Конспект урока по теме Имя прилагательное (повторение изученного в 5 классе)
Имя прилагательное как часть речи (повторение изученного в 5 классе)
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.
Цели: повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки.
Задачи урока:
1) образовательные:
создать условия для повторения и систематизации знаний учащихся об имени прилагательном
способствовать формированию умения обосновывать выбор падежных окончаний прилагательных, определять синтаксическую роль прилагательных в предложении.
2) развивающие:
развивать мыслительные способности учащихся при выполнении логических операций распознания имён прилагательных в тексте
3) воспитательные:
Способствовать воспитанию любви к языку через выразительные возможности прилагательных, пониманию эстетической функции слова, активному использованию прилагательных в устной и письменной речи.
Оборудование: проектор, ноутбук, толковый словарь, карточки с текстами.
Ход урока
Организационный момент. Записываем число, классная работа, тему урока /Имя прилагательное как часть речи/.
-Скажите, вы уже знакомы с именем прилагательным или это для вас новое? По опорным фразам (слайд2) сформулируйте цели и задачи урока. Итак, что мы сегодня на уроке будем делать? (ответы учащихся)
Этап актуализации знаний Слайд № 3.
1.Имя прилагательное – часть речи, обозначающая признак предмета.
Отвечает на вопрос «какой? чей?».
Изменяется по родам, падежам, числам.
Имеют полную и краткую форму.
В предложении бывают определениями ( полная форма) и сказуемыми (полная и краткая форма).
2.Давайте подтвердим эти утверждения примерами.
Перед вами учебник- пар.55, упр320. Давайте посмотрим, как изменяется прилагательное по падежа, родам, числам. Выпишите в тетрадь
словосочетание «сущ.+прил.» и определите падеж.
-Но давайте вспомним, с какой частью речи согласуется прилагательное?
(Прилагательное согласуется с существительным в роде, числе, падеже.).
3.А теперь вам задание сложнее.
Перед вами карточки. № 1. У каждого разный вариант. Определите род, число, падеж прилагательных.
Карточка № 1
№1
В древнем городе (м.р., ед.ч., П.п.)
Чайной розой (ж.р., ед.ч., Т.п.)
Белая ромашка (ж.р., ед.ч., И.п.)
По широкому полю( ср.р., ед.ч., Д.п.)
На царском троне (м.р., ед.ч., П.п.)
Карточка № 1
№2
В хрустальной вазе (ж.р., ед.ч., П.п.)
Ароматным пирогом (м.р., ед.ч., Т.п.)
Грамотная речь(ж.р., ед.ч., И.п.)
Солнечным зайчиком (м.р., ед.ч., Т.п.)
У синего моря (ср.р., ед.ч., Р.п.)
4.Теперь давайте посмотрим на синтаксическую функцию прилагательного.
Упр.322
Разберите предложение по членам предложения и укажите части речи.
Дайте характеристику второму предложению .
Давайте теперь посмотрим, для чего служат прилагательные в речи.
Слайд № 4
«Поздняя осень»
Над землей низко подымается уже холодное солнце, бежит холодный ветер, несутся холодные тучи Жизнь замирает тихо, незаметно. Земля всё больше проступает из-под зелени своей чернотой, в небе господствуют холодные тона. И вот наступает день, когда на эту смирившуюся и притихшую, будто овдовевшую землю падают миллионы снежинок и вся она становится ровна, одноцветна и бела
В.Г. Короленко
Какое настроение создает у вас текст?
Найдите слова, которые помогают «почувствовать» ПОЗДНЮЮ осень?
(Холодное, ровна, одноцветна, бела, смирившаяся, притихшая, овдовевшая)
Объясните лексическое значение словосочетания «овдовевшая земля».
Работа с толковым словарем. ( Стать вдовцом или вдовой, т.е потерять кого-либо). Это слово дано в прямом значении ( Нет).
А в каком?
Какое значение оно принимает в тексте?
Как называется этот троп?
Какие чувства передает автор с помощью этого эпитета?
Почему эпитет «холодная» повторяется несколько раз? Это речевая ошибка?
Отражает ли заглавие «Поздняя осень» «настроение» текста?
Объясните лексическое значение слова «поздняя». Работа со словарем.
Можно ли заменить это прилагательное в названии другим?
Вот такой силой обладает прилагательное в речи. Оно дает точную и яркую характеристику предмету.
Итак, для чего служит прилагательное в тексте?
( Дает характеристику, передает чувства, эмоции)
Давайте представим, что будет с текстом, если мы уберем прилагательные?
Прочитайте текст без прилагательных? Слайд № 7
Что происходит с текстом? (он стал скучным, утратил эмоции)
А теперь попробуйте подобрать свои прилагательные к словам
Солнце, ветер, тучи, тона, земля.
Вставьте их в пропуски на карточках №2
Над землей низко подымается уже ______________ солнце, бежит ______________ветер, несутся ___________тучи Жизнь замирает тихо, незаметно. Земля проступает из-под зелени чернотой, в небе господствуют _____________тона. И вот наступает день, когда на смирившуюся и притихшую, будто овдовевшую землю падают миллионы снежинок, и она становится ____________, __________и _____________.В.Г. Короленко
Прочитайте свои варианты.
Как изменился текст? (Текст изменяется, появляются новые краски.)
А какая у тебя получилась осень?
Это равноценно тому, что в музыкальное произведение добавили новые аккорды, а в немногоцветную картину – новые краски – появилось новое произведение. Теперь мы понимаем, как бывает важно найти красивое, точное, образное прилагательное. Какое это трудоёмкое, но вместе с тем интересное занятие.
Учащиеся делают вывод о том, что имена прилагательные придают тексту точность, образность, эмоциональность.
-Вы видите, как богат наш русский язык, сколько существует слов только для названия признаков предмета.
Подведение итогов. Слайд № 8
Что вы узнали об имени прилагательном?
Закончить наш урок мне хочется вот таким стихотворением. Слайд № 9
Очень занимательное –
Имя прилагательное
Трудно будет без него,
Если пропадёт оно.
Ну, представь-ка себе это!
Как без признаков предмета
Будешь спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Не скажем мы “прекрасное”
Не скажем “безобразное”?
Не скажем маме “милая, красивая, любимая”,
Отцу и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При – ла – га – тель – ные.
Чтобы всё отлично стало,
Разных признаков немало
Будем всюду замечать
И к месту в речи
Их вставлять.
Домашнее задание. Напишите сочинение -миниатюру, в котором главным героем будет прилагательное.
Оценки за урок.
13PAGE 15
13PAGE 14415