Урок русского языка по теме Подлежащее, способы его выражения (8 класс)


План урока
Дата: _________ Предмет русский язык Класс: 8
Тема: Подлежащее, способы его выражения.
Тип урока: комбинированный
Результаты обучения:
Учащиеся должны
ЗНАТЬ понятие о подлежащем, способах его выражения;
УМЕТЬ определять грамматическую основу предложения, способ выражения подлежащего;
ПОНИМАТЬ синтаксическую роль подлежащего в предложении, его грамматическое значение.
Методы обучения: Словесные: беседа, консультация; Наглядные: схема; Практические: творческие задания, игры, самостоятельная работа, работа с учебником. Проблемно-поисковые: эвристический.
Активные методы: работа в паре, «Мозговой штурм».
Оборудование, наглядные пособия: карточки для с/р,
Ход урока:
Оргмомент. Позитивный настрой. Целеполагание.
Цели урока (для учащихся):
Написать диктант и выполнит ь грамматическое задание к нему.
Повторить понятие о подлежащем.
Узнать и запомнить способы выражения подлежащего.
Стартовый срез знаний учащихся.
Микроцель: определить уровень знаний, умений учащихся по орфографии (правописание наречий, не с причастием и т.д.), пунктуации (обособление причастного и деепричастного оборотов, однородные члены предложения), практических умений находить в тексте словосочетания и определять вид грамматической связи, выполнять синтаксический разбор простого предложения, осложненного причастным оборотом.
Примечание. Всвязи с ограниченным количеством времени на уроке, объем текста диктанта сокращен.
На теплой земле.
Вижу себя на берегу реки, окруженной сверкающим морем. Я лежу в зеленой траве, вдыхая влажный запах земли и растений. Вижу, как по стеблям травинок неторопливо движутся насекомые. Белые, зеленые, синие качаются над головой цветы. В небе висит пушистое облако.
Меня и теперь неудержимо притягивают и радостно волнуют обширные просторы родной природы. Люди, не порывающие связь с природой, не могут чувствовать себя одинокими. Как в детстве, по-прежнему раскрытый перед ними прекрасный солнечный мир.
Грамматическое задание.
1. Выписать из текста по одному словосочетанию каждого вида связи: согласование, управление, примыкание.
2. Выполнить синтаксический разбор первого предложения.
Вызов.
Интеллектуальная разминка «Крестики-нолики».
1. Предложение – это единица речевого общения, где слова связаны по смыслу и грамматически.
2. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, называется фонетика.
3. По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные..
4. По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательные и повествовательные.
5. Грамматическая основа предложения - это подлежащее и сказуемое.
«Мозговой штурм»
Подлежащее - ...
Примечание. Выслушиваются и записываются все предлагаемые учениками ответы.
Поиск подлежащего в предложениях на ИД, определения способа его выражения. Устно, фронтально.
Ученики старательны и трудолюбивы.
Спектакль окончен.
Мы стали студентами.
День оказался пасмурным.
Входящие должны предъявить билеты.
Ничто так не передает чистоты человеческих помыслов, как улыбка. (К. Паустовский.)
Осмысление. Реализация.
Исследовательская работа в парах. Определение способов выражения подлежащего в предложении.
Дело в том, что подлежащее непростой член предложения.
Как вы думаете, в чем его сложность?
В самом деле, не всегда легко найти подлежащее в предложении, потому что оно может быть выражено не только именем существительным.
Я предлагаю вам побыть сегодня немного в роли учителей и познакомить нас со способами выражения подлежащего, а для этого поработаем в парах (задания на партах).
Инструктаж.
Ваша задача: поработать в рабочих карточках, заполнить таблицу:
Способы выражения подлежащего
Предложение Подлежащее Способ выражения
1 Старший сын уехал в столицу. 2 Никто не забыт. 3 Старший уехал в столицу. 4 Поднявший меч от меча и погибнет. 5 Двое уехали в столицу. 6 Жить – родине служить. 7 Настало и роковое послезавтра. 8 Пять стульев стояло у стены. Вывод: подлежащее может быть выражено…
Способы выражения подлежащего
Предложение Подлежащее Способ выражения
1 Старший сын уехал в столицу. сын существительное
2 Никто не забыт. никто местоимение
3 Старший уехал в столицу. старший прилагательное
4 Поднявший меч от меча и погибнет. поднявший причастие
5 Двое уехали в столицу. двое числительное
6 Жить – родине служить. жить Глагол (инфинитив)
7 Настало и роковое послезавтра. послезавтра наречие
8 Пять стульев стояло у стены. Пять стульев словосочетание
Это интересно!
«В» (что?) является предлогом.
3.3. Союз «А» (что?) – противительный союз.
3.4. Частица «Не» (что?) с глаголами пишется отдельно.
3.5. Междометие Неслось со всех сторон «ау» (что?).
4. Косвенная форма имени, спрягаемая форма глагола, предложение в значении имени существительного «Брату» (что?) – форма дательного падежа существительного.«Читаю» (что?) – форма 1-го лица глагола настоящего времени.«Не забывай себя, не волнуйся, умеренно трудись» (что?) – было его девизом.
Рефлексия.
Мини-тест.
Подчеркнуть подлежащее, определить способ его выражения.
Предложение Способ выражения
1 В жизни хорошее и плохое лежат рядом. 2 Входят семь богатырей. 3 Четырежды пять – двадцать. 4 Я люблю читать. 5 Наступила золотая осень. 6 Любить – это прекрасно. 2) Оцените свою работу на уроке. Какой вид работы оказался трудным? Легким?
Задание на дом.
Итог урока. Цель урока достигнута?
15. Рефлексия
- Что вы делали на уроке?
- Как вы это делали?
- Зачем вы это делали?
16. Самооценка
- Побудь учителем минутку, поставь оценку, но не в шутку.
- А сейчас давайте поработаем в наших листочках самооценки. (слайд 17)
№ Задание Успешность(+или-)
1 Формулировка темы, цели урока 2 Игра “+/0” 3 Работа в группе 4 Творческая командировка 5 Самооценка Оценка:
- Кто поставил сегодня себе за работу на уроке“5”? Объясните свой выбор.
- Кто поставил сегодня себе за работу на уроке“4”? Объясните свой выбор.
- Кому сегодня не все удалось? Как ты думаешь,почему?