризис связан с развитием самосознания, что влияет на характер учебной деятельности. Для старших подростков по-прежнему актуальна учебная деятельность, направленная на саморазвитие и самообразование. У них продолжают развиваться теоретическое, формальное и рефлексивное мышление, способность рассуждать гипотетико-дедуктивным способом, абстрактнологически, умение оперировать гипотезами, рефлексия как способность анализировать и оценивать собственные интеллектуальные операции.
Психологическим новообразованием подросткового возраста является целеполагание и построение жизненных пла¬нов во временной перспективе, т. е. наиболее выражена мотивация, связанная с будущей взрослой жизнью, и снижена мотивация, связанная с периодом школьной жизни. В этом возрасте развивается способность к проектированию собственной учебной деятельности, построению собственной образовательной траектории.
Таким образом, важнейшие отличительные особенности программы по биологии для средней (полной) школы состоят в следующем:
*основное содержание курса ориентировано на фундаментальное ядро содержания биологического образования;
*объем и глубина учебного материала определяются требованиями к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне;
*требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образованияи примерное тематическое планирование ограничивают объем содержания, изучаемого на базовом уровне,
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Большой вклад в достижение главных целей среднего (полного) общего образования вносит изучение биологии, которое призвано обеспечить:
формирование системы биологических знаний как компонента естественно-научной картины мира;
развитие личности обучающихся, их интеллектуальное нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
выработку понимания общественной потрпЛиогти и развитии биологии, а также формирование отношении к биологии как возможной области будущей практической деятельности.
Цели биологического образования в старшей школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапред-метном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением соци¬альной ситуации развития — ростом информационных пе¬регрузок, изменением характера и способом общения и соиальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития совре¬менных подростков). Наиболее продуктивной с точки зрения решения задач развития подростка является социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наибоее общими и социально значимыми. С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
•социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентации;
•приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование на старшей ступени призвано обеспечить:
•ориентацию в системе этических норм и ценностей относительно методов, результатов и достижений современной биологической науки;
•развитие познавательных качеств личности, в том числе познавательных интересов к изучению общих биологиче¬
ских закономерностей и самому процессу научного познания;
•овладение учебно-познавательными и ценностно-смысловыми компетентностями для формирования познавательной и нравственной культуры, научного мировоззрения, а также методологией биологического эксперимента и элементарными методами биологических исследований;
•формирование экологического сознания, ценностного отношения к живой природе и человеку.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ
Личность в процессе деятельности овладевает системой ценностей, являющихся элементом культуры и соотносящихся с базовыми элементами культуры: познавательной, труда и быта, коммуникативной, этической, эстетической.
Поскольку само понятие ценности предполагает наличие ценностного отношения к предмету, включает единство объективного (сам объект) и субъективного (отношение субъекта к объекту), в качестве ценностных ориентиров биологического образования как в основной, так и в старшей школе выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у обучающихся формируется ценностное отношение. По сути, ориентиры представляют собой то, чего мы стремимся достичь. При этом ведущую роль в курсе биологии играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых — изучение природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые у обучающихся в процессе изучения биологии, проявляются в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверости, ценности биологических методов исследования объектов живой природы, понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к истине.Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей» основу которых составля¬ют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание стремления у обучающихся грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой, вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.
Курс биологии в наибольшей мере по сравнению с другими школьными курсами направлен на формирование нравственных ценностей — ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.
Ценностные ориентиры, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у обучающихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентиры составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в кон
МЕСТО КУРСА БИОЛОГИИВ БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕВ соответствии с БУПом курсу биологии на ступени среднего (полного) общего образования предшествует курс биологии, включающий элементарные сведения о биологических объектах: клетке, организме, виде, экосистеме. По сути, в основной школе преобладает содержание, нацеленное на изучение организменяого уровня организации жизни и некоторых общебиологических закономерностей.
В старшей школе, опираясь на эти сведения, учитель био¬логии может более полно и точно с научной точки зрения раскрывать общие биологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы (обмен веществ и превращения энергии, фотосинтез, эволюция, закономерности наследственности и изменчивости и т. д.).
Содержание курса биологии в основной школе, включающее сведения о многообразии организмов, биологической природе и социальной сущности человека, служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие, теоретические поня¬тия.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии в средней (полной) школе должна быть направлена на достижение обучающимися сле¬дующих личностных результатов:•реализации этических установок по отношению к биоло¬гическим открытиям, исследованиям и их результатам;
•признания высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;
•сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.
Метапредметными результатами освоения выпускниками старшей школы программы по биологии являются:
•овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;•умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
•способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
•умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками старшей школы программы по биологии на базовом уровне являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
•характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В. И. Вернадского о биосфере; законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости; вклада выдающихся ученых в развитие биологической науки;
•выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительных и животных, доядерных и ядерных, половых и соматических; организмов: одноклеточных и многоклеточных; видов, экосистем, биосферы) и про цессов (обмен веществ, размножение, деление клетки, опло¬дотворение, действие искусственного и естественного отбо¬ра, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере);
•объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияния мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;
•приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов;
•умение пользоваться биологической терминологией и символикой;
•решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
•описание особей видов по морфологическому критерию;
•выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных изменений в экосистемах своей местности; изменений в экосистемах на биологических моделях;
•сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессов (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и формулировка выводов на основе сравнения.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
•анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий собственной деятельности в окружающей среде; биологической информации, получаемой из разных источников;
•оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома).
3.В сфере трудовой деятельности:
•овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснения их результатов.
4.В сфере физической деятельности:
•обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
•вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) заболеваний, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Базовый уровень
10 КЛАСС (1 ч в неделю, всего 35 ч, из них 4 ч — резервное время)
Введение (4 ч)
Биология как наука. Объект изучения биологии — живая природа. Краткая история развития биологии. Отли-чительные признаки живой природы: уровневая организа-ция и эволюция. Основные уровни организации живой при¬роды. Биологические системы. Общие признаки биологиче¬ских систем. Современная естественно-научная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формиро¬вании современной естественно-научной картины мира. Ме¬тоды познания живой природы.
Демонстрация
Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и электрон-ных средств обучения (слайд-шоу, анимации и др.): «Связь биологии с другими науками», «Система биологических наук », «Биологические системы», «Уровни организации живой природы», «Свойства живой материи», «Методы по¬знания живой природы». Портреты ученых.
Раздел 1 КЛЕТКА (15 ч)
Цитология — наука о клетке. Развитие ;м т пи и о клот-ке (Р.Гук, Р. Вирхов, К. Бэр). М. Шлейдои и Т. Шипим основоположники клеточной теории. Клеточшш теория. Роль клеточной теории в формировании современной естественно¬научной картины мира.
Химический состав клетки. Неорганические и органиче¬ские вещества. Макромолекулы. Биополимеры.
Строение клетки. Доядерные и ядерные клетки. Основные части и органоиды эукариотической клетки, их функ-ции. Ядро. Хромосомы. Соматические и половые клетки. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Гомологич-ные и негомологичные хромосомы.
Многообразие клеток. Соматические и половые клетки. Строение прокариотической клетки. Бактерии. Инфекционные заболевания. Роль бактерий на Земле. Использование бактерий человеком.
Вирусы, Меры профилактики распространения вирус-ных заболеваний. Профилактика СПИДа.
Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Энергетический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез. Роль хемосин-тезирующих бактерий на Земле. Пластический обмен. Генетическая информация в клетке. Ген. Геном, Удвоение мо¬лекулы ДНК. Информационная РНК. Генетический код. Биосинтез белка.
Жизненный цикл клетки. Деление клетки: митоз, ами-тоз, мейоз.
Демонстрация
Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и электронных средств обучения (слайд-шоу, анимации и др.): «Строение молекул белков, липидов, углеводов, нуклеиновых кис¬лот», «Биологические катализаторы», «Строение и размножение вирусов». Модели клетки. Микропрепараты митоза в клетках корешков лука, хромосом. Модели-аппликации, иллюстрирующие деление клеток, расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
Лабораторные и практические работы
Знакомство со строением клеток разных организмов на готовых препаратах (световая микроскопия) и на микрофотографиях, полученных с помощью современных электронных, конфокальных и атомно-силовых микроскопов.
Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.
Сравнение строения клеток растений и животных.
Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
Качественные реакции на основные органические вещества клетки (белки, углеводы, нуклеиновые кислоты).
Раздел 2
РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (4 ч)
Воспроизведение организмов, его значение. Бесполое и половое размножение. Образование половых клеток. Опло¬дотворение. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Искус¬ственное опыление у растений и оплодотворение у живот¬ных.
Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Эмбри¬ональное и постэмбриональное развитие. Особенности эмб¬рионального развития млекопитающих. Дифференцировка клеток. Стволовые клетки. Причины нарушений развития организмов. Репродуктивное здоровье человека. Последст¬вия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Демонстрация
Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и электрон-ных средств обучения (слайд-шоу, анимации и др.): «Много¬образие организмов», «Половое и бесполое размножение», «Оплодотворение у растений и животных», «Индивидуаль¬ное развитие организмов». Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных.
Лабораторные и практические работы
Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.
ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ (6 ч)
Наследственность и изменчивость — свойства орга¬низмов, Генетика. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Наследование, сцепленное с полом. Современные представ¬ления о гене и геноме.
Закономерности изменчивости, Модификационная из-менчивость. Наследственная изменчивость. Мутации, их причины. Мутагены.
Демонстрация
Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и электроных средств обучения (слайд-шоу, анимации и др.): «Закономерности наследования», «Закономерности изменчивости», «Мутации, их причины», «Мутагены». Лабораторные и практические работы
Выявление изменчивости организмов, построение вариационного ряда и вариационной кривой. Решение элементарных генетических задач. Раздел 4
ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА (2 ч)
Методы исследования генетики человека. Влияние мутагенов на организм человека. Проблемы генетической безопасности.
Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутаге¬нами. Меры профилактики наследственных заболеваний че¬ловека.
Демонстрация
Г.хсмы, таблицы, фрагменты видеофильмов и электрон-ных средств обучения (слайд-шоу, анимации и др.): «Мето¬ды исследования генетики человека», «Влияние мутагенов на организм человека», «Профилактика наследственных за-боленаний человека».
Лабораторные и практические работы
Выявление мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм.
Составление родословных.
Резервное время — 6/4 ч.
11 КЛАСС (1 ч в неделю, всего 35 ч, из них 3 ч — резервное время)
Раздел 5
ОСНОВЫ УЧЕНИЯ ОБ ЭВОЛЮЦИИ (10 ч)
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция — форма существования вида. Определение биологической эволюции. Доказательства эволюции живой природы. Роль эволюционной биологии в формировании современной естестиенно-научной картины мира и решении практических проблем.
Развитие эволюционных идей. Учение Ч, Дарвина об эволюции. Синтетическая теория эволюции. Свидетельства эво¬люции: палеонтологические, биогеографические, сравнительно-анатомические, эмбриологические, молекулярные. прямые наблюдения эволюции.
Популяция — элементарная единица эволюции. Движу-щие силы эволюции: мутации, рекомбинации, отбор. Ре-зультаты эволюции. Формирование приспособленности к среде обитания. Образование новых видов. Основные на-правления эволюционного процесса.
Демонстрация
Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и электрон-ных средств обучения (слайд-шоу, анимации и др.); герба-рии, коллекции, модели, муляжи, живые растения и живот-ные, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты естественного отбора, основ¬ные направления эволюции.Лабораторные и практические работы
Изучение морфологического критерия вида.
Выявление приспособлений организмов к среде обитания.
Экскурсия
Многообразие видов в природе.
Раздел 6
ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ И БИОТЕХНОЛОГИИ (3 ч)
Основы селекции и биотехнологии. Учение Н. И. Ва¬вилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции и биотехнологии. Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, искусственное оплодотврение, направленное изменение генома).
Демонстрация
Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и электрон-ных средств обучения (слайд-шоу, анимации и др.); «Результаты искусственного отбора», «Методы селекции и биотехнологии», «Результаты селекции».
Лабораторные и практические работы
Составление простейших схем скрещивания.
Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.
Раздел 7 АНТРОПОГЕНЕЗ (3 ч)
Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Основные стадии и движущие силы антропогенеза. Расселение человека по Земле.
Происхождение человеческих рас, их единство. Критика ра¬сизма и социального дарвинизма.
Демонстрация
Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и электронных средств обучения (слайд-шоу, анимации и др.): «Доказательства родства человека с млекопитающими животными», «Основные стадии и движущие силы антропогенеза», «Человеческие расы».
Лабораторные и практические работы
Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.
Раздел 8
ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (9 ч)
Экология как наука. Экологические факторы. Экологическая ниша. Биологические ритмы. Межвидовые отношения; паразитизм, хищничество, конкуренция, мутуализм.
Функциональная и пространственная структура экосистемы. Компоненты экосистемы.
Пищевые связи в экосистеме. Потоки веществ и превращения энергии в экосистеме. Динамика экосистем и их устойчивость. Основные типы воздействия человека на экосистемы и их результаты. Экосистемы, трансформированные и созданные человеком.
Демонстрация
Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и электронных средств обучения (слайд-шоу, анимации и др.): «Межидовые отношения», «Пищевые цепи и сети», «Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме». Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозах. Модели экосистем.
Лабораторные и практические работы
Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
Составление сравнительной характеристики природных и искусственных экосистем своей местности.
Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).
Решение экологических задач.
Экскурсии в биогеоценоз, в краеведческий музей или на геологическое обнажение.
Раздел 9
ЭВОЛЮЦИЯ БИОСФЕРЫ И ЧЕЛОВЕК (7 ч)
Биосфера — глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы развития органического мира на Земле. Эволюция биосферы. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.
Демонстрация
Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и электрон-ных средств обучения (слайд-шоу, анимации и др.); модель-аппликация «Биосфера и человек»; окаменелости, отпечатки, скелеты позвоночных животных.Лабораторные и практические работы
Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
Анализ и оценка последствий деятельности человека в ок¬ружающей среде и глобальных экологических проблем и путей их решения.
Резервное время — 5/3 ч.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ
Выпускник научится:
•пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения роли биологии в формировании познавательной культуры, научного мировоззрения и современной естественно-научной картины мира; происхождения и развития жизни на Земле; причин биологической эволюции;
•применять методы биологической науки (наблюдение,эксперимент, измерение) для проведения исследований живых объектов и объяснения полученных результатов;
•владеть приемами работы с разными источниками биологической информации: отбирать, анализировать, систематизировать, переводить из одной формы в другую;
•ориентироваться в системе познавательных ценностей; признавать высокую ценность жизни во всех ее проявлениях и осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе.
Ученик получит возможность научиться:
•соблюдать меры профилактики отравлений, ВИЧ-инфекции, наследственных, вирусных, и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания)•Оценивать этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
•формировать познавательные мотивы и интересы, напправленные на получение нового знания в области биологии в связи с решением бытовых проблем, сохранением собственного здоровья и экологической безопасности;
•развивать коммуникативную компетентность, используя -средства устной и письменной коммуникации, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы, формулироватьсобственное мнение, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, сотрудничать при выработке общего решения;
•проводить ученические проекты по исследованию свойств биологических объектов, имеющих важное практическое значение.
ВЫВОДЫ
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень):
- освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;
- овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений в биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез;
- воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы,
предусмотренные Примерной программой. Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться поусмотрению учителя. При выполнении лабораторной работы изучаются живые объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены обобщающие уроки. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, анализу и отбору информации.
Учебно-методическое и материально техническое обеспечение образовательного процесса
Литература для ученика:
1. Учебник: А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник «Общая биология. 10-11 класс» М.: Дрофа, 2015 10-11 класс
2. Айла Ф., Кайгер Дж. Современная генетика.Т. 1-3. М.: Мир, 1987г.
3. Верзилин Н.М. По следам Робинзона: Справочные данные по биологии. М.: Просвещение, 1994г.
4. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира.
5. Учебное пособие для 10-11 классов. М.: Наука, 1996г.
6. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т. 1-3. М.: Мир, 1990г.
7. Демьянков Е.Н. Биология в вопросах и ответах. М.: Просвещение, 1996г.
8. Кучменко В.С., Козлова Т.А. Краткий справочник школьника. 9-11класс. М.: Дрофа, 1997г.
9. Мамонтов С.Г. Биология: Справочник для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1995, 1997г.
10. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994г.
11. Пасечник В,В,, Дмитриева Т.А., Кучменко В.С. и др. Биология: Сборник задач и заданий с ответами. 9-11 класс. М.: Мнемозина, 1998, 2000г.
12. Яблоков А.В., Юсупов А.Г. Эволюционное учение (дарвинизм). М.: Высшая школа, 1989г.
13.Биология: Справочные материалы по биологии / Под ред. Д.И. Трайтака. М.: Просвещение, 1994г.
14.Биология. Большой энциклопедический словарь. М.: БРЭ, 1998г.
15.Общая биология: Для гимназий и лицеев / Под ред. акад. В.К. Шумного, проф. Г.М. Дымшица и проф. А.О. Рувинского. М.: Просвещение, 1995г.
Литература для учителя
1 Учебник: А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник «Общая биология. 10-11 класс» М.: Дрофа, 2015 10-11 класс
2.Айла Ф., Кайгер Дж. Современная генетика.Т. 1-3. М.: Мир, 1987г.
3. Анастасова Л.П. Общая биология. Дидактический материал: 10 – 11 класс., М.,1997г.
4.Вили К., Детье В. Биология. М.: Мир, 1995г.
5.Воробьев Ф.И. Эволюционное учение: вчера, сегодня… М.: Просвещение, 1995г.
6.Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира. Учебное пособие для 10-11 классов. М.: Наука, 1996г.
7.Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т. 1-3. М.: Мир, 1990г.
8.Дмитриев Т.А. и др. «1600 задач, тестов и проверочных работ по биологии». М.,2001г.
9.Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. М.: Высшая школа, 1989г.
10. Мамонтов С.Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы. М.: Высшая школа, 1992г.
11. Мамонтов С.Г. Биология. Пособие для поступающих в ВУЗы. М «Дрофа». 2002г.
12. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994г.
13. Кемп П., Армс К. Введе. Введение в биологию. М.: Мир, 1988г.
14. Кучменко В.С.Козлова Т.А. Биология в таблицах. , 6 – 11 кл. Справочное пособие.М.,2002г.
15. Одум Ю. Экология. Т. 1-2. М.: Мир, 1986г.
16. Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Опорные конспекты по биологии. М.: Просвещение, 1997г.
17. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. М.: Просвещение, 1992, 1995г.
18. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С. и др. Биология: общие закономерности: Книга для учителя. М.: Школа-Пресс,1996г.
19. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 9-11 класс М.: Дрофа, 1997г.
20. Сухова Т.С. Урок биологии. Технология развивающего обучения. М., 2000.
21. Петросова Р.А. Темы школьного курса. «Деление клетки и размножение организмов», М., «Дрофа».2003г.
22. Петросова Р.А. Основы генетики. Обмен веществ и энергии.,М.. «Дрофа». 2003.
23. Пономарёва И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии. М. 2002г.
24. Пугал Н.А. Уровни организации живой природы. М.: Школа-Пресс,1996г.
25. Экологические очерки о природе и человеке / Под ред. Б. Гржемека. М.: Прогресс, 1988г.
26. Чебышев Н.В., Гринева М.В., Козарь М.В. Биология. М., ВУНМЦ 2001г.. 27. Фоули Р. Еще один неповторимый вид (экологические аспекты эволюции человека). М.: Мир, 1990г.
28. Фоули Р. Биология в цифрах. М.: Мир, 1992г.
29. Яблоков А.В., Юсупов А.Г. Эволюционное учение (дарвинизм). М.: Высшая школа, 1989г.
30. Биология. Большой энциклопедический словарь. М.: БРЭ, 1998г.
31. Биология. Большой справочник для поступающих в ВУЗы. М., 2000г.. 32. Общая биология: Для гимназий и лицеев / Под ред. акад. В.К. Шумного, проф. Г.М. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы. М., «Дрофа» 2002г.
33. Жимулев Я. Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск: Изд-во Новосиб. университета; Сиб. унив. изд-во, 2002.
34. Захаров В. Б., Мустафин А. Г. Общая биология. Тесты, вопросы, задания. М.: Просвещение, 2003.
35. Иорданский Я Я Эволюция жизни. М.: Издательский центр «Академия», 2001.
36. Кемп Я, Арме К. Введение в биологию. М.: Мир, 1988.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
- основные положения биологических теорий ( клеточная, эволюционная), учение Вернадского В.И. о биосфере; сущность законов Менделя,
закономерности изменчивости ;- строение биологических объектов: клетки, генов, хромосом; вида и экосистем;
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование
приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере;
- биологическую терминологию и символику;
уметь
- объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов;
влияние мутагенов на организм человека; причины эволюции, изменяемости видов; необходимость сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии вэкосистемах (цепи питания)
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде(косвенно), антропогенные изменения в
экосистемах своей местности;
- сравнивать биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих),
процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения ;- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождение жизни и человека, глобальные экологические проблемы
и пути их решения;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках и критически е. оценивать
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов и вредных привычек, правил поведения в природной
среде;
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)
Пояснительная записка
Классы 10 «А,11 А »Каменский, А.А. Общая биология. 10-11 класс ; учеб. Для общеобразоват. Учреждений/Каменский ,Количество часов в неделю согласно учебному плану школы Реквизиты программы УМК
обучающихся УМК учителя
Федеральный компонент Региональный компонент Школьный компонент Рекомендована ДО программ и стандартов общего образования Федерального агенстства по образованию:
Сборник программ «Программы базового и профильного курсов биологии для 10 — 11 класса средней (полной) школы». М «Дрофа», 2015г. Рабочие программы / сост.. И. Б. Морзунова, Г.М. Г. М. Пальдяева - М.: Дрофа, 2015г., Программа среднего общего образования. Биология. Общая биология. 10-11 классы . Базовый уровень. Автор В.В. Пасечник. М.: Дрофа, 2015 г. 1.Каменский, А. А. Общая биология. 10-11 клас: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. _М.; Дрофа, 2015.
2. Беляев Д.К. и др. Общая биология. 10-11класс. М.: Просвещение, 2007г. (Основная)
3. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Биология. Общая биология. 10-11класс. М.: Дрофа, 1998, 1999г.
1. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира. Учебное пособие для 10-11 классов. М.: Наука, 1996г.
2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т. 1-3. М.: Мир, 1990г.
3. Демьянков Е.Н. Биология в вопросах и ответах. М.: Просвещение, 1996г.-
4. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 9-11 класс М.: Дрофа, 1997г.
5. Сухова Т.С. Урок биологии. Технология развивающего обучения. М., 2000.
10- 35
1 час 11 35
1 час №
п/п Тема Количество часов Количество лабораторныхработ
По плану Факт. 1. Введение. (4 часа) 4 2 РАЗДЕЛ 1 Клетка (15 часов). 15 Лабораторная работа №1, №2.№3, №4, №5,№6.
3. РАЗДЕЛ 2. Раздел 2.Размножение и индивидуальное развитие организмов (4 часа) 4 3. РАЗДЕЛ 3. Основы генетики (6 часов). 6 Лабораторная работа №7, №8.
4. РАЗДЕЛ 4. Генетика человека (2 часа). 2 Лабораторная работа №9.
11 КЛАСС (1 ч в неделю, всего 35 ч, из них 3 ч — резервное время)
5 РАЗДЕЛ 5. Осмновы учения об эволюции (10 часов) 10 Лабораторная работа №1, №2
6. РАЗДЕЛ 6. Основы селекции и биотехнологии (3 часа) 3 Лабораторная работа №3, №4, №5.
7. РАЗДЕЛ 7. Антропогенез (3 часа) 3 Лабораторная работа №6.
8. РАЗДЕЛ 8. Основы экологии (9 Часов)
9 Лабораторная работа №7,№8,№9,№10,№11..
9. РАЗДЕЛ 9. Эволюция биосферы и человек. (7 часов). 7 Лабораторная работа №12,№13.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС (35 ЧАСОВ)

п/п Наименование раздела и темы, темы урока Часы учебного времени Плановые сроки похождения Планируемые результаты
обучения Лабораторный практикум. Демонстрации.
Проверочные работы. Оборудование к уроку Домашнее задание
Введение4 часа
1 Биология как наука. 1 8 сентябрь Знать цели и задачи
курса, место предмета
в системе
естественных
наук,
Семена, стаканы, вода, иллюстрации, таблица «Царства живой природы».
Схемы: «Связь биологии с другими науками», «Система биологических наук», «Биологические системы»
Портреты ученых. §1 подготовить сообщение по темам, приведенным на с. 8
2 Современная естественно-научная картина мира 2 15 сентябрь Оценивают вклад различных ученых-биологов в развитие науки
биологии, вклад
биологических теорий в
формирование современной естественно-научной картины
мира.
§1,3
3 Объект изучения биологии..3 22
сентябрь Выделяют существенные признаки живой природы и биологических систем (клетки, организма, вида, экосистем).
Объясняют различия и единство живой и неживой природы
§3
4 Методы научного познания. 4 29
сентябрь Методы исследования в биологии;Устанавливают связи биологии с другими науками
Определяют и используют
методы познания живой
природы Объяснять роль
биологии в формировании
научного
мировоззрения, роль
биологических теорий, идей и
гипотез в формировании естественнонаучной картины
мира. . §2 задание на с. 12
РАЗДЕЛ 1 Клетка15 часов
Тема 1.1. Клеточная теория 1 час
5 Клеточная теория 1 6
октябрь Определяют предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. Характеризуют содержание клеточной теории. Объясняют вклад клеточной теории в формрирование современной естественно-научной картины мира; вклад ученых — исследователей клетки в развитие биологической науки. Приводят доказательства (аргументацию) родства живых организмов с использованием положений клеточной теории. Проводят Лабораторная работа №1 «Знакомство со строением клеток разных организмов на готовых препаратах (световая микроскопия) и на микрофотографиях, полученных с помощью современных электронных, конфокальных и атомносиловых микроскопов». Презентация по теме
В/ф «Клеточная теория»
Таблица «Строение клетки». §5
Вопросы 1-5, с.25
Тема 1.2. Химический состав клетки 3часа
6 Неорганические вещества (вода и минеральные вещества) и их роль в жизнедеятельности клетки. 1 13
октябрь Уметь характеризовать
молекулярный уровень,
неорганические
вещества, их биологическое значение. Презентация по теме §6
Вопросы 1-4, с.29
7 Органические (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты АТФ) вещества, их роль в клетке и организме. 2 20
октябрь Приводят доказательства (аргументацию) единства живой и неживой природы на примере сходства их химического состава. Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы и делают выводы на основе сравнения Тест «Неорганические вещества клетки»
Презентация по теме §8
Вопросы 1-2, с.32
8 Строение и функции белков. 3 27
октябрь
Уметь объяснять состав, строение,
функции белковю
Лабораторная №2. Качественные реакции на основные органические вещества клетки (белки, углеводы, нуклеиновые кислоты).
Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Строение молекулы белка» Таблица «Белки», пробирки, пероксид водорода, картофель сырой и вареный, сырое мясо, штативы§11
Вопросы 1-1-2, с.46
9 Резерв (1 час) Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. АТФ и другие органические соединения клетки. 1 10 ноябрь Знать особенности
строения и
функционирования
нуклеиновых кислот. Выделять различия в строении и функциях ДНК и РНК. Знать особенности
строения и
функционирования
АТФ. Тест «Нуклеиновые кислоты» Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК». «Строение молекулы АТФ». §12
Задание на с.53
Тема 1.3.Клетка структурная единица всего живого 3 часа
10 Строение клетки. 1 17 ноябрь Строение клетки. Доядерные и ядерные клетки. Характеризуют клетку как структурную единицу живого. Выделяют существенные признаки строения клетки, хромосом, доядерных и ядерных клеток, половых и соматических клеток. Лаборатоная работа №3
«Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом».
Лаборатоная работа№4, №5.
«Сравнение строения клеток растений и животных».
Лаборатоная работа №6.
«Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений». Таблица «Строение хромосом», «Органоиды клетки». §14
Вопросы 1-8
с. 60
11 Основные части и органоиды эукариотической клетки, их функции. 2 24 ноябрь Знать особенности
строения ядра, хромосомы,
гомологичные и негомологичные
хромосомы.и функционирования
клеточного центра и рибосом.
Многообразие клеток в
зависимости
от их функции Таблица «Органоиды клетки». В/ф «Органоиды клетки». §15-117
Заполнение таблицы
«Основные части и органоиды эукариотической клетки, их функции»
12 Вирусы — неклеточные формы жизни. Меры профилактики распространения бактериальных и вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа
Бактерии. Использование бактерий человеком
3 1
декабрь Находят информацию о вирусных заболеваниях в различных источниках, анализируют и оценивают ее, интерпретируют и представляют в разных формах (тезисы, сообщение, репортаж, аналитическая справка, реферат, обзор)
Таблица «Вирусы»
Презентация по теме Принести сообщение, репортаж, реферат, обзор. О бактериальных, вирусных заболеваний.
Тема 1.4. Клетка- функциональная единица всего живого. (3 часа)
13 Обмен веществ и превращения энергии в клеткею 1 8
декабрь Знать поннятие «Обмена веществ»
и его хначение. Выделяют существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в клетке.
Таблица «Обмен веществ и энергии в клетке» §21
Вопросы
1-4
с.83
14 Энергетический и пластический обмен, их сущностью и значением. 2 15
декабрь Уметь объяснять
что такое
ассимиляция и
диссимиляция. Знать основные
этапы
энергетического
обмена в клетке.
§22-23
Вопросы
1-4
с.83
15 Фотосинтез и его значение 3 22
декабрь Уметь объяснять
значение
фотосинтеза,
знать особенности
световой и
темновой
фазы фотосинтеза.
Объяснять, что
такое
хемосинтез. В/ф «Фотосинтез».
Таблицы «Строение АТФ»; «Фотосинтез». §24, 25
Вопросы
1-4
с.93
16 Резерв2.Обобщающий урок по теме «Функциональная единица всего живого» 2 12
январь
Уметь объяснять
что такое
ассимиляция и
диссимиляция. Знать основные
этапы
энергетического
обмена в клетке.
Тест: «Функциональная единица всего живого» Тема 1.5. Генетическая информация, ее воспроизведение , передача и реализация в клетке (5ч)
17 Генетическая информация в клетке. Ген. Геном. 1 19
январь Объясняют роль воспроизведения и передачи наследственной информации в существовании и развитии жизни на Земле. Презентация по теме «Ген, геном» §26
Вопрос 7
с.101
18 Удвоение молекулы ДНК.Информационная РНК. Генетический код. 2 26
январь Объясняют роль воспроизведения и передачи наследственной информации в существовании и развитии жизни на Земле. Презентация по теме «Сравнительная характеристика ДНК и РНК и их значение» §26-27
19 Биосинтез белков. 3 2
февраль Знать основные этапы синтеза белков.
Объяснять этапы. Выделяют фундаментальные процессы в биологических, системах — обмен веществ и информации, реализация информации в клетке. Презентация по теме «Синтез белка» §26-27
20 Жизненный цикл клетки. Деление клетки — основа роста и размножения организмов. 4 9
февраль Объясняют механизмы регуляции процессов жизнедеятельности в клетке. Выделяют существенные признаки процесса деления клетки. Уметь объяснять
биологическоезначение
митоза, амитоза и мейоза. Презентация по теме «Митоз, Мейоз» §29-30.
21 Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках 5 16
февраль Приводят доказательства (аргументация) родства живых организмов, используя знания о геноме. Представляют информацию в виде сообщений и презентаций
Раздел 2.Размножение и индивидуальное развитие организмов (4 часа)
Тема 1.1Размножение организмов. 2 часа
22 Воспроизведение организмов, его значение. Бесполое и половое размножение. Образование половых клеток. 1 1
март Сравнивают половое и бесполое размножение и делают выводы на основе сравнения Презентация по теме «Бесполое и половое размножение» §31-32
23 Оплодотворение, его
значение. Внешнее ивнутреннее оплодотво-
рение 2 15
март Выделяют существенные признаки
процессов размножения и
оплодотворения. Презентация по теме «Оплодотворение, его
значение.»§33-34
Тема 1.2. Индивидуальное развитие организма (онтогенез) 2 часа
24 Онтогенез.
Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Особенности эмбриональногоразвития млекопитаю-
щих. Дифференцировкаклеток. Стволовые
клетки.
1 15
март Оценивают влияние факторов внешней среды на разви-
тие зародыша. Объясняют отрицательное влияние алко-
голя, никотина, наркотических веществ на развитие за-
родыша человека; причины нарушений развития орга-
низмов. Определяют уровни приспособления организма
к изменяющимся условиям.
Сравнивают зародыши человека и других млекопитающих и делают выводы на основе сравнения Оценивают этические аспекты применения стволовых
клеток в медицине Таблицы, схемы «Эмбриональное и постэмбриональное развитие». §36-37
25 Причины нару-
шений развития орга-
низмов. Репродуктив-
ное здоровье человека.
Последствия влияния
алкоголя, никотина,
наркотических веществ
на развитие зародыша
человека
- 2 22
март
. Анализируют и оценивают целевые
и смысловые установки в своих действиях и поступках поотношению к своему здоровью, последствия влияния
факторов риска на здоровье.
Обосновывают меры профилактики вредных привычек
Доклады, презентации на темы «Последствия влияния
алкоголя, никотина,
наркотических веществ
на развитие зародыша
человека»
Доклады, презентации на темы «Последствия влияния
алкоголя, никотина,
наркотических веществ
на развитие зародыша
человека»
Раздел 3.Основы генетики 6 часов.
Тема 1.3. Наследственность и изменчивость —свойства организмов 6 часов.
26 Генетика — наука о за-
кономерностях наслед-
ственности и изменчи-
вости. Г. Мендель —
основоположник гене-
тики. Терминология и символика в генетике..1 5
апрель
Определяют главные задачи современной генетики. Характеризуют содержание закономерностей наследования, установленных Г. Менделем, хромосомной теории
наследственности; современных представлений о гене
и геноме, закономерностей изменчивости.
Объясняют вклад Г. Менделя и других ученых в развитие генетики биологической науки.
Установленных ими закономерностей в формирование современной естественно-научной картины мира; причины наследственных и ненаследственных изменений.
Приводят доказательства (аргументацию) родства живых организмов на основе положений генетики. Умеют пользоваться генетической терминологией и символикой.
Лабораторна работа №7.Решение элементарных генетических задач. Презентация по теме «Г. Мендель —
основоположник генетики!.§38
27 Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. 2 12
апрель П.р. «Составление простейших схем скрещивания» Таблица «Моногибридное скрещивание». Модель-аппликация «Моногибридное скрещивание, Дигибридное скрещевание»»
§39
Вопросы 1-2
с.146
28 Хромосомная теория наследственности. 3 19
апрель П.р. «Составление простейших схем скрещивания» Таблица «Хромосомная теория наследственности! Решить задачу §42
29 Современные представления о гене и геноме. Генетические карты. Определение пола. Наследование, сцеплен¬ное с полом. 4 26
апрель Таблица и модель «Анализируемое скрещивание». §45
Вопросы 1-6
с.163
30 Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. 5 3
май Презентации детей «Наследственные болезни человека, их причины и профилактика». Доклады «Наследственные болезни человека, их причины и профилактика».
31 Наследственная и не-наследственная изменчивость. Мутации, их причины
6 10
май Выявляют источники мутагенов в окружающей среде (косвенно).
Проводят элементарные биологические исследования и делают выводы на основе полученных результатов Лабораторная работа №8 «Выявление изменчивости организмов, построение вариационного ряда и вариационной кривой §47-48
32 Резерв 3. Решение генетических задач 3 Раздел 4. Генетика человека 2 часа.
17
май Анализировать содержание схемы наследования при дигибридном скрещивании. Анализировать содержание схемы наследования при разных видах скрещивания. П.р. «Решение генетических задач» Решить задачу
33 Методы исследования генетики человека. 24
май Устанавливают взаимосвязь генотипа человека и его здоровья. Систематизируют информацию и представляют ее в виде сообщений и презентаций . §49
34 Генетика и здоровье. Влияние мутагенов наорганизм человека. Меры защиты окру-жающей среды от за-грязнения мутагенами 31
май Объясняют влияние мутагенов на организм человека, возникновение наследственных заболеваний, мутаций.
Лабораторная работа №9 Выявление мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм. Систематизируют информацию и представляют ее в виде сообщений и презентаций §50.
35 Обобщающий урок по теме «Наследственность и
изменчивость» Уметь раскрывать
содержание изученныхпонятий.
Уметь сравнивать, анализировать, уметь выделять главное.
Тестовый контроль знаний по теме. Решение биологических задач. 11 КЛАСС 35 часов
Раздел 5. Основы учения об эволюции 10 часов
Тема 1.4 . Эволюция видов10 часов
1 Развитие эволюционных идей 1 8 сентябрь Объясняют вклад эволюционной теории в формирование современной естественно-научной картины мира. Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и электронных средств обучения (слайд-шоу, анимации и др.); гербарии, коллекции, модели, муляжи, живые растения и животные, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты естественного отбора, основные направления эволюции.. Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Критерии вида», «Популяция- структурная единица вида, единица эволюции», «Движущие силы эволюции», «Возникновение и многообразие приспособлений у организмов», «Образование новых видов в природе», «Эволюция растительного мира», «Эволюция животного мира», Сообщения учителя.
2 Развитие эволюционных идей Ж.Б. Ламарка. 2 15 сентябрь Характеризуют содержание эволюционной теории Ж. Б. Ламарка §52
3 Развитие эволюционных идей Карла Линнея. 3 22
сентябрь Характеризуют содержание эволюционной теории Карла Линнея §52
4 Значение эволюционной теории Ч. Дарвина. 4 29
сентябрь Характеризуют содержание эволюционной теории Ч. Дарвина. §52
5 Роль эволюционной теории в формировании современной естественно-научной картины мира. 5 6
октябрь Объясняют вклад эволюционной теории в формирование современной естественно-научной картины мира. Сообщения учителя
6 .Синтетическая теория эволюции. Доказательства эволюции живой природы. 6 13
октябрь Объясняют синтетическую теорию эволюции. Сообщения учителя
7 Популяция — структурная единица вида, единица эволюции. 8 20
октябрь Приводят доказательства (аргументация) родства живых организмов на основе пололсении эволюционного учения; необходимости сохранения многообразия видов. Объясняют причины эволюции, изменяемости видов. §54 Вопросы с 1-по3 стр 199.
8 Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. 7 20
октябрь
Объясняют движущие силы эволюции, их влияние на генофонд §57-58.
9 Вид, его критерии. 9 10 ноябрь Выделяют существенные признаки вида, процессов естественного отбора, формирования приспособленности, образования видов. Лабораторная работа №1
«Изучение морфологического критерия вида.»Лабораторная работа №2
«Выявление приспособлений организмов к среде обитания».
§53
10 Основные направления эволюционного процесса 10 17 ноябрь Выделяют Основные направления эволюционного процесса §63Экскурсия
«Многообразие видов в природе».
Раздел 6. Основы селекции и биотехнологии 3 часа
Тема 1.5. Основы селекции и биотехнологи 3 часа..11 Селекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений 1 24 ноябрь Определяют главные задачи и направления современной селекции.
Характеризуют вклад Н. И. Вавилова в развитие биологической науки.
«Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и электронных средств обучения (слайд-шоу, анимации и др.); «Результаты искусственного отбора», «Методы селекции и биотехнологии», «Результаты селекции». §64
12 Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. 2 1
декабрь Оценивают достижения и перспективы отечественной и мировой селекции.
Выделяют существенные признаки процесса искусственного отбора.
Сравнивают естественный и искусственный отбор и делают выводы на основе сравнения Лабораторная работа№3 «Оценивают достижения и перспективы развития современной биотехнологии».
Лабораторная работа№4
«Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии». §65.- 66.-67
13 Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнолгии (клонирование человека, направленное изменение генома, искусственное оплодотворение) 3 8
декабрь Анализируют и оценивают этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии
Лабораторная работа№5
«Составление простейших схем скрещивания».
§68 Сообщения «Роль биотехнологии»
Раздел 7 Антропогенез 3 часа
Тема 1.6 Происхождение человека и эволюция человека 3 часа
14 Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. 1 15
декабрь Аргументируют свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению проблемы происхождения человека. Находят информацию о происхождении человека в разных источниках и оценивают ее. Лабораторная работа№6 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека». Таблицы «», «Основные стадии и движущие силы антропогенеза» §69
15 Эволюция человека. 2 22
декабрь Аргументируют свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению проблемы происхождения человека. Находят информацию о происхождении человека в разных источниках и оценивают ее. Таблицы « Эволюция человека» §70-72.
16 Расселение человека по Земле. Происхождение и единство человеческих рас 3 12
январь
Знакомятся с расами человека. Таблицы «Человеческие расы» §703
Раздел 8. Основы экологии 9 часов
Тема 1.7. Организм и среда 3 часа
17 Экология.. 1 19
январь Определяют главные задачи современной экологии.
Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и электронных средств обучения (слайд-шоу, анимации и др.): «Межидовые отношения». §74
18 Среда обитания Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. 2 26
январь Объясняют влияние экологических факторов на организмы. §75
19 Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, мутуализм. Экологическая ниша 3 2
февраль Приводят доказательства (аргументацию) взаимосвязей организмов и окружающей среды.
Выявляют приспособления организмов к влиянию разичных экологических факторов .Лабораторная работа№7 «Выявление приспособленияйорганизмов к влиянию разичных экологических факторов» .§77 Сообщения о «Межвидовые отношениях»: Тема 1.8 Экосистемы 6 часов.
20 Функциональная и пространственная структура экосистемы. 4 9
февраль Выделяют существенные признаки экосистем, процесса круговорота веществ и превращений энергии в экосисте-мах и биосфере.
Объясняют причины устойчивости и смены экосистем. Приводят доказательства (аргументацию) единства живой и неживой природы с использованием знаний о круговороте веществ. Лабораторная работа№8 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности».
Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: Экосистемы» §76
21 Пищевые связи, потоки веществ и превращения энергии в экосистемах. 5 16
февраль Составляют элементарные схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи и сети питания. Умеют пользоваться биологической терминологией и символикой. Лабораторная работа№9 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)». Решение экологических задач.
Таблицы «Пищевые связи, потоки веществ и превращения энергии в экосистемах» §82-84
22 Динамика экосистем и их устойчивость 6 1
март Выявляют антропогенные изменения в экосистемах своей местности, изменения в экосистемах на биологических моделях .. Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и электронных средств обучения (слайд-шоу, анимации и др.): «Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме»..§80-86
23 Основные типы воздействия человека на экосистемы и их результаты. 7 15
март Выявляют антропогенные изменения в экосистемах своей местности, изменения в экосистемах на биологических моделях .Лабораторная работа№10 Составление сравнительной характеристики природных и искусственных экосистем своей местности.
. §87
25 Экосистемы, трансформированные и созданные человеком. 8 15
март Сравнивают природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности и делают выводы на основе сравнения. Умеют пользоваться биологической терминологией и символикой. Лабораторная работа№11 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).!ю
Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозах. Модели экосистем. Экскурсии в биогеоценоз, в краеведческий музей или на геологическое обнажение
26 Причины устойчивости и смены экосистем 9 22
март Выявляют причины устойчивости и смены экосистем. Таблица «Смена экосистем». Раздел 9. Эволюция биосферы и человек 7 часов 22
март
Тема 1.9 Биосфера — глобальная экосистема 1 час
27 Биосфера — глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Эволюция биосферы 1 5
апрель Характеризуют содержание учения В. И. Вернадского о биосфере, его вклад в развитие биологической науки Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и электрон-ных средств обучения (слайд-шоу, анимации и др.); модель-аппликация «Биосфера и человек»; окаменелости, отпечатки, скелеты позвоночных животных.§89-90
Тема 2.0 Происхождение и эволюция жизни на Земле 3 часа
28 Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живго. 1 12
апрель Анализируют и оценивают различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни (лабораторная рабо¬та — проект). Лабораторная работа№12 «Изучение палеонтологических доказательств эволюции». Презенттации «Гипотезы происхождения жизни». §89-90
29 Основные этапы развития органическо-го мира на Земле. 2 19
апрель Аргументируют свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению гипотез сущности и происхождения жизни. Находят и систематизируют информацию о гипотезах происхождения жизни в различных источниках и оценивают ее. Представляют информацию в виде сообщений и презентаций Таблица «Основные этапы развития органическо-го мира на Земле». §91
30 Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции 3 26
апрель Представляют информацию в виде сообщений и презентаций §92
Тема 2.1 Глобальные экологические проблемы и пути их решения 3 часа
31 Глобальные экологические проблемы и пути их решения. 3
май Анализируют и оценивают глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; биологическую информацию о глобальных экологических проблемах, получаемую из разных источников; целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающей среде. Видеоклип « Глобальные проблемы человнчества». Сообщения учеников
32 Последствия деятельности человека в окружающей среде. 10
май Выдвигают гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах. Аргументируют свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению экологических проблем. Видеоклип « Мусор-бомба замедленного действия» §93
33 Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Правила поведения в природной среде. 24
май Обосновывают правила поведения в природной среде Видеоклип «Раненая птица». Доклады. о «Правила поведения в природной среде».
34 Анализ и оценка последствий деятельности человека в окружающей среде и глобальных экологических проблем и путей их решения. Резервное время. 31
май Представляют результаты своего исследования (проекта). Лабораторная работа№13 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в окружающей среде и глобальных экологических проблем и путей их решения».