План урока по развитию речи: Сочинение-описание по картине М.А. Врубеля

Уроки 167-168.
Развитие речи 28-29.
Контрольное сочинение-описание по картине
М.А. Врубеля «Царевна-лебедь».
Цели: подготовить учащихся к написанию сочинения по картине; формировать у них речевые умения: умения вдумываться в тему; подчинять сочинение основной мысли; отбирать материал и систематизировать его; строить сочинение в определенной композиционной форме; редактировать написанное.
Ход уроков:
I. а) Чтение и анализ предложения, записанного на доске:
«Живопись — это поэма в красках».
Ван Вэй (Древнекитайский художник)
б) Просмотр презентации о М.А. Врубеле и его картине «Царевна-лебедь».
II. Знакомство с методикой написания сочинения-описания по картине.
1. Слово учителя:
- Есть одна основная методика, которая помогает легко справиться с этой задачей.
Чтобы написать сочинение-описание картины, нужно внимательно ее рассмотреть и определить:
Жанр картины (портрет, пейзаж, натюрморт).
Кто и что изображены?
Настроение, вызываемое этим произведением.
Основные микротемы картины.
Изобретательно-выразительные средства (формат, композиция, свет, цвет, колорит).
Роль этих средств в выражении основной идеи картины, авторской позиции.
Не забудьте, что любая ученическая творческая работа должна содержать ТРИ основных части:
Вступление.
Основную часть.
Заключение. Выводы (понравилась ли мне картина или нет? Почему?
2. Беседа по картине:
1. Обсуждение названия картины «Царевна-лебедь».
Вопросы:
1) Почему она так называется?
2) Что отражено в названии картины – тема или основная мысль автора?
Во время беседы и просмотра презентации учащиеся на черновиках делают «заготовки» к будущему сочинению (записывают ключевые слова, выразительные языковые средства, обороты, отдельные предложения).
III. Составление учащимися примерного плана сочинения.
Учащиеся могут изменить, дополнить план, построить описание в другой последовательности.
IV. Пополнение словарного запаса учащихся.
Подбор лексических и текстовых синонимов для связи предложений, например: художник, живописец, автор картины, творец; нарисовал, написал, изобразил, создал картину; картина, полотно, пейзаж, произведение искусства; кокошник, белоснежный наряд.
V. Словарно-орфографическая работа. «Обрати внимание!».
Замерла, молодая, , как будто, будто бы, вглядывается, кокошник.
VI. Работа по предупреждению пунктуационных ошибок.
Составление предложений с прямой речью, с однородными членами, сложных предложений.
VII. Написание учащимися чернового варианта сочинения, редактирование его.
VIII. Написание учащимися сочинения, проверка.