Технологическая карта урока по теме Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Особенности жизнедеятельности.
Предмет: биология 7 класс
УМК: Авторы программы: И.Н. Пономаренко, В.С. Кучменко.
Авторы учебника: В.М. Константинов, В.С. Кучменко, И.Н. Пономарева, Биология, 7 класс.
Тема: Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Особенности жизнедеятельности.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний.
Предметно-дидактическая цель: Расширить базу биологических понятий за счёт включения в неё новых элементов о живом организме.
Деятельностная цель: Формировать познавательные универсальные учебные действия, умения реализации новых способов действий при изучении живых организмов.
Планируемые результаты:
Личностные:
Осознавать единство и целостность мира, выстраивать собственное целостное мировоззрение, личностное самоопределение и смыслообразование.
Метапредметные:
1. Познавательные:
уметь ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение); строить высказывания; анализировать информацию, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
2. Коммуникативные:
слушать и понимать речь другого человека; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре; ставить вопросы, выражать свои мысли.
3. Регулятивные:
уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока),
осуществлять самоконтроль и коррекцию.
Предметные:
раскрыть особенности образа жизни и жизнедеятельности пресмыкающихся, связанные с наземным образом жизни; познакомить с многообразием, установить место и роль рептилий в природе.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, эвристический.
Форма урока: групповая.
Оборудование: компьютер, проектор, влажные препараты «Гадюка», «Уж», фотографии змей, таблицы «Тип хордовые. Класс Пресмыкающиеся», «Размножение пресмыкающихся», цветные карандаши, листы бумаги разных форматов.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формирование УУД
Организационный момент. (1-2 мин.)
Проверяет готовность обучающихся к уроку, подготовленность рабочего мест, организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм, создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся.
Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.
Коммуникативные УУД: учатся культуре общения.
Актуализация знаний
Организует проверку домашнего задания.
На прошлом уроке мы с вами познакомились с классом Земноводные или Амфибии. Давайте вспомним отличительные особенности этого класса, ответив на следующие вопросы:
- Почему лягушек называют амфибиями, что означает это слово? (Амфибия в переводе с греческого означает «двоякоживущие»: на земле и в воде)
- В чем заключается польза жаб? (Жабы выходят на охоту ночью, когда птицы спят, и поедают вредителей растений).
- Лягушка хватает только движущуюся добычу. Почему? (Глаза лягушки не могут непрерывно двигаться, как наши глаза, поэтому неподвижные предметы для нее невидимы).
- Почему кожа лягушки покрыта не водой, а слизью? (Вода, содержащаяся в слизи, испаряется медленнее, чем чистая вода)
Теперь вам нужно выбрать правильные суждения из предложенных.
1. Амфибии обитают исключительно на суше.
2. Дышат амфибии легкими и кожей.
3. У земноводных один круг кровообращения.
4. Кожа голая, богата железами.
5. Земноводные имеют плавательный пузырь.
6. Предками земноводных были двоякодышащие рыбы.
7. Передний мозг амфибий больших размеров по сравнению с рыбами.
8. Непрямое развитие земноводных происходит с метаморфозом.
9. У земноводных имеется клоака.
Правильные суждения: 2, 4, 7, 8, 9.
Воспроизводят имеющиеся знания о земноводных.
Синтезируют имеющиеся знания и применяют на практике.
Познавательные УУД. Уметь приводить доказательства фактов.
Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме
Актуализация знаний Постановка цели и задач.
Организует осознание обучающимися внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. Создает для учеников проблемную ситуацию.
Вслед за влажным каменноугольным периодом, где господствовали земноводные, наступает время засушливого пермского периода. Кто же смог выжить в таких условиях?
Речь пойдет об удивительных животных. О них сложено много легенд и сказаний.
Ученикам предлагается составить из букв названия животных
МЯЗЕ (змея)
НКЕДЯМА (медянка)
ЗЮРАГ (гюрза)
КАНОДАНА (анаконда)
ПСИДА (аспид)
РОБКА (кобра)
ЖУ (уж)
Легенда o Змее:
Образ змеи очень часто встречается в различных мифологических сюжетах. Жезл, обвитый змеей, был атрибутом греческого бога-целителя Асклепия (у римлян Эскулапа, который сам мог превращаться в змею и сделал это, когда необходимо было предотвратить эпидемию чумы в Риме). А вот как змея стала символом медицины. Однажды, когда Асклепий сидел у постели больного, к нему подползла большая змея. Асклепий убил ее своим жезлом. Но вскоре вползла другая змея с пучком травы и натерла этой травой погибшую. Та ожила и обвила жезл целителя. Так Асклепий открыл траву бессмертия, а змея стала его священным животным и символом врачевания.
Кто же эти таинственные животные? (Пресмыкающиеся).
Предлагает обобщить имеющиеся знания обучающихся по теме «Пресмыкающиеся», составить сиквейн.
Я ставлю вам проблему, которую должны будете решить в течение: Какие особенности образа жизни и строения позволили пресмыкающимся стать настоящими сухопутными животными?
-Организует и проводит физкультминутку.
Разгадывают анаграммы.
Формулируют тему урока.
Учащиеся выполняют индивидуальное задание: синквейн «Пресмыкающиеся»
Формулируют цели урока.
Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли, - учатся культуре общения. Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать.
Первичное усвоение новых знаний
Организует работу в группах. Формулирует задания для каждой группы.
1. Классификация пресмыкающихся;
2. Особенности строения, связанные с наземным образом жизни;
3. Размножение и развитие.
-следит за тем, чтобы не происходило подавление, игнорирование мнения, позиции отдельных учеников, поддерживает атмосферу сотрудничества, взаимопомощи.
Группа рассматривает гипотезы, создает проекты, выдвигает идеи по решению предложенной задачи.
Примерный текст выступления каждой группы:
1 группа (по результатам работы с таблицей «Классификация пресмыкающихся»): Класс Пресмыкающиеся объединяется с другими классами Подтипа Черепные, или Позвоночные, в Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся включает четыре отряда: Ящерицы, Змеи, Черепахи, Крокодилы.
2 группа (по результатам работы с влажным препаратом): Тело пресмыкающихся покрыто роговыми чешуями, имеют конечности (кроме змей), передвигаются, опираясь на грунт, дышат легкими, имеются глаза, прикрытые подвижными веками, у змей немигающий взгляд. Имеются ушные отверстия. Хвост длинный. На конечностях имеются когти.
3 группа (по результатам работы с таблицей «Размножение и развитие пресмыкающихся»): Пресмыкающиеся раздельнополые животные, оплодотворение внутреннее. Размножаются, откладывая яйца или рождая живых детенышей. Рептилии откладывают яйца на землю или в кучи песка, мусора.
Представление работ учащихся проводится в форме составления кластера.
Познавательные УУД:
- учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение).
- учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием,
- учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД:
- учатся слушать и понимать речь другого человека.
- учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.
- учатся выражать свои мысли.
Первичная проверка понимания
-задает вопросы, уточняя неупомянутые факты. Вопросы также могут быть заданы участниками других групп.
Примерные вопросы:
- кем были предки пресмыкающихся? Сохранились ли до наших дней их представители в современной фауне? (Предками пресмыкающихся были древние амфибии – стегоцефалы. В современной фауне существует гаттерия, которую называют живым ископаемым. Ее относят к отдельному классу Первоящеры, или клювоголовые);
- каких ящериц часто принимают за змей? (иногда за змей принимают безногих ящериц – желтопузика и веретеницу);
- какие ядовитые змеи вам известны? (кобра, гадюка, эфа, щитомордник, степная гадюка. Здесь же следует указать количество видов в отрядах Пресмыкающихся);
- каким образом змеи, не имея конечностей, могут передвигаться по земле? (змеи двигаются с помощью мощных мышц, прикрепленных к позвоночнику и ребрам, цепляясь ими за неровности почвы);
- какие животные спят с открытыми глазами? (глаза змей прикрыты сросшимися веками);
- О каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи вон? (рост тела пресмыкающегося возможен только в результате линьки. У ящериц старый роговой покров отслаивается, лопается и сходит лоскутами, у змей он отделяется, сползая как чулок, со всего тела и называется выползком);
- зачем змея постоянно высовывает язык? (Так змея получает необходимую информацию о том, что происходит вокруг нее. Если кругом все спокойно, змея сыта и отдыхает, то и языка ее не видно. Но, как только животное что-то заметит, ощутит малейшие колебания почвы, она немедленно включает
Отвечают на вопросы.
Слушают ответы одноклассников.
Если участники группы не знают ответа на вопросы, используют информацию из учебника на с. 190-204. Учащиеся осознают возникшие познавательные противоречия, пытаясь ответить на вопросы. Работают с источниками дополнительной информации.
Познавательные УУД
- учатся ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию.
- учатся строить высказывания;
- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека.
- учатся ставить вопросы, выражать свои мысли.
Регулятивные УУД:
- учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
- учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию.
Первичное закрепление
Предлагает выполнить обучающимся задание и взаимопроверку.
Тест.
Зимой все пресмыкающиеся нашей фауны:
а) впадают в оцепенение
б) ведут активный образ жизни
в) погибают
Самое крупное пресмыкающееся:
а) нильский крокодил
б) комодский варан
в) суповая черепаха
В отряд чешуйчатых входят:
а) только ящерицы
б) только змеи
в) ящерицы и змеи
Веретеница и желтопузик – это:
а) безногие ящерицы
б) неядовитые змеи
в) ядовитые змеи
Ужи – это:
а) безногие ящерицы
б) особая группа пресмыкающихся
в) змеи
Змеи питаются крупной добычей. При этом:
а) все они заглатывают ее целиком
б) заглатывают добычу целиком только ядовитые змеи и удавы
в) добычу целиком заглатывают только мелкие змеи, питающиеся беспозвоночными животными
Язык змей – это:
а) орган осязания и вкуса
б) орган осязания, вкуса и обоняния
в) только орган осязания
Чего нет у ящериц?
а) чешуи
б) перепонок между пальцами
в) хвоста
Какие органы змеи способны воспринимать тепло?
а) мыщелок
б) терморегуляторы
в) чешуя
Куда откладывают яйца пресмыкающиеся?
а) в воду
б) на землю
в) в дупла
Закрепляют и применяют полученные знания.
Самостоятельно выполняют задание в тетради.
Осуществляют взаимопроверку и взаимооценку.
Познавательные УУД:
- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД:
- учатся слушать и понимать речь другого человека.
- учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.
- формирование умения выражать свои мысли. Регулятивные УУД:
- учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию.
Информация д/з и инструктаж по его выполнению
Комментирует домашнее задание:
1.Параграф учебника 40, 42.
2. Дополнить запись в тетради общей характеристикой класса пресмыкающихся.
3. Приготовить пособие для учащихся начальных классов «В помощь юному энтомологу» с разделами «Были ли у змей ноги?», «Почему змеи не могут закрывать глаза?» и т.д.
Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания.
Регулятивные УУД:
- ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.
- мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий.
Рефлексия.(2-3 мин).
Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели. Организует подводящий диалог
-какую цель мы поставили в начале урока?
-достигли ли мы цели?
Предлагает обучающимся оценить свою деятельность на уроке и продолжить фразу.
Мне было интересно.
Мы сегодня разобрались.
Я сегодня понял, что.
Мне было трудно.
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.
Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения. Формулируют и записывают то, что узнали на уроке.
Познавательные УУД:
- учатся ориентироваться в, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию.
- учатся строить высказывания;
- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию.
Литература.
Заголовок 115