Проект по окружающему миру, технологии, литературному чтению на тему Насекомые в нашей жизни

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кубинская средняя общеобразовательная школа №2
имени Героя Советского Союза Безбородова В.П





ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
ТЕМА: «НАСЕКОМЫЕ В НАШЕЙ ЖИЗНИ.»






Работу выполнила учитель начальных классов Дударева Ольга Борисовна








Кубинка
2015 г.

Введение
Мы, ученики 2 «В» класса под руководством классного руководителя Дударевой Ольги Борисовны , решили больше узнать о бабочках.
Я, Дударева Ольга Борисовна, учитель начальных классов МБОУ Кубинской сош № 2 имени Героя Советского Союза Безбородова В.П. Одинцовского района Московской области, 1963 года рождения, педстаж 30 лет, окончила Истринское педучилище (Московская область) и МПГУ им. Ленина (г. Москва).
Актуальность: бабочки – многочисленные и очень красивые насекомые, их роль разнообразна. Наблюдение за жизнью и развитием бабочек расширяет кругозор детей и способствует воспитанию бережного отношения к природе.
Тема: Насекомые в нашей жизни.
Название работы : Бабочки в жизни и в искусстве.
Цель работы: развитие интереса к окружающему миру.

Задачи:1. Собрать информацию о бабочках.
2.Сделать выставку работ.
3.Подготовить презентацию для демонстрации в других классах.

Ожидаемые результаты:
1. Собрать и систематизировать собранный материал по направлениям.
2. Отобрать работы для выставки, оформить выставку работ.
3.Показать презентацию в начальных классах.
Методы:
Найти и прочитать научно-популярную литературу о бабочках (энциклопедии), найти фотографии.
Найти загадки о бабочках
Найти сказки о бабочках.
Найти в книгах и в интернете как сделать бабочек из разных материалов (бумаги, пластилина и других материалов)
Найти иллюстрации картин с изображением бабочек.
2.1 Оформить найденную информацию на альбомных листах.
2.2 Отобрать самые удачные работы.
2.3 Развесить отобранные работы.
3.1Сфотографировать полученные работы.
3.2 Подготовить презентацию.
3.3 Пригласить и продемонстрировать презентацию, научить делать бабочек из разных материалов.

Этапы работы
Поготовительный.
Думаем, в каких областях искусства можно найти бабочек.
устное народное творчество
изобразительное искусство
прикладное искусство
Делимся на группы
Ставим задачу перед каждой группой.
Думаем где и как искать нужный материал.

2.Начальный этап.
2.1 Каждая группа рассказывает, что ей удалось найти, где искали, кто помогал искать.
2.2 Думаем, где еще можно поискать информацию.

3.Основной этап.
3.1 Оформляем найденный материал о бабочках на отдельных листах формата А4.
9 интересных фактов о бабочках
Бабочки являются предвестниками наступления весны. Они служат символами любви, тепла, верности. Но какие же существуют самые интересные факты о бабочках? 1.Бабочки служат вторыми превосходными опылителями растений после тружениц-пчёлок.
2. Одна из знаменитых ночных бабочек Attacus aitas имеет размах крыла приблизительно 30 см, и иногда думают, что это пролетела птица.
3. Бабочка вида «Монарх» является самой стойкой, она способна вынести перелёт на расстояние сотен километров.
4. Для того, чтобы овладевать способностью перелёта, бабочки нуждаются в солнечном тепле и свете. Поэтому зимой нет ни одной летающей бабочки.
5. Бабочка имеет 4 крыла, которые покрыты тонкой чешуёй. Дотронувшись до крыльев, можно заметить отпечатки чешуи на руке. Суть в том, что сами крылья очень прозрачны, а чешуя служит для отражения прямых солнечных лучей и придаёт бабочкам различную окраску.
6. Процесс откладывания потомства бабочками происходит на протяжении многих лет на одном и том же месте.
7. Бабочки не спят вообще.
8. Местами обитания бабочек являются все уголки мира. Не существуют бабочки только лишь в Антарктиде.
9. Запах и вкус бабочки чувствуют лапками, поэтому позиция, которую они занимают на растительности - это положении стоя.
Необычное в бабочках
Почему бабочки такие красивые? - зрение, и восприятие цвета у бабочек довольно слабые. Поэтому, чтобы быть узнанными своими сородичами, они должны обладать как можно более яркой окраской. - ярких насекомых побаиваются хищники: броско окрашенные бабочки могут оказаться ядовитыми или просто отвратительными на вкус. Поэтому такая окраска безопаснее. -  у взрослой бабочки в жизни одна цель - оставить после себя потомство, поэтому им просто необходимо красиво приодеться.



- у бражника амфимои Уолкера длина вытянутого хоботка  более 25 см.
- южноамериканские геликониды сами составляют себе любимое блюдо: в течение нескольких часов они старательно смешивают цветочную пыльцу с мёдом и затем с удовольствием сосут этот «коктейль».
- у бабочек удивительный аппетит, некоторые из них могут выпить раствор сахара в количестве, превышающем их собственный вес в два раза.
- в тропиках Старого и Нового Света встречаются ночные бабочки, которые сосут слёзы животных.



3.2 Оформляем на отдельных листах формата А4 найденные загадки о бабочках.
Загадки о бабочках.
В ярком платье модница – Погулять охотница. От цветка к цветку порхает, Утомится – отдыхает.
Сплела себе огромную жилетку, Там спряталась. Пойди, найди кокетку. Прошло время, вдруг оттуда! (Кто поверит в это чудо?) Появляется стройная дамочка! Не гусеница уже, а ...
В поле я над белой кашкой Вдруг заметила ромашку. Я сорвать её хотела, А ромашка улетела.
Над цветком порхает, пляшет, Веерком узорным машет.
Утром ползает, В полдень недвижимо, А вечером летает.
У маленькой Катюши Уселся на макушке Не мотылек, не птичка - Над цветком порхает, пляшет Веерком узорным машет.
Живу червячком, Питаюсь листком, Потом засыпаю, Себя обмотаю, Не ем, не гляжу, Неподвижно лежу, Но снова весной оживаю, Свой дом покидаю, Над лугом порхаю.
На большой цветной ковер Села эскадрилья – То раскроет, то закроет Расписные крылья.
Спал цветок и вдруг проснулся   Больше спать не захотел.  Шевельнулся, встрепенулся,  Взвился вверх и улетел. 

3.3 Оформляем на отдельных листах формата А4 найденные сказки и легенды о бабочках.
Сказка «Три бабочки»
Жили-были три бабочки белая, красная и желтая. Все дни напролет только и дела у них было, что играть да плясать. Особенно если солнце пригревало. Порхают бабочки с цветка на цветок, с одного на другой. То-то весело! Но вот однажды пошел проливной дождь. Промокли бабочки и стали искать, где бы укрыться. А дождь все льет. Добрались бабочки до Белой Лилии и говорят: Укрой нас, позволь от дождя спрятаться. Лилия им в ответ: Так и быть, белую бабочку от дождя спрячу, она на меня похожа, а красная и желтая пусть себе другое место ищут. Тут белая бабочка ей и говорит: Раз ты моих сестриц принять не хочешь, то и я к тебе не пойду! Лучше уж нам вместе под дождем мокнуть! И полетели дальше. А дождь еще пуще льет. Подлетели бабочки к Красному Тюльпану и говорят: Укрой нас, позволь от дождя спрятаться, мы насквозь промокли. Тюльпан им в ответ: Ладно, красную спрячу, она на меня похожа, а белая и желтая пусть себе другое место ищут. Тут красная бабочка ему и говорит: Раз ты моих сестриц принять не хочешь, то и я к тебе не пойду. Лучше уж нам вместе под дождем мокнуть! И полетели дальше. Добрались бабочки до Желтой Розы и говорят: Укрой нас, позволь от дождя спрятаться, мы насквозь промокли. Роза им в ответ: Желтую спрячу, она на меня похожа, а белая и красная пусть себе другое место ищут. Тут желтая бабочка ей и говорит: Раз ты моих сестриц принять не хочешь, то и я к тебе не пойду! Лучше уж нам вместе под дождем мокнуть! Услыхало солнце, что за тучами скрывалось, слова бабочек и обрадовалось: есть же на свете такая верная дружба! И решило бабочкам помочь. Прогнало солнце дождь и снова засияло, сад осветило, бабочкам крылья высушило. Стали они взад-вперед летать. Играют, пляшут, с цветка на цветок порхают. Только к Лилии, к Тюльпану и к Розе больше не подлетали. Так те и засохли одни-одинешеньки. Веселились бабочки, кружились до самого вечера. А как вечер настал, спать легли. Что с ними дальше было, про то не ведаю. Только знаю, что дружба в любой беде опора.
Мифы и легенды
В Японии считают, что увидеть бабочку у себя в доме  к счастью: они символизируют все лучшее в жизни человека. Поэтому ритуальный «танец бабочек», выражающий радость жизни, традиционно открывает здесь торжественные шествия и праздники. Именно в древнеяпонской классике впервые описан обычай выпускать на свадьбе пару живых бабочек. В Японии это насекомое считают символом экстатической радости, женской суетливости и ремесла гейш; пара бабочек символизирует супружеское счастье.
В Китае до сих пор жених перед свадьбой дарит невесте живую или нефритовую бабочку  символ неизменной любви. В Китае это крылатое существо обозначает бессмертие, досуг в изобилии, радость и лето.В Китае бабочка  эмблема развлечений и знак влюбленных. Китайское слово, обозначающее бабочку, омоним слова «слива», а также слова «семьдесят»  отсюда, возможно, происходит метафора, обозначающая красоту в преклонном возрасте. Изображенная со сливой бабочка символизирует долгожительство и красоту, с хризантемой  красоту в старости, с пером  долголетие.
В Бирме полагали, что «вин-лайк-пья», то есть душа-бабочка, вылетает из тела во время сна, встречается с душами-бабочками других людей и животных и возвращается, когда спящий проснется. Бирманским детям и поныне внушают, что нельзя внезапно будить человека, потому что «вин-лайк-пья» может не успеть вернуться и человек умрет.
В Древней Мексике бабочка относилась к атрибутам бога растительности, весны и любви, «Принца цветов» Шочипильи. Кроме того, она была связана с Солнцем и являлась символом колышащегося огня. Обрубленная каменными ножами (итцли) бабочка  это богиня судьбы Ицпапалотль, «Обсидиановая бабочка», ночной дух пламенеющих звезд и вместе с тем  символ душ женщин, умерших при родах.

3.4 Оформляем на отдельных листах формата А4 найденные стихи о бабочках.
Стихи о бабочках
Бабочка Ты прав. - Одним воздушным очертаньем Я так мила. Весь бархат мой с его живым миганьем - Лишь два крыла. Не спрашивай: откуда появилась? Куда спешу? Здесь на цветок я легкий опустилась, И вот - дышу. На долго ли без цели, без усилья, Дышать хочу? Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья И улечу. А. Фет
Бабочка в госпитальном саду. Из тени в свет перелетая,  Она сама и тень и свет,  Где родилась она такая,  Почти лишенная примет?  Она летает, приседая,  Она, должно быть, из Китая,  Здесь на нее похожих нет,  Она из тех забытых лет,  Где капля малая лазори  Как море синее во взоре.  Она клянется: навсегда! -  Не держит слова никогда,  Она едва до двух считает,  Не понимает ничего,  Из целой азбуки читает  Две гласных буквы - А и О.
А имя бабочки - рисунок,  Нельзя произнести его,  И для чего ей быть в покое?  Она как зеркальце простое.  Пожалуйста, не улетай,  О госпожа моя, в Китай!  Не надо, не ищи Китая,  Из тени в свет перелетая.  Душа, зачем тебе Китай?  О госпожа моя цветная,  Пожалуйста, не улетай!  Арсений Тарковский
С. Богдан Бабочка-красавица, В ярком, цветном платьице, Покружилась, полетала, Села на цветок, устала - Не для отдыха я села, Я нектар цветочный ела. Н. Шумов Я, ребята, бабочка Домик мой – не баночка. Уберите свой сачок И закройте на крючок. Потихоньку подходите. Полюбуйтесь-поглядите! А появится охота – Можно даже сделать фото.  Г. Ряскина На лесной полянке чудо - на цветочках  бантики, это бабочки расселись как цветные фантики. 
3.5 Оформляем на отдельных листах формата А4 найденные иллюстрации с картин о бабочках.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




3.6 Делаем бабочек из бумаги (оригами, квилинг)





3.7 Рисуем бабочек.











3.8 Делаем бабочек из пластилина.

3.9 Делаем бабочек из ткани и пуговиц.

3.10 Отбираем самые удачные работы.
3.11 Фотографируем работы для презентации.
3.12 Оформляем выставку работ, развешиваем: листы с бабочками, стихи . сказки, загадки, иллюстрации картин, бабочек (оригами), бабочек (пластилин), рисунки бабочек, бабочек из картона и пуговиц.
3.13 Создаем презентацию по проделанной работе о бабочках.
3.14 Приглашаем другие классы, показываем им презентацию и выставку.
3.15 Показываем родителям (на родительском собрании), какой материал мы собрали, каких бабочек научились делать.
4. Заключительный этап.
4.1 Собрали информацию.
4.2 Изучили литературу.
4.3 Нашли рисунки, фотографии, стихи, сказки, загадки, иллюстрации картин.
4.4 Научились делать бабочек из разных материалов.
4.5 Оформили выставку работ.
4.6 Подготовили презентацию.
4.7 Показали презентацию другим детям и родителям.

Вывод: я считаю, что цель нашего проекта частично достигнута, использована помощь родителей и учителя, детей заинтересовала информация о бабочках, которую они нашли, обнаружив огромное количество материала, они решили продолжить работу над проектом в следующем учебном году.

Рисунок 50Рисунок 49 Лебедева ЕРисунок 28Лебедева Е.В. Сон о летебабочка своими рукамиРисунок 1бабочка своими рукамиРисунок 17