Рабочая программа внеурочной деятельности Природа родного края (1-3 классы)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Города Керчи Республики Крым «Школа №17 имени Веры Белик»

Рассмотрено
на заседании школьного методического объединения
учителей естественно - научного цикла
Протокол № _______

« _____» ________2016 г. Руководитель МО
__________

Согласовано
Заместитель директора
по УВР

_______________

« _____» ________2016 г.

Утверждаю
Директор МБОУ
«Школа № 17 им. В. Белик»

_____________ Приказ № ________

« _____» ________2016 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности курса
«ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ»
(общеинтеллектуальное направление)
ДЛЯ 1-3 КЛАССОВ
НА 2016/2017 УЧЕБНЫЙ ГОД


Составитель:
Учитель биологии
высшей квалификационной категории
Петросенко Л. Е.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Рабочая программа внеурочной проектной деятельности по изучению природы родного края составлена в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 (в ред. приказа от 23.06.2015 №609) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897»;
- Программы четырехлетней начальной школы «Перспективная начальная школа», программы внеурочной проектной деятельности по изучению природы родного края. Р.Г. Чуракова - Москва: Академкнига/Учебник, 2011 г.
Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897»), включает: результаты освоения курса внеурочной деятельности, содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности, тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Основные направления: научно-познавательное, духовно-нравственное и социальное.
Цель проектной деятельности по курсу «Окружающий мир» - овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе родного края, освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями, формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды.
Курс внеурочной деятельности способствует формированию экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботиться об окружающей среде, проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в Интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых.
Продолжительность: в течение учебного года аудиторное или внеаудиторное занятие 1 раз в неделю (33 ч - 1 класс; 34 ч - 2 класс;34 ч - 3 класс).
Внеурочная работа проводится в учебном кабинете, на пришкольном участке, в парках, в лесу, на лугу, в поле. Она включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний научных клубов младших школьников, предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах (в том числе в изданиях школьной библиотеки), на электронных носителях, в Интернете. Источником информации могут быть и умные взрослые: учителя-предметники, врач и библиотекарь, родители школьников и др.
Объект исследования: объекты и явления природы.
Результатами исследовательской деятельности являются творческие отчёты, презентации, тематические праздники, альбомы с фотографиями, дневник наблюдений и др.

Тематическое планирование и содержание
первого года занятий проектной деятельностью по курсу «Окружающий мир» «Изучение природы родного края»
Цель проектной деятельности по созданию пособий - изучение природы родного края.
Конечный результат первого года занятий учащихся – «Определитель растений родного края».
«Определитель растений» родного края» – коллективный продукт, результат совместной работы детей (персональные изделия), учителя, библиотекаря школы (картотека книг о растениях) и родителей (фотографии растений и засушенные образцы листьев, веточек, плодов растений, картотека по теме проекта).
Формы проведения внеурочных занятий: экскурсии, выставки, презентации, викторины, КВН, кружковые занятия, индивидуальные занятия.
Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика); работа в малых группах (результат работы двух - четырех учеников); коллективная деятельность (коллективный продукт – «Определитель растений родного края»).
Продолжительность: в течение учебного года аудиторное или внеаудиторное занятие
1 раз в неделю (33 ч.)
Тематическое планирование 1 класс

п/п
Тема аудиторного и внеаудиторного занятий

Кол-во часов
Форма организации внеурочной деятельности форма занятия
Дата 1А
Дата 1Б





план
факт
план
факт

1
Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения)
2
УУД Коммуникативные Личностные.
Групповая и индивидуальная деятельность
аудиторное занятие в учебном кабинете





2





Кустарники и травянистые растения региона (дикорастущие растения)
2





УУД Коммуникативные
Групповая и индивидуальная деятельность
аудиторное занятие в учебном кабинете





3
Техника безопасности: правила поведения в лесу, в парковой зоне; правила передвижения, правила гигиены. Правила поведения в природе (этические нормы, отношение к природе)
2
УУД Коммуникативные Личностные.
Коллективная и индивидуальная деятельность:
аудиторное занятие в учебном кабинете: групповая дискуссия о правилах, знакомство с образцами предупредительных знаков
Личностные индивидуальная разработка дизайна «Экологический знак» и его защита, иллюстрация правил поведения в природе





4
Дикорастущие растения (деревья, кустарники и травянистые растения региона)
4


2
УУД Коммуникативные Личностные.
Коллективная и индивидуальная деятельность
внеаудиторное занятие - экскурсия в осенний парк, пришкольный участок
Познавательные Регулятивные.
Сбор природного материала
аудиторное занятие в учебном кабинете - сушка, хранение, изготовление гербариев





5
Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения)
2

2

2

УУД Коммуникативные Личностные. Индивидуальная и коллективная деятельность
домашнее задание – работа с источниками информации; презентации (отчеты по результатам выполнения индивидуальных домашних заданий) и
Регулятивные оценка презентаций
внеаудиторное занятие - экскурсия на пришкольный участок, в сад
аудиторное занятие - отчёты по результатам работы





6
Деревья, кустарники, травянистые растения края, занесенные в Красную книгу России, Крыма
4






2

2
УУД Коммуникативные Личностные Индивидуальная, групповая и коллективная деятельность / домашнее задание
Познавательные Регулятивные – поиск и обобщение информации; презентации (отчеты по результатам работы с источниками информации и внеаудиторное занятие - экскурсия в парк аудиторное занятие - презентации (отчёты по результатам работы с источниками информации и наблюдений) и оценка презентаций





7
Растения нашего региона
2
УУД Коммуникативные Коллективная деятельность аудиторное занятие в учебном кабинете (подготовка к выставке)





8
Определитель растений региона (деревья, кустарники, травы)
2
УУД Коммуникативные
Коллективная деятельность/презентация «Определителя растений» аудиторное занятие
















Содержание деятельности учащихся
Тема 1: Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения).
Аудиторное занятие (2 ч).
Выделение учащимися (классификация) листьев деревьев одной формы, но разных размеров (дуба, клёна, берёзы, липы, тополя, ясеня, ели, сосны, лиственницы и др., но не более 3-4 деревьев). Определение названия деревьев, на котором растут листья той или другой формы. Различение (узнавание) листьев разных деревьев (не более пяти). Узнавание этих растений и их листьев на иллюстрациях (рисунках, фотографиях). Зарисовка листьев (по контуру выкройки) и раскрашивание по образцам натуральных объектов. Изготовление гербария. Организация выставки рисунков, гербариев с целью отбора лучших в «Определитель растений родного края».
Примечание к теме 1: Целесообразно подготовить осенние листья и выкройки листьев тех растений, которые наиболее распространены в данном крае (регионе).
Тема 2: Кустарники и травянистые растения региона (дикорастущие растения).
Аудиторное занятие (2 ч)
Выделение листьев (классификация) листьев кустарников одной формы, но разных размеров. Определение названия кустарников, на котором растут листья той или другой формы. Различение (узнавание) листьев разных кустарников (не более трех - четырех). Узнавание кустарников и их листьев на иллюстрациях (рисунки, фотографии). Разработка и исполнение дизайна условных обозначений деревьев, кустарников, трав. Зарисовка листьев (по контуру выкройки) и раскрашивание по природным образцам. Организация выставки рисунков, гербариев с целью отбора лучших в «Определитель растений родного края».
Тема 3: Техника безопасности: правила дорожного движения во время экскурсии.
Правила поведения в лесу, в парковой зоне; правила передвижения. Правила гигиены. Правила поведения в природе (этические нормы, отношение к природе).
Аудиторное занятие (2 ч.) Ознакомление с правилами дорожного движения во время экскурсии.
Групповая дискуссия о правилах безопасного поведения в лесу, правилах поведения в природе (лесу, парке, саду и др.), правилах гигиены.
Ознакомление с образцами предупредительных знаков, например, «Не ходите по зеленому газону», «Не кормите уток», «Не ломайте деревья», «Выгул собак запрещен» «Не разоряйте муравейники» и т.д. (Эта часть занятия проводится в форме викторины «Отгадываем предупредительные знаки»).
Индивидуальная разработка, оформление, осуществление и защита дизайна предупредительного знака, например, «Не ломайте ветки деревьев и кустарников».
Иллюстрация правил поведения в природе (рисуем и раскрашиваем). Организация выставки рисунков и предупредительных знаков с целью отбора лучших в «Определитель растений родного края».
Примечание к теме 3. Целесообразно подготовить иллюстрации образцов предупредительных знаков.
Тема 4: Дикорастущие растения (деревья, кустарники и травянистые растения региона).
Внеаудиторное занятие -экскурсия (4 ч.) с привлечением родителей.
Различение (узнавание) деревьев и кустарников по кроне и листьям (знакомым по выкройкам, рисункам), коре, семенам на природе.
Сбор опавших листьев и плодов этих растений с целью дальнейшего засушивания. Фотографирование этих растений родителями детей – участниками этого внеурочного мероприятия (фотографирование учащихся класса, учителя и родителей, около выделенных деревьев и кустарников, самих натуральных объектов).
Внеаудиторное задание с привлечением родителей: Сушка листьев и семян.
Аудиторное занятие (2 ч.)
Зарисовка листьев детьми. Выставка материалов (фотографий, рисунков, засушенных листьев м семян) с целью отбора лучших в «Определитель растений родного края».
Оформление страниц «Определителя растений родного края», рисунками, фотографиями, засушенными листьями и семенами (Раздел 1. Дикорастущие растения региона: деревья и кустарники родного края).
Примечание к теме 4. На экскурсии детям понадобятся планшеты, цветные карандаши, альбомные листы, емкости для собранных листьев и плодов растений.
Тема 5: Культурные растения (садовые деревья и кустарники региона)
Внеаудиторное задание - (4 ч). с привлечением родителей.
Предварительный сбор информации о том, какие плодовые деревья, кустарники и травянистые растения растут на садовых участках родного края (беседы с садоводами, родителями, родственниками, знакомыми).
Поиск информации в Интернете, справочниках, книгах об одном из растений с целью составления рассказа «Что я узнал(а) интересного об этом плодовом дереве (кустарнике)».
Внеаудиторное занятие - экскурсия (2 ч).
Посещение школьного сада, пришкольного участка (при наличии условий) садовых участков с целью различения плодовых деревьев, кустарников, травянистых растений сбора листьев, веточек и плодов.
Зарисовка листьев плодовых деревьев и кустарников, фотографирование (с помощью родителей) плодовых деревьев и кустарников.
Подготовка отчета о выполненной работе в форме рисунков, фотографий, презентаций «Плодовые растения родного края».
Аудиторное занятие (2 ч.)
Презентация результатов выполнения домашнего проекта «Почему я предлагаю выращивать на садовых участках в нашей местности это растение».
Отбор лучших работ и оформление страниц «Определителя растений родного края» рисунками, фотографиями, засушенными листьями и семенами (Раздел 2. Плодовые растения родного края).
Тема 6: Деревья, кустарники, травянистые растения края, занесенные в Красную книгу России, Крыма
Внеаудиторное задание - (2 ч) - самостоятельная работа и с привлечением родителей.
Поиск информации в Интернете, справочниках, книгах о растениях, в Красной книге России с целью составления картотеки «Редкие и исчезающие растения нашего края».
Внеаудиторное занятие - экскурсия (2 ч).
Посещение школьного сада, пришкольного участка и парка, заказника, заповедника (при наличии условий) с целью ознакомления хотя бы с одним из видов исчезающих деревьев (кустарников, травянистых растений).
Внеаудиторное задание - (2 ч) с привлечением родителей. Подготовка отчета о выполнении домашнего задания в форме рисунков, фотографий, картотеки растений нашего края, нуждающихся в защите.
Аудиторное занятие (2 ч.)
Отчёты по результатам проделанной работы: Рисунки редких и исчезающих растений нашего края»;
презентация «Редкие и исчезающие растения нашего края»,
Оформление страниц «Определителя растений родного края» рисунками, фотографиями, засушенными листьями и семенами (Раздел 3 «Редкие и исчезающие растения нашего края»).
Тема 7: Растения нашего региона. (Подготовка к выставке)
Аудиторное занятие (2 ч.)
Отбор материала, собранного в результате индивидуальной и коллективной проектной деятельности, в «Определитель растений края».
Подготовка материала к выставке (с помощью родителей, библиотекаря школы)
Разработка и выполнения дизайна пригласительных билетов на выставку.
Тема 8: Определитель растений региона (деревья, кустарники, травы)
Аудиторное занятие (2 ч.). Презентация «Определителя растений» в условиях проведения выставки индивидуальных отчетов (поделок) учащих Учебно-методические пособия
Плешаков А. А. Окружающий мир. 2 класс: Учебник. Часть 1. – М.: Просвещение/ Учебник., 2014г.
Плешаков А. А. Окружающий мир. 2 класс: Учебник. Часть 2. – М.: Просвещение/ Учебник., 2014г.
Плешаков А..А. Окружающий мир. 2 класс: Рабочая тетрадь. Тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 – М. : Просвещение, 2014г.
Плешаков А. А. от земли до неба. Атлас-определитель:Книга для чтения начальная школа.

Тематическое планирование и содержание
Второго года занятий проектной деятельностью по курсу «Окружающий мир» «Изучение природы родного края»
Цель проектной деятельности по созданию пособий - изучение природы родного края.
Конечный результат второго года занятий обучающихся – пособие для внеурочной деятельности учащихся «Опыты, наблюдения, эксперименты» - коллективный продукт, результат совместной работы детей (описание этапов проведенного опытов, экспериментов, наблюдений с фотографиями, рисунками, компьютерной презентацией), учителя и родителей (фотографии этапов и результатов опытов, экспериментов, наблюдений).
Формы проведения внеурочных занятий: экскурсии, выставки, презентации, викторины, КВН, кружковые занятия, совместная деятельность обучающихся и родителей (постановка опытов и экспериментов в режиме выполнения домашнего задания).
Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика); работа в малых группах (результат работы двух - четырех учеников); коллективная деятельность (коллективный продукт – методическое пособие для внеурочной деятельности учащихся 2 класса «Опыты, наблюдения, эксперименты»).
Продолжительность: в течение учебного года аудиторное занятие 1 раз в неделю (34 ч.)

Тематическое планирование 2 класс

п/п
Тема аудиторного и внеаудиторного занятия
Кол-во часов
Форма организации внеурочной деятельности форма занятия
Дата





план
факт


Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в осенний период


2





4


2

УУД Коммуникативные Личностные Коллективная и индивидуальная деятельность
вводное аудиторное занятие в учебном кабинете перед экскурсией в осенний школьный парк, сад. Познавательные Регулятивные
Техника безопасности: правила поведения в лесу, в парковой зоне; правила передвижения, правила гигиены. Правила поведения в природе (этические нормы, отношение к природе)
внеаудиторное занятие - экскурсия в осенний парк, пришкольный участок в один из осенних дней / заключительное аудиторное занятие









Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в зимний период

2





4



2
УУД Коммуникативные Личностные Коллективная и индивидуальная деятельность
вводное аудиторное занятие в учебном кабинете перед экскурсией в зимний школьный парк, сад. Познавательные Регулятивные Техника безопасности: правила поведения в лесу, в парковой зоне; правила передвижения, правила гигиены. Правила поведения в природе (этические нормы, отношение к природе)
внеаудиторное занятие - экскурсия в зимний парк, пришкольный участок , сад) на место осенней экскурсии в один из зимних дней /




Свойства воздуха
2



2
УУД Коммуникативные Личностные Коллективная и индивидуальная деятельность:
Познавательные Регулятивные аудиторное занятие в учебном кабинете (эксперимент)
заключительное аудиторное занятие по теме




Свойства воды
2



2
УУД Коммуникативные Личностные Коллективная и индивидуальная деятельность:
Познавательные Регулятивные аудиторное занятие в учебном кабинете (эксперимент)
заключительное аудиторное занятие




Условия, необходимые для развития растений
2



4





4
УУД Коммуникативные Личностные Коллективная и индивидуальная деятельность
Познавательные Регулятивные Вводное аудиторное занятие: экспериментальное выявление условий, необходимых для прорастания семян гороха (фасоли)
заключительное аудиторные занятия: презентации, отчет по результатам описания этапов проведения экспериментальных исследований; отбор презентаций (отчетов) для пособия «Опыты и наблюдения».
Оформление результатов.











Содержание деятельности учащихся
Для аудиторных занятий подготавливаются: осенние листья (разной величины) веточки, плоды и шишки тех деревьев и кустарников, с которыми учащиеся будут ознакомлены на экскурсии (например: опавшие листья берёзы, хвоинки, веточки осины, тополя, плоды липы, клена и т.д.).
Тема 1: Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в осенний период.
Аудиторное занятие перед экскурсией (2 ч).
Чтение (пересказ) обучающимися статей из хрестоматии «Как растения к зиме готовятся», «Есть ли на ветках ранки от опавших растений?», «Идет ли листопад в безветренную погоду?», «Почему ель не сбрасывает листья на зиму?», «У каких деревьев осенью не только листопад?», «Как узнать хвойные деревья».
Определение названия деревьев по опавшим листьям, плодам, шишкам. Игра «Угадай название дерева» (ученики объединяются в группу, получают карточки с иллюстрациями деревьев (дуба, клёна, берёзы, липы, тополя, ясеня, ели, сосны, лиственницы и т. д.). За каждый правильный ответ получают 1 балл.
Опытное исследование опавших листьев с помощью лупы (конец черешка опавших листьев (пробковый слой) – гладкий, округлый; хвоинки покрыты тонким «восковым» налетом).
Опытное исследование опавших веточек осины (вяза, тополя) с помощью лупы (конец ч опавших веточек ровный и гладкий, как и у опавших листьев
Зарисовка иллюстрации из хрестоматии – образование в листе пробковой перегородки; зарисовка листа, веточек и плодов деревьев с натуры (по выбору ученика).
Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты».
Внеаудиторное занятие с привлечением родителей (4 ч) - экскурсия в осенний
пришкольный участок. Вводная беседа перед экскурсией «Правила поведения во время передвижения и на природе».
Деятельность детей в процессе экскурсии: Определение названий лиственных и хвойных деревьев по листьям, веточкам, плодам, шишкам. Зарисовки (фотографирование) лиственных деревьев с частично опавшими листьями и веточками и хвойных деревьев, покрытыми листьями-иголками.
Деятельность родителей: подготовка фотодокументов для пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» - фотографирование природных объектов и детей во время их работы на экскурсии (дети зарисовывают или фотографируют деревья, собирают листья с помощью лупы и т.д.)
Внеаудиторное занятие: подготовка отчетов по материалам экскурсии – рисунков, фотографий осенних деревьев (лиственных и хвойных), фотографии деятельности детей.
Аудиторное занятие (2 ч): Отчеты по материалам наблюдений экскурсии – отбор лучших рисунков и фотографий в методическое пособие. Оформление страниц методического пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» (Глава 1. «Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в осенний период»).
Примечание к теме 2: Для вводного занятия собирают веточки деревьев с зимними почками (веточки тополя, ольхи, калины и т.д.), плоды (рябины, липы, дуба и т. д.) и шишки (ели, сосны); подготавливают материал для опытного исследования почек (за 10-15 дней до занятия в воду ставят веточки тополя (ольхи, калины) с почками).
Место проведения в зимний период должно быть тем же, что и в осенний период. Очень важно, чтобы дети увидели внешние отличительные признаки зимнего леса, сада от осеннего.
Тема 2: Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в зимний период.
Аудиторное вводное занятие перед экскурсией (2 ч).
Чтение (пересказ) обучающимися статей из хрестоматии «Как зимой узнать деревья», «Почему у дуба ветви корявые» «Как зимуют травы, кустарники зимой» Особое внимание обучающиеся обращают на иллюстрации деревьев, которые сопровождают текст.
Опытное исследование веточек тополя с зимней почкой и почки с помощью лупы.
Зарисовка: 1) иллюстрации «Разрез почки»; 2) семян лиственных деревьев или шишек хвойных деревьев (по выбору обучающихся).Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты».
Внеаудиторное занятие с привлечением родителей (4 ч) - экскурсия в зимний парк, пришкольный участок, сад). Вводная беседа перед экскурсией «Правила поведения во время передвижения и на природе». Определение названий лиственных и хвойных деревьев по коре, контурам, опавшим плодам или шишкам. Сбор опавших плодов и шишек. Фотографирование лиственных деревьев с опавшими листьями и хвойных деревьев, покрытых листьями-иголками и снегом.
Внеаудиторное занятие: подготовка отчетов по материалам осенней и зимней экскурсий (презентации, рисунки по памяти, фотографии).
Заключительное аудиторное занятие (2 ч): Отчеты по материалам наблюдений осенней и зимней экскурсий на тему «Что изменилось в жизни растений леса с наступлением зимы». Отбор лучших рисунков и фотографий в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты».
Оформление страниц методического пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» (Глава 2. «Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в зимний период»).
Тема 3: Свойства воздуха
Аудиторное занятие – проведение опытов (2 ч.) Распределение обязанностей: экспериментаторы (проведение опытов), фотографы (фотографирование этапов проведения каждого опыта и его результатов), художники (зарисовка этапов проведения каждого опыта и его результатов), ученые (описание этапов проведения каждого опыта и его результатов).
Постановка опытов Примечание. Можно поставить опыты по выявлению того, что: а) воздух окружает тебя со всех сторон; б) воздух хуже проводит звук, чем дерево; в) воздух прозрачен.
Внеаудиторное занятие (2 ч). Подготовка презентаций – фотографий, зарисовок, описаний этапов проведения опыта.
Оформление страниц методического пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» (Глава 3. «Свойства воздуха»).
Тема 4: Свойства воды.
Аудиторное занятие – проведение опытов (2 ч) Распределение обязанностей: экспериментаторы (проведение опытов), фотографы (фотографирование этапов проведения каждого опыта и его результатов), художники (зарисовка этапов проведения каждого опыта и его результатов), ученые (описание этапов проведения каждого опыта и его результатов).
Постановка опытов, Выявляющих свойства воды, с целью фиксирования этапов проведения каждого опыта (посредством описания, зарисовки, фотографирования).
Примечание. Целесообразно поставить опыты по выявлению того, что: а) вода принимает форму сосуда; б) вода испаряется и т. д. Однако можно предложить учащимся поставить более сложные опыты. Например: «Вода плохо проводит тепло», «Какая капля больше – холодная, теплая или горячая», «Пленка – невидимка» (см. А.И. Шапиро «Тайны окружающего мира или секреты знакомых вещей», - М., Мозаика-синтез, 2002, с. 45-47)
Внеаудиторное занятие (2 ч). Подготовка презентаций – фотографий, зарисовок, описаний этапов проведения опыта.
Заключительное аудиторное занятие (2 ч) Отбор лучших рисунков и фотографий в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты». Оформление страниц методического пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты». (Глава 4. «Свойства воды»).
Тема 5: Условия, необходимые для развития растений
Аудиторное занятие (6 ч). Групповая работа: чтение текста из учебника 2 класса (с. 61-63) «Условия, необходимые для развития растений»; пересказ этапов постановки экспериментов с семенами фасоли или гороха с целью выявления условий, необходимых для прорастания семян (свет, тепло, вода); отбор неповрежденных семян фасоли или гороха для экспериментального исследования условий, необходимых для прорастания семян.
Распределение обязанностей (проведение эксперимента, описание, зарисовка, фотографирование).
Посадка семян растений. Создание разных условий для их прорастания. Фиксирование этапов проведения экспериментов (описание, рисунки, фотографии).
Аудиторное занятие (2 ч): Отчеты по материалам экспериментального исследований; отбор лучших материалов в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты». Оформление страниц методического пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты»
(Глава 5. ««Условия, необходимые для развития растений».



Тематическое планирование и содержание
3-го года занятий проектной деятельностью по курсу «Окружающий мир»
«Изучение природы родного края»
Планируемый результат 3-го года занятий обучающихся – пособие для внеурочной деятельности обучающихся 3 класса «Иллюстративные материалы по постановке опытов и экспериментов» – коллективный продукт, результат совместной работы учащихся (описание этапов проведенных опытов, экспериментов, наблюдений с фотографиями, рисунками, компьютерной презентацией), учителя, библиотекаря школы (пополнение картотеки библиотеки) и родителей (изготовление фотографий этапов и результатов проведения опытов и наблюдений).
Формы проведения внеурочных занятий: экскурсии, выставки, презентации, кружковые занятия, совместная деятельность обучающихся и родителей (постановка опытов и экспериментов в режиме выполнения внеаудиторного занятия).
Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика); работа в малых группах (результат работы 2–4 учеников); коллективная.
Продолжительность: в течение учебного года занятие 1 раз в неделю (всего 34 ч).

№ п/п
Тема аудиторного и внеаудиторного занятия / учебные пособия
Форма организации внеурочной деятельности /
форма занятия
Кол-во часов
Дата





план
факт

1
Свойства воды в жидком состоянии (нагревание, охлаждение, замерзание)

Групповая, коллективная, индивидуальная деятельность / аудиторное занятие: описание этапов постановки опытов по исследованию свойств воды / внеаудиторное занятие: описание (фиксирование с помощью фотоаппарата) этапов постановки одного из опытов / аудиторное занятие: отбор описаний (отчетов) для пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты». Оформление результатов.

2

2


2



2
Определение прозрачности воды

Групповая, индивидуальная и коллективная деятельность / аудиторное занятие: экспериментальное выявление прозрачности воды из водопроводного крана и местного водоема; описание (фиксирование с помощью фотоаппарата) этапов проведения экспериментального
исследования / внеаудиторное занятие: оформление результатов проведенных экспериментов /аудиторное занятие: отбор презентаций для пособия «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов».
Оформление пособия
1
2


2


2



3
Свойства воздуха

Групповая, индивидуальная и коллективная деятельность / аудиторные занятия: экспериментальное выявление свойств воздуха (воздух занимает пространство, обладает упругостью, имеет вес, расширяется при нагревании, сжимается при охлаждении) / внеаудиторные занятия: оформление результатов экспериментальной деятельности (зарисовки, фотографии, презентации) / аудиторное занятие: отбор презентаций для пособия «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия

4




4


2



4
Дневник наблюдений за погодой

Групповая, индивидуальная и коллективная деятельность / аудиторные занятия: составление научных словариков, разработка формы дневника наблюдений / внеаудиторные занятия: наблюдение за погодными изменениями / аудиторные занятия: обсуждение результатов наблюдений, отбор лучших дневников наблюдений для пособия «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия

2

2

2



5
Почва и ее состав

Групповая и коллективная деятельность / аудиторное занятие: опытное исследование состава почвы, выявление, описание или фиксирование с помощью фотоаппарата (рисунков) этапов проведения опытов по исследованию состава почвы / проведения опытов по исследованию состава почвы / внеаудиторное занятие: оформление результатов опытов / аудиторное занятие: обсуждение результатов, выставка презентаций, отбор лучших для пособия внеурочной деятельности «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия

2





2
2













Содержание деятельности учащихся
Тема 1. Свойства воды в жидком состоянии (нагревание, охлаждение, замерзание)
Аудиторные занятия (2 ч) – экспериментальное исследование свойств воды с целью фиксации этапов проведения эксперимента. Проведение эксперимента по выявлению свойств воды при нагревании и охлаждении (при нагревании вода расширяется, при охлаждении вода сжимается).
Выявление этапов проведения экспериментов и их фиксирование (описание, фотографии, зарисовки). Примечание: возможна постановка и других экспериментов. Например: лед, образовавшийся из воды, занимает больший объем (см. А.И. Шапиро «Тайны окружающего мира или секреты знакомых вещей». – М., Мозаимка-Синтез, 2002, с. 14–15).
Внеаудиторные занятия (2 ч) - описание (фиксирование с помощью фотоаппарата) этапов постановки одного из опытов. Оформление результатов аудиторного занятия.
Аудиторные занятия (2 ч): подведение итогов, выставка презентаций, выбор лучших в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.
Тема 2. Определение прозрачности воды
Аудиторные занятия (2 ч): распределение обязанностей между членами клуба (проведение опыта, описание, зарисовка, фотографирование). Опытное исследование прозрачности воды из водопроводного крана и местного водоема (пруда, озера, речки) с целью фиксирования этапов проведения опыта (описание, зарисовка, фотографирование).
Внеаудиторные занятия (2 ч): оформление полученных результатов.
Аудиторные занятия (2 ч): выставка презентаций с целью отбора лучших в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.
Тема 3. Свойства воздуха
Аудиторные занятия (4 ч): распределение обязанностей между членами клуба (проведение опыта, описание, зарисовка, фотографирование). Опытное исследование свойств воздуха с целью фиксирования этапов его проведения (воздух можно взвесить; воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается; теплый воздух легче холодного; воздух занимает пространство). Составление плана оформления результатов. Распределение обязанностей между членами клуба по оформлению результатов.
Внеаудиторные занятия (4 ч): оформление результатов наблюдения за этапами проведения экспериментальных исследований (фотографии, рисунки, описания).
Аудиторные занятия (2 ч): выставка презентаций, отбор лучших в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.
Тема 4. Дневник наблюдений за погодой
Аудиторные занятия (2 ч): составление словарика научных терминов – ветер, снег, туман, гололед, град, роса, иней, дождь, снег, флюгер, анемометр (учебник 3 класса, ч.1, с. 115, 118; Интернет).
Отбор лучших словариков в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов».
Изучение условных знаков для ведения дневника наблюдений за погодой (учебник 3 класса, ч.1, с. 122).
Разработка формы дневника наблюдений (работа в группах).
Выставка дневников наблюдений за погодой. Отбор наиболее удобной для использования формы дневника наблюдений.
Внеаудиторные занятия (2 ч): наблюдение за погодой в течение недели. Запись результатов в дневник наблюдений с помощью условных знаков.
Аудиторные занятия (2 ч): обсуждение индивидуальных результатов наблюдения за погодой.
Отбор лучшего дневника наблюдения в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.
Тема 5. Почва и ее состав
Аудиторные занятия (2 ч): распределение обязанностей между членами клуба (проведение опыта, описание, зарисовка, фотографирование). Изучение состава почвы (определение цвета почвы, наличие полусгнивших остатков растений и мелких животных (перегной), наличие воздуха и воды, наличие минеральных солей, песка и глины) с целью фиксирования этапов проведения опытов. Составление плана оформления результатов. Распределение обязанностей между членами клуба по оформлению результатов.
Внеаудиторные занятия (2 ч): оформление презентаций.
Аудиторные занятия (2 ч): выставка презентаций, отбор лучших в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.

Календарно -тематическое планирование занятий по курсу «Природы родного края» 1 класс

№ п/п
Тема занятия
Дата
Дата



план
факт
план
факт

1
1.Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие): дуб, клен, тополь, ясень, ель, туя, сосна.





2
Сбор листьев. Зарисовка листьев (по контуру выкройки), раскрашивание. Осенние листья. Что общего у разных растений





3
2. Кустарники региона (дикорастущие растения). Узнавание листьев разных кустарников.





4
Травянистые растения родного края. Зарисовка листьев кустарников.





5
3.Техника безопасности: правила дорожного движения во время экскурсии. Правила поведения в природе; в парковой зоне. Правила гигиены





6
Предупредительные знаки «Не ломайте ветки деревьев и кустарников», «Выгул собак запрещен», «Не ходите по зеленому газону». Рисуем и раскрашиваем знаки





7
4. Дикорастущие деревья. Сбор опавших листьев и семян. Экскурсия пришкольный участок





8
Дикорастущие кустарники. Экскурсия





9
Травянистые растения региона.





10
Экскурсия в осенний парк





11
Сбор природного материала





12
Изготовление гербариев





13
5.Культурные растения. Садовые деревья. Узнаем по иллюстрациям





14
Культурные кустарники





15
Травянистые растения, растущие на садовых участках, огородах





16
Работа со справочником об одном растении





17
Составление рассказа «Что я узнал(а) интересного об одном плодовом дереве (кустарнике)»





18
Викторина «Угадай о каком дереве, кустарнике идет речь?»





19
6. Красная книга Крыма, России.





20
Деревья, занесенные в Красную книгу Крыма, России





21
Кустарники, занесенные в Красную книгу Крыма, России





22
Травянистые растения из Красной книги





23
Рисуем растения, занесенные в Красную книгу Крыма, России





24
Составление картотеки растений родного края





25
Составление картотеки «Редкие и исчезающие растения нашего края»





26
Оформление страниц «Определителя растений родного края»





27
7. Растения нашего региона. Обзор литературы в библиотеке





28
Определение растений по рисункам, фотографиям





29
8. Определитель растений региона (деревья, кустарники, травы)





30
Изготовление поделок из природного материала и семян





31
Изготовление поделок из природного материала и семян





32
Выставка поделок, работ учащихся





33
9. Подведение итогов: что нового мы узнали за год.
















Календарно-тематическое планирование занятий по курсу «Природы родного края» 2 класс

№ п/п
Тема занятия
Дата



план
факт

1
Аудиторное занятие.
Лиственные деревья региона (дикорастущие растения) в осенний период. Как растения готовятся к зиме



2
Хвойные деревья региона (дикорастущие) в осенний период. Почему ель не сбрасывает листья на зиму?



3
Определение растений по опавшим листьям, плодам, шишкам.



4
Игра «Угадай название дерева» по иллюстрациям



5
Вводная беседа перед экскурсией «Правила поведения во время передвижения и на природе»



6
Экскурсия на пришкольный участок. Определение названий лиственных и хвойных деревьев



7
Экскурсия. Сбор осенних листьев. Гербарий



8
Опытное исследование опавших веточек вяза, тополя с помощью лупы. Образование пробковой перегородки: зарисовка листа , веточки с натуры. Опыты, наблюдения, эксперименты



9
2. Лиственные (дикорастущие растения) в зимний период



10
Хвойные деревья (дикорастущие растения) в зимний период



11
Как зимуют травы, кустарники зимой



12
Почему у дуба ветви корявые?



13
Опытное исследование веточек тополя с зимней почкой и почки с помощью лупы



14
Экскурсия. Деревья зимой. Фото



15
Сбор опавших плодов, шишек



16
Зарисовка почек, шишек хвойных



17
3. Свойства воздуха



18
Воздух окружает тебя со всех сторон. Опыты



19
Воздух хуже проводит звук, чем дерево



20
Воздух прозрачен. Оформление результатов опытов



21
4. Свойства воды



22
Вода принимает форму сосуда. Опыт



23
Вода испаряется. Вода плохо проводит тепло



24
Постановка опыта. Почему лед плавает на воде?



25
Температура кипения воды



26
Игра «Хранители воды»



27
5. Условия, необходимые для жизни растений



28
Постановка экспериментов с семенами гороха с целью выяснения условий, необходимых для прорастания семян (свет, тепло, вода)



29
Постановка экспериментов с семенами фасоли



30
Наблюдение, зарисовка, описание



31
Наблюдение, зарисовка, описание



32
Оформление пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты»



33
Викторина



34
Подведение итогов: что нового мы узнали за год.





Тематическое планирование занятий по курсу «Природы родного края» 3 класс

№ п/п
Тема занятия
Дата



план
факт

1
Свойства воды в жидком состоянии (нагревание, охлаждение, замерзание).



2
Постановка эксперимента. Нагревание воды (вода расширяется). Температура кипения



3
Опыт. Охлаждение воды. (сжимается)



4
Опыт. Замерзание воды



5
Тайны воды



6
Оформление результатов опытов, экспериментов



7
Определение прозрачности воды. Распределение обязанностей между членами клуба



8
Опытное исследование прозрачности воды из водопроводного крана



9
Опытное исследование прозрачности воды из речки



10
Опытное исследование фильтрованной воды



11
Оформление результатов



12
Презентация «Вода России»



13
Игра «Хранители воды»



14
Свойства воздуха



15
Правила безопасности при постановке опытов, экспериментов



16
Опытное исследование. Взвесим воздух. Воздух имеет вес



17
Опыт. Нагревание воздуха



18
Воздух занимает пространство



19
Зарисовка опытов



20
Викторина «Что мы знаем об воздухе?»



21
Оформление материалов к пособию



22
Дневник наблюдений за погодой



23
Составление словарика научных терминов – ветер, снег, туман, гололед



24
Составление словарика научных терминов – град, роса, иней, дождь, снег, флюгер



25
Наблюдение за погодой в течение недели



26
Ведение дневника наблюдений за погодой



27
Предвестники хорошей и плохой погоды



28
Сбор пословиц, поговорок. Живые барометры



29
Почва и ее состав. Что такое почва?



30
Определение цвета почвы.



31
Наличие воздуха и воды в почве



32
Наличие минеральных солей, песка и глины



33
Фиксация этапов проведения опытов



34
Оформление пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты». Подведение итогов: что нового мы узнали за год.




























































Ќђ Заголовок 115