План урока по музыке на тему Калмыцкие народные музыкальные инструменты

конспект урока по музыке в 7 классе
«Калмыцкие народные музыкальные инструменты»
Автор Романенко Л.В., учитель музыки

Тип урока – урок-лекция
Цель урока: познакомить уч-ся с многообразием калмыцких народных музыкальных инструментов.
Задачи: восп. воспитание интереса у уч-ся к народному искусству, культурным традициям своего народа;
образов. познакомить уч-ся с калмыцким народными музыкальными инструментами, расширение кругозора;
развив. развитие вокально-хоровых уч-ся навыков.

Музыкальный материал:
«Домбровые наигрыши» («Цаhан нуурин школ»)
П.Чонкушов «Степь»
В.Карпенко «Воспоминания о Багдаде»
А.Манджиев «Моя маленькая Элиста»

Ход урока:

1. Орг.момент
2. Сообщения уч-ся «Новости культуры»
3. Объяснение нового материала.
Музыкальная культура Калмыкии складывалась на протяжении веков. Большую роль в народном искусстве играет инструментальное творчество.
На формирование калмыцкого музыкального инструментария оказали влияние быт, нравы народа, его история. По мере роста музыкальной культуры народа обогащался и музыкальный инструментарий, в его составе происходили изменения.
Время вносит свои коррективы в трактовку тех или иных инструментов, в их распространение. Так, с исчезновением хурульных оркестров вышли из употребления такие инструменты, которые звучали только в храмовом музицировании: бишкюры, гангдны, бюря и другие.
В годы депортации калмыцкого народа были утеряны многие инструменты. В настоящее время на территории Калмыкии распространен меньший состав инструментов. О старинных инструментах мы знаем из исследований А.Данилина, П.Небольсина, И.Житецкого и др., а их внешний вид – по рисункам и фотографиям.
В замечательном памятнике народной поэзии – эпосе «Джангар» есть описания игры музыкантов, музыкальных инструментов:
«Прекрасноликая ханша Ага Шавдал
Тысячеструнные в нежные руки свои
Гусли взяла о 80 ладах.
Желтые гусли собрали звуки свои,
И зазвенели на нижних 7 ладах
Звонкие шастры-сказанья древней поры»
(«О поражении свирепого хана шулмусов Шара Гюргю», с.255)

О музыкальных инструментах много сказано в народных загадках, благопожеланиях:
- О каком инструменте говорится в следующей загадке?
- Сухое дерево издает
Удивительный звук,
Похожий на ржание жеребенка: (Домбр)
В старой дореволюционной Калмыкии наблюдалось определенное разделение в использовании тех или иных инструментов. Условно можно выделить 2 группы инструментов в зависимости от места и характера их использования: 1) храмовые – бишкюры, гангдны, бюря и др., 2) инструменты массовые – домбра, товшур и др. Использование храмовых инструментов вне религиозных мероприятий не допускалось.

Калмыцкий музыкальный инструментарий можно разделить на 3 группы: струнные, духовые и ударные.

Домбра.
Домбра – излюбленный инструмент калмыков, который в настоящее время очень распространен в быту, в коллективах художественной самодеятельности, в профессиональной концертной практике.
- Из чего изготовлен инструмент? – Из клена, ивы, березы, акации, чаще всего из тутового и абрикосового дерева.
Корпус имеет треугольную форму, он склеивается клеем из деревянных полос. Бытуют также домбры с грушевидным корпусом.
- Из чего изготовлены струны? – Из кишок животных, обработанных специальным образом.
На шейке навязываются 7-8 ладов из жил. Звучание домбры приятное тихое. Сила звука достаточная для игры в небольшом помещении (в кибитке, джолуме).
Исполнительская техника разнообразна. Чаще всего звук извлекается ударами (бряцаньем) кисти руки по струнам.
Слушание «Цаhан Нуурин школ»

Товшур.
Товшур – разновидность калмыцкой домбры. Струны волосяные. В настоящее время практически в Калмыкии не встречается.
Такова же судьба и хура – двухструнного смычкового инструмента.

Хуур.

Корпус имеет трапециевидную форму. Длина инструмента 1-1,20 м. Шейка хуура без ладов. Струны некрученные из конского волоса.
Звук извлекается дугообразным смычком, длина которого 60-70 см. Изготовляется из ветки тутового или абрикосового дерева, акации, ивы. Используется конский волос.
Техника игры: Инструмент держится вертикально левой рукой с опорой низа корпуса на колено. Правой рукой водится смычок, плотно прижатый к струнам.
Используется как солирующий инструмент и как аккомпанирующий пению музыканта – певца.
Слушание П.Чонкушов «Степь»

Ятха.
Редко встречающийся теперь старинный щипковый инструмент. Бытовал в народе, но затем использовался главным образом в богатых семьях калмыцкой знати.
Корпус деревянный, долбленый, изготовленный из кедра, сосны, тутового или абрикосового дерева. Форма корпуса напоминает перевернутое корыто с большим выступом для упора. Название происходит от слова «ятыган» - лежачий и характеризует положение инструмента во время игры.
Длина инструмента – 1,30-1,50 м.
Количество струн 5-8 (чаще 8). Раньше струны были жильные, позднее, в XIXв. – латунные. Струны натягивались при помощи деревянных колков.
Под струнами – передвижные подставки из бараньих лодыжек. Таким образом, при изменении положения костяной подставки меняется настройка ятхи.
Звукоизвлечение на ятхе возможно двоякое: защипывание пальцами или отбиванием металлическими ногтями, которые надевались на пальцы.
Слушание. В.Карпенко «Воспоминания о Багдаде»

Джингинур.
Разновидность цимбал. Корпус плоский, трапециевидный. Над декой натянуто 14 металлических струн.
Техника исполнения: звук извлекается деревянными или бамбуковыми палочками. Возможны тремоль на 1 струне, на 2 струнах. При игре происходит наслоение предыдущих звучащих струн на последующие, в результате чего происходит гудение, так как глушение струн затруднительно.
Игра на джингинуре требует особого мастерства. Инструмент из-за сложной исполнительской техники не был широко известен в Калмыкии. Распространению инструмента мешало и то, что он был сложен для самостоятельного изготовления. У калмыцких музыкантов он, видимо, появился из Монголии.
Знаток и ценитель калмыцкой музыки Михаил Львович Тритуз в 1965 году писал: «Перед музыкантами Калмыкии стоит переменная задача – вернуть народу все богатства калмыцкого инструментария».
- На какие группы делятся калмыцкие народные инструменты? (Храмовые, массовые)
- С какими инструментами мы сегодня познакомились?

4. Музыкальная викторина. Определить на слух какие музыкальные инструменты звучат?
1. домбра
2. хуур
3. ятха
4. джингинур

5. Разучивание А.Манджиев «Моя маленькая Элиста»
Сегодня мы с вами разучим песню Аркадия Манджиева «Моя маленькая Элиста».
Слушание аудиозаписи «Моя маленькая Элиста».
Беседа о содержании песни.
Работа над 1-м куплетом:
- разучивание мелодии,
- работа над точным интонированием, соблюдением ритмического рисунка,
- работа над ансамблем, легкостью звучания.

6. Вывод урока.
Калмыцкий народный музыкальный инструментарий богат и разнообразен. Однако многие инструменты утеряны. Но музыканты Калмыкии ведут активную работу по сохранению и восстановлению калмыцких народных инструментов.
7. Итоги урока.
8. Д/з: подготовить сообщения о храмовых инструментах: бишкюр, гангд, бюря, дунг, кеннерге, цанг, арамбру.

Литература:
Луганский Н.Л. «Калмыцкие народные музыкальные инструменты»
Тритуз М.Л.: «Музыкальная культура Калмыцкой АССР»
Сообщение «Государственный оркестр калмыцких народных инструментов»
Сообщение «Новости культуры»








13PAGE 15


13PAGE 14115


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14015




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315