Рабочая программа по внеурочной деятельности Природа и творчество
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Шергинская средняя общеобразовательная школа»
Республика Бурятия
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предмету: ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КРУЖОК «ПРИРОДА И ТВОРЧЕСТВО»
Ступень обучения (класс) НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ, 2 КЛАСС
Количество часов 34 Уровень БАЗОВЫЙ
Составитель: учитель начальных классов Дубинина Т.А.
с. Шергино
2014г.
КРУЖОК «ПРИРОДА И ТВОРЧЕСТВО»
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности «Природа и творчество» предназначена для работы с детьми 2 класса и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Программы по учебным предметам. Программы внеурочной деятельности. Текст: 1-4 кл.: в 2 ч./Сост. Т.Проснякова – М.: Академкнига/Учебник, 2011. – ч.2:192 с. . В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Работа в кружке «Природа и творчество» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового). Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребнка с родной природой, воспитания бережного, заботливого от ношения к ней и формирования первых трудовых навыков. Чтобы дети не были гостями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, задумаемсянад тем, чем являются их встречи с природой в этой мастерской - забавой, заполнением свободного времени или интересным делом. Изготовление игрушек, поделок из природного материала - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того, чтобы дети охотно им занимались мы развиваем их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придает и ловкость в работе.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Программа кружка «Природа и творчество» » рассчитана на детей 8-10 лет, то есть 2-3 класса. Программой предусматривается годовая нагрузка 34 часов. Группа работает 1 раз в неделю по 1 часа, всего 34 занятия за учебный год. Практические занятия составляют большую часть программы.
Цель программы - создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности. Научить ребёнка создавать поделки из природного материала, джинсовой ткани, пластиковых бутылок, использованных автомобильных шин, старой резиновой обуви, не пригодных для использования металлических кастрюль и чайников, полиэтиленовых пакетов и соломы, старой мебели.
Задачи программы.
Обучающие:
обучение приемам работы с инструментами;
обучение умению планирования своей работы;
обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств материалов, используемых в работе;
обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:
развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
развитие образного мышления и воображения;
создание условий к саморазвитию учащихся;
развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
воспитание уважения к труду и людям труда;
формирование чувства коллективизма;
воспитание аккуратности;
экологическое воспитание обучающихся;
развитие любви к природе.
Ведущая идея данной программы создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Принципы, лежащие в основе программы:
доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Формы и методы занятий
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Требования к уровню подготовки учащихся
В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.
В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.
Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам работы с природным материалом, пластиковыми бутылками, тканью и другими материалами, использующимися в процессе работы;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
– будут создавать композиции с изделиями;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Формы подведения итогов реализации
дополнительной образовательной программы
Составление альбома лучших работ.
Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе
Использование работ учащихся для декоративного оформления пришкольного участка.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.
Программа рассчитана на 1 год.
1.Вводное занятие (2 ч.)
Знакомство с планом работы, целями и задачами занятий. Подготовка помещения к работе кружка. Оборудование рабочего места обучающегося. Организация кружкового самоуправления (выбор старосты, актива, распределение дежурства, организация уголка). Материалы, инструменты. Техника безопасности на занятиях кружка.
2. Работа с природным материалом (26 ч.)
В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность.
Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.
Экскурсия в лес. Технология заготовки природных материалов. Изделия из природного материала. Художественные приёмы изготовления поделок из природных материалов.
3. Работа с тканью. (6ч.)
История появления этого вида ткани. Изготовление цветов и ваз из джинсовой ткани.
4.выставка поделок.
Учебно – тематический план
кружка «Природа и творчество»
№
Тема
Количество часов
Вводное занятие
2
Работа с природным материалом
26
Работа с тканью.
6
Всего:
34
Тематическое планирование кружка
"Природа и творчество"
№ п/п
Тема
Кол-во
часов
Характеристика учебной деятельности в задачах урока
УУД
Оборудование и материалы
1
06.09
Вводное занятие. Инструктаж по «ТБ»
1
1.Познакомить детей с планом работы, целями и задачами занятий.
2.Провести инструктаж по технике безопасности при работе на кружке.
3.Организовать кружковое самоуправление.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог)); уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи)
П
Р
К
Компьютер, учебные таблицы.
Работа с природным материалом
18
Работать в позиции обучающегося.
Формулировать учебную задачу на занятии в диалоге с учителем, одноклассниками. Составлять карту знаний в совместно распределенной деятельности.
Учиться правильно заготавливать и сохранять собранный природный материал.
Искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете; добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и
обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог)); уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи)
Л
Р
П
К
Краски, ножницы, клей ПВА, проволока,
засушенные цветы, рамка для картина,
плотный картон размером 50х30;крупа гречневая, крупа манная, крупа -пшено, крупа- рис.
фасоль
2-3
13.09
20.09
Экскурсия в лес
2
4-7
27.09
Картина из сухоцветов
«Воспоминание о лете»
4
8-11
04.10
11.10
18.10
25.10
Картина из природного материала« Осеннее настроение»
«белочка»
«Дерево»
4
II четв.
12-14
08.11
Картина из крупы на тарелочке «Сказочное животное»
4
15-18
Картина из осенних листьев «Жар-птица»
Картина из косточек и семян «осенний букет»
2
2
19-22
Фоторамка из семян «Подарок»
4
Работать в позиции обучающегося.
Формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками. Составлять карту знаний в совместно распределенной деятельности.
Учиться правильно использовать и сохранять собранный природный материал.
Искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете; добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог)); уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи)
Л
Р
П
К
Джинсовая ткань, ножницы, иголка для ручного шитья, нитки, пластиковая бутылка, атласная лента, пуговица, мелок, наперсток, клей ПВА, различные по форме пуговицы, плотный картон, рамка для картины.
23-26
Горшок для топиария из плодов фасоли»
2
27-28
Топиарии из плодов фасоли»
2
27-28
Работа с тканью. Обработка ткани
2
29-32
33-34
Цветок из ткани
Выставка поделок
4
Материально-техническое обеспечение
1. Программа кружковой работы, календарно тематический план.
2. Учебные пособия по технологии изготовления изделий.
3. Методические рекомендации по выполнению творческих работ.
4. Учебно-наглядные пособия: проектные работы учащихся, таблицы по
охране труда, образцы готовых изделий и работ, технологические карты, инструкционные карты, журналы, книги, компьютерные презентации.
5. Материалы и инструменты.
6. Компьютер для показа презентаций.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715
Заголовок 215