Конспект урока по ИЗО на тему Без вышивки в доме не обойтись…

Тема: «Без вышивки в доме не обойтись»

Цель: Определить значение и место народной вышивки среди других областей народного искусства.

Задачи:
- научить выполнять эскиз салфетки с вышивкой «Полевые цветы»;
- реализовать в рисунке чувство красоты, а также художественную фантазию;
- развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности; развитие глазомера, точности;
- совершенствовать навыки самостоятельной работы над композицией.
- воспитывать любовь и интерес к историческому прошлому своего народа.

Оборудование и материалы
- Фотографии вышивок.
- Формат А3, карандаши.



ХОД УРОКА:
Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Подведение к теме.
- Что такое народное искусство?
- Что относится к предметам народного быта?
- Каким образом украшали предметы быта?
- С какой целью раньше применяли узоры? (в качестве оберега)

«Пресветлой красотой» называли на Руси узоры, которыми украшали одежду, предметы быта, дом, игрушки, орудия труда. Всё это создавало вокруг человека особое пространство, пронизанное духовным светом.
В старину не каждый мог купить красивую вещь, особенно в деревнях, вдали от больших городов. Люди сами делали необходимые предметы – деревянные ложки, блюда, ковши для воды и другие вещи – и сами их украшали. Такие вещи сохранились и до нашего времени; многие из них выполнены с большим искусством. Теперь эти вещи хранятся в музеях. Имен и фамилий умельцев мы не знаем, а их искусство называем народным искусством.
Сообщение нового материала
Большое значение для крестьян имело полотенце.
В далёком прошлом в крестьянском доме полотенце предназначалось для украшения дома или костюма по праздничным дням и в дни совершения обрядовых действий. Такое праздничное полотенце отличалось от обычного, каждодневного полотенца-утиральника. Оно изготовлялось из белого тонкого домашнего холста. Концы полотенца украшались вышивкой, ткаными узорами, лентами, кружевом. При постоянной ширине 39-42 см его длина могла достигать 500 см.
“Без вышивки в доме не обойтись. Она и наградит, и помилует, и от болезней исцелит” – так говаривали бабушки-рукодельницы в старину.
Каждый элемент узора о чем-то говорит, оберегает, помогает, соединяя мир земли и неба. 
Существовал обычай: если в деревне случались мор или падение скота, верным спасением считали так называемое обыденное полотенце, которое вышивали всей деревней, всем миром в один день или в одну ночь в надежде, что оно избавит от беды.
Вера в светлое предназначение полотенца определяла его особое место в жизни русской деревни. Оно было обязательным предметом многих обрядов: при рождении ребёнка, свадебных, погребально-поминальных.
По обычаю полотенца являлись необходимой частью девичьего приданого. Их было принято демонстрировать родственникам мужа на второй день свадебного пира. Молодуха развешивала полотенца в избе. Количество полотенец, качества полотна, мастерство вышивки – всё это позволяло оценить трудолюбие, аккуратность, вкус молодой женщины. Полотенцами одаривались родственники жениха, участники свадебного торжества. Ко дню своей свадьбы девушке приходилось заготавливать до ста полотенец.
- Какие древние символы изображены на фрагментах полотенец?
(Древо жизни, птицы, знаки воды, знаки земли).
Особенно почитаемым на вышитом полотенце был образ «птицы-павы». В народе верили, что стоит ей прилететь, расправить крылья, распустить пышный хвост, как растают снега, зазеленеют травы, распустится листва на деревьях, зацветут полевые цветы.
Про неё сложили загадку:
Большая светлица,
Горит жар-птица,
Всяк её знает
И обожает.

В поэтическом представление народа большая светлица – образ мира, а горящая жар-птица – вешнее солнце. Сказочная птица распустила перья-лучики, осветила всё вокруг, согрела землю, и потянулось к ней «всякое зелье», что произрастает на земле.
Красочные узоры полотенец вносили особый, торжественный настрой в праздничную обстановку дома. Преобладал красный цвет.
- Что в народном представлении означал красный цвет?
(Понятие «красный» связывалось с представлением о свете, об утренней заре, о лошадях, на которых выезжает солнце).
Выразительность вышивки связана с тем, какими швами она выполнена (вышивка-роспись, гладь, цветная перевить, вышивка полукрестом и косичкой, тамбурный шов).
Узоры вышивки были связаны с культом солнца и неба, должны были являть собой солнце и небо, быть священными, божественными изображениями или знаками-символами. Вышивка в каждом из промыслов имеет свои характерные особенности, вышитые узоры поражают самобытной красотой, разнообразием вариантов узоров.
Сегодня в России наблюдается удивительное явление – возрождение и сохранение народных традиций текстильного творчества. Талантливые художники и мастерицы-рукодельницы вот уже в течение десяти лет представляют свои произведения на Всероссийский фестиваль «Лоскутная мозаика России». Мастера стремятся сохранить всё лучшее в рукоделии, чем были горды их предки, и постоянно ищут новые образы и художественные решения.

Закрепление:
- Какие цвета доминируют в узорах русской вышивки?
- Какие узоры-символы продолжают жить в современной вышивке?
- Почему в век технического прогресса вышитые изделия в доме по-прежнему радуют нас своей красотой и вызывают желание заняться рукоделием?


Физминутка.

IV. Самостоятельная работа учащихся.
Выполнение эскиза салфетки с вышивкой «Полевые цветы».

Прежде чем приступить к выполнению какого-либо изделия, необходимо продумать его в целом, определить форму, расположение узора, его характер и цвет. Такое художественное решение декоративного произведения входит в общее понятие композиция.
В переводе с латинского “композиция” означает составление, соединение в одно целое отдельных частей в определенном, строгом порядке. Взятые вместе, эти части должны создавать определенную форму. В правильно построенной композиции все связанно, убрать какую-либо деталь невозможно без ущерба для целого, так как красота и цельность рисунка потеряются, и композиция утратит свою гармонию.
В композиции есть главное и второстепенное, соподчиненное. Главное – это то, что в первую очередь должно привлекать внимание, заключать в себе идею, замысел данного мотива. Главная деталь узора должна быть логически связана и уравновешена со второстепенными деталями. Главное не всегда может быть расположено в центре композиции. Его можно выделить с помощью цвета, контрастного по отношению к второстепенным деталям узора, или за счет его величины, формы и т. д.
Композиция бывает объемной и плоскостной. Вышивка относится к плоскостной композиции. Построение композиции – творческий процесс, процесс создания произведения искусства от начала до конца, от его замысла до завершения.
Можно разместить повторяющиеся узоры в каждой четверти (рисуется схема расположения узора), но можно нарисовать узор и расположенным по всему квадрату – как кому нравится. В центре квадрата можно изобразить цветок или даже букетик. (намечается в центре звездочка. Дальше, дается возможность детям свободно придумывать свою композицию).

Выполнение работы:
Обратить внимание на особенности шва в изделиях, украшенных вышивкой тамбурным швом (контурный рисунок);
Наметить на формате квадрат по размеру в соответствии с форматом;
Разделить квадрат на две или четыре равные части (по диагонали);
Создание симметричной композиции (варианты композиций).
5. Итог урока.
Анализ работ
Компановка;
Размер изображения в соответствии с размером формата;
Композиция;
Симметрия.
15