Контрольная работа по методике преподования истории

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова»
(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им.И.Н.Ульянова)

Кафедра дошкольного начального общего образования



Контрольная работа по методике преподавания истории



Автор работы: Прохорова Татьяна Михайловна
Шифр работы: факультет педагогики и психологии
Группа: НОз-12
Направление подготовки: педагогическое образование
Профиль: начальное образование
Руководитель работы: К.и.н.,доцент каф. Чумакова А.С.







Ульяновск 2016 г
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.
Стандарт направлен на обеспечение:
равных возможностей получения качественного начального общего образования;
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества.
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
-уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
-любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
Основы духовно-нравственной культуры народов России:
готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
осознание ценности человеческой жизни.

2.
а) Личностно-ориентированное обучение обучение, при котором цели и содержание обучения , сформулированные в государственном образовательном стандарте, программах обучения, приобретают для учащегося личностный смысл, развивают мотивацию к обучению. С другой стороны, такое обучение позволяет учащемуся в соответствии со своими индивидуальными способностями и коммуникативными потребностями, возможностями модифицировать цели и результаты обучения. Личностно-ориентированный (личностно-деятельностный) подход (Learner-centred approach) основывается на учёте индивидуальных особенностей обучаемых, которые рассматриваются как личности, имеющие свои характерные черты, склонности и интересы. Отмечается, что для каждого учащегося типичен тот или иной способ осуществления деятельности по овладению иностранным языком. Обучение в соответствии с этим подходом предполагает:
самостоятельность учащихся в процессе обучения, что зачастую выражается в определении целей и задач курса самими обучаемыми, в выборе приёмов, которые являются для них предпочтительными;
опору на имеющиеся знания учащихся, на его опыт;
учёт социокультурных особенностей учащихся и их образа жизни, поощрение стремления быть «самим собой»;
учёт эмоционального состояния учащихся, а также их морально-этических и нравственных ценностей;
целенаправленное формирование учебных умений, характерным для того или иного учащегося учебным стратегиям;
перераспределение ролей учителя и учащегося в учебном процессе: ограничение ведущей роли учителя, присвоение ему функций помощника, консультанта, советника.
б) Под понятием «компетентностный подход» имеют ввиду направленность процесса обучения на формирование и развитие универсальных и специальные (предметных) компетентностей личности. Результатом этого процесса будет формирование общей компетентности ученика. Компетентность, выступая результатом обучения, является следствием саморазвития индивида, обобщения личностного и деятельтностного опыта.
При компетентностном подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер, и сама становится предметом усвоения.
Компетентностный подход, как и другие инновационные подходы в обучении, требует поэтапного внедрения. На первом этапе начального звена обучения можно, например, формировать такие элементарные общеучебные компетенции школьников, как:
-извлечение основного содержания прочитанного или услышанного;
-точная формулировка мыслей, построение оригинальных высказываний по заданному вопросу или теме;
-исследование равличных вариантов решения задач, выбор наилучшего, принимая во внимание различные критерии;
-сотрудничество с другими (учениками и учителем) при выполнении общего задания;
-планирование действий и времени;
-оценка результатов своей деятельности и т.д.
Перечисленные умения школьников должны формироваться не как отдельно взятые, а в целостной системе навыковых блоков, называемых компетенциями.
Компетентностный подход в обучении связан с личностно-ориентированным и деятельностным подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий.
В основе компетентностного подхода лежат понятия «компетенция»/ «компетентность». Эти термины являются равнозначными.
Компетенция – это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно действовать по отношению к ним.
Компетентность – это владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Поэтому компетенцию следует понимать как заданное требование, норму образовательной подготовки учеников, а компетентность – как реально сформированные личностные качества и минимальный опыт деятельности.
в) Системно-деятельностный подход - это стандарты обучения второго поколения. Это: чему учить? Зачем учить? Как учить? Это метод XXI века. Мы - учителя-должны выпустить из школы учащихся не столько богатых знаниями, а культурных личностей, умеющих самостоятельно принимать решения, выходить из трудных ситуаций, приспосабливаться к любым условиям современной жизни.
Поэтому в начальной школе получил большое распространение системно-деятельностный подход. Он разработан Ассоциацией "Школа 2000:". Руководитель д.п.н., профессор Л.Г.Петерсон.
На своих уроках "открытия" знаний я применяю вариант технологии деятельностного метода:
мотив;
актуализация;
выявление затруднения;
выход из затруднения;
реализация;
закрепление;
самостоятельная работа;
включение в систему знаний и повторение;
рефлексия;
а также алгоритм построения урока:
Выделить и сформулировать новое знание.
Смоделировать способ открытия нового знания.
Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания.
Определить необходимые ЗУН ы и способы их повторения.
Подобрать упражнения для этапа актуализации .
Смоделировать затруднение .
Смоделировать диалог или проблемную ситуацию.
Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон.
Определить приёмы организации первичного закрепления.
Подобрать задания на этап повторения по уровням.
Провести анализ урока.
СДП - это нововведение, инновация, развивающее обучение. Оно опирается на зону ближайшего развития, а не базируется на принципе доступности. Учащийся действует как субъект, а не в роли объекта. Инновационное обучение развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания, а не развивает обыденное мышление. А также формирует личность, способную к самостоятельной творческой деятельности. Тогда как традиционное обучение формирует человека, способного только к исполнительской деятельности.
В свернутой форме новая методическая система РО выстраивается в триединой формуле:
системы - системный подход - деятельность
Объединение их позволило определить подход, составляющий ее основу как системно-деятельностный.
Концепция СДПбазируется на следующих основополагающих тезисах. Окружающий мир - объект познания учащихся, имеет системную организацию. Любые объекты его могут быть представлены как системы, то соответствующим подходом их изучения является системный.
В УД указанные принципы должны преобразовываться для учащихся в доступной форме в правила познания:
изучи предмет в целом;
раздели предмет на части, изучи каждую;
соедини изученные части, рассмотри, как они взаимодействуют.
Указанные правила позволяют учащимся составлять опорные планы изучения объектов и самостоятельно продвигаться от более высокого ранга к конкретному приближению к сущности предметов. Концепция СДП позволяет сформулировать краткое определение РО: развивающим можно назвать обучение, в котором у учащихся на базе обыденного мышления и интеллектуальных способностей формируется теоретическое мышление и творческие способности.
Г) в начальной школе преподавании истории носит интегративный характер. Естественно-научный, валеологический, историко-обществоведческий материал в курсе «Окружающий мир».
Общедидактические принципы отбора учебного материала по окружающему миру: систематичность и последовательность, научность и доступность, связь теории с практикой, сознательность, творческая активность в обучении, наглядность, прочность усвоения знаний, индивидуализация обучения. Специфические принципы: сезонности, краеведческий, экологический; авторские принципы - педоцентрический, культурологический.
Содержание курса в начальной школе и последовательность его усложнения. Решение основных задач в образовании, воспитании и развитии детей в процессе реализации последнего. Специфические особенности курса «Окружающий мир», внутрипредметные и межпредметные связи. Сущность краеведческого и экологического принципов.
Знания об окружающем мире разного уровня обобщенности. Процесс усвоения знаний: ощущение, восприятие, представление, формирование понятий.
Система знаний об окружающем мире в начальной школе. Пути, уровни, условия их формирования и развития.
Личностные, метапредметные, предметные результаты, их формирование в процессе изучения окружающего мира. Формирование УУД при изучении курса «Окружающий мир». Преемственность в формировании УУД при переходе от дошкольного к начальному образованию.
3. УМК «Перспектива» Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Земля и человечество (10 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля планета Солнечной системы. Луна естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.
Природа России (10 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Родной край часть большой страны (14 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Страницы всемирной истории (5 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения свидетельства прошлого. Средние века; о чем
рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории Отечества (20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь страна городов. Киев столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIIIXV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIIIXV вв.
Наше Отечество в XVI XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVIXVII вв.
Россия в XVIII в. Петр Первый царь-преобразователь. Новая столица России Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIIIв
Россия в XIX начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 2030-е гг. Великая Отечественная война 1941 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы всенародный праздник.
Наша страна в 1945 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Современная Россия (9 ч)
Мы граждане России. Конституция России наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
4. Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: математики, физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
5.а)исторические факты:Великие войны нашего народа 1812 г,татро-мангольское иго,великая революция 1917 г,ВОВ 1941-1945 гг,

Б)Становление Руси,Крещение Руси,Первое свидетельство о Москве,Оборона рубежей Руси, нашествие Батыя,Патриотический подвиг Дмитрия Донского и Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского,Куликовская битва,Знакомство с императорами Романовыми,жизь страны во время ВОВ и после военное время,
В)Отмена крепосного права,Образование единого государства,Пётр Первый-преобразователь,образование СССР,патреотизм и героизм народа вгоды ВОВ,
Г)Процесс образования нового государства после революции 1917 г,достижения учёных запуск космической ракеты,искусственного спутника ,полёт первого космонавта Ю.А.Гагарина,космической станции.
6.УМК «Перспектива»урок на тему «Российский союз равных».
а)Знакомство с разными группами (субъектами),далее познакомить с основным важным документом(конституцией),у каждого субъекта есть важные атрибуты-гимн и флаг(дать возможность послушать гимн России и Татарстана),каждый субъект отличается своими природными богатствами и культурным наследием. Некоторые вносят весьма весомый вклад в развитие науки, искусства, экономики, спорта и других направлений в жизни региона и всей России.
Б)исторические понятия(словарная работа):
Федерация-
Субъект-
Атрибуты-
Федеральное собрание-
Президент-
В)с помощью карты определите с какими субъектами Российской федерации граничит Татарстан? Чувашия?
На каком берегу Волги они расположены?
Отметьте на контурных картах названия городов и населённых пунктов которые вам известны.
Г)Используя иллюстрацию в учебнике на стр 25 объясните народы какого государства нас встречают?
Работа по иллюстрации на стр 25 знакомство с элементом орнамента, на стр 28 знакомство с столицей Чувашии городом Чебоксары.
Д)На данном уроке можно использовать макеты глобуса,флагов российского республики Татарстан,Чувашии,а так же гербов.
Е) Персоналия данного урока:Владимир Владимирович Путин (президент России),Р.Миниханов.(президент Татарстана).Использовать презентацию
7.Следующая тема : «Государственная граница России», «Путешествие за границу России».Темы взаимосвязаны поэтому необходимо сформулировать понятие «Граница»и уметь различать границу на суше и на море.
Актуализация знаний необходима на каждом уроке я бы порекомендовала поработать по карте. Ребятам очень нравится находить субъекты и города.
8.При изучении темы : «Права ребёнка»уверена, что учащиеся захотят узнать больше о своих правах, чем об обязанностях.Обращение к личностно-ориентированному подходу обусловлено спецификой работы и контингентом учащихся.Основная часть учащихся как правило уже с формулированными знаниями, умениями и навыками. При выполнений заданий они в основном не испытывают трудностей, но в каждом классе встречаются и слабо подготовленные учащиеся, которые плохо ориентируются при выполнении учебных заданий, которые испытывают трудности, не умеют продумывать свои действия, плохо знают даты, термины ,затрудняются в работе с картой. Их действия носят импульсивный характер, они не способны планированию, не самостоятельны, часто отвлекаются, быстро утомляются.
Поэтому старюсь на уроке прибегать к максимальной адаптации учебного процесса по возможностям обучаемых Оценив в начале урока ситуацию прибегаю к выбору предпочитаемую форму урока:(урок лекция, беседа или работа с учебником).
Кроме того зная что многие дома не в силу открыть учебники,настраиваю учеников на то что получать знания нужно в школе и только часть дома.
В начале урока небольшая разминка-беседа о пройденном материале затем короткая установочная беседа и задание для самостоятельной работы. Главное внимание уделяю на «правильность»позиции. Делать это довольно трудно но за то позволяет мыслить самостоятельно и позволяет каждому «иметь своё лицо». НЕ редко в начале урока что бы активизировать познавательную деятельность проверяю домашнюю работу письменно либо в виде теста либо в виде ответа на вопросы. Стараюсь развивать отношения к событиям пытаюсь подвести к пониманию того что всё то знаем несём в свой мир цивилизацийэто опыт накопленный человечеством.
9.Тест по теме «Российский союз равных».
1.
Соотнеси названия некоторых республик и их столиц.Соедини линиями.
Республика Адыгия Уфа
Республика Хаккасия Майкоп
Республика Карелия Абакан
Республика Башкортостан Петрозаводск
Республика Саха Казань
Республика Чувашия Якутск
Республика Татарстан Чебоксары
2.Используя иллюстрацию учебника подпиши флаги и гербы республик России.
Стр 26-27.
3.С помощью интернета или дополнительной литературы подпиши флаги гербы субъектов Российской Федерации. Найди название нашей страны в 90 годы.
10.Составить проект «Путешествие в Республику Татарстан »
План для пользования:
1.Столица.2.Герб.з.Фаг.4.Гимн.5.Государственный язык.6.С какими субъектами она граничит.7.Прродные богатства.8.Памятники.9.Выдающиеся люди.10.Современные достижения.11.Национальные кастюмы.12.Нарисуй понравившийся сюжет об услышанном.