Конфликты и способы их разрешения. Стратегия действий учителей в условиях конфликта.
Конфликты и способы их разрешения.
Стратегия действий учителей в условиях конфликта.
В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями.
При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Да и нужно ли? Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах.
Что такое конфликт?
Слайд. Конфликт (лат.) – столкновение желаний, взглядов, убеждений.
Слайд. Конфликты – это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упрёки и оскорбления. Самое страшное в конфликте – это чувства, которые испытывают люди друг к другу. Страх, злоба, обида, ненависть – главные чувства конфликтов. Без конфликтов жизнь невозможна, нужно научиться их конструктивно разрешать.
Слайд. Конфликты возникают: из-за отсутствия согласия и вследствие противоречий и разногласий между сторонами, из-за несовпадения интересов, взглядов, установок, стремлений.
Слайд. Особенности конфликтов: конфликты неизбежны в жизни любого человека, касается ли это его внутреннего мира, либо разнообразных взаимоотношений с другими; попытка ухода от них чаще всего бесполезна и только их усугубляет; конфликты большей частью успешно разрешимы; конфликты оказывают позитивное и созидательное влияние на развитие личности, углубляя и укрепляя взаимоотношения.
Слайд. Виды конфликтов
Конструктивный (полезный) - выражает борьбу противоречий, посредством которой осуществляется развитие; решение такого конфликта полезно для сторон, принимавших в нём участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.
Конструктивные стороны конфликта:
конфликт дает увидеть скрытые отношения;
конфликт даёт возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение;
конфликт это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычные;
способствует сплочению коллектива в противоборстве с внешним врагом.
Деструктивный – приносящий вред делу и конфликтующим сторонам (ссоры, раздоры, разборки).
Деструктивные стороны конфликта:
отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям;
нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины (ухудшение социально - психологического климата в коллективе);
ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений;
временные потери. На 1 минуту конфликта, приходится 12 минут послеконфликтных переживаний.
Слайд. Разнообразие школьных конфликтов. Конфликт в школе явление многоплановое. При общении с участниками школьной жизни, учителю приходится быть ещё и психологом.
Конфликт «Ученик ученик»
Разногласия между детьми обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.
Причины конфликтов между учениками
борьба за авторитет
соперничество
обман, сплетни
оскорбления
обиды
враждебность к любимым ученикам учителя
личная неприязнь к человеку
симпатия без взаимности
борьба за девочку (мальчика)
Порой дети бывают непредсказуемы, и учителю необходимо проявить терпение, находчивость, педагогический талант, чтобы выйти из затруднительного положения. Предлагаю всем поучаствовать в обсуждении педагогических ситуаций, цель обсуждения – узнать вашу точку зрения по стратегии поведения в конфликтной ситуации, определить уровень умений принимать правильные решения.
Слайд. Схема анализа ситуаций
1. Дайте качественную оценку поведения учителя и ученика (учеников). Проанализируйте ошибки, допущенные ими.
2. Предложите правильное решение данной ситуации.
3. В какой степени учитываются интересы личности ребёнка в данной ситуации и в вашем варианте её решения?
Ситуационные задачи: Листочки с записями педагогических ситуаций лежат на столе. Каждая группа выбирает карточку с предложенными ситуациями, обсуждает в группе, а затем предлагает вариант решения:
СИТУАЦИЯ 1. Мальчик-подросток обучается в 7 классе всего 3 месяца. До этого обучался в городской школе. После развода родителей проживает с мамой у её родителей. Проблем в обучении не испытывает. Занимается спортом: посещает лыжную секцию, секцию по хоккею. Обладает лидерскими качествами. Взаимоотношения со сверстниками ровные, спокойные. В последнее время классный руководитель отмечает напряжённую обстановку в классе, учителя-предметники жалуются на нарушения дисциплины во время учебных занятий. Один из лидеров класса (обучается в этой школе с 1 класса) старается настроить классный коллектив против «новенького» ученика, постоянно придирается к нему, высмеивает каждое его действие, негативно отзывается о членах его семьи.
Как нужно отреагировать (как поступить, что сделать, что сказать и др.) в данной ситуации и почему?
СИТУАЦИЯ 2. Учащийся, явно демонстрируя своё плохое отношение к кому-либо из одноклассников, говорит: «Я не хочу сидеть за компьютером вместе с ним».
Как нужно отреагировать (как поступить, что сделать, что сказать и др.) в данной ситуации и почему?
СИТУАЦИЯ 3. Внеклассное мероприятие. Девочки вышли к доске и поздравляют мальчиков. Поочерёдно подзывают к себе ребят и дарят им открытки и сладости. Вовремя вручения одна из девочек отказывается вручать подарки некоторым ребятам, объясняя это тем, что она их ненавидит. Как нужно отреагировать классному руководителю (как поступить, что сделать, что сказать и др.) в данной ситуации и почему?
Слайд. Конфликт «Учитель ученик»
Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.
Конфликтные отношения между педагогами и учащимися – серьёзное переживание для обеих сторон. Попытки воздействия со стороны учителя - сопротивление со стороны ученика. Тут уже не до учебного процесса: выяснение отношений, предъявление обид и претензий, привлечение третьих лиц (директора, психолога, родителей).
Ребёнок обвиняет учителя в несправедливости и предвзятости, а то и в некомпетентности; педагог объявляет своего ученика двоечником, лентяем, хулиганом - в общем, трудновоспитуемым.
На ком лежит ответственность за возникновение конфликтов и ухудшение отношений между педагогами и учениками? Есть ли тут правые и виноватые? Что может сделать школьный учитель для разрешения ситуации?
Конфликты надолго нарушают систему взаимоотношений между учителем и учениками, вызывают у учителя глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей работой, такое состояние усугубляется сознанием того, что успех в педагогической работе зависит от поведения учеников, появляется состояние зависимости учителя от "милости” учеников. Уход от неразрешающегося конфликта грозит переходу его внутрь, в то время как стремление его разрешить влечет за собой возможность конструирования новых отношений на другой основе.
Причины конфликтов между учителем и учениками
отсутствие единства в требованиях учителей
чрезмерное количество требований к ученику
непостоянство требований учителя
невыполнение требований самим учителем
ученик считает себя недооцененным
учитель не может примириться с недостатками ученика
личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость).
Слайд. Схема анализа ситуаций
1. Дайте качественную оценку поведения учителя и ученика. Проанализируйте ошибки, допущенные ими.
2. Предложите правильное решение данной ситуации.
3. В какой степени учитываются интересы личности ребёнка в данной ситуации и в вашем варианте её решения?
Ситуационные задачи:
СИТУАЦИЯ 1. Урок биологии ведёт молодая учительница. Через пять минут после начала урока раскрывается дверь, и без разрешения входят трое учащихся. Учитель требует, чтобы они вошли в класс как положено. Учащиеся выходят в коридор, через минуту открывается дверь, и они вползают в класс на четвереньках.
Как нужно отреагировать (как поступить, что сделать, что сказать и др.) в данной ситуации и почему?
СИТУАЦИЯ 2. Начало урока. Учительница заходит в кабинет и видит, что Петров и Иванов, которым она запретила сидеть за одной партой, снова сели вместе. Марья Ивановна просит Петрова пересесть и написать у себя на лбу: Не сидеть с Ивановым!». На следующий день Марья Ивановна заходит в класс и видит, что Иванов и Петров сидят за разными партами, а на лбу у Петрова красным маркером написано: «Не сидеть с Ивановым!». Следуют громкие объяснения учителя, что так делать нельзя, замечание в дневнике и поход к директору. Оценка ситуации и собственное решение
СИТУАЦИЯ 3. Учащийся в разговоре с учителем говорит ему: «Я хотел бы, чтобы вы относились ко мне лучше, чем к другим учащимся. К тому же, Ваш предмет нам совсем не нужен. Он в жизни никому не пригодится».
Как нужно отреагировать (как поступить, что сделать, что сказать и др.) в данной ситуации и почему?
СИТУАЦИЯ 4. Вы приступили к проведению урока, все учащиеся успокоились, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на учащегося, который засмеялся, он, смотря вам прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас, и хочется смеяться, когда вы начинаете вести занятия».
Как нужно отреагировать (как поступить, что сделать, что сказать и др.) в данной ситуации и почему?
СИТУАЦИЯ 5. В самом начале занятия или уже после того, как вы провели несколько занятий, учащийся заявляет вам: «Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чему-то научить».
Как нужно отреагировать (как поступить, что сделать, что сказать и др.) в данной ситуации и почему?
СИТУАЦИЯ 6. 8-й класс. Начало урока. Класс ещё не угомонился, учитель призывает к спокойствию, шум понемногу стихает. Один ученик продолжает обмениваться репликами с товарищами, вертеться. Учитель делает ему замечание: «Сидоров, перемена закончилась!», тот замолкает с ироническим «всё, молчу, молчу», но через минуту снова начинает «буянить». Учитель снова делает замечание. Так повторяется несколько раз.
В ответ на очередное замечание Сидоров говорит: «Тамара Васильевна, подождите вы со своим Паскалем, я тут может, общенациональные проблемы решаю». Учитель вскипает: «Так, или ты немедленно прекратишь ёрничать, или пойдёшь к завучу!» «Сдаюсь, сдаюсь!» - с усмешкой отвечает Сидоров. Учитель объясняет материал, потом обращается к классу: «Что непонятно, какие у вас есть вопросы?» Сидоров поднимает руку.
-Да, Сидоров.
-Тамара Васильевна, а можно я ноги на парту положу?
Класс оживляется.
-Сидоров, прекрати хамить!
-Да вы не нервничайте, нервные клетки, говорят, не восстанавливаются. Я же просто спросил – нет, так нет, сказали бы спокойно.
-Немедленно перестань, ты что, русского языка не понимаешь!!!
-Я хочу получить прямой ответ на прямой вопрос. У нас, между прочим, свободное государство
Оживление в классе возрастает.
«Сидоров!!!- учитель срывается на крик, - немедленно вон из класса!»
Сидоров закидывает ноги на парту и безмятежно улыбается. Учитель подходит, берёт его за локоть: «Быстро выходи!» Тот вырывается: «Руками меня трогать не рекомендую!» Учитель в слезах выходит из класса. Оценка ситуации и собственное решение.
Слайд. Основные рекомендации педагогам по управлению конфликтами с учащимися могут сводиться к следующим психологическим правилам:
Правило 1. Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ученика. Характеризуя поведение ученика, используйте конкретное описание того поступка, который он совершил, вместо оценочных замечаний в его адрес.
Правило 2. Займитесь своими негативными эмоциями. Если вы чувствуете, что не можете справиться с гневом, то выдержите паузу, которая необходима для того, чтобы с ним справиться.
Эффективным средством, позволяющим справиться со своим гневом является юмор. Посмотрите на ситуацию с другой стороны, отметьте для себя ее абсурдность. Посмейтесь над ней.
Правило 3. Не усиливайте напряжение ситуации. К усилению напряжения могут привести следующие действия учителя:
чрезмерное обобщение, навешивание ярлыков: «Ты всегда...»;
резкая критика: «Ты опять меня не слушаешь»;
повторяющиеся упреки: «Если бы не ты, мы бы»;
решительное установление границ разговора: «Вс , хватит. Сейчас же прекрати!»
угрозы: «Если ты сейчас же не замолчишь...».
Правило 4. Обсудите проступок позже. Например, можно обсудить случившееся после урока. Это позволит исключить присутствие «зрителей» в лице других учеников, что, например, в случае демонстративного поведения важно, так как лишает нарушителя дисциплины внимания публики к своему проступку: «Подойди ко мне после урока, мы сможем всё подробно обсудить».
Правило 5. Позвольте ученику «сохранить лицо». Не следует требовать публичного раскаянья от ученика в своем поступке. Даже если он понимает свою неправоту, признаться в этом публично сложно даже взрослому человеку. Задача учителя не доказать «Кто здесь главный!», а найти способ разрешить возникшую ситуацию. Поэтому уместным будет высказывание учителя: «Сейчас садись на место и выполни задание, а случившееся обсудим позже».
Правило 6. Демонстрируйте модели неагрессивного поведения. Спокойное, уравновешенное поведение и доброжелательное отношение учителя к ученикам вне зависимости от ситуации является лучшим средством обучения учащихся тому, как нужно вести себя в конфликтных ситуациях.
Слайд. Конфликт «Учитель родитель ученика»
Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.
Причины конфликта между учителем и родителями
разные представления сторон о средствах воспитания
недовольство родителя методами обучения педагога
личная неприязнь
мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребёнку
Слайд. Схема анализа ситуаций
1. Дайте качественную оценку поведения учителя и родителя. Проанализируйте ошибки, допущенные ими.
2. Предложите правильное решение данной ситуации.
3. В какой степени учитываются интересы личности ребёнка в данной ситуации и в вашем варианте её решения?
Ситуационные задачи:
СИТУАЦИЯ 1. Учительница вызвала в школу маму Саши. Разговор состоялся в учительской во время перемены.
Учитель. Вы совершенно перестали следить за сыном!
Мать. То есть, как перестала следить? Дневник, тетради проверяю, по-моему, он приходит всегда в школу чистым.
Учитель (раздраженно). Так что же выходит: я вам лгу и от нечего делать вызвала вас в школу?!
Мать. А собственно, что натворил сын? Он вообще мне все рассказывает.
Учитель. Он дерзит учителям, срывает уроки. Вот вчера безобразничал на уроке черчения, на литературе стрелял из рогатки ...
Мать. Вы знаете, К. М., дома он мне не дерзит.
Учитель. Ну, знаете, мне лучше знать, как ваш сын ведёт себя в школе. А если вы мне не верите, тогда мы с вами будем разговаривать в другом месте в присутствии администрации.
Мать. А вы меня не пугайте этим. Саша ведет себя плохо на тех уроках, где неинтересно. Все ребята рассказывают, что на уроках черчения они ходят на головах, по литературе у них уже второй месяц нет постоянного учителя. А по географии у Саши у нового учителя одни двойки стоят. Сын говорит, что все их поставили не за знания, а за поведение – разве это справедливо? В прошлом году он у Л. И. по географии отличником был, в районной олимпиаде участвовал. А новый учитель к нему подхода не нашёл, вот Саша и возненавидел географию! Так что наведите сначала у себя порядок.
Учитель. А вы нам не делайте замечаний, лучше сына воспитывайте!
Мать. А вы не грозите мне администрацией, я тоже могу пожаловаться на вас.
Учитель. В таком случае мне с вами больше не о чем разговаривать (отворачивается).
Мать уходит.
Учитель. Ну и мамочка! Докажите ей что-нибудь!
СИТУАЦИЯ 2. После уроков мама Оли заходит в класс.
Мать. Здравствуйте, я пришла поговорить с вами.
Учитель. Здравствуйте. Но вчера у нас было собрание. Почему вы не пришли?
Мать. Да?! Я не знала.
Учитель. Но у Оли в дневнике есть запись.
Мать. Она мне не показала. Забыла, наверное.
Учитель. О чем вы хотите поговорить?
Мать. Я ничего не понимаю. В предыдущей школе Оля была почти отличница Она очень умная девочка. Учительница не хотела нас отпускать, говорит: «Счастливый тот учитель, к кому попадет ваша дочь!» Но как только мы попали к вам, девочка стала хуже учиться, в тетрадях и в дневнике «4» и «3». Вот за что сегодня «3» по математике?
Учитель. Оля решала у доски примеры. Пока они даются ей с трудом. Надо ещё дома потренироваться.
Мать. Да мы дома каждый вечер решаем. Как же вы так учите, что нам ещё дома доучивать приходится?
Учитель. В Олиных домашних работах часто бывают недочёты в оформлении, грязь. Я постоянно напоминаю ей об аккуратности. И вы дома не забывайте об этом.
Мать. Что же, если у моей дочери такой почерк, то вы теперь всегда ей будете занижать оценки? Вы что, даже не понимаете, что этим отбиваете у детей желание учиться?
Учитель. Дело не в почерке. Ваша дочь действительно способная девочка, но она бывает невнимательна. Отвлекается сама и отвлекает других, а недослушав, допускает ошибки.
Мать. Конечно, посадили за последнюю парту. За последней партой даже отличник троечником станет.
Учитель. Но я пока не могу посадить её ближе, Оля высокая девочка.
Мать. Ладно, все ясно, нам просто не повезло с учителем.
СИТУАЦИЯ 3. Девятиклассник учится на «3» и «4», любит школу, уважает и выполняет все требования учителей. С начала нового учебного года в классе меняется учитель биологии. У ученика с первых же уроков не складываются с ним отношения, так как новый преподаватель не смог включить его в работу, а на одном из уроков, в присутствии всего класса, дал иронично отрицательную оценку ответа. Сильно переживая о случившемся, подросток вначале перестаёт готовиться, а затем совсем ходить на уроки биологии, мотивируя тем, что там есть любимые ученики, знающие всё, а он всё равно ответит неправильно. В конце четверти, решает подросток, он выполнит контрольную работу и получит свою «тройку». О сложившейся ситуации знают учитель биологии и мама ученика.
Каковы должны быть, по вашему мнению, грамотные действия педагогов?
Отсутствие конфликтов в школе явление практически невозможное. И решать их всё равно придётся.
Слайд. Шаги решения конфликтов
Выявить причины (скрытые и явные)
Понять доводы оппонента
Сохранить позитивное отношение к оппоненту
Отделить отношения и эмоции от проблемы
Искать разумное решение проблемы
Слайд. Единый алгоритм решения любого школьного конфликта.
Первое, это спокойствие. При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи.
Второе, анализ ситуации без превратности. Обычно, всё происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента. Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.
Третье, открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
Четвертое, выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.
Пятое, выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.
Слайд. У каждого педагога есть две жизненные заботы: достичь личных целей и сохранить хорошие взаимоотношения с другими людьми, в том числе с учениками и их родителями. Соотношение этих двух главных забот и составляет основу типологии поведенческих стратегий.
Тест «Как вы действуете в условиях конфликта?».
Сейчас каждый из вас получит таблицу с пятибалльной шкалой. Я буду зачитывать утверждение, а вы определите, в какой степени каждое из них типично для вашего поведения в условиях конфликта: 5 –весьма типично, 4 – часто, 3 – иногда, 2 – редко, 1 – совсем не типично. Внесите номер утверждения в соответствующий столбец таблицы.
Бланк ответов «Как вы действуете в условиях конфликта?»
№ утверждения
1– совсем не типично
2 – редко
3 – иногда
4 – часто
5 – весьма типично
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
итого
Утверждения:
1. Худой мир лучше доброй ссоры.
2. Если не можете другого заставить думать так, как хотите, заставьте его делать, как вы думаете.
3. Рука руку моет.
4. Ум хорошо, а два лучше.
5. Из двух спорщиков умнее тот, кто первым замолчит.
6. Кто сильнее, тот и правее.
7. Не подмажешь – не поедешь.
8. Правда то, что мудрый знает, а не то, о чём все болтают.
9. Кто ударит и убежит, тот сможет драться и на следующий день.
10. Слово «победа» чётко написано только на спинах врагов.
11. Убивай врагов своих добротой.
12. Честная сделка не вызывает ссоры.
13. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.
14. Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой.
15. Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.
16. Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.
17. Ты – мне, я – тебе.
18. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет влечь пользу из истин, которыми обладают другие.
19. Кто спорит – ни гроша не стоит.
20. Кто не отступает, тот обращается в бегство.
21. Кто дарит – друзей наживает.
22. Выноси заботы на свет и держи с другими совет.
23. Лучший способ решать конфликты – избегать их.
24. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
25. Кроткость торжествует над гневом.
26. Лучше синица в руках, чем журавль в облаках.
27. Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.
28. На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.
29. В этом мире есть только две породы людей: победители и побеждённые.
30. Если в тебя швырнули камень, бросай в ответ кусок ваты.
31. Взаимные уступки прекрасно решают дела.
32. Копай и копай без устали – докопаешься до истины.
А сейчас посчитайте общую сумму баллов. Самое большое количество баллов и определяет ваш тип поведенческой стратегии. Если в каких-либо колонках одинаковое количество баллов, то используются две стратегии.
Слайд. Тип 1-ый: «ЧЕРЕПАХА» - стратегия ухода под панцирь, то есть отказ от достижения личных целей и от участия во взаимоотношениях с окружающими.
Слайд. Тип 2-ой: «АКУЛА» - силовая стратегия: цели очень важны, взаимоотношения – нет. Им не важно, любят ли их, они считают, что конфликты решаются выигрышем одной из сторон и проигрышем второй.
Слайд. Тип 3-ий: «МЕДВЕЖОНОК» - стратегия сдерживания острых углов. Взаимоотношения – важны, цели – нет. Хотят, чтобы их принимали и любили, ради чего жертвуют целями.
Слайд. Тип 4-ый: «ЛИСА» - стратегия компромисса. Умеренно – и цели, и взаимоотношения. Готовы отказаться от некоторых целей, чтобы сохранить взаимоотношения.
Слайд. Тип 5-ый: «СОВА» - стратегия открытой и честной конфронтации. Ценят и цели, и взаимоотношения. Открыто определяют позиции и ищут выхода в совместной работе по достижению целей, стремятся найти решения, удовлетворяющие всех участников
Подводя итог данному этапу работы, предлагаем рассмотреть и ввести в действие правила поведения учителя в конфликтных ситуациях.
Слайд. Правила поведения учителя в конфликтной ситуации
Не расширять предмет ссоры, причину недовольства. Часто высказываемые учителем претензии к учащимся расплывчаты, не конкретны. Учитель, например, говорит ученику: «Что-то ты плохо стал относиться к учебе». При такой формулировке претензии ученику остаётся только гадать, в чём проявляется это его плохое отношение. Важно соблюдать правило «сокращения числа претензий за один раз». Одновременное высказывание многих претензий создаст у учащегося впечатление виновности во всем, что происходит вокруг, и он начнет оправдываться даже в том, в чем его не обвиняют.
Справедливо, непредвзято относиться к инициатору конфликта. Раз человек выступает с несогласием, с обидами, претензиями значит, он ждёт, что другая сторона прислушается к нему и изменит своё поведение. Поэтому учителю следует выработать у себя установку, что учащийся всегда имеет какие-то основания для жалобы, недовольства и высказывает их не ради удовольствия (что, правда, бывает у склочника), а потому, что его что-то тяготит, заставляет переживать, мучиться. Проявлять эмоциональную выдержку. Нередко к конфликту приводит эмоциональный тон разговора учителя с учащимися. Категоричность, безапелляционность высказываний, повышенный тон, наступательность без выбора выражений приводят учащихся в напряженное эмоциональное состояние. Естественно, что такая бестактность, а порой и грубость, вызовет ответную реакцию учащихся: как говорится, «посеешь ветер пожнешь бурю». Правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. При диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи: спокойный тон и отсутствие негативных эмоций нужно уметь слушать и слышать ребенка. Учитель должен сдерживать свои эмоции и не переводить деловой конфликт на личностный уровень, не затрагивать чувство собственного достоинства учащихся.
Формулировать позитивное решение конфликтной ситуации. В случае предъявления учащимся претензий и возникновения на этой почве конфликтной ситуации учитель должен предложить способ её разрешения, устранения причины, вызвавшей разногласия или недовольство одной из сторон. Это может быть оказание помощи, частичная уступка, смягчение требований. Некоторые учителя пытаются разрешить конфликты с учащимися с помощью администрации школы, классного руководителя, родителей (вызывают их на урок, чтобы они видели, как ведёт себя их ребёнок). Это, однако, мало что даёт, приводит к потере престижа учителя в глазах учащегося.
Слайд. Правила поведения учителя в конфликтных ситуациях
Не стремитесь доминировать во что бы то ни стало.
Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципа.
Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда.
Критикуйте, но не критиканствуйте.
Чаще улыбайтесь.
Будьте справедливы и терпимы к детям.
Не переоценивайте свои способности и возможности и не умаляйте способности и возможности других.
Педагог-психолог_______________________Калиниченко Е.Д.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915
ђЗаголовок 2—ђЗаголовок 315