Разрабока урока по биологии на тему Класс Пресмыкающиеся. Отряд Чешуйчатые. Подотряд Змеи (7 класс).
Поурочный план Дата
Класс ____ 7
Урок 48 биологии
Учитель
Тема урока: Класс Пресмыкающиеся. Отряд Чешуйчатые. Подотряд Змеи (слайд 1).
Цель: углубить и расширить знания учащихся о классе Пресмыкающиеся на примере представителей отряда Чешуйчатые подотряда Змеи.
Задачи:
Образовательные: расширить знания школьников о змеях, ужах, гадюках, рассмотреть сходство и отличие змей и ящериц, ядовитый аппарат змеи, действие змеиного яда, выработать навыки первой помощи при укусе ядовитой змеи, их значение в природе и в жизни человека
Развивающие: развивать познавательный интерес через активизацию деятельности учащихся; умения выделить главное, сравнивать, анализировать;
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: презентация, видеофильмы «Класс Пресмыкающиеся. Змеи», «Змея против лягушки».
Ход урока
Этап урока Содержание учебного материала МО ФОПД Подготовка к ВОУД, ЕНТ Задания на развитие функциональной грамотности Индивидуально-коррекционная работа
I. Орг. момент
Здравствуйте, ребята. Посмотрите на меня. Посмотрите вверх. Посмотрите вниз. Посмотрите влево. Посмотрите вправо. Сделайте круговые движения глазами. Поморгайте. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Мысленно скажите: всё будет хорошо, я твёрдо знаю. Улыбнитесь. Садитесь. Вот с таким хорошим настроением мы и начнём урок. Р Коллект II.
Мотивация Описывая храм, посвященный этому священному животному, один из путешественников древности отмечал: «Пища у этих животных всегда в изобилии, её приносят верующие в таком количестве, что жрецы храма имеют возможность жить не хуже самих богов». Каким животным оказывалось такое почтение? (змеям) (слайд 2). Р Работа в группах + + III.
Изучение н/м: А). Оцени свою работу на уроке по следующим критериям (слайд 3).
Оценка «2» - Я не участвовал в работе группы, идеи не выдвигал, был пассивен.
«Сегодня просто не мой день».
Оценка «3 » - Я ответил на 1 - 2 вопроса или участвовал в обсуждении новой темы, но не в полную силу или задавал вопросы от группы.
«Я хотел сделать что - то для моей группы, но у меня пока не всё получается».
Оценка «4» - Я отвечал на большинство вопросов и участвовал в групповой работе практически на всех этапах работы.
«Я много сделал для нашей группы, но мог бы больше».
Оценка «5» - Я отвечал на все вопросы, выступал в группе, предлагал идеи, задавал вопросы, я участвовал во всех видах работы, предложенных нашей группе.
«Всё что мог, я сделал для нашей группы»
Б). Лучше с ними не встречаться (слайд 4).
Попробуйте прочитать названия известных пресмыкающихся:
Канада + он (анаконда)
Тон + пи (питон)
. Змей + слепок + а (слепозмейка)
Дуб + Зоя (ядозуб)
Бра + ко (кобра).
О змеях слышали все, и многие видели их. Н вопрос, как он относится ним, почти все скажут, что змея неприятное животное. В старину пресмыкающихся, а именно змей, называли «гадами». Но оказывается никакого врождённого страха перед змеями у человека нет. Страх внушается воспитанием. По своей инициативе, змеи на человека никогда не нападают.
Б). Многообразие современных пресмыкающихся. Характеристика отряда Чешуйчатые.
Подотряд Змеи (видеофильм) 4 мин 58с. (слайды 5-6).
Работа в группах по заданиям (слайд 5).
После просмотра видеофильма о змеях и используя приложения, каждая группа получает свое задание:
1 группа:
Особенности движения змей. Каково значение роговых щитков у змей? (Приложение 1).
2 группа:
Змеи плохо видят. Слуха у них нет. Каким образом они обнаруживают ночью добычу, например, мышей? (Приложение 2).
3 группа:
Ядовитые змеи убивают свою добычу ядом. Что такое ядовитые железы? (видоизменённые слюнные – находятся в височной части головы). Ядовитый аппарат змей. (Приложение 3).
4 группа: Змеи – хищники, заглатывают добычу целиком, от червей и моллюсков до теплокровных животных. Питание змей (просмотр видеофильма «Змея против лягушки»). (Приложение 4).
группа:
Змея по- латыни называется серпентес. А как называются учреждения, где змей содержат специально для того, чтобы получить от них яд? (серпентарии). (Приложение 5).
(Отчеты групп).
В). Окраска змей (слайд 7).
Окраска змей бывает покровительственная, маскирующая (кобра, песчаная эфа, гюрза), предупреждающая (аспиды), мимикрия (молочная змея имитирует окраску кораллового аспида).
Г). Кожный покров змей (слайд 8).
Змеи, как и все пресмыкающиеся, покрыты чешуей. Форма и размер чешуи, особенно на голове, — один из признаков идентификации.
Д). Особенности змей (слайды 9 - 11).
тело удлинённое без конечностей;
глаза лишены век;
глаза покрыты прозрачной кожистой плёнкой, образованной сросшимися веками;
наружные уши отсутствуют, но змеи чувствуют вибрацию от земли;
у змей отсутствует мочевой пузырь;
змеи отличаются огромным количеством позвонков (от 200 до 450);
длина тела от 10 см до 13,5 м;
грудной клетки нет, при заглатывании пищи ребра раздвигаются;
как правило, развито только правое лёгкое, левое либо отсутствует, либо рудиментарно;
Е). Особенности движения змей. Каково значение роговых щитков у змей? (слайд 12).
Змеи ног не имеют и передвигаются, изгибая длинное гибкое тело (путем боковых изгибов позвоночника и боковых рёбер), а также с помощью брюшных роговых щитков.
Ж). Змеи плохо видят. Слуха у них нет. Каким образом они обнаруживают ночью добычу, например, мышей? (Приложение 2).
З). Ядовитый аппарат змей (слайд 13).
Ядовитые змеи добычу убивают ядом. У ядовитых змей имеются парные ядовитые железы, протоки которых соединены с ядовитыми зубами.
Ядовитые железы – видоизмененные слюнные железы, находящиеся в височной части головы.
И). Питание змей (просмотр видеофильма «Змея против лягушки») (слайд 14).
Змеи – хищники, заглатывают добычу целиком, от червей и моллюсков до теплокровных животных.
К). Многообразие змей (слайды 14- 17).
Сообщения учащихся о ядовитых и неядовитых змеях (опережающее задние).
Л). Вспомните сказки, в которых упоминались бы змеи? (слайд 18).
Змеи были на голове Медузы-Горгоны. В некоторых сказках змеи охраняют сокровища.
Сказки змея Горыныча. Герой известного мультфильма удав и его бабушка.
М). Змея - символ добра и зла одновременно (слайд 19).
В древнегреческих мифах рассказывается, что бог врачевания Асклепий однажды убил змею. Вдруг к ней подползла другая змея и целебными травами оживила погибшую подругу. Асклепий собрал эти травы и лечил ими людей от всех болезней. С тех пор его посох, обвитый змеей, стал эмблемой. Эмблемой чего? (медицины, врачевания).
Змея – символ добра и зла одновременно. С одной стороны это символ мудрости и знаний. Знак чаши со змеёй это символ медицины.
М). Серпентарий - разведение ядовитых змей (слайд 20).
Серпентарий (от лат. serpens, родит. падеж serpentis — змея) — помещение или пространство (например, вольер) для содержания змей с целью получения от них яда, шкурок, яиц; разновидность террариума. Серпентарий — это, другими словами, змеиная ферма.
Н). Первая помощь при укусе ядовитой змеи (слайд 21).
Ядовитые змеи редко нападают сами на людей. Чаще всего они кусают, если их начинают дразнить или наступают на них. Яд этих змей не действует через неповрежденную кожу.
Змеиный токсин даже в не больших концентрации может вызывать тяжелые местные и общие реакции, поэтому необходимо знать, как оказывать первую помощь при укусах змей – до момента доставки пострадавшего в больницу.
Что делать, если укусила змея.
как можно быстрее прекратить контакт со змеей;
после укуса пострадавшего необходимо обездвижить (уложить, слегка приподняв ноги таким образом, чтобы они находились выше головы);
наложить тугую повязку на пострадавшую часть тела выше места укуса;
из ранки необходимо интенсивно отсасывать яд в течение 10-15 минут;
одной из важных мер первой помощи при укусе змеи является поступление в организм жидкости (воды или любого другого напитка, за исключением алкогольных, что позволит снизить концентрацию яда;
если состояние пострадавшего стремительно ухудшается, он теряет сознание, прекращается дыхание и сердечная деятельность, следует приступать к проведению реанимационных мероприятий (непрямой массаж сердца, искусственное дыхание рот-в-рот, рот-в-нос);
как можно скорее доставить пострадавшего в больницу, где ему смогут ввести антитоксическую сыворотку.
Следует помнить, что антитоксическая сыворотка, которая разрушает змеиный яд, попавший в кровь, наиболее эффективна в первые 30-60 минут после укуса, поэтому важно, чтобы пострадавший попал в медицинское учреждение как можно раньше, желательно в течение часа после укуса.
При укусах ядовитых змей запрещается:
давать пострадавшему алкогольные (в том числе и слабоалкогольные) напитки;
накладывать жгут вместо давящей повязки, так как это приведет к некрозу тканей, в результате чего в кровоток, помимо яда змеи, попадут еще и токсичные продукты распада тканей;
прижигать чем-либо (в том числе и растворами прижигающего действия) место укуса;
воздействовать на пораженную область термически – запрещается накладывание как согревающих компрессов и повязок, так и охлаждающих. Максимум допустимого – охлаждение непосредственно самой зоны укуса, с целью замедления местного кровообращения.
П). Интересные факты о змеях (слайды 22- 23):
1. Гадюки бросаются на добычу, кусают, впрыскивают яд и возвращаются в исходное положение за 70 миллисекунд.
2. Многие гремучие змеи крайне спокойны и не нападают на человека вблизи без веских причин.
3. Змеи имеют неограниченный запас клыков, ибо часто их ломают.
4. В США 8000 человек в год страдают от укусов ядовитых змей.
5. Ошейниковая кобра может подниматься до уровня человеческого живота.
6. При угрозе пятиметровая королевская кобра приподнимает треть тела и смотрит взрослому человеку в глаза.
7. Чёрная мамба - самая быстрая змея. Она может развивать скорость свыше 20 км/ч.
8. Самая ядовитая наземная змея - австралийский континентальный тайпан, который может кусать человека до 8 раз и не пускаться в бегство.
9. Африканский скальной питон может находиться под водой, оставив на поверхности лишь ноздри, и ожидать добычу.
10. При нападении змеи могут раскрывают рот на 1800.
11. Добычей анаконд становятся даже черепахи.
12. Анаконда сдавливает жертву с силой более 360кг на грудную клетку.
13. Живущие в пещерах питоны часто охотятся на летучих мышей.
14. В пасти сетчатого питона около 80 острых, как бритва зубов. Р
РЧП
Р
ИППП
НО
МК
Р
Р
Р
ИП
Р
ИП
ЧП
ПП
НО
МК
Р
ИП
Р
ИП
Р
ИП
Индивид
Работа в парах
Работа в группах
Коллект
Коллект
Коллект
Отчеты групп
Индивид
Коллект
Коллект +
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+ IV. Закрепление Работая в группах, заполните сравнительную таблицу «Сходство и отличие ящериц и змей»
(слайды ):
№ Признаки Ящерицы Змеи
1 Конечности (пар) 2 Покров 3 Грудная клетка 4 Сердце (камеры) 5 Легкие (число) 6 Ядовитые железы 7 Орудие добычи 8 Размножение 9 Среда обитания 10 Представители Р
ЧП Работа в группах + + V. Подведение итогов Мы выявили общие черты сходства и отличия в строении ящериц и змей; познакомились с особенностями змей.
Оценивание работы каждого учащегося на уроке по предложенным критериям. Р Индивид VI. Д/З: § 49 стр. 204
Ответьте письменно на вопрос:
Какую роль играют змеи в природе и жизни человека? Р Индивид VII.
Рефлексия Игра «5 пальцев»
Информация была интересна.
Я знаю особенности строения кольчатых червей.
Мне понравилось, как я работал на уроке.
Я удовлетворен работой своей группы.
Я готов к выполнению домашней работы
Если вы загнули все 5 пальцев – материал усвоен успешно
Если 4 пальца – вы хорошо поработали на уроке
Если 3 и меньше – возможно вам надо лучше разобраться в вопросах темы Р Индивид Список литературы и Интернет – источников:
К.Кайым. Биология. Учебник для 7 класса общеобразовательной школы. Алматы, «Атамура», 2012
Т.Богданова. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающие в вузы. Москва, 2004.
А.Никишов. Биология. Животные. Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений, Москва, 2000.
Б.Быховский, Зоология. Учебник для 6- 7 классов средней школы. Москва, 1975.
О.Пепеляева. Поурочные разработки по биологии. 7- 8 классы. Москва, 2004.
А.Теремов. Занимательная зоология. Москва «АСТ_ПРЕСС», 1999
Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии. – М.: Просвещение, 1973, с. 19–26, 156.
ru.wikipedia.org›Серпентарийnsportal.ru›Школа›Биология›…-otryad-cheshuychatye http://www.neboleem.net/pervaja-pomoshh-pri-ukuse-zmei.phpyandex.kz/images>рисунки о змеях