Открытое занятие по русскому языку на тему: «Правописание мягкого знака после букв шипящих согласных в конце имен существительных»

Нетиповое муниципальное образовательное учреждение
«Гимназия № 48»









Открытое занятие
по русскому языку
тема:
«Правописание мягкого знака после букв шипящих согласных в конце имен существительных»











Составила: учитель начальных классов
Чижова Л.В.





г. Новокузнецк, 2010 г.
Русский язык
3 класс


Тема: «Правописание мягкого знака после букв шипящих согласных в конце имен существительных».

Цели:
Познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака у имен существительных с шипящими на конце
Развивать у учащихся внимание, умение анализировать, доказывать, сравнивать, рефлексивные навыки: самооценка, взаимооценка
Воспитывать положительные качества личности ученика: активность, аккуратность, старательность, умение преодолевать трудности.































Ход урока

Сообщение темы и цели урока
Актуализация полученных знаний:
а). Записываем в тетрадях:
- 18 февраля. Классная работа.
б). Чистописание. Повторение. Ж /// Ш /// Ч /// ИЗ – записано на доске – из каких букв составлено упражнение?
- Что о них знаете? (Буква Ж – Ш, обозначение на письме согласных звуков [Ж], [Ш], которые всегда мягкие.
- Ребята, кто из вас может назвать слова, которые оканчивались бы на эти согласные буквы? (Дети называют, записываем их в тетради)
- При записи каких слов вы встречали трудности, (Дети называют, проверяем)
- Почему? (Дети доказывают)
- Сейчас мы запишем слова, в которых орфограммы проверить невозможно. (Списывают слова)
в). Словарная работа:
1). Картинный диктант:
ед.ч. м.р. ед.ч. ж.р. м.р. мн.ч. ед.ч. ср.р.
(картофель , кровать , воробьи, пальто,)
- Что общего в этих словах? (Ь – мягкий знак)
- Что обозначает мягкий знак в каждом из этих слов?
2). Составление таблицы.
1. показатель мягкости
Ь 2. разделительный
23.
- А третью роль мягкого знака узнаете на уроке.
- Что еще объединяет написанные слова? (Имена существительные)
3). Учащиеся обосновывают ответ по плану:
а). Обозначает
б). Отвечает на вопросы:
в). Имеет падеж (родительный)
г). Изменяется (по числам)
4). Учащиеся доказывают, что слово воробьи стоит во множественном числе, остальные в единственном, а существительные пальто, картофель употребляется только в единственном числе.)
- Обозначение существительных в родительном падеже.
5). Взаимопроверка в паре. (Карандашом на полях поставьте отметку. Один ученик работает у доски)
- Кто получил «5», «4»?
6). Коллективная работа (Проверка)
III. Изучение нового материала:
а). Наблюдение в паре над словами:
сторож рожь
малыш мышь
луч речь
плащ вещь

б). Чтение слов детьми самостоятельно.
- определите, какой частью речи они выражены.
в). Чтение слов парами, называя последние звуки. (Звуки одинаковые, обозначены одинаковыми буквами.)
- Как объяснить написание мягкого знака?
г). Работа с таблицей.
- Ребята, правила в учебнике нет. Поэтому нам в работе будет помогать вот такая таблица. (Вывешиваю таблице и еще раз делаем вывод)
IV. Первичное закрепление.
а). Игра с карточками (зеленый – Ь, синий - ___ )
- Карандаш, мелочь, тушь, тушь, грач, плач.
V. Самостоятельная работа.
1). Запись слов под диктант. (ключ, помощь, товарищ, дочь, глушь, ложь, лещ)
2). Проверка в паре.
3). Работа по учебнику. (С. 22 – 23; у. 319)
* Выписать все имена существительные, заканчивающиеся на буквы шипящих согласных. Определить из род и форму числа.)
- Девочки выписывают – ж.р.
- Мальчики выписывают – м.р.
* Проверяем. (Девочки читают вслух – мальчики слушают, оценивают. Мальчики читают – девочки слушают, оценивают)
* Выполнение второго задания.
- Прочитайте первое предложение. В какой еще части речи после шипящих пишется мягкий знак? (у глаголов)
VI. Итог урока.
- Внесение в табличку третей роли употребления мягкого знака: существительные ж.р. с шипящими на конце.
VII. Д/з: С. 23, у. 321 + 10 слов.

Дополнительное задание:
Творческая работа. (На доске поздравительная открытка и опорные слова: карандаш.., гуаш.., туш.., доч..)
Задание: составьте текст, используя опорные слова.