Современный урок в начальной школе или урок, соответствующий ФГОС.
Современный урок в начальной школе или урок, соответствующий ФГОС
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», – писал известный педагог В.А.Сухомлинский.
Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?
Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?
Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
Как спроектировать урок, взяв за основу урок комбинированного типа, который будет решать задачи по формированию не только предметных, но и метапредметных результатов?
Проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации деятельности учащихся формируются:
Организация современного урока - это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.
Что можно и что нельзя на уроке: нельзя не работать, нельзя посягать на другого человека. Все остальное - можно.
Современный урок - свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает и никто никого не боится.
Критерии современного урока
Современный урок – это не один урок, а система уроков. Даже самый прекрасный зрелищный открытый урок, который продемонстрировал учитель, всё равно не позволяет оценить место этого урока в системе работы по изучению конкретного предмета в конкретном классе.
Но если мы говорим о системе уроков, то их последовательность должна быть обусловлена чёткой научной логикой, чтобы не по желанию учителя, завуча или методиста изучалась та или иная тема, отбирались те или иные методы, формы организации урока, а эти темы, методы и формы были предусмотрены логикой самого курса.
Современный урок ни в коем случае нельзя представить себе лишь как фронтальную работу учеников: при стопроцентной фронтальной работе мы получаем (вернее, сами формируем) усреднённого, безынициативного, пассивного ученика, только выполняющего команды учителя: «Открой, прочитай, запиши, проверь». Необходимо индивидуальная, парная, групповая формы работы. Именно эти формы должны превалировать над фронтальной работой. Хотя, безусловно, фронтальная работа тоже необходима, но не более чем в 40% случаев в течение всего учебного года.
Обязательная составляющая современного урока – внимание к индивидуальным особенностям учащегося: уровню его развития, темпу работы, качествам памяти и т.д. Только с учётом всех психологических особенностей ученика учитель должен отобрать и дать конкретному ученику задание, упражнение и предложить такую форму выполнения (парную, групповую, индивидуальную), которая окажется психологически комфортной для учащегося.
Современный урок – это также и обязательное знакомство с темами, которые не предполагают отработки, т.е. расширяющими кругозор ученика. Формирующими его мотивацию к изучению предмета, направленными на зону его ближайшего развития, прогнозирующими продолжение изучения предмета в среднем звене.
Урок как инструмент для формирования УУД
Организационные основания урока
1. Работают все и работает каждый
2. Интересно мнение каждого и радуют успехи каждого
3. Все благодарны каждому за его участие, и каждый благодарен всем за свое продвижение к знаниям
4. Доверие к учителю как к руководителю групповой работы, но каждый имеет право на инициативное предложение
5. Все и каждый имеют право высказать мнение относительно проведенного занятия
Система организационных правил на уроке
1. Доводить педагогические требования до своего логического конца
2. Сопровождать педагогическое требование инструкцией, раскрывающей легкий способ исполнения требуемого
3. Раскрывать положительную программу действий и избегать негативных требований, т.е. требований не делать чего-либо
4. Не предъявлять детям непосильных требований
5. Переакцентировать внимание детей с общего требования на его детали
Правила совместного общения на уроке
1. НЕ произносить резких, категоричных суждений
2. НЕ подчеркивать интеллектуальное превосходство кого-либо
3. НЕ пренебрегать мнением других
4. НЕ перебивать выступающего, но и самому быть лаконичным и четким в высказываниях
5. НЕ допускать фамильярности по отношению к кому-либо
6. Отмечать индивидуально-ценностное в работе каждого
7. Выражать благодарность в адрес присутствующих
Как будут выглядеть уроки, направленные на достижение метапредметных и личностных результатов? Должны ли они отличаться от уроков, главная цель которых – предметные результаты?
Уроки, где запланировано достижение нового образовательного результата, не будут отличаться от обычных уроков, просто при подборе заданий учитель должен сам или с помощью учеников выбирать такие задания, которые ориентированы на формируемое умение и не только на предметные, но и на метапредметные и личностные результаты. На наш взгляд, к таким заданиям относятся только продуктивные (творческие) задания или вопросы. На эти вопросы в тексте учебника нет ответа, а есть лишь подсказка. Ученик, выполняя такое задание или отвечая на такие вопросы, должен выйти за пределы привычного для него алгоритма действий и осуществить умственное усилие по проектированию новых способов действий. Эти способы действий можно перенести на другой предмет, ими можно воспользоваться в любой ситуации (вот почему такого рода действия получили название универсальных учебных действий). Именно в этом случае происходит развитие личности учащегося, поэтому такие подходы обязательны для развивающего образования.
В отличии от стандартов 2004 года новый ФГОС вносит существенные изменения в
цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за
собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в начальной школе и в первую очередь учителя , обеспечивающего его.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его
желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс,
без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного
процесса в школе не могут существовать. Много зависит от желания и характера
учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе
открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в
новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего
умения быстро перестраиваться и изменяться.