Урок-сочинение по картине М.Врубеля Царевна-лебедь
Тема. Сочинение по картине М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь».
Проверить отсутствующих. (3)
Раздать тетради по развитию речи. (5)
Собрать тетради с домашней работой.
В них число, классная работа, тема. При написании сочинения озаглавливаем его и пишем текст работы. (3)
I. Создание словесного портрета героини «Сказки о царе Салтане…» А. С. Пушкина (проверка домашнего задания).
Ребята, внимательное слушайте ответы одноклассников, поскольку их удачные высказывания могут быть использованы в ходе работы над собственным сочинением.
Проверим дз, прочитаем отрывок. Выполним задании 3.
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. (10)
II. Описание картины (чтение текста задания 2 упр. 21 и совместное рассмотрение картины).
Опера "Сказка о царе Салтане..." написана к столетию со дня рождения А. С. Пушкина. Образы, которые создал поэт, и музыкальное произведение Николая Андреевича Римского-Корсакова увлекли Михаила Александровича Врубеля и вдохновили на создание декораций к опере, а также эскизов костюмов для исполнителей главных партий. Под сильным впечатлением от поэзии и музыки Врубель создаёт полотно «Царевна-Лебедь», с которого смотрит на нас его волшебная муза – исполнительница партии Царевны-Лебеди Надежда Забела.
Подумайте, как художнику удалось создать этот сказочный образ: в какой момент изображена царевна; что восхищает в её облике; на каком фоне она изображена.
Царевна запечатлена художником в момент её волшебного превращения. Она предстаёт в сказочном одеянии из белоснежных крыльев, которые словно излучают жемчужный свет, на голове её блистающий драгоценными камнями кокошник. Царевна уплывает вдаль и в последний раз, обернувшись, дарит пленительное видение. Действительно, лицо её и весь облик поражает сказочной, «неописанной» красотой. Взгляд ее таинственно мерцающих больших глаз проникает в душу. Она словно видит то, что недоступно взору человека. (7)
По свидетельству художников-современников, Врубель писал многие свои полотна особенным образом: он начинал творить, заполняя пространство листа с краёв. Стороннему наблюдателю были непонятны те наброски, которыми художник заполнял полотно, и только на последнем этапе работы начинал проступать тот замысел, который стремился выразить творец в художественном произведении. И на картине «Царевна-Лебедь» сказочная героиня словно выступает из полотна; магически притягивающий взгляд её больших печальных глаз является душой произведения и хранит главную тайну притягательной силы этого художественного творения.Теперь давайте посмотрим на изображение природы.
Она гармонирует с обликом персонажей, раскрывая их сущность. Вдалеке багряными отсветами горит замок на волшебном чудо-острове. Морской пейзаж в густых сине-лиловых сумерках на картине «Царевна-Лебедь» тоже проникнут волшебством. Светлая полоска неба над горизонтом бросает отблеск на морскую гладь. Розовым светом вечерней зари окрашены гребни волн и полувоздушное оперенье Царевны-Лебеди. Эти отблески призрачным светом словно окутывают тонкие черты бледного лица сказочной героини. (10)
Михаил Фабианович Гнесин, русский композитор, так отзывался об исполнительнице партии красавицы-царевны в опере Римского-Корсакова Надежде Забеле: «Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь! Эти широко расставленные сказочные глаза, пленительно женственная, зазывно-недоуменная улыбка, тонкое и гибкое тело и прекрасные, длинные руки». Римский-Корсаков увидел певицу в собственной опере «Садко» и был тоже ею очарован. Красавицей Забелу никто бы не назвал, но ее грациозность, хрупкость и трогательность в сочетании с необыкновенным голосом покоряла всех.
Врубель пленил нас волшебным очарованием своей дивной музы. Художник создал образ царственно-прекрасный, загадочный своей глубиной. Украшенный драгоценными камнями узорчатый кокошник, сияющая жемчужная пόднизь, лёгкая прозрачная дымка окаймлённой серебристым кружевом фаты обрамляют этот образ, подчёркивают красоту Лебеди. Тонкой изящной рукой поддерживает она край фаты, готовясь ускользнуть от людского взора. Но восхитительное видение уже очаровало нас и напоило гармонией высокой поэзии.
III. Анализ плана сочинения (стр. 13).
Давайте посмотрим на план сочинения на стр 13. Обратите внимание на
наличие необходимых композиционных частей: вступления, основной части и заключения, а также на то, что основная часть разделена на микротемы, и напоминаем, что каждая микротема должна быть записана с красной строки.
Сочинение должно быть написано в объеме 0,5 – 1 страницы.
Давайте подумаем над вступлением, как можно начать сочинение?
После этого обсуждается содержание пункта 2, а затем выслушиваются возможные варианты заключительной части сочинения.
IV. Словарная работа.
1. Объясняем значения устаревших слов, которые необходимо будут использованы в описании картины.
Записать в тетради!
Пόднизь – нить или сетка с жемчугом, бисером (на старинном женском головном уборе).
Кокошник – нарядный женский головной убор с разукрашенной и высоко поднятой надо лбом передней частью.
Предложим также выяснить по толковому словарику (см. справочник) значение слов скатный, яхонт.
2. Обращаем внимание учеников на необходимость использования синонимов (языковых и контекстных) во избежание повторов. Отметим также, что эти синонимы необходимо выбирать, имея в виде контекст.
О М. Врубеле: художник, живописец, творец, создатель картины.
О картине: полотно, холст, произведение живописи, произведение искусства, художественное произведение, художественное творение.
О процессе создании картины: написать, создать, изобразить (на), выразить (в), отразить (в).
О Царевне-Лебеди: сказочная героиня, красавица-царевна, сказочный образ, пленительный образ, царственно-прекрасный образ, воплощение образа дивной музы художника.
2. Пятиклассники называют и записывают те эпитеты, яркие глаголы и сочетания слов, которые были использованы в ходе обсуждения художественного полотна.
О впечатлении от картины: пленять, восхищать, привлекать, вдохновлять, волшебное очарование, дарить пленительное видение, восхитительное видение, тайна притягательной силы этого художественного творения.
О царевне: волшебное превращение, сказочное одеяние, белоснежные крылья, полувоздушное оперенье, жемчужный свет, блистать, драгоценные камни, узорчатый кокошник, жемчужная пόднизь, серебряное кружево фаты, таинственное мерцание больших печальных глаз, магически притягивающий взгляд, тонкие черты бледного лица, собольи брови, сомкнутые губы. О пейзаже: морской пейзаж, сине-лиловые сумерки, розовый свет вечерней зари, призрачный свет, багряные отсветы, огни волшебного чудо-острова.
V. Написание сочинения.VI. Определение домашнего задания.
В качестве домашнего задания можно предложить упр. 16 (для выполнения ученикам первого варианта) и упр. 24 (для второго варианта). Содержание этих упражнений представляет собой работу с омофонами (термин не вводится) и закрепляет представление о необходимости знаний фонетики для правильного применения правил написания безударных гласных в корне слова и написания парных согласных. Как дополнительное задание для закрепления умения проводить фонетический разбор слова можно предложить охарактеризовать звуки в одной из транскрипций.
По усмотрению учителя упр. 12 и 19 можно предложить отдельным учащимся для подготовки сообщения.
Д. з.: упр. 16 и 24 (по вариантам), фонетический анализ одного из слов (на выбор).
Примерное распределение времени урока: I этап – 7-10 мин., II этап – 15-20 мин., III этап – 15 мин., IV этап – 15-20 мин., V этап – 30-35 мин., VI этап – 3 мин.
Молодому учителю.
1. Очень важно обеспечить при проведении творческих работ успех каждому ребёнку.
Успех детей должен быть подготовлен учителем:
правильной установкой на выполнение домашнего задания, готовящего к творческой работе;
чёткими, понятными рекомендациями по её выполнению;
подробным обсуждением содержания композиционных частей и микротем.
Дети очень нуждаются в поощрении их творческих устремлений. Поэтому при проверке работ постарайтесь отметить положительные стороны работ каждого ученика: может быть, это будут удачные микротемы, может быть, отдельные мысли, а может быть, и отдельные удачно найденные определения. Именно об этих успехах и стоит сказать при анализе сочинений в классе.
Наверное, не нужно выставлять неудовлетворительные оценки за первые творческие работы: дайте ребёнку возможность поработать над ошибками и выставьте оценку с учётом этой работы.
Скажем также пятиклассникам о том, что в течение года у них будет возможность потренироваться в написании сочинений по картине, чтобы успешно справиться с контрольной работой (контрольным сочинением) в конце второго полугодия.
2. Рекомендуемый примерный объём классного сочинения в 5-ом классе -- 0,5 – 1,0 страницы (80 - 130 слов), но необходимо иметь в виду стиль и жанр сочинения, характер темы.
Сочинение (в том числе миниатюра) оценивается двумя отметками: первая отметка выставляется за умение в рамках продуманной композиции раскрыть тему и выразить главную мысль (реализовать свой замысел), а также за умение правильно и уместно использовать с этой целью соответствующие языковые средства; вторая – за соблюдение языковых норм.
Схема оценивания может быть следующей: Л – Ф – Р, где Л – логические ошибки, Ф – фактические, Р – речевые ошибки и недочёты; І – ν – Г, где І – количество орфографических ошибок, ν – количество ошибок пунктуационных, Г – грамматические ошибки. При проверке учитель также обращает внимание на нарушения последовательности в изложении содержания, на соответствие всех частей сочинения теме и задаче выражения главной мысли и на полноту раскрытия темы. При анализе речевого оформления работы учитываем разнообразие и выразительность использованных языковых средств и грамматического строя речи, стилевое единство сочинения.