Конспект урока Повторение изученного по теме Имя прилагательное (6 класс) 
МКОУ «Дьяконовская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза А.М.Ломакина»
Повторение изученного по теме «Имя прилагательное»
(урок русского языка в 6 классе)
                                                                       Подготовила
                                                                               учитель русского
                                                                                    языка и литературы
                                                                          Мальцева И.Д.
2017 год
         Цель урока: повторить и систематизировать сведения об имени прилагательном и основных орфографических правилах, с ним связанных, подготовиться к контрольной работе; формировать навыки объяснения зависимости написания слова от его значения и строения.
         Задачи:
- развивать умения определять разряды прилагательных, правильно образовывать формы степеней сравнения, образовывать краткую форму прилагательных;
- развивать  творческие способности обучающихся;
- воспитывать интерес к изучению русского языка, любовь к природе.
Планируемые образовательные результаты
          Предметные: 
          знать, как характеризовать имя прилагательное по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; какова роль употребления прилагательных в речи; 
          уметь рассказать об имени прилагательном в форме научного описания; доказать принадлежность слова к имени прилагательному в форме рассуждения; определять морфологические признаки прилагательного, употреблять прилагательные в речи.
         Метапредметные:
         -овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; 
         -умение вести самостоятельный поиск информации;
         -способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.
         Личностные:
         -желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
         -понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
          Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, фронтальная, работа в парах, по вариантам.
         Оборудование: экран, компьютер, мультимедийный проектор.
         Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, книжки-малышки.
 
                                     Сценарный план
   I .Мотивация к учебной деятельности.
        - Ребята, приготовились к уроку? Посмотрите, все ль у вас в порядке? На месте ль ручка, книжка и тетрадка?
         - Вы пришли сюда учиться,
           Не лениться, а трудиться.
           Работайте старательно,
           Слушайте внимательно.
        II.Актуализация и пробное учебное действие.        - Начну сегодня  наш урок я с загадки.   
С существительным дружу
И нисколько не тужу.
Моя основная примета:
Обозначаю признак предмета.
Лед какой? Холодный, гладкий.
Чай какой? Горячий, сладкий.
Изменяюсь по родам,
Числам и падежам.
Люблю детей внимательных.
        Я же ???                (  прилагательное!)
         - Догадались, о чем пойдет речь на нашем уроке?   (О прилагательном)
         - А мы же его уже изучили.  Чем же займемся сейчас?  (Будем повторять, обобщать, систематизировать изученное).  
           Работа с поэтическим текстом.
Люблю красу родного края,
Его бескрайние, широкие поля,
И каждый колосок, и ивы над рекою,
И звонкие напевы соловья.
Как хороши они прохладной,
Майской ночью,
Тревожит душу звонкий голосок,
О чем поет он, что сказать он хочет?
Спрошу его, в ответ лишь – чок да чок! ...
                                                        Елена Дьяченко
    
         - Определите тему и  основную мысль стихотворения.
         - Найдите в тексте прилагательные и назовите их.
         - Какую роль они выполняют в этом стихотворении?  (Помогают увидеть необыкновенную красоту родного края). 
         -Давайте сделаем вывод, для чего нужны имена прилагательные в языке?
          Вывод: Прилагательные позволяют передать красоту и разнообразие окружающего мира. А нашей речи придают  точность, меткость, особую выразительность, образность, яркость. Без прилагательных наша была бы похожа на картину, написанную серой краской. 
         III. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
         -Действительно, без прилагательных наша речь была бы серой, невыразительной. Сейчас вы еще раз в этом убедитесь.
         -Прочитайте текст.
       Зимой и летом, осенью и весною видим мы лес! Выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Лежат под деревьями сугробы. Над тропинками арками согнулись под тяжестью инея стволы берез. Шапками снега покрыты ветви елей.
        Какой-то жизнью полнится лес. От дерева к дереву тянутся чьи-то следы и следочки.
         - Понравился он вам? Почему?
         - А теперь прочитайте вот этот текст. Что вы скажете о нём?
         Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес! В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.
        Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи следочки.
       IV.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.         -Перед вами на столах лежат книжки-малышки.  Сейчас  мы не просто полистаем их, а выполним задания. Эти книжки не доработаны автором, ваша задача доработать их к концу урока самим. На каждой странице книги написана изученная на прошлых уроках тема, после нее –  задание. Но прежде чем его выполнить, нужно вспомнить правило. 
         -Итак, готовы?
            Разряды  прилагательных
           - Помогают сделать текст ярким и красочным прилагательные, которые делятся на три разряда. Назовите их. (Качественные, относительные и притяжательные).
         - Что обозначают качественные прилагательные? (Признак предмета, который может быть в большей или меньшей степени).
         - Чем качественные прилагательные отличаются от относительных и притяжательных?  (Имеют степени сравнения и могут стоять в краткой форме).
         - Что обозначают относительные прилагательные? (Пространственные, временные признаки, материал, из которого сделан предмет).
         - Что обозначают притяжательные прилагательные? (Принадлежность лицу или животному).
         - На какой вопрос отвечают притяжательные имена прилагательные? (Чей?)
         Задание: выпишите из текста (1 группа) качественные прилагательные, (2 группа) относительные и притяжательные.
Качественные Относительные Притяжательные
Хорош
Тихий
Глубокие
Чистые
Белыми 
Молодых
Тяжелыми
Белого
Темно-зеленые
Высоких
Маленьких
Легкие
Маленькие  Русский
Зимний 
Лесными
Кружевными 
Зимний 
Беличьи
Мышиные
Птичьи
(Проверяем по слайду)
         Физкультминутка.  (Учащиеся выполняют движения в соответствии с текстом)
Раз, два – скачут по опушке                             Полотенцем растирались.
Две зеленые лягушки.                                       Ножками топали,
Прыг-скок, прыг-скок,                                      Ручками хлопали,
Прыгай с пятки на носок.                                 Вправо-влево наклонялись,
На болоте две подружки,                                  Приседали, выпрямлялись.
Две зеленые лягушки,                                       Потом дружно заУтром рано умывались,                                    Работу принимались.
         V.Этап включения в систему знаний и повторения
            1. Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными
 (Работа по вариантам: 1 вар. выписывает словосочетания, в котором Не с прилагательными пишется слитно, 2 вар. – раздельно)
         Он говорил (не)правду, а ложь; (не)красивый поступок; (не)ряшливый вид; (не)глубокая речонка; (не)глубокий, но рыбный пруд, далеко (не) красивый поступок; (не)интересный рассказ; (не) широкая, а узкая канава; (не)высокий кустарник; вовсе не аккуратная ученица.
1 вариант: некрасивый поступок; неряшливый вид; неглубокая речонка; неглубокий, но рыбный пруд; неинтересный рассказ; невысокий кустарник.
2 вариант: он говорил не правду, а ложь; далеко не красивый поступок; не широкая, а узкая канав ; вовсе не аккуратная ученица.
          2. Степени сравнения имен прилагательных
          -Какие степени сравнения  имеют имена прилагательные?
(Сравнительную и превосходную.  И сравнительная, и превосходная степень имеют две формы: простую и составную).          - Назовите суффиксы, с помощью которых образуется простая форма сравнительной степени? (-ее (-ей), -е, -ше).
          -Назовите суффиксы, с помощью которых образуется простая форма превосходной степени. (-айш, -ейш)
         -Как образуется составная форма сравнительной степени? (Более +н.ф.)
        -Как образуется составная форма превосходной степени?  (Самый, наиболее +н.ф.)
          - Образуйте и запишите простую и составную форму  сравнительной степени (1 вариант), простую и составную форму превосходной степени (2 вариант).
Мягкий-    мягче, более мягкий;                 мягчайший, самый мягкий
Сладкий -  слаще, более сладкий;              сладчайший, самый сладкий
Твёрдый-   твёрже, более твердый;            твердейший, самый твердый
Свободный- свободнее, более свободный;   свободнейший, самый свободный
Красивый- красивее, более красивый;      красивейший, самый красивый
Удобный- удобнее, более удобный;             удобнейший, самый удобный
         3. Одна и две буквы  в суффиксах прилагательных.
          -В каких суффиксах пишется одна Н?
          -В каких суффиксах пишется две буквы НН?
          
       Образуйте от существительных прилагательные. (Работа в парах)
         Серебро - …, дерево-…, клюква-…, лебедь-…, стекло-…, тыква-…, лед-…, туман-…, утро-…, цена-…
       4. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных  
             -Когда в суффиксах и окончаниях прилагательных, образованных от существительных, после шипящих и Ц пишется буква О , а когда – Е? 
              Реч...вой, морж...вый, свинц...вый, ситц...вый,    плюш...вый, камыш...вый, глянц...вый,  песц...вый, больш...го, чуж...м, колюч...го , песц...вый, больш...го, чуж...м, колюч...го.
           1 вариант выписывает слова с буквой О после шипящих, 2 вариант – с буквой Е.                                                   
         5. Различение на письме суффиксов прилагательных –К –  и  -СК-
         -Вставьте пропущенные буквы.
Киргиз..ая, француз..ая, рус..ая, немец..ая,  грузин..ая, китай..ая, турец..ая, швед..ая.
         -Какое правило помогло вам справиться с этим заданием?
         5. Сложные прилагательные
         -Пришло время повторить последнюю орфограмму. Скажите, какое правило нужно знать, чтобы раскрыть скобки? 
(1 вар. выписывает прилагательные, которые пишутся через дефис, 2 вар. – прилагательные, которые пишутся слитно).
1. (Горько) сладкая полынь                   6. (Ярко) красный цветок
2. (Широко) плечий юноша                  7. (Бело) ствольные берёзы
3. (Длинно ) крылые ласточки              8. (Средне) европейский климат
4. (Юго) восточный берег                      9. (Железно) дорожный мост 
5. (Древне) русская литература            10.(Отчётно) выборное собрание  
       VI. Итог урока.     Рефлексия. 
        - Какие орфограммы мы повторили сегодня на уроке?
        - Как вы оцениваете свою работу?
 - Как вы считаете, что помогло вам успешно справиться с заданиями ? - Какие задания были самыми трудными? Как вы с ними справились?
  Домашнее задание.
 Сделайте морфологический разбор прилагательного, раскройте скобки.
Издали услышал Владимир (не) обычный шум и говор.
      Сделайте морфемный разбор слова небольшой.
      (Если дети не успели выполнить все задания, то они могут сделать это дома, что и будет домашним заданием)
                                                   Повторение изученного 
                                                      по   теме
                                                     «Имя прилагательное»
                                                 
                                               
                                                6 класс
                                                                2017 год
Я – часть речи интересная, широко в миру известная:                                           
  Опишу любой предмет – в этом равных со мной нет.                                           
 Речь со мною выразительна, и точна, и удивительна.                                             
  Чтоб красиво говорить, мною нужно дорожить!                                                  
                                                                    О. Головко                                                 
                                                                                                                                        
 С существительным дружу
И нисколько не тужу.
Моя основная примета:
Обозначаю признак предмета.
Лед какой? Холодный, гладкий.
Чай какой? Горячий, сладкий.
Изменяюсь по родам,
Числам и падежам.
Люблю детей внимательных.
 Я же ??? (Имя прилагательное)                      
Домашнее задание.                                                                                               Цель: повторить и систематизировать 
1.Сделайте морфологический разбор                                                                  сведения об имени прилагательном и
   прилагательного, раскройте  скобки.                                                               основных    орфографических правилах,
Издали услышал Владимир (не) обычный шум и говор.                                   с ним связанных
2. Сделайте морфемный разбор слова небольшой.
                                                                                                                 
        1.Разряды  прилагательных                                                                     6. Сложные прилагательные
        Зимой и летом, осенью и весною хорош русский                             (Горько) сладкая полынь,  (широко) плечий юноша
   лес! В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на                           (длинно ) крылые ласточки, (юго) восточный берег,  
   лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие,                                   (древне) русская литература, (ярко) красный цветок,   
   чистые лежат под деревьями сугробы. Над                                        (бело) ствольные берёзы, (средне) европейский       
 лесными тропинками кружевными белыми арками                               климат, (железно) дорожный мост, (отчетно) вы-
согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез.                         ное собрание.                       
       Тяжелыми шапками белого снега покрыты                                    1 группа. Выпишите прилагательные, которые
   темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.                                пишутся через дефис:
         Невидимой жизнью полнится зимний лес. 
От дерева к дереву тянутся легкие беличьи следы,
    маленькие мышиные и птичьи следочки.                                          
                                                                                                                     2 группа. Выпишите прилагательные, которые   
                                                           пишутся слитно:
                                                                                                                  Задание: выпишите из текста (1 группа)
  5. Различение на письме суффиксов                                                качественные прилагательные:                                        
 прилагательных –К –  и  -СК-                                                               
 -Вставьте пропущенные буквы.                                                              
                                                                                                                       
Киргиз..ая, француз..ая, рус..ая, немец..ая,                                               
                                                                                                                        
 грузин..ая, китай..ая, турец..ая, швед..ая.                                                   
                                                                                                                 (2 группа)  относительные и притяжательные:
   2. Степени сравнения имен прилагательных                                        3. Одна и две буквы Н в суффиксах
  Образуйте и запишите                                                                                               прилагательных
(1 вариант)                                                                                                   Образуйте от существительных прилагательные:
простую и составную форму  сравнительной степени:                         серебро - …                          дерево-…
                                                                                                                     клюква-…                            лебедь-…
мягкий -                                                                                                      стекло-…                              тыква-…
сладкий -                                                                                                     лед-…                                   туман-…                            
твердый-                                                                                                      утро-…                                  цена-…
свободный-                                                                                                 
красивый-                                                                                                   
удобный-                                                                                                     4. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах
                                                                                                                      прилагательных      
                                                                                                                       Реч...вой, морж...вый, свинц...вый, ситц...вый,
                                                                                                                      плюш...вый, камыш...вый, глянц...вый, песц...вый,
(2 вариант)                                                                                                  больш...го, чуж...м, колюч...го ,  дремуч...й,     
                                                                                                                       старш...й,  о младш...м.
 простую и составную форму превосходной степени:                           1 вариант. Выпишите слова с буквой О в суффиксе:
                                                                                                                                          
мягкий -                                                                                                                    
сладкий -                                                                                                      
твердый- 
свободный-                                                                                                 2 вариант. Выпишите слова с буквой Е в суффиксе:  
красивый-                                                                                                              
удобный-