Урок русского языка в 6 классе по теме Правописание корня КАС-КОС


План-конспект урока русского языка в 6 классе
Китаева О.П.,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ д. Сарафаново
им. Героя России Ю.П.Яковлева
Тема урока: Правописание корня –КАС- -КОС-
Цели: 1) знать условия выбора гласных О и А в корне –КАС – КОС-
2) уметь находить слова с чередующимися гласными, делать правильный выбор гласных,
обозначать условия этого выбора
Задачи: - развивать орфографическую зоркость;
- обогащать словарный запас;
-способствовать развитию речевой компетенции, развитию логического мышления,
памяти.
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал
Ход урока:
Орг.момент Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодняшний урок проходит в необычной обстановке, поэтому от вас потребуется максимум внимания, сосредоточенности и аккуратности. Если возникнут вопросы или понадобится помощь, то используйте закон поднятой руки. Итак, начинаем.
Постановка целей урока Сегодня на уроке повторим правописание чередующихся гласных в корне, познакомимся с еще одним чередованием, поработаем с материалом для закрепления, нас с вами ждет игра «Корректор», сказка о двух братьях, подготовка к ЕГЭ.
Повторение изученного на предыдущих уроках материала 1.В каком разделе языка мы работаем? Что изучает словообразование?
2.Что мы должны учитывать при образовании новых слов? (орфографию)
3.При образовании и изменении слов происходит чередование. В каких морфемах бывает чередование? ( в приставках, суффиксах, корнях)
Словарно-орфографическая работа Открываем тетради. Записываем число. Классная работа. Словарь. Давайте на материале пословиц вспомним правила, изученные в 5 классе (слайд 1)
-Назовите чередующиеся корни (лаг-лож). Расскажите правило
-Назовите чередующиеся корни в следующих пословицах (раст-ращ-рос). Расскажите правило
Кто командует гласной в корне? (конечная согласная в корне) Назовите слова-исключения.
-Выделите корень, обозначьте выбор орфограммы
- Назовите следующие чередующиеся корни (бир-бер, пир-пер, тир-тер). Расскажите правило.
-Выделите корень, обозначьте выбор орфограммы
-Кто командует гласной в корне? (последующий суффикс А)
-Итак, гласной в корне командуют две волшебные силы: конечная согласная в корне, последующий суффикс А (слайд 2)
- Сегодня мы познакомимся с еще одним чередованием. Для этого обратимся к материалу для наблюдений и определим тему урока
Создание проблемной ситуации -Какой звук слышится после буквы К? (звук А)
- А посмотрите, как написано? (КАС и КОС) ( слайд 3)
(открывается материал для наблюдения)
-Почему? Наша задача – разобраться, когда в корне КАС –КОС пишется буква А, а когда – О. Какова тема нашего урока? Сформулируйте.
( Правописание корня КАС-КОС) Записываем тему урока в тетради
(слайд 4)
-Важно понять, «кто командует» гласной в корне! (суффикс А, который стоит за корнем)
-Выведите правило (В корне КАС-КОС пишется А, если после корня стоит суффикс А, и буква О, когда этого суффикса нет)
-Откройте учебник на стр. 63, прочитаем правило
1) Устный орфографический разбор. Дети объясняют правописание слов, грамотно записанных на доске. Учитель графически обозначает орфограмму.
Касаться дна, коснуться плиты, касание мяча, касались растений, коснулся ветвями воды, касалось темы разговора, касательная линия.
2) Частичный письменный разбор ( Один ученик у доски объясняет и вставляет буквы, обозначая орфограммы. Остальные ученики записывают словосочетания в тетрадь)Нежное к..сание, прик..снуться к раме, распорядиться к..сательно убранства дома, к..снуться плеча, к..саться прошлого, неприк..сновенный запас, что к..сается меня, соприк..сновение рукФизминуткаРабота с учебником. Выполнение упражнения 138 Обратите внимание на лексическое значение корня
-иметь отношение к чему-нибудь или кому-нибудь; ( Это тебя не касается. Нет ничего, что не касалось бы честных людей)- дотрагиваться до чего-нибудь или кого-нибудь (Весло коснулось воды. Крючок касается дна)-затрагивать что-нибудь в разговоре или письме (Губернатор в интервью коснулся Закона Челябинской области № 1359) (слайд 5)
Игра «Корректор» Составьте предложения (слайд 6)
Солнце, деревьев, вершин, коснулось
И, чуть, лодка, коснулось, остановилась
Вдруг, мелодия, уха, удивительная, коснулась
Луч, каждого солнца, касался, цветка
Почти, облака, к, прикасались, верхушкам, берез
-Является ли текстом? (Нет, предложения не связаны по смыслу)
Солнце коснулось вершин деревьев.
Лодка чуть коснулась берега и остановилась.
Вдруг уха коснулась удивительная мелодия.
Луч солнца касался каждого цветка.
Облака почти прикасались к верхушкам берез.
Закрепление
(продолжение) (Один ученик пишет на обратной стороне доски)
Коснешься котла – измажешься, коснешься зла – намаешься. (татарская)
Одно сердце к другому прикасается. (чешская)
Определение основы предложений. Постановка тире между подлежащим и сказуемым.
Показ презентации о двух братьях Кас и Кос Прочитайте слова, которые встретятся вам в презентации
1.Персона – личность, особа
2.Vip – очень важная особа
Рефлексия Итак, мы совершили важное дело: вспомнили правила правописания чередующихся гласных и вывели новое. Какое? ( Правописание корня КАС-КОС)
-Кто командует гласной в корне?
-Какое значение имеет чередование в русском языке? (не понимали бы значение слов, не могли бы правильно писать слова, употреблять их в речи, не обогащался бы словарный запас)
Подготовка к ЕГЭ -В каком ряду вл всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?
1.Соприк..саться, выр..стить, изл..жение2.Расст..лать, отп..реть, бл..стать
3.К..снулось, изл..жение, подр..слиВ каокм ряду все слова имеют корни с чередованием гласных?
1.Зан..мать, угр..жать, соч..тание2.Зап..рать, к..сательная, предл..жение3.Зам..реть, выр..щивать, ум..лять (слайд 7-8)
Домашнее задание Упр. 137, 139, выучить правило (слайд 9)
Спасибо за урок! (слайд 10)