Семинар по ФГОСу на тему преподования в школе.(биология.2015)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Столбовская средняя школа имени Героя Советского Союза Н.А.Токарева»
Сакского района Республики Крым


Сообщение.
Урок ФГОС по биологии
в 5 классе

(Школьный семинар29.10.2015г.)

Учитель биологии:

Беловежкин Александр Николаевич
2015 год
При реализации ФГОС учителю биологии в 5 классе важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Можно, конечно, провести параллели с обучающими, развивающими и воспитывающими целями урока, но они рассматривают результат урока в разных плоскостях. Вся учебная деятельность в 5 классе должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. В качестве примера можно привести задания традиционных учебников и учебников по ФГОС.
ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем биологии в 5 классе ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:
• возраста ребенка;
• специфики учебного предмета;
• меры сформированности УУД учащихся.
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
• предъявить противоречивые факты, теории;
• обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
• использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».
Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику или практическая работа и т.д.
При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.
Структура современных уроков биологии в 5 классе, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования:
• если ученик 5 класса будет обладать качествами, заложенными в ФГОС, он сможет самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в нее коррективы.
• новые ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности
Учитель биологии, желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в нашей школе не могут существовать.
Урок №6 в 5 классе по теме «Среды обитания». 12.10.2015г.
Цель: Сформировать у учащихся знания о средах обитания организмов.
Показать взаимосвязь живых организмов со средой обитания.
Задачи:
анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Форма урока: комбинированный урок.
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1 Организационный момент. Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку.
Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места.
2 Проверка знаний. Учитель задает вопрос ученикам:
- Какие царства живой природы вы знаете?
Ученики устно рассуждают на поставленные вопросы.
2 Актуализация знаний Учитель фиксирует на доске план изучения новой темы:
Что такое среда обитания?
Обучающиеся слушают рассказ учителя, записывают план урока в тетрадь
3 Изучение нового материала. Разбивает учащихся на команды, дает каждой команде свое задание.
Среда – все то, что окружает живое существо в природе.
Наземно – воздушная среда: Плотность воздуха гораздо ниже плотности воды, по этому у наземных организмов сильно развиты опорные ткани – внутренний и наружный скелет.
Вода. Растения живут только в верхних слоях воды, куда проникает солнечный свет.
Почва: верхний рыхлый плодородный слой суши. В почве обитают бактерии, грибы, черви, насекомые, их личинки, крупные животные. Учащиеся внимательно слушают рассказ учителя, и друг друга. Читают текст. Записывают в тетрадь определения: среда, наземно-воздушная среда, вода, почва. Обсуждают услышанное.
4 Рефлексия деятельности
(итог урока) Организует рефлексию в форме самостоятельной работы:
Учитель раздает небольшую самостоятельную работу ученикам на 5 минут.
Обучающиеся письменно на местах, самостоятельно выполняют работу, сдают учителю работы.
5 Домашнее задание п.4, №1-2 Обучающиеся фиксируют задание.
Литература
Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4. - С18-22.
Иванова Е. О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево-ориентированным и культурологическим // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-23.htm.