Повторение и обобщение изученного по теме Имя прилагательное 
 Тема урока: «Повторение и обобщение изученного  
              по теме «Имя прилагательное»
 Тема разговора: «Зимнее утро»
 Тип урока: урок словесности
 Цели:
 - повторение теоретических понятий по теме;
 - обобщение всех сведений об имени прилагательном;
- развитие художественной зоркости через постижение роли прилагательных 
  в тексте;
 - развитие умения анализировать текст с различных точек зрения;
 - воспитание эстетического вкуса в области литературы.
  Оборудование:
 -портрет И.А.Бунина;
 - книги И.А.Бунина;
 - рукописный «Словарь «зимних слов»;
 - творческие работы детей (выставка);
 - диск с записью музыкальной  пьесы П.И.Чайковского «Зимнее утро»;
 - распечатки текста И.А.Бунина.
   Эпиграф на доске:            Остановись… в изумлении перед красотой - и 
                                                  в твоем сердце расцветет человеческая красота.
                                                                                                              В.Сухомлинский
  
                                              Х О Д     У Р О К А
1.ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
- Сегодня, ребята, вы завершили 1-ый, творческий,  этап необычной контрольной работы, предложенной во время изучения темы «Имя прилагательное»: вы все представили творческие работы «Зима глазами писателя(поэта)… и моими глазами». На протяжении ряда уроков мы наслаждались стихами и прозой великих мастеров слова, которые вы читали всем, и теми работами, которые создали вы: сочинениями, стихами, рисунками. Вот выставка этих работ, представивших красоту зимней природы. И здесь же рукописный «Словарь «зимних слов», который мы составляли вместе долгое время. Он нам сегодня пригодится.
 Настала моя очередь продемонстрировать вам то видение зимней природы, которое близко моему восприятию мира.
 Я предлагаю вам текст, принадлежащий перу И.Бунина. Посмотрите на эпиграф: (читает).Я хочу призвать вас вместе с Буниным остановиться перед красотой зимней природы и красотой русского слова, мастером которого был И.А.Бунин.
 На базе этого текста мы проведем с вами поисково-исследовательскую работу, которая поможет нам достичь цели нашего урока. Ее, я уверена, вы легко определите по названию темы( Тема записана на доске). Да, мы повторим изученное, но еще посмотрим на имя прилагательное с точки зрения его образной функции.
 Запишем тему урока и приготовимся к прослушиванию текста.
2.АНАЛИЗ ТЕКСТА. (Текст на парте у каждого)(Чтение учителем)
   Утро! Выглядываю в кусочек окна, не зарисованный морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!
   Над глубокими, свежими и пушистыми снегами - синее, огромное и удивительно нежное небо…
   Солнце еще за лесом, просека в голубой тени. В колеях санного следа тень совершенно синяя.
   Две галки звонко и радостно сказали что-то друг другу. Одна из них опустилась на самую верхнюю веточку густо-зеленой стройной ели, закачалась…- и густо посыпалась и стала медленно опускаться радужная снежная пыль. Галка засмеялась от удовольствия, но тотчас  же смолкла…(И.Бунин)
 а)Беседа по тексту.
  - Какова тема текста? (Широкая и узкая). Нужно ли читать весь текст, чтобы это определить?
- От какого  лица написан текст? О чем это говорит? Слышим мы голос автора?
 - Отсюда ясен стиль. Какой это стиль?
 - Элементы каких типов речи здесь сочетаются? Как 1-ый абзац подсказывает, что будет описание?
 - Сколько частей в тексте? Микротемы каковы?
 - В какой части выражена главная мысль?(Какое великолепие…)
 - Найдите в последней части слово, созвучное по смыслу и по ощущениям(удовольствие).
 - Как такое построение «работает»на авторский замысел?( Восторг испытывают все: люди и птицы, всем хорошо)
 - Каким словом можно определить такое единение человека и природы?( Гармония)
 - Да. Гармония. Посмотрите на доску: вот значение этого слова( на оборотной стороне доски).Гармония – это слияние компонентов в одно целое, взаимное соответствие. Можно здесь говорить о слиянии?
 - Почему птицы у Бунина говорят, смеются?
 - В чем проявляется индивидуальный стиль автора?
  б) Лексическая работа (эпитет)
  - Языковые средства не бывают случайными. Словами какой части речи насыщен текст? Почему? А слов какой части речи мало?
 - Найдите прилагательные, употребляемые в переносном значении? Запишем их и составим словосочетания, чтобы доказать этот факт.
 С в е ж и м и (снегами, продуктами)
 П у ш и с т ы м и (снегами, цыплятами)
 Н е ж н о е (небо, прикосновение)
 Р а д у ж н а я (пыль, дорожка)
  - Легко ли к этим значениям подобрать синонимы? Почему?
 - Чем являются эти прилагательные в тексте? Как называется это изобразительное средство? ( Эпитет)
( На доске определение: Эпитет- это определение, прибавляемое к названию предмета с целью придать художественную  выразительность, почувствовать отношение автора к нему) - Эпитеты бывают изобразительные  и выразительные. В чем отличие? Найдите в тексте. Они цветовые или звуковые?
 - Обратим внимание на цветовые эпитеты. Подумайте, какие нужны краски, чтобы нарисовать подобную картину? 
 - Удивительно!7!И это зимой! Вот что значит писательское мастерство!
  в). Повторение сведений о прилагательном
 - Какой разряд прилагательных не представлен в тексте?
 - Найдите относительное прилагательное (санного). А какое из относительных перешло в разряд качественных? ( Снежная)
 - Почему преобладают качественные?
 - Как практически отличить их?
 - Есть ли прилагательные в сравнительной степени? А в превосходной?
 - Запишем словосочетание с прилагательным в превосходной степени.(Самую верхнюю веточку).Определите род, число и падеж прилагательного. Можно ли образовать простую форму превосходной степени?
 - А от слова «глубокий» можно? Образуйте?
 - А краткую форму можно образовать?
 - Что мы доказали? ( Качественные)
 - Посмотрим на текст с орфографической точки зрения. Какие слова стоит записать и запомнить (Кусочек, колеях, медленно, тотчас же, что-то, просека, великолепие) г). Синтаксическая работа
 - Какими членами предложения являются прилагательные  2-го абзаца? Почему в этом предложении используется тире? 
 - Найдите односоставные предложения в 1-ой части. Подлежащные они или сказуемные? Есть ли односоставные предложения в последней части текста?
  -Есть здесь сложные предложения? Выпишем грамматические основы этого предложения. Почему между частями этого предложения стоит  тире? Начертим схему предложения.
 - Выпишем предложение «В колеях…». Выполним его синтаксический разбор. Какова синтаксическая роль прилагательных?
 - Обратим внимание на абзацное деление текста. На чем оно основывается?
 3.ИТОГИ.
  - Итак, я увидела, что вы умеете всматриваться, вести поиск и исследование. Вспомним, какие цели мы ставили в начале урока. Мы их достигли? Как вы думаете?
 - Согласитесь, ребята, мы убедились в том, что в языке все взаимосвязано.  Нельзя учиться грамматике в отрыве от значения слова, в отрыве от его образной функции.
  - Прочтите текст без прилагательных. Каким он стал? 
 - Да, бедным и скучным. Значит, давайте делать нашу речь образной и богатой, употребляя прилагательные. Обратимся к нашему «Словарю «зимних слов»,пополним его словами из текста.
  4.ПОДГОТОВКА ПОЧВЫ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ
- Вы без труда назвали тему текста, и мы говорили о восторге, который испытываем при восприятии этой картины. Но я вам приготовила еще кое-что. Послушайте. Вот тоже картина зимнего утра.
 (Читает учитель стихотворение)
 За окнами – снега, степная гладь и ширь,
 На переплетах рам – следы ночной пурги…
 Как тих и скучен дом! Как съежился снегирь
 От стужи за окном…
 - Ваши впечатления? Созвучно стихотворение настроению текста? А ведь это тоже Бунин! Удивительно? Или естественно? Да, зимнее утро разным бывает. А сейчас послушайте, как передает свои впечатления об утре композитор П.И.Чайковский.
(Звучит пьеса П.И.Чайковского «Зимнее утро»)
 - Надеюсь, что создала у вас то настроение, которое вы сможете перенести в творческую работу: дома напишите миниатюру « Зимнее утро». Вспомните утро доброе, радостное или, наоборот, грустное и напишите несколько предложений о том, что и как увидели. Не забудьте о прилагательных. Тексты Бунины будут вас вдохновлять. Желаю удачи!