Урок «Проблема экономического выбора»


Тема: «Проблема экономического выбора».
(Экономика, 10 класс)
Задачи урока Познакомить учащихся с главной проблемой экономики – проблемой выбора. Научить учащихся строить кривую производственных возможностей и определять альтернативную стоимость.
Способствовать экономическому воспитанию учащихся и бережному отношении к природным ресурсам.
Развивать умения сопоставлять, анализировать, сравнивать.
Метод Словесный, иллюстративно-демонстративный.
Тип урока Изучение нового материала.
Оборудование Таблицы, схемы, графики по теме.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Вопросы для беседы.
1.Что изучает экономика?
2. Какова главная цель любой экономической системы?
III.Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся.
Вводное слово учителя.
«Мы живём в молодом независимом государстве. Наша страна сейчас решает чрезвычайно важную задачу – создание экономики, способной обеспечить достойную жизнь народу.
Рыночная экономика требует от нас делать свой экономический выбор и принимать важные экономические решения, при этом, полагаясь на собственные силы и способности, именно поэтому время требует от нас экономические знания. Каждый из нас ежедневно вступает в экономические отношения. Мы живём в мире экономических явлений, покупаем и продаём, получаем доход и платим налоги, управляем и подчиняемся управленческим решениям.
IV. Изучение нового материала.
Скоро Вам предстоит выбирать профессию, экономические знания помогут Вам определить какие профессии через 5-7 лет будут наиболее престижными и пользоваться спросом. А может быть, Вы начнёте своё дело? И конечно, если Вы будете действовать осознанно, у вас есть больше шансов на успех. Пока я не буду называть вам тему нашего урока, мы с Вами постепенно в процессе беседы вместе определим её. Для этого нам надо ответить на некоторые вопросы».
Учитель предлагает вспомнить:1. Что такое потребности?
2. Как классифицируются потребности?
3. Назвать основное свойство потребностей.
Учитель обобщает и дополняет ответы учащихся.
«Основное свойство потребностей - их безграничность. Самой яркой иллюстрацией экономического понятия неограниченности человеческих потребностей может служить «Сказка о рыбаке и рыбке». Потребность в каком-то конкретном благе удовлетворить относительно легко – достаточно получить новое корыто вместо старого. Но по мере насыщения одних потребностей, неизбежно возникают всё новые и новые, и процесс этот бесконечен. И в душе каждый из нас хотел бы иметь золотую рыбку.
Причины:
1. Человеческая фантазия.
2. Конкуренция производителей, которые постоянно предлагают новые блага.
3. Средства информации стимулируют стремление человека к новым и новым потребностям и новым способам удовлетворения старых.
Экономист Франсуа Кэжэ писал: «Никогда нет недостатка в потребностях, как не могут потреблять столько, сколько им бы хотелось, те, кто едят только хлеб и пьют одну только воду, желали бы есть пшеничный хлеб и пить вино, те кто не могут есть мясо, желали бы его есть. Те у кого есть лишь худая одежда, хотели бы иметь доброе платье и т.д». Все блага, которые удовлетворяют наши потребности, создаются в процессе производства».
Учитель предлагает учащимся вспомнить:
1. Что такое производство?
2. Назовите факторы производства.
3. Назовите основное свойство экономических ресурсов.
Учитель обобщает и дополняет ответы учащихся.
«Труд, земля, капитал, предпринимательская способность – основные виды экономических ресурсов (факторов производства). Все они участвуют в производстве благ для удовлетворения наших потребностей. Но в отличие от потребностей главным свойством экономических ресурсов является их ограниченность.
Ограниченность рабочей силы связана с тем, что число трудоспособных жителей любой страны строго фиксировано в любой момент времени. Ограниченность земли и природных ресурсов определяется географией страны и наличием в её недрах месторождений полезных ископаемых. Ограниченность капитала определяется предыдущим развитием страны, тем какой производственный капитал она успела накопить. Ограниченность предпринимательского таланта обусловлена тем, что природа такими способностями по некоторым оценкам, одарила лишь 3-5% трудоспособного населения.
Наши желания всегда превосходят наши возможности. Между ресурсами и потребностями людей разнообразны и постоянно растут, а ресурсы ограничены. В этом заключается главная проблема экономики (на доске вывешивается схема).
потребности ресурсы
безграничные ограниченные
неутолимые исчерпаемыерастущие редкие
Это противоречие ставит перед обществом проблему выбора.
Таким образом, мы подошли как раз к теме нашего урока «проблема экономического выбора». Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.
На уроке мы узнаем:
- как наиболее эффективно решить эту проблему?
- на какие основные три вопроса необходимо ответить экономике при решении этой проблемы?
- что такое кривая производственных возможностей?
- что такое альтернативная стоимость?
Прежде чем мы непосредственно перейдём к рассмотрению этой проблемы, я хотела, чтобы мы обратились к литературе и истории.
Вспомните, как мучительно решал для себя проблему выбора шекспировский Гамлет: «Быть или не быть? Стоит ли жить, если мир столь не совершен и жесток?»
А римский философ, политик, поэт Сенека (4 г. до н.э. – 65 г. н.э.), воспитавший императора-изверга Нерона в 65 г. н.э. был несправедливо обвинен в предательстве и по приказу своего ученика был приговорён к смерти с правом выбора способа самоубийства.
Проблема выбора возникает перед человеком и человечеством ежедневно в различных ситуациях. Это своего рода разрешение противоречия между «хочу» и «могу».
«Даже отказ от выбора, это тоже выбор».
Экономической системе также приходится выбирать, на что потратить ресурсы, что нужно производить с их помощью в данный момент, т.е. экономика должна ответить на три основные вопроса».
На плакате написаны «главные вопросы экономики». Учащиеся делают запись в тетради.
1. Что производить и в каких количествах?
2. Как производить, какую технику и технологию использовать?
3. Для кого производить, на какие слои общества ориентироваться?
Вопрос Какие из трёх основных экономических проблем не нужно было решать Робинзону Крузо на необитаемом острове и почему?
Если мы не можем иметь всё, что захотим, то приходится выбирать, чего же нам хочется больше всего.
Ограниченность подразумевает выбор и люди и общество должны сделать выбор: как использовать доступные или ограниченные ресурсы.
Однако всегда есть альтернативный выбор, он основан на принципах:
1. Максимизация выгоды при одинаковых затратах;
2. Минимизация затрат при одинаковой выгоде;
3. Многофакторный сравнительный анализ.
Но! В любом случае выбор какого-то экономического блага предполагает отказ от другого экономического блага.
Учащиеся записывают принципы в тетрадь.
Любое принятое решение имеет «цену выбора».
Альтернативная
стоимость - это наиболее приоритетный вариант использования ресурсов среди других рассмотренных или это какое-то количество товара Х, от которого надо отказаться, чтобы получить какое-то количество товара У.
Одни и те же потребности человека можно удовлетворить различными благами (например, потребности в одежде). С другой стороны каждый ресурс можно использовать по-разному (например, дерево).
Иллюстрацией выбора альтернативного варианта использования ресурсов могут стать данные таблицы (на доске вывешивается таблица).
Производство
(тыс. ед.) Альтернативы выбора ресурсов
А Б В Г Д
Станки 60 55 45 30 0
Телевизоры 0 10 20 30 40
Логическим продолжением анализа таблицы, отражающей альтернативны использования ресурсов, является кривая производственных возможностей (КВП) (учащиеся записывают данные таблицы в тетрадь и с её помощью строят график в тетради).

КПВ - это модель, которая показывает max возможный объём производства каких-либо товаров при существующем в данный момент времени объёме ресурсов.
Экономика эффективна, если производится одна из комбинаций товаров, соответствующих любой точке на АД.
Все точки, лежащие ниже кривой, например, точка К – это точки неэффективного использования ресурсов, выше кривой, например, точка Р – невозможные в данный момент комбинации.
Положение кривой производственных возможностей с течением времени может под влиянием ряда причин.
Основные причины:
1. Степень использования экономических ресурсов в экономике в данный момент.
2. Технологические изменения, технический прогресс.
3. Выбор в настоящем точки по кривой, которая окажет влияние на положение кривой в будущем.
Смещение КПВ (на доске вывешиваются график)
1. Левостороннее смещение КПВ (линия А1, Б1, В1, Г1, Д1) свидетельствует о том, что ресурсы используются неполно, а поэтому стал неполным и объём производства. Такое явление наблюдается в период экономических кризисов, спадов производства, стихийных бедствий и т.п.
2. Правостороннее смещение КПВ (линия А2, Б2, В2, Г2, Д2) свидетельствует о подъёме экономики, который достигается на основе увеличения количества и качества ресурсов, прогрессивных изменений в технике и технологии производства. Смещение кривой в будущем обеспечивается нынешней комбинацией ресурсов, тем проводить ли общество политику, направленную на накопление средств, подготовку будущих технологических изменений.

V. Закрепление.Представьте, что Вы главный экономист завода, который производит компьютеры и видеомагнитофоны. Перед Вами стоят следующие задачи:
1. По данным таблицы построить график КПВ.
Производство (штук) А Б В Г Д Е
Компьютеры 0 10 20 30 40 45
Видеомагнитофоны 90 80 65 45 20 0
2. Найти на графике точки для таких комбинаций и определить эффективный, неэффективный и невозможный варианты производства:
а) точка К – 40 видеомагнитофонов и 15 компьютеров.
б) точка М – 30 видеомагнитофонов и 35 компьютеров.
в) точка Н – 70 видеомагнитофонов и 25 компьютеров.
3. Допустим, что в обществе производится 20 компьютеров и 65 видеомагнитофонов, но спрос на компьютеры вырос на 15 штук. Насколько надо сократить производство видеомагнитофонов, чтобы удовлетворить этот спрос.
Решение задачи.
1. Один ученик на доске, а все остальные в тетради по данным таблицы строят график.
2.На графике находят точки и дают ответ:
а) точка К неэффективный вариант.
б) точка М эффективный вариант.
в) точка Н невозможный вариант.
3.Чтобы удовлетворить спрос ещё на 15 штук компьютеров, надо пожертвовать 30 видеомагнитофонами, т.к. в данном случае альтернативные издержки производства 1 компьютера соответствуют производству 2 видеомагнитофонов
VI. Итог урока и выставление оценок за работу на уроке.
VII.Задание на дом. выучить конспект; составить задачу на построение КПВ.