Рабочая программа по внеурочной деятельности ФГОС Природа родного края (1-4 классы)
МБОУ «Смирненская основная общеобразовательная школа»
Рабочая программа
ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ
Программа разработана на основе
требований Федерального образовательного стандарта и концепции
УМК «Перспективная начальная школа»
Программу разработала
Махно Елена Анатольевна
учитель биологии и географии
высшая квалификационная категория
Смирненькое, 2015 г.
Пояснительная записка
Основные направления – научно-познавательное направление, духовно-нравственное и социальное.
Цель проектной деятельности по курсу окружающий мир – овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе родного края, освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями, формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды.
Проектная деятельность при изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе имеет отличительные особенности:
во-первых, она имеет краеведческую направленность;
во-вторых, краеведческая направленность (изучение природы и культуры своего края) имеет долгосрочный характер и может быть рассчитана на все четыре года;
в-третьих, проектная деятельность может носить как групповой (экскурсии, кружки, факультативы, заседание научных клубов младших школьников, олимпиады, выставки), так и индивидуальный характер (выполнение домашних заданий – оформление результатов наблюдений и проведенных экспериментов, подготовка презентаций, работа в интернете, наблюдения за погодными явлениями в каникулярные дни и заполнение дневников наблюдений, экскурсии с родителями и т.д.).
Курс внеурочной деятельности способствует формированию экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботиться об окружающей среде, проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых.
Тематическое планирование и содержание первого года занятий проектной деятельностью по курсу «Окружающий мир»
Проектная деятельность по созданию пособий, цель которых изучение природы родного края.
Конечный результат первого года занятий учащихся – «Определитель растений родного края».
«Определитель растений родного края» – коллективный продукт, результат совместной работы детей (персональные изделия), учителя, библиотекаря школы (картотека книг о растениях) и родителей (фотографии растений и засушенные образцы листьев, веточек, плодов растений, картотека по теме проекта).
Формы проведения внеурочных занятий: экскурсии, выставки, презентации, кружковые занятия, индивидуальные занятия (в условиях выполнения домашнего задания).
Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика); групповая (результат работы двух - четырех учеников); коллективная деятельность (результат работы коллектива – «Определитель растений»).
Продолжительность: в течение учебного года аудиторное занятие 1 раз в неделю (33 ч.)
Необходимые учебные пособия: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов
Учебник, 1 класс, «Окружающий мир»; Тетрадь для самостоятельных работ, 1 класс «Окружающий мир»; хрестоматия, 1 класс «Окружающий мир».
Тематический план 1-го года занятий
№
п/п
Тема аудиторного и внеаудиторного занятия
Форма организации внеурочной деятельности /форма занятия
Учебное пособие/ стр.
У (учебник)
Т (тетрадь)
Х (хрестоматия) и др. источники информации
Кол-во часов
1
Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения)
Групповая и индивидуальная деятельность /аудиторное занятие в учебном кабинете
У – 18-23, 26-27 (иллюстрации растений и их листьев); Т – 20; природные объекты
3
2
2
Кустарники и травянистые растения региона (дикорастущие растения)
Групповая и индивидуальная деятельность/аудиторное занятие в учебном кабинете
У – 60 (иллюстр.)
Т - 9
Х – 8, 47, 48,68; природные объекты
3
2
3
Техника безопасности: правила поведения в лесу, в парковой зоне; правила передвижения, правила гигиены. Правила поведения в природе (этические нормы, отношение к природе).
Коллективная и индивидуальная деятельность/ аудиторное занятие в учебном кабинете (индивидуальная разработка дизайна «Экологический знак» и его защита)
У – 63 (иллюст.)
Х –74,75
2
4
Дикорастущие растения региона
Коллективная и индивидуальная деятельность / экскурсия в осенний лес, парк, ботанический сад, пришкольный участок
Природные объекты
4
2
5
Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения)
Индивидуальная и коллективная деятельность / домашнее задание – работа с источниками информации; экскурсия на садовый участок; аудиторное занятие: презентации (отчеты по результатам работы с источниками информации и наблюдений во время экскурсии) и оценка презентаций
Природные объекты, интернет, справочники
общение с родителями
4
2
6
Деревья, кустарники, травянистые растения края, занесенные в Красную книгу России
Индивидуальная и коллективная деятельность / домашнее задание – работа с источниками информации; экскурсия в заповедник; аудиторное занятие: презентации (отчеты по результатам работы с источниками информации и наблюдений) и оценка презентаций
Природные объекты,
интернет, справочники,
Красная книга России;
общение с родителями
4
2
7
Подготовка к вступлению в научный клуб младшего школьника «Мы и окружающий мир»
Коллективная и индивидуальная деятельность/аудиторное занятие выполнение вступительных заданий
У – 74-77
3
Примечание 1.
Подготовка к внеурочным занятиям.
Заранее определяется место экскурсии (парк, лес, ботанический сад, пришкольный участок и т.д.), а также отбирается тот участок, где можно показать учащимся отобранные для ознакомления растения.
Для аудиторных занятий подготавливаются – осенние листья (разной величины) тех деревьев и кустарников, с которыми учащиеся будут ознакомлены на экскурсии, иллюстрации этих деревьев и кустарников (фотографии, рисунки, определители и др.), выкройки (шаблоны) листьев этих деревьев и кустарников.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Тема 1. «Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения)»
Аудиторные занятия (2 ч): Классификация листьев деревьев (дуба, клена, березы, липы, тополя, ясеня, каштана или ели, сосны, кедра, лиственницы и др., но не более трех – четырех деревьев) по основанию «форма листа». Сопоставление листьев с их иллюстрациями (фотографиями, рисунками). Узнавание деревьев на иллюстрациях (рисунках, фотографиях). Определение названия деревьев по их листьям.
Зарисовка листьев (по контуру выкройки) и раскрашивание по природным образцам. Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в «Определитель растений родного края».
Примечание 2.
Целесообразно подготовить осенние листья и выкройки листьев тех растений, которые наиболее распространены в данном крае.
Тема 2. «Кустарники региона (дикорастущие растения)»
Аудиторные занятия (2 ч). Классификация листьев кустарника по основанию «форма листа». Определение названия кустарников по листьям.
Узнавание кустарников и их листьев на иллюстрациях (рисунки, фотографии). Зарисовка листьев (по контуру выкройки) и раскрашивание по природным образцам.
Разработка и исполнение дизайна условных обозначений деревьев и кустарников. Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в «Определитель растений родного края».
Примечание 3.
Целесообразно подготовить листья (выкройки) крушины, бересты, дикой малины, шиповника, калины, орешника и др. (не более трех-четырех наименований).
Тема 3. «Техника безопасности: правила дорожного движения во время экскурсии, правила поведения в лесу (парковой зоне), правила гигиены. Правила поведения в природе (этические нормы, отношение к природе)».
Аудиторные занятия (2 ч). Ознакомление с правилами дорожного движения во время экскурсии. Групповая дискуссия о правилах безопасного поведения в лесу, правилах поведения в природе (лесу, парке, ботаническом саду и др.), правилах гигиены. Ознакомление с образцами предупредительных знаков, например, «Не ходите по зеленому газону», «Не кормите уток», «Не ломайте деревья», «Выгул собак запрещен», «Не раззоряйте муравейники» и т.д. (Эта часть занятия может быть проведена в форме викторины «Отгадываем предупредительные знаки»).
Индивидуальная разработка и оформление предупредительных охранных знаков «Не ломайте ветки деревьев и кустарников».
Иллюстрация правил поведения в природе (рисуем и раскрашиваем). Организация выставки рисунков и предупредительных знаков с целью отбора лучших в «Определитель растений родного края».
Примечание 4.
Целесообразно подготовить иллюстрации предупредительных знаков
Тема 4. «Дикорастущие растения региона»
Внеаудиторное занятие с привлечением родителей – экскурсия (4 ч). Различение (узнавание) деревьев и кустарников на природе по кроне и листьям (знакомым по рисункам и выкройкам), коре, семенам. Сбор опавших листьев и семян этих растений с целью сушки. фотографирование родителями учащихся класса в процессе сбора натуральных объектов и самих натуральных объектов - деревьев, кустарников, их листьев и семян. Зарисовка листьев деревьев и кустарников детьми.
Внеаудиторное задание с привлечением родителей: сушка листьев и семян деревьев.
Аудиторные занятия (2 ч). Выставка материалов (фотографий, рисунков, заушенных листьев и семян) с целью отбора лучших в «Определитель растений родного края».
Оформление страниц «Определителя растений родного края» рисунками, фотографиями, засушенными листьями и семенами (Раздел 1. «Дикорастущие растения региона»: «Деревья родного края», « Кустарники родного края»).
Примечание 5.
На экскурсии детям понадобятся планшеты, цветные карандаши, альбомные листы, емкости для собранных листьев и плодов растений.
Тема 5. «Культурные растения (садовые деревья и кустарники региона)»
Внеаудиторное занятие с привлечением родителей.
Предварительный сбор информации о том, какие плодовые деревья, кустарники и травянистые растения растут на садовых участках родного края (беседы с садоводами – родителями, родственниками, знакомыми, поиск информации в интернете, справочниках, книгах о плодовых растениях региона)
Внеаудиторное занятие с привлечением родителей. Экскурсия (4 ч). Посещение сада (садового участка) с целью различения плодовых деревьев, кустарников, травянистых растений, сбора листьев, веточек и плодов. Зарисовка листьев плодовых деревьев и кустарников, фотографирование (с помощью родителей) детей в процессе сбора природных объектов и природных объектов (плодовых деревьев, кустарников, их листьев и плодов).
Внеаудиторное занятие с привлечением родителей. Сушка листьев. Подготовка отчета о выполненной работе в форме рисунков, фотографий, презентаций «Плодовые растения региона».
Аудиторные занятия (2 ч). Презентации по материалам экскурсионного занятия. Отбор лучших в пособие «Определитель растений родного края».
Оформление страниц «Определителя растений родного края» рисунками, фотографиями, засушенными листьями (Раздел 2. ««Плодовые растения региона»).
Тема 6: «Деревья, кустарники, травянистые растения края, занесенные в Красную книгу России»
Внеаудиторное занятие (самостоятельная работа): поиск информации в интернете, справочниках, книгах, в Красной книге России с целью составления картотеки «Редкие и исчезающие растения региона».
Внеаудиторное занятие с привлечением родителей (4 ч). Экскурсия в ботанический сад, заказник, заповедник (при наличии условий) с целью ознакомления хотя бы с одним из видов исчезающих деревьев (кустарников, травянистых растений).
Внеаудиторное занятие (с привлечением родителей). Подготовка отчета в форме рисунков, фотографий, картотек растений родного края, нуждающихся в защите.
Аудиторные занятия (2 ч) – отчеты по результатам выполнения домашнего задания: «Картотека редких и исчезающих растений нашего края», «Фотографии редких и исчезающих растений нашего края», презентация «Редкие и исчезающие растения нашего региона»
Оформление страниц «Определителя растений родного края» рисунками, фотографиями, засушенными листьями (Раздел 3: «Редкие и исчезающие растения нашего региона»).
Тема 7: «Подготовка к вступлению в научный клуб младшего школьника «Мы и окружающий мир»
Аудиторные занятия (3 ч). Ознакомление с условиями вступления в научный клуб младшего школьника.Индивидуальный выбор трех вступительных заданий из шести предложенных и их выполнение.
Заполнение адресов на конвертах (конверт с адресом научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» и конверт, предназначенном для ответа из клуба).
Тематическое планирование и содержание второго года занятий проектной деятельностью по курсу «Окружающий мир»
Конечный результат второго года занятий учащихся – пособие для внеурочной деятельности учащихся «Опыты, наблюдения, эксперименты» – коллективный продукт, результат совместной работы детей (описание этапов проведенного опытов, экспериментов, наблюдений с фотографиями, рисунками, компьютерной презентацией), учителя, библиотекаря школы (пополнение картотеки классной библиотеки) и родителей (фотографии этапов и результатов проведения опытов, экспериментов, наблюдений).
Формы проведения внеурочных занятий: экскурсии, выставки, презентации, кружковые занятия, совместная деятельность обучаемых и родителей (постановка опытов и экспериментов в режиме выполнения домашнего задания).
Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика); работа в малых группах (результат работы двух - четырех учеников); коллективная деятельность (коллективный продукт – методическое пособие для внеурочной деятельности учащихся 2-го класса «Опыты, наблюдения, эксперименты»).
Продолжительность – в течение учебного года аудиторное занятие 1 раз в неделю (34 ч.)
Необходимые учебные пособия О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов
Учебник, 1 класс, «Окружающий мир»; Тетрадь для самостоятельных работ, 1 класс «Окружающий мир»; хрестоматия, 1 класс «Окружающий мир»; учебник, 2 класс, «Окружающий мир»; Тетрадь для самостоятельных работ, 2 класс «Окружающий мир»; хрестоматия, 2 класс «Окружающий мир».
Тематический план 2-го года занятий
№
п/п
Тема аудиторного и внеаудиторного занятия
Форма организации деятельности /форма занятия
Уч. пособие/ (класс)
У – учебник
Т – тетрадь
ч – часть
Х – хрестом.
с – страница
Кол-во часов
Количество часовКоличество часов
1
Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в осенний период
Коллективная и индивидуальная / вводное аудиторное занятие перед экскурсией в осенний лес (пришкольный участок, парк, сад)
Внеаудиторное занятие –экскурсия в осенний лес (парк, ботанический сад, на пришкольный участок) в один из осенних дней
Заключительное аудиторное занятие по теме
Х (1), с.12-15
Х (2), с.43-45
2
4
2
2
Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в зимний период
Коллективная и индивидуальная / вводное аудиторное занятие перед экскурсией в зимний лес (парк, ботанический сад, на пришкольный участок)
Внеаудиторное занятие /экскурсия в зимний лес (парк, ботанический сад, на пришкольный участок) на место осенней экскурсии
Заключительное аудиторное занятие по теме «Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в осенний и зимний период»
У(1), с.44-45
Х (1), с.42-45
Т (1), с. 31
2
4
2
3
Свойства воздуха
Коллективная деятельность/аудиторные занятия (эксперимент)
Заключительные аудиторные занятия по теме «Свойства воздуха»
У (2), ч.1, с. 45 -49
Т(2 кл.), ч.1, с.17,
Х(2), с.30
1
2
2
4
Свойства воды
Коллективная, групповая /аудиторные занятия (эксперимент)
Заключительное аудиторное занятие по теме «Свойства воздуха»
У(2), ч.1, с. 52- 60
Т (2), ч.1, с. 21-23
Х (2) –31
1
2
2
5
Условия, необходимые для развития растений
Индивидуальная и коллективная /
вводное аудиторное занятие.
Аудиторные занятия – экспериментальное выявление условий, необходимых для прорастания семян гороха (фасоли); заключительные Аудиторные занятия – презентации, отчет
по результатам описания этапов проведения экспери- ментальных исследо- ваний; отбор презен- таций (отчетов) для пособия «Опыты и наблюдения». Оформление результатов.
У (2), ч.1, с. 61-65, 71
Т(2), ч.1, с. 24-27
2
4
2
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Примечание 1. Подготовка к первому вводному занятию и к экскурсиям в осенний и зимний период.
Заранее определяется место экскурсии (парк, лес, ботанический сад и т.д.), и отбирается тот участок, где учащиеся смогут провести наблюдения за тем, как хвойные и лиственные деревья к зиме готовятся и как они зимуют.
Для первого вводного занятия собираются опавшие листья, веточки, плоды и шишки с тех деревьев, которые учащиеся увидят на экскурсии (например, опавшие листья березы, хвоинки, веточки осины, тополя, плоды липы, клена и т.д.).
Тема 1: «Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие
растения) в осенний период»
Аудиторные вводное занятия перед экскурсией (2 ч)
Чтение (пересказ) учащимися статей из Хрестоматии первого класса «Как растения к зиме готовятся», «Есть ли на ветках ранки от опавших растений», «Идет ли листопад в безветренную погоду», «Почему ель не сбрасывает листья на зиму?», «У каких деревьев осенью не только листопад?» (с.12-15) и Хрестоматии второго класса «Как узнать хвойные деревья», «Сибирская сосна» (с.43-45)
Определение названия деревьев по опавшим листьям, плодам, шишкам.
Игра «Угадай название дерева» (Учащиемя делятся на две группы и каждая группа получает карточки с иллюстрацией деревьев (иллюстрация березы, дуба, липы, еели, кедра и т.д.). За каждый правильный ответ группа получает 1 балл).
Опытное исследование опавших листьев с помощью лупы (конец черешка опавших лиственных листьев (пробковой слой) гладкий, округлый; хвоинки покрыты тонким «восковым» налётом).
Пересказ статьи «Есть ли на ветках ранки от опавших растений» с использованием, иллюстрации образования в листе особой пробковой перегородки (Хрестоматия, 1 кл., с.13).
Опытное исследование опавших веточек осины (вяза, тополя) с помощью лупы (конец опавших веточек ровный и гладкий, как и у опавших листьев), пересказ статьи хрестоматии «У каких деревьев осенью не только листопад?»
Зарисовка иллюстрации из Хрестоматии – «Образования в листе пробковой перегородки», зарисовка листа, веточек и плодов деревьев с натуры (по выбору ученика).
Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты».
Внеаудиторное занятие с привлечением родителей (4 ч) – экскурсия в осенний лес (парк, ботанический сад, пришкольный участок)
Вводная беседа перед экскурсией «Правила поведения во время передвижения и на природе».
Деятельность детей в процессе экскурсии: определение названия лиственных и хвойных деревьев по листьям, веточкам, плодам,
шишкам. Зарисовки (фотографирование) лиственных деревьев с частично опавшими листьями и веточками и хвойных деревьев, покрытых листьями-иголками.
Деятельность родителей: подготовка фотодокументов для пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» (фотографирование детей во время их работы на экскурсии (дети зарисовывают или фотографируют деревья, собирают листья, рассматривают листья с помощью лупы и т.д.) и природных объектов.
Внеаудиторное занятие: подготовка отчетов по материалам экскурсии: рисунки, фотографии осенних деревьев (лиственных и хвойных), фотографии деятельности детей.
Аудиторные занятия (2 ч): отчеты по материалам наблюдений экскурсии, отбор лучших рисунков и фотографий в методическое пособие. Оформление первой главы методического пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» («Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в осенний период»).
Примечание 2.
Для вводного занятия по теме №2 собираются веточки деревьев с зимними почками (например, веточки тополя, ольхи, калины и т.д.), плоды (рябины, липы, дуба и т.д.) и шишки (ели, сосны); подготавливается материал для опытного исследования почек (за 10-15 дней до занятия в воду ставятся веточки тополя (ольхи, калины) с почками).
Место экскурсии в зимний период должно быть тем же, что и в осенний период. Очень важно, чтобы дети увидели внешние отличительные признаки зимнего леса от осеннего.
Тема 2. «Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в зимний период»
Аудиторные вводные занятия перед экскурсией (2 ч)
Чтение (пересказ) учащимися статей из Хрестоматии 1-го класса «Как зимой узнать деревья», «Почему у дуба ветви корявые» (с.42-43) и тестов из учебника 1 го класса «Как зимуют травы, кустарники и деревья» (с.42-43), «Учимся различать деревья и кустарники зимой» (с.44-45). Особое внимание учащихся обращается на иллюстрации деревьев, которые сопровождают текст.
Опытное исследование веточки тополя с зимней почкой и почки с помощью лупы.
Зарисовка: 1) иллюстрации «Разрез почки» (Тетрадь 1 кл.с.31);
2) семян лиственных деревьев или шишек хвойных деревьев (по выбору обучающихся)
Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты».
Внеаудитороное занятия с привлечением родителей (4 ч) – экскурсия в зимний лес (парк, ботанический сад, пришкольный участок)
Определение названия деревьев по коре, контурам, опавшим плодам или шишкам. Сбор опавших плодов и шишек. Фотографирование лиственных деревьев с опавшими листьями и хвойных деревьев, покрытых листьями-иголками и снегом.Фотографирование детей во время их работы на экскурсии (родители).
Внеаудиторное занятие: подготовка отчетов по материалам осенней и зимней экскурсии в лес (презентации, рисунки по памяти, фотографии)
Заключительное аудиторное занятие (2 ч): отчеты по материалам наблюдений осенней и зимней экскурсии на тему «Что изменилось в жизни растений леса с наступлением зимы»; отбор лучших рисунков и фотографий в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты»
Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» (глава 2 «Что изменилось в жизни растений леса с наступлением зимы»)
Тема 3: Свойства воздуха
Аудиторные занятия – проведение опытов (2 ч). Распределение обязанностей между членами клуба: экспериментаторы (проведение опытов), фотографы (фотографирование этапов проведения каждого опыта и его результата), художники (зарисовки этапов проведения каждого опыта и его результата), ученые (описание этапов проведения каждого опыта и его результата ).
Постановка опытов, выявляющих свойства воздуха, с целью фиксации этапов проведения каждого из них (посредством описания, зарисовки фотографирования).
Примечание 3. Можно поставить опыты по выявлению того, что:
(а) воздух окружает тебя со всех сторон; б) воздух хуже проводит звук, чем дерево; в) воздух прозрачен.
Внеаудиторные занятии (2 ч). Подготовка презентаций: фотографий, зарисовок, описаний этапов проведения опыта.
Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» (глава 3 «Свойства воздуха»)
Тема 4. Свойства воды
Аудиторные занятия – проведение опытов (2 ч). Распределение обязанностей между членами клуба: экспериментаторы (проведение опытов), фотографы (фотографирование этапов проведения каждого опыта и его результата), художники (зарисовки этапов проведения каждого опыта и его результата), ученые (описание этапов проведения каждого опыта и его результата ).
Постановка опытов, выявляющих свойства воды, с целью фиксации этапов проведения каждого из них (посредством описания, зарисовки фотографирования).
Примечание 4. Можно поставить опыты по выявлению того, что: (а) вода принимает форму сосуда; (б) вода испаряется и т.д. Однако, можно предложить учащимся поставить и более сложные опыты, например: «Вода плохо проводит тепло» (Хрестоматия, 3 класс, с. 43-44), «Какая капля больше – холодная, теплая или горячая», «Пленка – невидимка» (см. А.И. Шапиро «Тайны окружающего мира или секреты знакомых вещей», - М., Мозаика-Синтез, 2002, с.45-47)
Внеаудиторные занятии: подготовка презентаций: фотографий, зарисовок, описаний этапов проведения опыта.
Заключительные аудиторные занятия (2 ч): отбор лучших рисунков и фотографий в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты».
Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» (глава 4 «Свойства воды»)
Тема 5. «Условия, необходимые для развития растений»
Аудиторные занятия (6 ч): групповая работа: чтение текста из учебника 2-го класса (с.61-63) – «Условия, необходимые для развития растений»; пересказ этапов постановки экспериментов с семенами фасоли или гороха с целью выявления условий, необходимых для прорастания семян (свет, тепло, вода); отбор неповрежденных семян фасоли или гороха для экспериментального исследования условий, необходимых для прорастания семян. Распределение обязанностей между членами клуба (проведение эксперимента, описание, зарисовка, фотографирование).Посадка семян растений. Создание разных условий для их прорастания.Фиксация этапов проведения экспериментов (описание, рисунки, фотографии).
Аудиторные занятия (2 ч): отчеты по материалам экспериментальных исследований; отбор лучших материалов в методическое пособие «Опыты, наблюдения,эксперименты». Оформление страниц пособия«Опыты, наблюдения, эксперименты» (глава 5 «Условия, необходимые для развития растений»)
Тематическое планирование и содержание третьего года занятий проектной деятельностью по курсу «Окружающий мир»
Конечный результат 3-го года занятий учащихся – пособие для внеурочной деятельности учащихся 3-го класса «Иллюстративные материалы по постановке оптов и экспериментов»– коллективный продукт, результат совместной работы учащихся (описание этапов проведенного опытов, экспериментов, наблюдений с фотографиями, рисунками, компьютерной презентацией), учителя, библиотекаря школы (пополнение картотеки классной библиотеки) и родителей (печать фотографий этапов и результатов проведения опытов и наблюдений).
Формы проведения внеурочных занятий: экскурсии, выставки, презентации, кружковые занятия, совместная деятельность обучаемых и родителей (постановка опытов и экспериментов в режиме выполнения внеаудиторного занятия).
Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика); работа в малых группах (результат работы двух - четырех учеников), коллективная.
Продолжительность – в течение учебного года аудиторное занятие 1 раз в неделю (34 ч.)
Необходимые учебные пособия О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов
Учебник, 3 класс, ч.1, «Окружающий мир»; Тетрадь для самостоятельных работ, 3 класс, ч.1 «Окружающий мир»; хрестоматия, 3 класс «Окружающий мир»
Тематический план 3-го года занятий
№
п/п
Тема аудиторного и внеаудиторного занятия
Форма организации внеурочной деятельности /форма занятия
Учебное пособие/ класс.
У (учебник),
Ч (часть)
Т (тетрадь)
Х (хрестом) И (интернет-адреса)
Кол-во часов
1
Свойства воды в жидком состоянии (нагревание, охлаждение, замерзание)
Групповая, коллективная, индивидуальная деятельность/ аудиторные занятия: описание этапов постановки опытов по исследование свойств воды;
внеаудиторное занятие – описание (фиксация с помощью фотографий) этапов постановки одного из опытов;
аудиторные занятия - отбор описаний (отчетов) для пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты». Оформление результатов
У (3), ч.1, с.59-62, 157
Т(3), ч.1, с. 23
Х(3) с. 43-44
4
2
2
Определение прозрачности воды
Групповая, индивидуальная и коллективная деятельность /аудиторные занятия:
экспериментальное выявление прозрачности воды из водопроводного крана и местного водоема; описания (фиксация с помощью фотографий этапов проведения экспериментального исследования.
Внеаудиторное занятие: оформление результатов проведенных экспериментов.
Аудиторные занятия: отбор презентаций для пособия «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.
У (3), ч.1, с. 89-90
Т(3), ч.1, с. 32-33
2
2
3
Свойства воздуха
Групповая, индивидуальная и коллективная деятельность /аудиторные занятия:
экспериментальное выявление свойств воздуха (воздух занимает пространство, обладает упругостью, имеет вес, расширяется при нагревании, сжимается при охлаждении); внеаудиторное занятие – оформление результатов экспериментальной деятельности (зарисовки, фотографии, презентации).
Аудиторные занятия: отбор презентаций для пособия «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.
У(3), ч.1, с. 104-110, 157
Т(3), ч.1, с. 39-41
Х(3), с. 61-68
6
4
4
Дневник наблюдений за погодой
Групповая, индивидуальная и коллективная деятельность /вводные аудиторное занятия;
Аудиторные занятия – наблюдение за погодными изменениями и оформление дневника наблюдений.
Аудиторные занятия - отбор лучших «Дневников наблюдений за погодой» для пособия «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия
У(3), ч.1, с. 115, 118, 120-122, 158
Т(3), ч.1, с. 43
Х (3), с. 73-76
2
3
2
5
Почва и ее состав
Групповая и коллективная деятельность /аудиторные занятия:
опытное исследование состава почвы, выявление, описание или фиксация с помощью фотографий (рисунков) этапов проведения опытов по исследованию состава почвы.
Внеаудиторное занятие – оформление результатов опытов
Аудиторные занятия выставка презентаций, отбор лучших для пособия внеурочной деятельности «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия
У(3), ч.2, с. 35-38
5
2
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Тема 1. Свойства воды в жидком состоянии (нагревание, охлаждение, замерзание)
Аудиторные занятия – экспериментальное исследование свойств воды с целью фиксации этапов проведения эксперимента (4 ч)
Распределение обязанностей между членами клуба (проведение опыта, описание, зарисовка, фотографирование). Проведение эксперимента по выявлению свойств воды при нагревании и охлаждении (при нагревании вода расширяется, при охлаждении вода сжимается) с целью выявления этапов проведения экспериментов и их фиксация (описание, фотографии, зарисовки).
Внеаудиторное занятие: оформление результатов аудиторного занятия.
Аудиторные занятия (2 ч): подведение итогов, выставка презентаций, выбор лучших в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.
Примечание: Возможна постановка и других экспериментов. Например, лед, образовавшийся из воды, занимает больший объем (см. А.И. Шапиро «Тайны окружающего мира или секреты знакомых вещей», - М., Мозаимка-Синтез, 2002, с.14-15)
Тема 2. Определение прозрачности воды
Аудиторные занятия (2 ч): Распределение обязанностей между членами клуба (проведение опыта, описание, зарисовка, фотографирование). Опытное исследование прозрачности воды из водопроводного крана и местного водоема (пруда, озера, речки) с целью фиксации этапов проведения опыта (описание, зарисовка, фотографирование).
Внеаудиторное занятие. Оформление результатов.
Аудиторные занятия (2 ч). Выставка презентаций с целью отбора лучших в пособия «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.
Тема 3. Свойства воздуха
Аудиторные занятия (6 ч): Распределение обязанностей между членами клуба (проведение опыта, описание, зарисовка, фотографирование). Опытное исследование свойств воздуха с целью фиксации этапов его проведения (воздух можно взвесить; воздух при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается, теплый воздух легче холодного, воздух занимает пространство). Составление плана оформления результатов. Распределение обязанностей между членами клуба по оформлению результатов.
Внеаудиторное занятие: оформление результатов наблюдения за этапами проведения экспериментальных исследований (фотографии, рисунки, описания) .
Аудиторные занятия (4 ч): выставка презентаций, отбор лучших в пособия «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов» .Оформление посоия.
Тема 4. Дневник наблюдений за погодой
Аудиторные занятия ( 5 ч): составление словарика научных: ветер, снег, туман, гололёд, град, роса, иней, дождь, снег, флюгер, анемометр терминов с (уч. 3 кл.,ч.1, с.115, 118 и интернет).
Отбор лучших словариков в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов»
Изучение условных знаков для ведения «Дневника наблюдений» за погодой (уч. 3 кл..,ч.1, с.122)
Разработка формы дневника наблюдений (работа в группах).
Выставка «Дневников наблюдений» за погодой. Отбор наиболее удобной для использования формы «Дневника наблюдений».
Внеаудиторное занятие: Наблюдение за погодой в течение недели. Запись погоды в «Дневник наблюдений» с помощью условных знаков.
Аудиторное занятие (2 ч): обсуждение индивидуальных результатов наблюдения за погодой.
Отбор лучшего дневника наблюдения в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.
Тема 5. Почва и её состав.
Аудиторные занятия (5 ч): Распределение обязанностей между членами клуба (проведение опыта, описание, зарисовка, фотографирование). Изучение состава почвы с целью фиксации этапов проведения опытов (определение цвета почвы, наличие полусгнивших остатков растений и мелких животных (перегной); наличие воздуха и воды; наличие минеральных солей, песка и глины). Составление плана оформления результатов. Распределение обязанностей между членами клуба по оформлению результатов.
Внеаудиторное занятие: оформление презентаций.
Аудиторные занятия (2 ч): выставка презентаций, отбор лучших в пособия «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов» . Оформление пособия.
Тематическое планирование и содержание четвертого года занятий проектной деятельностью по курсу «Окружающий мир»
Конечный результат 4-го года занятий учащихся – коллективный продукт – пособие для внеурочной деятельности учащихся 4-го класса альбом по теме «Родной край – часть великой России»,– коллективный продукт, результат совместной работы учащихся учителя, библиотекаря школы (пополнение картотеки школьной библиотеки) и родителей (фотографии достопримечательностей родного края).
Формы проведения внеурочных занятий: экскурсии, выставки, презентации, кружковые занятия, совместная деятельность обучаемых и родителей (фотографирование объектов, оформление презентаций).
Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика); групповая (результат работы двух - четырех учеников), коллективная (участие всего коллектива)
Продолжительность – в течение учебного года аудиторное занятие 1 раз в неделю (34 ч)
Необходимые учебные пособия О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов
Учебник «Окружающий мир», 2 класс, ч.2; учебник «Окружающий мир», 3 класс, ч.2; учебник«Окружающий мир», 4 класс, ч.1, ч.2; Тетрадь для самостоятельных работ«Окружающий мир», 4 класс, ч.1.
Тематический план 4 – го года занятий
№
п/п
Тема аудиторного и внеаудиторного занятия
Форма организации внеурочной деятельности /форма занятия
Учебное пособие/ класс.
У (учебник)
Ч (часть)
Т (тетрадь)
Х (хрестом.)
Кол-во часов
1
История возникновения названия населенного пункта.
Историческое прошлое города (села, поселка и пр.)
Групповая, коллективная, индивидуальная деятельность/ аудиторные занятия: история возникновения названия населенного пункта; название республики, автономного округа, края или области, где находится город (село, деревня, поселок и др.); домашнее задание: подготовка презентации по истории возникновения названия населенного пункта;
Аудиторное занятие: отбор лучших презентаций в пособие «Родной край – часть великой России»,
У(2 ), ч.2, с.93-95)
У (3), ч.2, с. 115, 120
У(4), ч.1, с. 123-125
Т(4), ч.1, с. 38-39
2
4
2
2
Поверхность родного края и ее охрана.
Весенний план мероприятий по охране поверхности земли родного края с опорой на помощь взрослых (учащихся старших классов, родителей)
Групповая и коллективная деятельность / аудиторное занятие: описание природной зоны, в которой находится населенный пункт, поверхности и водоемов родного края; разработка весеннего плана мероприятий по охране поверхности земли родного края.
Домашнее задание: подготовка презентации по теме занятия.
Аудиторное занятие: отбор лучших презентаций в пособие «Родной край – часть великой России»,
У (4),ч.1, с. 124, 129-132, 189
Т(4), ч.1, с. 41-42
2
4
2
2
3
Достопримечательности родного края
Групповая и коллективная деятельность /аудиторное занятие: вводная беседа по достопримечательностям родного края (памятники культуры, музеи, народные промыслы, заповедники и др.).
Экскурсия.
Домашняя работа – оформление презентации по достопримечательнос- тям родного края.
Аудиторное занятие: выставка презентаций и отбор лучших в пособие «Родной край – часть великой России»,
У(4), ч.1, с. 140-147
Т(4), ч.1, с.44-45
2
12
2
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Тема 1: История возникновения названия населенного пункта. Историческое прошлое города (села, поселка и пр.)
На аудиторные занятия приглашаются ветераны войны и труда.
Аудиторное занятие (2 ч). Распределение обязанностей между членами клуба по сбору материала о возникновении названия города (села, поселка и др.) и об его историческом прошлом: 1) подготовка выставки книг из школьной библиотеки (готовится совместно со школьным библиотекарем); 2) составление списка наименования книг из других библиотек населенного пункта (составляется совместно с родительским активом); 3)сбор информации из интернета (поручается школьникам, владеющими интернпет-ресурсами); 4) собеседование с приглашенными ветеранами войны и труда
Сообщения членов клуба об истории возникновения имени населенного пункта на основании статей из учебников 2, 3, 4 классов.
Работа с контурной картой своего города, села, поселка (см. Тетрадь для самостоятельных работ по окружающему миру)
Внеаудиторное занятие (4 ч): посещение краеведческого музея с целью сбора информации о возникновении и истории населенного пункта; фотографирование этапов проведения экскурсии.
Домашнее задание: подготовка презентаций.
Аудиторное занятие (1 ч): подведение итогов, выставка презентаций, выбор лучших в методическое пособие для внеурочной деятельности учащихся 4-го класса «Родной край – часть великой России»
Тема 2. Поверхность родного края и ее охрана. Весенний план мероприятий по охране поверхности земли родного края с опорой на помощь взрослых (учащихся старших классов, родителей)
Аудиторное занятие (2 ч): подготовка к экскурсии – распределение обязанностей по подготовке презентации «Влияние человека на природу родного края (поверхность земли)» - описания, фотографии, зарисовки. Распределение тем докладов между группами, с целью подготовки сообщений: «Природная зона родного края (положение на карте природных зон), « Поверхность земли и водоемы родного края».
Внеаудиторное занятие (4 ч) экскурсия в парк (ботанический сад, в лес, лесопосадку, поле, на пруд, речку и др.) с целью подготовки фотодокументов, подтверждающих негативное влияние человека на окружающую среду.
Внеаудиторное занятие: подготовка фотодокументов, подтверждающих необходимость бережного отношения к природе.
Аудиторное занятие (2 ч). Групповая работа: разработка весеннего плана весенних мероприятий по охране поверхности земли села (парка, сада, водоема, территории школы и т.д.) на основе наблюдений, сделанных на экскурсии и сообщений групп. Например:
-план расположения контейнеров для мусора, мест для выгула собак, кормушек для птиц (во дворе, в саду);
- разработка, оформление и установка предупредительных охранных знаков «Памятники природы»;
- подготовка и установка скворечников и кормушек для птиц;
- определение зон рекреаций (например: временный запрет на посещение участка школы, где высажены цветы или проведена посадка деревьев).
Внеаудиторное занятие: (домашнее задание) подготовка презентаций.
Аудиторное занятие (2 ч): отбор лучших презентаций в пособие «Родной край – часть великой России»,
Тема 3. Достопримечательности родного края
Аудиторное занятие (2 ч.): ознакомление с темами презентаций, цель которых показать достопримечательности родного края. Например: «Памятники природы родного края», «Памятники архитектуры родного края», «Народные промыслы родного края», «Водоёмы родного края», «Заповедники родного края», «Ветераны войны (труда) родного края» и т.д.
Выбор темы презентации каждым членом группы. Объединение в группы по интересам и распределение обязанностей (подготовка фотографий, описаний, списка литературы, оформление презентации ит.д.). Подготовка к экскурсии.
Внеаудиторное занятие – экскурсии (12 ч.).
Внеаудиторное задание: подготовка презентаций.
Аудиторное занятие (2 ч.): отбор лучших презентаций в пособие «Родной край – часть великой России». Оформление пособия.
15