Рабочая программа кружка изобразительного искусства Палитра
Департамент образования г. Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
школа с углубленным изучением английского языка № 1374
Рассмотрена и рекомендована
к утверждению МО
Протокол № 1
от «29» августа 2015 г.
Председатель МО
Малахова Р.Г._______________ «Согласовано»
Зам. директора по качеству
Иванникова Н.М.
____________ «Утверждена»
«31» августа 2015 г.
Директор ГБОУ №1374
Бриткевич М.С.____________
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
творческого объединения
«Палитра»
Возраст учащихся: 6-13лет (по возрастным группам)
Срок обучения: 1 год
Ознакомительный уровень
Составитель:
учитель изобразительного
искусства
Малахова Раиса Григорьевна
2015 - 2016 учебный год
Москва
Структура программы
Пояснительная записка.
Статус документа
Нормативные документы
Направленность дополнительной программы
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы.
Актуальность, педагогическая целесообразность.
Цель и задачи дополнительной образовательной программы.
Возраст детей.
Сроки реализации.
Формы и режим занятий.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Формы подведения итогов.
Учебно-тематический план.
Содержание образовательной программы.
Методическое обеспечение.
Список литературы.
Пояснительная записка
Статус документа
Образовательная программа «Палитра» является дополнительной образовательной программой художественно-эстетической направленности, предполагает начальный уровень освоения знаний и практических навыков по изобразительному искусству. Программа
является модифицированной и в качестве отправного источника использует программы В.С.Кузина «Программа для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 1-4 класс» и «Изобразительное искусство» 5-9 классы .(Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С.) – М.: Дрофа, 2010. Также при составлении своей программы автор в определенной мере ориентировалась и на программу дополнительного художественного образования детей Н.В.Гросул «Студия изобразительного творчества», опубликованную в числе примерных программ, рекомендованных Министерством образования и науки РФ. При составлении программы автор ориентировалась на следующие
нормативные документы:
- Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- ФГОС начального общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373;
- ФГОС основного общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897;
- Закон РФ «Об образовании» в ред. ФЗ от 01.12.2007 г. №309-ФЗ;
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в ред. ФЗ от 21.12.04г. №170-ФЗ;
- Образовательные программы художественно-эстетической направленности, рекомендованные МО РФ;
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Министерство образования и науки Российской Федерации.
В связи с введением ФГОС второго поколения, внеурочной деятельности школьников уделяется особое внимание в образовательном
процессе. Данная дополнительная образовательная программа может рассматриваться как программа, реализующаяся во внеурочной
деятельности, она ориентирует на одновременное решение задач художественного образования и эстетическогр воспитания, т, е. рассматривает
обучение и воспитание как единое целое. Программа раскрывает характер обучения изобразительному искусству в кружке как комплексный
процесс формирования у обучающихся духовной культуры, овладения ими основами художественной культуры.
Отличительные особенности и новизна настоящей программы прослеживаются по нескольким направлениям.
Во-первых, данная программа, хотя и рассчитана на детей разного возраста (от 6 до 12 лет), ориентирована на то, чтобы дать им базовое систематизированное образование по ИЗО, основанное на преимущественном изучении таких видов изобразительного искусства, как живопись, графика, декоративно-прикладное искусство. Автор осознанно уходит от популярного сегодня у многих педагогов стремления охватить в программе работы изостудии, рассчитанной на 1 год обучения, как можно больше направлений изобразительной деятельности (от живописи и рисунка до скульптуры и художественного конструирования). Такой подход, хотя внешне и привлекателен для детей и родителей, часто чреват «хождением по верхам», формирует у детей иллюзию собственной разносторонности при поверхностных знаниях и сомнительных умениях.
Во-вторых, данная программа ориентирована на то, чтобы дети приобрели определённые знания по истории и теории изобразительного искусства, а также основополагающие практические умения и навыки в сфере художественной росписи ткани.
В третих, на каждый возрастной период в программе предусмотрено соответствующее возрасту детей учебно-тематическое планирование. Оно составлено таким образом, чтобы уровень содержания программы позволил детям познакомиться с основами изобразительного творчества
Актуальность, педагогическая целесообразность программы
Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.
Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.
Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры. Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа. Данная программа позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества.
Немаловажную роль в современных условиях жизни школьника следует отвести способности искусства быть активным звеном здоровьесберегающих технологий. Искусство способно уравновесить умственную перегруженность, «отвести от агрессивных способов поведения». В процессе рисования происходит живая работа мысли, развиваются образные представления и художественный вкус, наблюдательность и зрительная память, мышечно-двигательные функции руки и глазомер. Также через занятия изобразительным творчеством появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие у многих в семье и школе.
Педагогическая целесообразность
программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности.
Цель
образовательной программы «Палитра»: создание условий для формирования творческой личности, развития в ребенке природных задатков, творческого потенциала, способностей, позволяющих самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.
Задачи:
- приобщение учащихся к художественной культуре как форме материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование художественно-образного мышления и эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, к искусству, как основе развития творческой личности; эмоционально-ценностного отношения к жизни;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- развитие творческого опыта как формирования способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- овладение навыками работы различными художественными материалами, формирование практических навыков работы с различными инструментами, расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения;
- воспитание интереса к изобразительному, декоративно-прикладному искусству; эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности;
воспитание усидчивости, аккуратности при выполнении творческих заданий.
Возраст детей
Программа «Палитра» рассчитана на детей от 6 до 13 лет. Набор свободный. Состав группы постоянный. Количество детей в группе 15 человек. Первая младшая группа – дети 6-8 лет, вторая младшая группа – дети 8-10 лет и старшая группа – дети 11-13лет. Группы формируются также по уровню художественного развития детей, которое диагностируется в начале года по методике Н.Лепской «Четыре рисунка»
Срок реализации 1 год (72 часа в год). Уровень ознакомительный, направлен на первичное знакомство с изобразительным искусством, приобретением основных навыков рисования, применения различных техник и приемов.
Режим занятий. Занятия по 2 часа в неделю с десятиминутным перерывом.
Основные дидактические принципы данной программы: Деятельностный подход, доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в младшей возрастной группе (6-8 лет) дети выполняют творческие задания, в группе постарше – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. В силу специфики самого предмета, программой не предусмотрено деление занятий на практические и теоретические. Теория дается непосредственно перед выполнением творческой практической работы.
Формы организации занятий
-информационное ознакомление – беседа, рассказ, диалог.
-художественное восприятие – рассматривание, демонстрация, экскурсия;
-изобразительная деятельность – индивидуальная, групповая, коллективная.
-художественная коммуникация – обсуждение, высказывание, слушание музыки, чтение литературных произведений
Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
Широко применяются занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого, ребенок.
Задачи реализации программы для детей 6-8 лет
Формировать художественные умения и навыки
Приобщать к миру искусства через практическую деятельность
Развивать воображение и навыки сотрудничества
Ожидаемые результаты:
личностные предметные метапредметныеразвитие умения слушать, вступать в диалог, строить высказывания
умение организовать рабочее место.
бережное отношение к инструментам, материалам.
развитие мышечно-двигательных функций руки, глазомера.
ознакомление с художественными терминами и понятиями. овладение основами художественной грамоты
знание цветов и рисовальных материалов
умение передавать форму, величину изображения. приобретение навыка работы в паре, группе
Задачи реализации программы для детей 8-10 лет
Совершенствовать полученные умения и навыки
Организовать обучение в тесной связи с окружающим миром природы и социума
Обогащать нравственный опыт детей
Учить применять умения и навыки в различных видах художественной деятельности
Способствовать проявлению творческой индивидуальности
Раскрывать личность ребенка и его отношение с окружающим миром через продукты художественного творчества.
Ожидаемые результаты:
личностные предметные метапредметныеОриентирование в социальных ролях
Нравственно-этическое оценивание своей деятельности.
Развитие наблюдательности зрительной памяти.
Отражение индивидуально-личностных позиций в творческой деятельности.
Развитие художественного вкуса.
Овладение художественными терминами.
Соблюдение последовательности выполнения работы.
Умение сравнивать и правильно определять пропорции предметов, их расположение.
Способность анализировать изображаемые предметы, выделять особенности формы, положения, цвета.
Диагностирование причин успеха/неуспеха и формирование способности действовать в различных ситуациях.
Участие в коллективном обсуждении Умение строить продуктивное взаимодействие, интегрироваться в группы для сотрудничества.
Задачи реализации программы для детей 9-13 лет
Развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; формирование понимания красоты, гармонии цветового богатства действительности;
Способствовать освоению знаний о мире пластических искусств;
Воспитывать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
Формировать эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество;
Способствовать восприятию духовного опыта человечества – как основы приобретения личностного опыта и самосозидания;
Совершенствовать освоение практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
Ожидаемые результаты
личностные предметные метапредметныеОсмысленное и эмоционально- ценностное восприятие визуальных образов реальности в произведениях искусства;
Способность эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства;
Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;
Овладение средствами художественного изображения;
Развитие способности наблюдать реальный мир, воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально- нравственной оценки;
Восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы;
Восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;
Умение ориентироваться и находить самостоятельно необходимую информацию по искусству. Применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно- творческой деятельности
Способность уважительно относиться к искусству и культуре своей Родины и культуре других народов;
Умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;
Обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях;
Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
Развитие художественно- образного мышления, фантазии, визуальной памяти.
В результате посещения занятий студии «Палитра» ученик научится:
понимать отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;
особенностям художественных средств различным видам и жанрам изобразительного искусства;
закономерностям строения изображаемых предметов, основным закономерностям наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;
различным приемам работы карандашом, акварелью, гуашью;
знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка;
понимать роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опыт предыдущих поколений.
применять на практике законы цветоведения, правила рисунка, живописи и композиции, чувствовать и уметь передать гармоничное сочетание цветов, тональные отношения;
правильно определять размер, форму, конструкцию и пропорции предметов и грамотно изображать их на бумаге;
передать в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту;
передавать в рисунке, живописи и сюжетных работах объем и пространственное положение предметов средствами перспективы и светотени;
наблюдать в природе и передавать в сюжетных работах влияние воздушной перспективы
в сюжетных работах передавать движение;
искать наилучшее композиционное решение в эскизах, самостоятельно выполнять наброски и зарисовки к сюжету;
приобретет навыки творческого видения и корректного обсуждения выполненных работ.
Ученик сможет решать следующие жизненно – практические задачи:
владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал;
выполнять рисунки, композиции, панно, аппликация;
работать по репродукциям, картинам выдающихся художников и рисункам детей;
делиться своими знаниями и опытом с другими обучающимися, прислушиваться к их мнению;
понимать значимость и возможности коллектива и свою ответственность перед ними.
Ученик способен проявлять следующие отношения:
проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ;
эмоционально откликаться на красоту времен года, явления окружающей жизни, видеть красоту людей, их поступков;
слушать собеседника и высказывать свою точку зрения;
предлагать свою помощь и просить помощи у товарища;
понимать необходимость добросовестного отношения к общественно – полезному труду и учебе.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводиться по форме:
Конкурсы;
Викторины
Кроссворды
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Тестирование
Критерии оценки устных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа. Чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Виды учебной деятельности учащихся
Выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять);
осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения;
решение доступных творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей объекта;
Учебно-тематический план
Для детей 6-8лет
№. Тема Количество
часов -72
1 раздел. «Как прекрасен этот мир»
Рисование с натуры, по памяти, представлению 18
1 Вводное занятие «Чему я научусь» 2
2 Волшебный карандашик (базовые упражнения) 2
3 Что может кисточка 2
4 Листопад (отпечаток с листьев) 2
5 Цвет и краски. Три основных цвета 2
6 «Белая фея» Добавление белой краски. 2
7 «Праздничный букет» - коллективная работа 2
8 Акварель. Материал для работы акварелью 2
9 Линия и пятно. Силуэт и контур. Уголь 2
2 раздел Искусство вокруг нас» 14+2
10 Первый снег. Урок любования 2
11 «Капелька за капелькой» - знакомство с техникой «набрызг» 2
12 Линия, цвет и образ 2
13 Искусство аппликации 2
14 Оранжевое солнце, оранжевое небо… 2
15 Морозные узоры 2
16 Новогодняя красавица 2
17 Снегурочка 2
3 раздел Декоративное рисование 18+2
18 Орнамент 2
19 Узор в полосе 2
20 Узор в квадрате 2
21 Поздравительная открытка 2
22 Поздравительная открытка 2
23 Народная глиняная игрушка 2
24 Народная деревянная игрушка 2
25 Вернисаж 2
26 Урок-экскурсия 2
27 Жостовский поднос. Рисование + аппликация 2
4 раздел Творческая мастерская (роспись ткани, батик) 16+2
28 Батик-искусство росписи ткани 2
29 Волшебный узелок 2
30 Волшебная ниточка 2
31 Мраморные узоры 2
32 Холодный батик «Снежинки» 2
33 Платок для Снегурочки 2
34 Бабочки (акватипия) 2
35 Сказка на асфальте 2
36 Итоговая выставка 2
«Вернисаж» Организация выставок работ в конце полугодия и года. Уроки-наблюдения, уроки-экскурсии, участие в конкурсах, олимпиадах. 6 ч. (даны курсивом
Для детей 8-9 лет
№
урока Темы Количество
часов
«Как прекрасен этот мир». Рисование с натуры по памяти, представлению: «Нарисую целый свет, и чего тут только нет» (природа в разное время суток, времена года) 18
1 Вводное занятие «Чему я научусь» 2
2 Мое летнее впечатление 2
3 Краски заката и рассвета 2
4 Цикл «Состояние природы» Краски осени 2
5 Контраст 2
6 Холодная цветовая гамма 2
7 Хроматические и ахроматические цвета 2
8 Вся палитра красок. Колорит 2
9 Мои впечатления 2
2 «Искусство вокруг нас». Рисование на темы (Цикл «Сотворение мира») 14
10 Свет и тьма 2
11 Вода и небо 2
12 Растения 2
13 Рыбы 2
14 Птицы 2
15 Животные 2
16 Человек 2
3 « Декоративное рисование 14+2
17 Декоративное и декоративно-прикладное искусство. 2
18 Декоративная композиция в круге 2
19 Ассиметричная композиция. 2
20 Стилизация 2
21 Золотая хохлома 2
22 Капелька за капелькой 2
23 Новогодняя открытка «Загляни в окошко» 2
24 Вернисаж. Оформление выставки 2
4. Творческая мастерская. Роспись ткани 18+4
25 Батик 2
26 Свободная роспись 2
27 Урок любования, наблюдения 2
28 Фломастеры по ткани 2
29 Эскиз для платка 2
30 «Солнечный платок для мамы 2
31 «Холодный батик» 2
32 Холодный батик. Перевод рисунка на ткань 2
33 Холодный батик. Нанесение резерва 2
34 Холодный батик. Заливка цветом 2
35 «Туманный день». Свободная роспись 2
36 Вернисаж. Выставка 2
5. Вернисаж
Выставка работ. Тематическое деление: «Пейзаж», «Цветы», «Птицы», «Рыбы», «Бабочки»; участие в выставках, конкурсах; экскурсии, уроки-наблюдения 6часов
(даны курсивом)
Всего 72
Всего: 72 ч
Для детей 9-13 лет
№
урока Тема Количество
часов
«Как прекрасен этот мир». Рисование с натуры, по памяти, представлению 16+4
1 Вводное занятие «Чему я научусь» 2
2 Графика 2
3 Тоновые отношения в графике 2
4 Пейзаж в графике 2
5 Живопись. Цветовой круг 2
6 Урок –экскурсия в осенний парк 2
7 Пейзаж «Золотая осень» 2
8 Натюрморт 2
9 Натюрморт в живописи 2
10 Олимпиада по изобразительному искусству 2
2 «Искусство вокруг нас». Образ, цвет и музыка. 18
11 Тематическая (жанровая картина) 2
12 Фигура человека 2
13 Пропорции лица человека 2
14 Иллюстрация 2
15 Иллюстрация к сказке 2
16 Звучащие стихи 2
17 Моя семья 2
18 Выставка 2
19 Урок-экскурсия 2
3 «Декоративное рисование 16+2
20 Узор из цветочных мотивов 2
21 Золотая Хохлома 2
22 Техника выполнения хохломской росписи 2
23 Роспись деревянной посуды по мотивам хохломского узора 2
24 Лаковая миниатюра 2
25 Сказочный Палех 2
26 Особенности композиции, цвета в палехской росписи 2
27 Орнамент в лаковой миниатюре 2
28 Праздник Масленицы 2
4. Творческая мастерская. Роспись ткани 14+2
29 Батик –-искусство росписи ткани 2
30 Батик. Организация рабочего места 2
31 Батик. Работа над эскизом 2
32 Батик «Цветы и бабочки» Нанесение резерва 2
33 Батик. Заливка цветом 2
34 Батик (шарф платок для мамы) 2
35 Батик. Роспись цветными резервами 2
36 Вернисаж. Итоговая выставка работ 2
5 «Вернисаж» Организация выставок работ в конце полугодия и года. Уроки-наблюдения, уроки-экскурсии, участие в конкурсах, олимпиадах. 12часов
(даны
курсивом)
Всего 72часа
Содержание программы
(для группы детей 6-8 лет)
№
урока Тема Содержание. Задание. Техника выполнения Характеристика деятельности учащихся Кол-во час
раздел: «Как прекрасен этот мир» 18ч
1-2 Вводное занятие «Чему я научусь» Знакомство с кабинетом и педагогом. Беседа о планах на год. Просмотр лучших работ из фонда. Организация рабочего места. Техника безопасности. Графический тест.
Знакомятся с планом работы, с ТБ,
формируют эстетические потребности, проходят диагностический тест 2
3-4 Волшебный карандашик
(базовые упражнения)
Приёмы работы различными графическими материалами. Определение характера линий.
Зрительный ряд. Детские работы. Рисунки Н.Рушевой.
Задание. Рассказы детей о счастливых событиях в их жизни, изобразить это событие цветными карандашами.
Учатся приёмам работы графическими материалами.
Сравнивают различные виды и жанры изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно – прикладное искусство)
Определяют, что такое линия, пятно; создают графический рисунок 2
5-6 Что может кисточка Виды мазков.
Проба мазков: «кирпичики», «волна», «столбик», «капелька», «гладкий мазок», «постукивание»
Цвет и краски. Проба красок на палитре.
Рисунок «Море» Знакомятся со свойствами гуаши, осваивают техники работы кистью, приобретают навыки работы по образцу 2
7-8 Листопад
(отпечаток с
листьев)
Знакомство с работой в технике «печатание листьями». Упражнения в получении различных цветов и оттенков при смешивании красок. Познакомить с понятием пейзаж. Мир природы: строение листа, сравнение листьев по форме, величине, цвету. Варианты размещения на листе бумаги. Демонстрация творческих работ. Изображение листьев разных пород на листе в виде букета или унесенные порывом ветра.
Развивают эстетическое чувство, воображение, творчество; Знакомятся с нетрадиционными техниками изображения;
Используют свои наблюдения за природными явлениями в художественно – творческой деятельности;
Знакомятся с понятием пейзаж.
Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати 2
9-10 Цвет и краски. Три основных цвета Проба красок на палитре. Смешивание основных цветов
Зрительный ряд. П.Гоген «Синие деревья», В.Кандинский «Красная церковь», К.Малевич «Уборка ржи».
Музыка. Р.Щедрин «Озорные частушки».
Литература. Стихотворение С.Маршака «Мой веселый звонкий мяч».
Задание. Рисунок «Цветик-семицветик»
Знакомятся с основными цветами; определяют общую цель и пути ее достижения; 2
11-12 «Белая фея» Добавление белой краски.
Рисунок «В небе облачко гуляло».
Повторение навыков работы кистью.
Зрительный ряд. Б.Кустодиев «Волга. Радуга»;
Литература. И.Никитин «Радуга», «В небе радуга сияет…».
Задание. Изображение радуги тремя основными цветами.
Узнают о том, что все цвета «спрятаны» в радуге, а сама радуга «живет» в солнечном цвете; рисуют радугу любым из предложенных способов
Используют свои наблюдения за природными явлениями в художественно – творческой деятельности; овладевают практическими умениями и навыками в восприятии и оценке своей работы и работ товарищей 2
13-14 «Праздничный букет»- коллективная работа Сбор природного материала. Рисование осеннего букета.
Свойства масляной пастели, освоение техник «закрашивание», «смешивание», «процарапывание»
Приобретают первоначальные навыки совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи;
Знакомятся с техникой работы пастелью
Используют свои наблюдения за природными явлениями в художественно – творческой деятельности; 2
15-16 Акварель. Материал для работы акварелью. Техника работы акварелью
«по-сырому».
Зрительный ряд. А.Остоумова-Лебедева, А.Фонвизин (акварель); детские работы.
Задание. Изображение цыплят акварелью в технике «по-сырому».
Знакомятся со свойствами акварели, создают пятно – образ
Обсуждают, как лучше передать характер, используя свои наблюдения за птицами, животными 2
17-18 Линия и пятно. Силуэт и контур. Уголь Знакомство с новым графическим материалом – углем. Характер линий; Рисование деревьев. Умение находить сходство рисунка с предметом Овладевают элементарными практическими умениями и навыками в графической технике, радуются полученному результату. Используют свои наблюдения за природными явлениями в художественно – творческой деятельности; 2
2. «Искусство вокруг нас» 14+2
19-20 Первый снег
Урок любования 2
21-22 «Капелька за капелькой» - знакомство с техникой «набрызг» «Снег кружится, снег ложиться» - зимний пейзаж
Знакомство с техникой разбрызгивания капель, «постукивание» Овладевают практическими умениями в специфических формах художественной деятельности;
Используют цвета с добавлением белой краски
Учатся аккуратности 2
23-24 Линия, цвет и образ.
Царство Снежной Королевы. Колорит холодных цветов. Голубая или белая бумага.
Литература. Г.Х.Андерсен «Снежная королева» - сказка с иллюстрациями Б.Дехтерева.
Музыка. Э.Григ «Ария».
Живопись. Н.Рерих «Сантана», «Калута».
.
Определяют, какие цвета характерны для изображения заданной темы;
Приобретают первоначальные знания о правилах создания предметной среды и умения применять их для выполнения учебной задачи 2
25-26 Искусство аппликации
Сказочный терем. Аппликация из цветной бумаги. Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами, развитие аккуратности
Зрительный ряд. Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», «О золотой рыбке», из книжных иллюстраций русских народных сказок.
Применяют знания о правилах создания предметной среды для выполнения конструкторских задач; Обсуждают творческие работы одноклассников, дают оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
2
27-28 Оранжевое солнце, оранжевое небо… Знакомство с теплой гаммой цветов.
Самостоятельная подборка цветов
и использование своих наблюдений за природными явлениями при создании пейзажа в теплой гамме Осваивают способы решения проблем творческого и поискового характера; Самостоятельно определяют подборку цветов; Приобретают опыт работы по смешиванию красок; 2
29-30 Морозные узоры Рисование на тонированной (цветной) бумаге морозных узоров. Развитие наблюдательности, фантазии и воображения. Используют приобретенные знания и умения для творческого решения учебной задачи. Наблюдают и учатся видеть украшения в природе, откликаться на природную красоту; 2
31-32 Новогодняя красавица «Украшения на елке». Знакомство с техникой рисования масляной пастелью с последующим выполнением фона акварелью Знакомятся с новой техникой работы мелками и акварелью; радуются открытию, делают выводы в ходе эксперимента 2
33-34 Снегурочка Скульптура из снега Коллективная работа на улице Определяют общую цель и пути ее достижения; учатся договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; учатся адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 2
Декоративное рисование 18+2
35-36 Орнамент «Снежинки» Ритм линий, пятен. Орнамент в круге. Эскиз для батика. Коллективная работа Планируют и проговаривают последовательность действий. Выстраивают работу в коллективе по предложенному учителем плану;
2
37-38 Узор в полосе Понятие «стилизация». Орнамент из цветов и листьев Знакомятся с понятием «стилизация»; сравнивают, обсуждают, находят отличительные признаки реалистичного и декоративного изображения, применяют полученные знания в художественно-творческой работе 2
39-40 Узор в квадрате Фантастические цветы. Составление уравновешенной композиции в квадрате. Развитие фантазии и воображения. Использование пятна и линии как основы изобразительного образа на плоскости.
Понимают учебную задачу; применяют полученные знания о стилизации и средствах выразительности при выполнении задания; проявляют фантазию, подбирают и используют ограниченную палитру цветов 2
41-42 Поздрави-тельная открытка Открытка – поздравление. Использование трафарета. Закрепление умений пользоваться ножницами, клеем. Знакомство с работой по трафарету. Развитие аккуратности
Контролируют умение работать по образцу в форме сличения
способа действия и его результата; придумывают и выстраивают композицию; поэтапно выполняют работу, контролируя ее во времени
2
43-44 Поздрави-тельная открытка Открытка – поздравление. Использование орнамента, аппликации Закрепляют умение работать по образцу, умение формулировать вопросы, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного
результата;
2
45-46 Народная глиняная игрушка Лепка Дымковской или Филимоновской игрушки, знакомство с приемом «вытягивание» Овладевают элементарными практическими умениями и навыками в скульптуре; сравнивают, находят сходство и различие объемного изображения с предметом
2
47-48 Народная деревянная игрушка Матрешка. Учить пользоваться шаблоном для создания зоготовки. Роспись Матрешки. Умение применять полученные знания по стилизации, составлению орнамента в художественно-творческой работе Учатся пользоваться шаблоном; формулируют проблему;
самостоятельно осуществляют поиск способов решения проблем творческого и поискового характера (выразительные возможности орнамента) 2
49-50 Вернисаж Оформление выставки. Паспарту
Игра «Запоминайка»
Оформляют работы для выставки; учатся отбирать лучшие по предложенным учителем критериям; формулируют собственное мнение и позицию; учатся адекватно относиться к оценке результатов работы учителем и сверстниками;
Вспоминают услышанные термины, объясняют их значение 2
51-52 Урок-экскурсия Народные промыслы России. Первичное знакомство с искусством Гжели, Жостова, Хохломы, Полхов-Майдана Проявляют умение слушать одноклассников, учителя; совместно рассуждают, находят и формулируют ответы на вопросы; 2
53-54 Жостовский поднос Рисование + аппликация Знакомство с новой техникой рисования – по контуру.
Создании цветочной композиции в центре подноса или по краю. Развитие воображения, творчества. Воспитание аккуратности при работе с ножницами и клеем.
Выделяют элементы узора в изделии, составляют и анализируют варианты декора жостовского подноса; готовят рабочее место и выполняют практическую работу по составленному вместе с учителем плану с опорой на образцы
2
Тема №3 Творческая мастерская (роспись ткани, батик) 16+2ч
55-56 Батик-искусство росписи ткани Волшебный сундучок. Знакомство с видом ДПИ батиком и инструментами для работы. Техника безопасности Секреты Волшебного узелка. Знакомятся с новым видом изобразительной деятельности и техникой безопасности с работой новыми художественными материалами; проявляют интерес к новому учебному материалу; обсуждают увиденные работы; пробуют элементарные техники окрашивания ткани 2
57-58 Волшебный узелок Секреты Волшебного узелка. Освоение техники узелкового батика Организуют свое рабочее место; последовательно повторяют учебные действия за учителем; осваивают простую технику окрашивания ткани; 2
59-60 Волшебная ниточка Секреты Волшебной ниточки. Обвязывание или обматывание ткани нитью Организуют свое рабочее место; последовательно повторяют учебные действия за учителем; осваивают простую технику окрашивания ткани; обсуждают полученный результат 2
61-62 Мраморные узоры Мраморные узоры. Техника выполнения «мраморных» узоров Находят сходство рисунка с природными узорами на мраморе; Слушают объяснение учителя, затем самостоятельно решают учебную задачу; Обсуждают полученный результат 2
63-64 Холодный батик «Снежинки» Холодный батик. Техника работы резервом. Перенос эскизного рисунка на ткань с помощью резерва Находят связь с живописью, композицией, графикой; знакомятся с техникой безопасности при работе с резервирующим составом; переносят сделанный ранее эскиз на ткань с помощью резерва 2
65-66 Платок для Снегурочки Правила работы при нанесении краски на ткань Роспись ткани по эскизу «Снежинки» Знакомятся с красками для батика; учатся составлять нужный цвет и оттенок; продумывают, обсуждают этапы работы; выполняют коллективную работу «Платок Снегурочки» используя свои эскизы; 2
67-68 Бабочки (акватипия) Эскиз для батика «Бабочки» Выполняют рисунок бабочки приемом «акватипия», дорисовывают украшения фломастером, обводят контур; находят связь искусства росписи ткани с живописью и графикой; используют разные художественные материалы 2
69-70 Сказка на асфальте Задание. Рисунок на асфальте цветными мелками на тему любимых сказок. Работа по группам. Выполняют эскиз для техники «свободная роспись»; повторяют умения работать акварелью «по сырому»; находят связь этой техники с техникой росписи ткани 2
71-72 Вернисаж. Выставка работ
Игра «Художник и зритель» - рассказать о своих работах и работах своих друзей.
Оформляют работы для выставки; учатся отбирать лучшие по предложенным учителем критериям; формулируют собственное мнение и позицию; учатся адекватно относиться к оценке результатов работы учителем и сверстниками; 2
Тема №4 «Вернисаж» Организация выставок работ в конце полугодия и года. Уроки-любования, уроки-экскурсии, участие в конкурсах, олимпиадах. 6 час
(даны курсивом)
Итого 72 час
Для группы детей 8-9 лет
№
урока Тема Содержание.
Техника выполнения Характеристика деятельности учащихся Кол-во
час
«Как прекрасен этот мир»
Рисование с натуры по памяти, представлению: «Нарисую целый свет, и чего тут только нет» (природа в разное время суток, времена года) 18
1-2 Вводное занятие «Чему я научусь» Знакомство с кабинетом и педагогом. Беседа о планах на год. Просмотр лучших работ из фонда. Организация рабочего места. Техника безопасности. Графический тест.
Знакомятся с планом работы, с техникой безопасности,
формируют эстетические потребности, проходят диагностический тест 2
3-4 Мое летнее впечатление Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника Знакомство с графическими работами художников Сравнивают, находят сходство и различие в использовании разных графических материалов; самостоятельно выбирают нужный графический материал; различают понятия: передний план, средний план, задний план. 2
5-6 Краски заката и рассвета Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых отношений Природа в разное время суток. Утро. Учатся видеть красоту природы, особенность цветового освещения земли при закате и на рассвете; самостоятельно выбирают средство выразительности для воплощения задуманного в творческой работе 2
7-8 Цикл «Состояние природы»
Краски осени Развитие способности видеть красоту и многообразие мира, восхищаться прекрасным.
Музыка. Ж.Массне «Размышление»
Звуки природы. Еапример, голоса птиц, шум леса, плеск волн, шум дождя.
Литература. С.Маршак «Зеленая страница»
Задание. Осенний пейзаж по впечатлению (гуашь). Овладевают умением изображать линию горизонта; закрепляют понятие о многоплановости картины; сравнивают, обсуждают, делают выводы о законах ограничения в композиции; используют свои наблюдения за природными явлениями в художественно – творческой деятельности; передают характер природных явлений выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, объем) 2
9-10 Контраст Контраст. Жар-птица в ночном небе
Техника работы масляной пастелью с последующим выполнением фона акварелью
Зрительный ряд. Таблицы по цветоведению. Работы учащихся из фонда
Знакомятся с новой техникой работы мелками и акварелью; радуются открытию, делают выводы в ходе эксперимента;
Формулируют свое понимание понятия «контраст» в жизни и искусстве, рассуждают о контрасте как о средстве выразительности
2
11-12 Холодная цветовая гамма Краски севера. Зимний пейзаж. Работа гуашью.
Литература. С.Дрожжин «Снег летает и сверкает», С.Есенин «Белая береза».
Музыка. П.Чайковский «Зимние грезы» (фрагмент симфонии), «Вальс снежных хлопьев» (из балета «Щелкунчик»); А.Вивальди «Зима».
Живопись. А.Васнецов «Зимний сон», И.Шишкин «На Севере диком», И.Грабарь «Февральская лазурь», А.Пластов «Первый снег», Б.Кустодиев «Масленица». Используют свои наблюдения за природными явлениями в художественно – творческой деятельности;
Передают характер природных явлений выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, пятно); организуют свое рабочее место; наблюдают, формулируют и задают вопросы, высказывают своё мнение, уважительно относятся к высказываниям сверстников 2
13-14 Хроматические и ахроматические цвета Весенний пейзаж. Работа гуашью. Знакомство с понятиями «ахроматические» и «хроматические» цвета.
Литература. С.Есенин «Черемуха», Т. Шевченко «Зацвела в долине красная рябиня», Г.Новицкая «Березка».
Музыка. А.Вивальди «Весна» 9из четырех концертов «Времена года),
Живопись. В.Борисов-Мусатов «Весна», Б.Кустодиев «Весна».
Используют свои наблюдения за природными явлениями в художественно – творческой деятельности; Обсуждают средства выразительности в картинах художников;
передают характер природных явлений выразительными средствами изобразительного искусства;
уточняют, чем отличаются краски неба от красок земли; выполняют рисунок по теме, придумывают название
применяют хроматические и ахроматические цвета при выполнении рисунков 2
15-16 Вся палитра красок. Колорит Летний пейзаж «На лугу». Использование всего богатства цвета. Свободный выбор художественного материала Литература.А.Фет «Как здесь свежо под липою густою…», А.Блок «Летний вечер».
Музыка. А.Вивальди «Лето», Зрительный ряд.И.Шишкин «Березовая роща» Обсуждают работы художников, говорят на языке предмета, используя в своей речи уже знакомые понятия о средствах выразительности; самостоятельно выбирают художественный материал; используют все богатую палитру; выполняют рисунок по теме, придумывают название
2
17-18 Мои впечатления Состояние природы. Дождь, гроза, буря.
Работа графическими материалами (уголь) Литература. Ф.Тютчев «Как весел грохот летних бурь», А.Майков «Ночная гроза», В.Брюсов «Летняя гроза».
Живопись.А.Васнецов «Гроза идет», Маковский «Дети, бегущие от грозы».
Музыка. П.Чайковский «Буря» (симфоническая поэма». Исследуют свойства нового художественного материала; высказывают свое мнение, сравнивают с другими художественными материалами: вспоминают и обсуждают средства выразительности в графике; самостоятельно выполняют художественно-творческую работу на заданную тему 2
Тема № 2 «Искусство вокруг нас» Рисование на темы. Цикл «Сотворение мира», знакомство с Библией («Бытие»)
обучение навыкам рисования рыб, птиц, животных;
Литература. Библия. Ветхий Завет («Бытие» --1,2 гл.); Библия для детей; М.Лермонтов «Земля и небо».
Музыка. П.Чайковский «Утренняя молитва», «В церкви» (из цикла «Детский альбом»), С.Дегтирев «Небо и земля» (концерт), В.Моцарт «Благость Бога миром правит».
Книжная графика. Иллюстрации к Библии для детей, репродукции икон «Спас», «Господь Вседержитель», «Отечество», фрагментов росписи Грановитой палаты Московского кремля «Сотворение мира»
14час
19-20 Свет и тьма Космос. Космический пейзаж (можно использовать как эскиз для росписи ткани). Работа акварелью.
Контраст. Мир, погруженный во мрак и различные источники света, делающие его видимым.
Зрительный ряд. А.Куинджи «Ночь на Днепре», В.Поленов «Больная», Рембрандт «Портрет пожилой женщины».
Музыка. С.Бах. Соната для скрипки и клавесина №1 си минор.
Заданине. Изобразить «Борьбу Света и Тьмы», используя технику «по-сырому»
Образно воспринимают искусство и окружающую действительность;
наблюдают, сопоставляют, сравнивают;
изображают космический пейзаж по представлению под музыку;
самостоятельно подбирают цветовую гамму;
используют свои наблюдения за природными явлениями в художественно – творческой деятельности;
2
21-21 Вода и небо Вода и небо. Море. Работа гуашью
Живопись И.Айвазовский «Девятый вал», «Черное море»; К.Лоррен «Утро в гавани»; А.Киселев «Морской вид», Г.Курбе «Море».
Музыка. М.Чюрленис «Море»
Применяют полученные знания по работе гуашью (виды мазков);
Смешивают краски сразу на рисунке, без палитры;
Используют свои наблюдения и впечатления
Совместно с учителем обсуждают выбор цвета 2
23-24 Растения Композиция. Объединение по однородным признакам. Свободный выбор художественных материалов
Растения (можно использовать как эскиз для росписи ткани)
Литература. С.Аксаков «Аленький цветочек» (отрывок: «Цветы цветут распрекрасные, махровые, пахучие, всякими красками расписанные…»)
Наблюдают, рассматривают, рассуждают;
группируют растения по однородным признакам (деревья, цветы, травы); используют различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы; образно воспринимают искусство и окружающую действительность; выполняют композицию по представлению на обозначенные темы графическими и живописными средствами;
продумывают и выстраивают композицию рисунка 2
25-26 Рыбы Рыбы (эскиз для батика «Красота подводного мира»). Масляная пастель + акварель.
Беседа «Морские обитатели» Продумывают композицию и содержание рисунка;
демонстрируют умение работать масляной пастелью с закрашиванием фона акварелью; передают с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции на плоскости; используют свои наблюдения 2
27-28 Птицы Композиция. Основа живой и статичной композиции. Птицы. (Эскиз для батика). Свободный выбор художественного материала Наблюдают, сравнивают, сопоставляют форму предмета, , используют простые формы для создания выразительных образов; знакомятся с вариантами передачи особенностей внешнего вида птиц; делают предварительные карандашные зарисовки, сравнивают, выбирают наиболее характерные изображения; выполняют рисунок в цвете, самостоятельно выбирают художественный материал 2
29-30 Животные Рисуем животных. Гуашь. Работа по группам Осваивают приемы рисования животных;
наблюдают и учатся видеть красоту в живой природе;
используют свои наблюдения за животным миром в художественно – творческой деятельности;
передают характер животных.
Решают, что будет рисовать каждая группа;
договариваются кто и что вырезает,
составляют общую композицию;
обсуждают творческие работы одноклассников, дают оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. 2
31-32 Человек Изображение человека. Первоначальные знания о пропорции фигуры и лица
Задание: под руководством учителя нарисовать по единой схеме фигуру человека.
Зрительный ряд: Таблицы «Пропорции фигуры и лица человека»
Наблюдают, работают по образцу; самостоятельно выбирают сюжет (после рассматривания иллюстраций к Библии для детей), обговаривают с учителем композицию, выбирают художественный материал.
Используют различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов человека;
Знакомятся с новыми понятиями изобразительного искусства;
2
Тема № 3 Декоративное рисование
Стилизованные формы растительного и животного мира, знакомство с искусством холодного батика (листопад, осенний ветер, цветы, птицы, рыбы, животные)
Зрительный ряд: Изделия народных промыслов России, таблицы с демонстрацией поэтапного выполнения различной росписи, мультимедийные презентации по темам; Музыкальный ряд: народная музыка и песни из методического пособия «Народный календарь» 14 час. +2
33-34 Декоративное и декоративно-прикладное искусство. Беседа о декоративном и декоративно-прикладное искусство. Техника выполнения изделий. Просмотр фильма о народных промыслах Сопоставляют, сравнивают, обсуждают, делают выводы о характере декоративно-прикладного искусства и о ценности искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром
2
35-36 Декоративная композиция в круге «Цветы». Эскиз монохромной декоративной росписи. Освоение приёма «кистевая роспись». Наблюдают и учатся видеть красоту в живой природе, откликаться на природную красоту; приобретают опыт работы кистью 2
37-38 Ассиметричная композиция. «Цветы и травы». Составление узора Наблюдают и учатся видеть красоту в живой природе; приобретают опыт работы с фломастерами;
используют стилизацию форм для создания узора;
передают с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции на плоскости.
2
39-40 Стилизация Декоративная переработка природных форм, связанная с композицией, живописью Знакомятся с понятием «стилизация»; сравнивают, обсуждают, находят отличительные признаки реалистичного и декоративного изображения, применяют полученные знания в художественно-творческой работе 2
41-42 Золотая хохлома Декоративная переработка природной формы. Фломастеры. Ограниченная цветовая палитра. Понимают учебную задачу; применяют полученные знания о стилизации и средствах выразительности при выполнении задания; проявляют фантазию, подбирают и используют ограниченную палитру цветов 2
43-44 Капелька за капелькой Эскиз для кухонной доски. Использование в эскизе натуральных зарисовок. Осваивают элементы узора кистью «капелька», «точка», «травинка»; применяют полученные знания о стилизации и средствах выразительности при выполнении задания; проявляют фантазию, подбирают и используют ограниченную палитру цветов 2
45-46 Новогодняя открытка «Загляни в окошко» Новогодние поздравления. Работа с материалом с цветной бумагой, использование знаний по композиции, живописи, графике. Применение приёмов аппликации, техники бумажной пластики Применяют полученные знания при создании художественно-творческой работы; используют выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла.
Образно воспринимают искусство и окружающую действительность; создают простые художественные изделия подарочного характера;
2
47-48 Вернисаж. Оформление выставки 2
Тема № 4 Творческая мастерская
Роспись ткани: освоение техники холодного батика (перенесение рисунка на ткань, нанесение контурных линий, заливка цветом, техника скрытого резерва)
20+4
49-50 Батик Художественная роспись ткани. Краткий экскурс в историю
Приготовление красителей из красок для ткани, подготовка ткани для росписи Знакомятся с новым видом изобразительной деятельности и техникой безопасности с работой новыми художественными материалами; проявляют интерес к новому учебному материалу; обсуждают увиденные работы; пробуют элементарные техники окрашивания ткани 2
51-52 Свободная роспись Техника «Свободная роспись»
Цветы Организуют свое рабочее место; последовательно повторяют учебные действия за учителем; осваивают простую технику окрашивания ткани; 2
53-54 Урок любования Экскурсия на природу. Зарисовки Учатся адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; наблюдают и учатся видеть украшения в природе, откликаться на природную красоту 2
55-56 Фломастеры по ткани Выполнение эскиза для свободной росписи «Листопад» с последующим выполнением контура специальными фломастерами Находят сходство рисунка с графикой; Слушают объяснение учителя, затем под руководством учителя решают учебную задачу; Обсуждают полученный результат 2
57-58 Эскиз для платка Солнце. Эскиз для батика
Колорит золотисто-желтых цветов. Большая поверхность листа расчленяется путем свободного пересечения линиями под прямым углом. В каждый из образовавшихся прямоугольников вписывается изображение Находят связь с живописью, композицией, графикой; знакомятся с техникой безопасности при работе с резервирующим составом; переносят сделанный ранее эскиз на ткань; организуют свое рабочее место; проявляют аккуратность, внимательность 2
59-60 «Солнечный платок для мамы Роспись ткани «Платок для мамы «Солнце» Учатся составлять нужный цвет и оттенок; продумывают, обсуждают этапы работы; выполняют коллективную работу «Платок для мамы» используя свои эскизы; 2
61-62 «Холодный батик» Знакомство с техникой художественной росписи ткани «холодный батик» Знакомятся с техникой росписи ткани «холодный батик» и техникой безопасности при работе резервирующим составом 2
63-64 Холодный батик
Перевод рисунка на ткань Воплощение ранее приготовленных эскизов в технике холодного батика: растения, цветы, бабочки, птицы, рыбы (см.выше). Перевод рисунка на ткань, Обсуждают, анализируют, выбирают из ранее выполненных эскизов рисунок для воплощения в технике «холодного батика»; объясняют свой выбор; используют изобразительные умения в практической деятельности 2
65-66 Холодный батик
Нанесение резерва Нанесение резерва на ткань по контуру рисунка Используют изобразительные умения практической деятельности; проявляют аккуратность, внимательность; проявляют навыки сотрудничества, взаимопомощи 2
67-68 Холодный батик. Заливка цветом Приготовление красочных растворов, заливка изображения цветом Используют изобразительные умения практической деятельности; проявляют аккуратность, внимательность; проявляют навыки сотрудничества, взаимопомощи 2
69-70 «Туманный день». Интерпретация явлений природы. Свободная роспись по ткани без резерва. Связь с живописью, композицией Выполняют эскиз для техники «свободная роспись»; повторяют умения работать акварелью «по сырому»; находят связь этой техники с техникой росписи ткани 2
71-72 Выставка
Тема № 5 Вернисаж
Выставка работ. Тематическое деление: «Пейзаж», «Цветы», «Птицы», «Рыбы», «Бабочки», участие в выставках, конкурсах, экскурсии
Оформляют работы для выставки; учатся отбирать лучшие по предложенным учителем критериям; формулируют собственное мнение и позицию; учатся адекватно относиться к оценке результатов работы учителем и сверстниками; 2
Итого 72часа
Для группы детей 9-13 лет
№
урока Тема Содержание.
Техника выполнения Характеристика деятельности учащихся Кол-во час
1«Как прекрасен этот мир»
Рисование с натуры по памяти, представлению (как и о чем говорит искусство) 16ч
1-2 Вводное занятие «Чему я научусь» Знакомство с кабинетом и педагогом. Беседа о планах на год. Просмотр лучших работ из фонда. Организация рабочего места. Техника безопасности. Графический тест. Знакомятся с планом работы, с ТБ,
формируют эстетические потребности, проходят диагностический тест 2
3-4 Графика Беседа о языке выразительной графики, использование знакомых приёмов работы, выполнение творческих заданий на передачу перспективы.
Зрительный ряд: А.Дюрер (гравюры), П.Кончаловский «Зарисовка пейзажа» Задание: Графический рисунок «Моя улица» Продумывают и выстраивают композицию рисунка;
применяют знания линейной перспективы;
сравнивают, сопоставляют, анализируют, аргументируют свою позицию; выбирают действие в соответствии с поставленной задачей 2
5-6 Тоновые отношения в графике Средства выразительности графики: линия, пятно. Ритм, контраст, тон, тональные отношения, фактура.
Зрительный ряд: Учебный рисунок (из фонда), А.Дейнека «Девочка у окна»
Задание: упражнения на зарисовку геометрических фигур с передачей светотени. Творческое задание: «Зажглись фонари»
Выбирают наиболее эффективные способы для решения художественной задачи;
сравнивают различные элементы на основе зрительного ряда;
применяют полученные знания в решении учебной задачи;
задают вопросы, обращаются за помощью к одноклассникам и учителю.
2
7-8 Пейзаж в графике Графические материалы (уголь, сангина, пастель, ручка, карандаши, тушь, перо). Передача состояния природы. Применение выразительных средств графики.
Зрительный ряд: Дж. Констебл «Вид на реку Стур», Ван Гог «Море»
Задание: Изображение природы в различных состояниях (гроза, туман, дождик, ветер, ясный. солнечный день) Выбирают наиболее выразительный художественный материал в соответствии с задуманным сюжетом;
применяют полученные знания в решении художественно- творческой задачи; обсуждают, анализируют свои работы и работы учащихся; адекватно относятся к высказываниям других; 2
9-10 Живопись.
Цветовой круг Цветоведение. Цветовой круг, основные, составные, дополнительные цвета. Хроматические и ахроматические цвета. Цветовая шкала с разными оттенками цвета
Зрительный ряд: таблицы по цветоведению, И. Грабарь «Осень», О.Ренуар «Пейзаж»
Задание: Выполнить рисунок в одной цветовой гамме (Шоколадный дворец, Осенний букет, Розовая страна и т.д.) Объясняют смыслы цветоведения; Сравнивают, сопоставляют, анализируют декоративные решения смешанных и основных цветов спектра; отмечают многообразие варьирования трактовок цвета;
создают выразительные образные изображения в одной цветовой гамме
осваивают навыки смешивания красок, и получения нужного оттенка в процессе практической творческой работы. 2
11-12 Урок –экскурсия в осенний парк Развитие умения видеть, замечать красоту природы; находить в ней прекрасное и получать эстетическое удовольствие от встречи с ним Учатся адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; наблюдают и учатся видеть украшения в природе, откликаться на природную красоту 2
13-14 Пейзаж «Золотая осень» Жанр пейзажа. Художники-пейзажисты.
Воздушная и линейная перспектива, многоплановость, композиция и линия горизонта, изображение пространства.
Зрительный ряд: И. Левитан «Золотая осень», «Осенний день», П.Синьяк «Желтый парусник»
Задание: Изобразить осенний пейзаж. Материал - гуашь Понимают и анализируют жанр пейзажа, дают ему эстетическую оценку в процессе просмотра картин;
соотносят особенности строение дерева с характером и ритмом линий, пятен; объясняют общее и особенное в строение дерева, различие рисунка с натуры и по памяти;
осознают значение рисунка с натуры и по памяти; создают рисунки в жанре пейзаж; выражают в форме, в цветовом решении рисунка свое мировосприятие 2
15-16 Натюрморт Жанр натюрморта. Освещение и тоновые отношения в натюрморте. Техника «гризайль»
Зрительный ряд: Ф.Толстой «Букет цветов», Н.Куприянов «Натюрморт с лампой», Ж.-Б. Шарден «Натюрморт с атрибутами искусств»
Задание: изображение простых по форме предметов с драпировкой одним цветом с передачей светотени (в технике «гризайль») Понимают и анализируют жанр натюрморта; отмечают общие черты в разных видах изображения натюрморта, отмечают в них единство конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности. осваивают технику «гризайль», учатся передавать объем предметов краской;
обсуждают работы, дают оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности, адекватно воспринимают суждения других людей 2
17-18 Натюрморт в живописи «Славный урожай», гуашь.
Понятия: светлота цвета, светотень, тень, блик.
Зрительный ряд: художественно-дидактическая таблице «Приемы передачи светотени на объемных предметах», «Композиционные схемы построения натюрморта». Караваджо «Ваза с фруктами», М.Сарьян «Натюрморт», И Хруцкий «Цветы и плоды».
Задание: выполнить живописный натюрморт с фруктами
Рассматривают разнообразие формы, цвет, размеры осенних плодов в натуре, находят соответствие им в изображенных натюрмортах художников; высказывают свои впечатления и эмоциональную оценку, которые вызвали произведения живописцев, изображающие дары природы.
Объясняют смысл понятий: светлота цвета, светотень, тень, блик. Участвуют в обсуждении композиции, особенностей расположения овощей и фруктов в натюрмортах, различии предметов по светлоте и определяют, какова в них роль солнечного света, какие выразительные средства используют художники для передачи восхищения красотой, разнообразием природных форм.
Выражать в творческой работе свое отношение к щедрости природы средствами художественного образного языка живописи. 2
19-20 Олимпиада по изобразительному искусству Участие в школьном туре олимпиады по изобразительному искусству. Свободный выбор художественных материалов. Демонстрируют умение раскрыть тему, наблюдательность, умение работать художественным материалом, эмоционально-личностный подход, отсутствие подражательности 2
16+4
2 «Искусство вокруг нас». Образ, цвет и музыка. Рисование на темы сказок, иллюстрирование стихов, изображение портрета героев литературных произведений 14
21-22 Тематическая (жанровая картина) Знакомство с жанрами изобразительного искусства. Просмотр презентации «Человек в искусстве» Узнают и называют уже знакомые им жанры изобразительного искусства; участвуют в обсуждении картин художников; замечают изменение картины мира в образных представлениях художников; демонстрируют умения слушать, высказывать свое мнение, уважительное отношение к мнению товарищей; делают вывод о необходимости изображения человека в тематической картине 2
23-24 Фигура человека Пропорции, конструктивно-анатомическое строение фигуры человека; совершенствование умений последовательного ведения работы; формирование умения выполнять различными способами наброски с натуры фигуры человека
Задание: 1.Лепка фигуры человека (пластилин)
2. рисунок фигуры человека с натуры пятном (уголь)
Зрительный ряд: наброски с фигуры человека И.Репина, В.Серова и др.; методические таблицы (скелет, мышечная система, пропорции людей разного возраста)
Демонстрируют умение работать по образцу; правильно формулируют вопросы учителю, понимают учебную задачу; осваивают технику лепки «вытяжение». Проявляют заинтересованность в достижении положительного результата; выполняют наброски фигуры человека в движении с натуры, сравнивания с образцом в скульптуре, методическим пособием «фигура человека» и «натурщиком»; обсуждают полученные результаты, анализируют ошибки, уважительно относятся к суждению других. 2
25-26 Пропорции лица человека Жанр портрета. Великие портретисты прошлого. Пропорции лица человека.
Зрительный ряд: Презентация «Портрет в изобразительном искусстве»
Задание: Изображение портрета литературного героя (меловая пастель) Рассматривают, обсуждают, делают выводы; находят своеобразие в раскрытии образа человека средствами разных видов изобразительного искусства; Соотносят портрет с эпохой его создания; Выполняют рисунок под руководством учителя (пропорции), самостоятельно передают характерные черты литературного героя 2
27-28 Иллюстрация «Дюймовочка». Иллюстрирование сказки Г.Х.Андерсена (белый, розовый, голубой, зеленоватый фоны бумаги).
Литература. Г.Х.Андерсен «Дюймовочка» (отрывок).
Книжная графика. Иллюстрации Б.Дехтерева, В.Конашевича, Н.Гальц, к сказке.
Музыка. С.Слонимский «Дюймовочка», С.Губайдуллин «Дюймовочка».
Осуществляют пошаговый контроль своих действий, вносят коррективы в свою работу;
пониматют цель выполняемых действий, используют изученные приёмы работы красками;
адекватно оценивают правильность выполнения задания;
анализируют результаты собственной работы по заданным критериям;
решают творческую задачу, используя известные средства;
включаются в самостоятельную творческую деятельность
(изобразительную, декоративную и конструктивную);
показывают в рисунке свой эмоционально-личностный подход 2
29-30 Иллюстрация
сказки Иллюстрирование сказки «Царевна-лягушка»
Литература. Русская народная сказка «Царевна-лягушка».
Зрительный ряд. Иллюстрации И.Билибина, Ю.Васнецова к сказке «Царевна-лягушка»; эскиз костюма «Лель» к опере Н.Римсого-Корсакова «Снегурочка»; В.Васнецов «Царевна-лягушка»; Б.Кустодиев «Московский трактир».
Музыка. Русские народные песни: «Камаринская», «Ты заря моя, зорюшка», «Дуня- тонкопряха Осуществляют пошаговый контроль своих действий, вносят коррективы в свою работу;
пониматют цель выполняемых действий, используют изученные приёмы работы красками;
адекватно оценивают правильность выполнения задания;
анализируют результаты собственной работы по заданным критериям;
решают творческую задачу, используя известные средства;
включаются в самостоятельную творческую деятельность
(изобразительную, декоративную и конструктивную);
показывают в рисунке свой эмоционально-личностный подход 2
31-32 Звучащие стихи
Иллюстрирование стихотворения И.Сурикова «Детство» (отрывок).
Книжная графика. Иллюстрации В.Топкова к книге (Суриков И. Детство. М.: Малыш, 1992).
Использование желтого фона бумаги как художественно-ассоциативного средства.
Участвуют в обсуждении стихотворения; приводят примеры из своего жизненного опыта, сравнивают, анализируют;
Используют полученные изобразительные навыки в передаче сюжета 2
33-34 Моя семья Рисунок на тему «Моя семья» в бытовом жанре.
Зрительный ряд: картины Ю.Пименова2
35-36 Выставка Оформление вставки. Паспарту. Оформляют работы для выставки; учатся отбирать лучшие по предложенным учителем критериям; формулируют собственное мнение и позицию; учатся адекватно относиться к оценке результатов работы учителем и сверстниками; 2
37-38 Урок-экскурсия в Экскурсия в музей декоративно-прикладного искусства Учатся адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; наблюдают и учатся видеть красоту народного искусства 2
14+4
Декоративное рисование
Стилизованные формы растительного и животного мира, создание декоративной работы в материале
Зрительный ряд: Изделия народных промыслов России, таблицы с демонстрацией поэтапного выполнения различной росписи, мультимедийные презентации по темам; Музыкальный ряд: народная музыка и песни из методического пособия «Народный календарь» 16час
39-40 Узор из цветочных мотивов Понятие «стилизация»
Декоративная переработка природной формы. Составление узора по цветочным мотивам черной гелевой ручкой Зрительный ряд:
Хохломская, Полхов-Майданская роспись
Сравнивают и называют конструктивные, декоративные элементы цветов, находят в них сходство и своеобразие.
Создают одноцветную цветочную композицию, проявляют фантазию, воображение; понимают учебную задачу; применяют полученные знания о стилизации и средствах выразительности при выполнении задания; проявляют фантазию, продумывают и выстраивают композицию рисунка 2
41-42 Золотая Хохлома Декоративная переработка природной формы. Ограниченная цветовая палитра.
История и современное развитие народного промысла Беседа.
Виды хохломской росписи. Формирование практических навыков в технике хохломской росписи, освоение приемов росписи Понимают учебную задачу; применяют полученные знания о стилизации и средствах выразительности при выполнении задания; проявляют фантазию, подбирают и используют ограниченную палитру цветов 2
43-44 Техника выполнения хохломской росписи Подготовка деревянного изделия под роспись. Эскиз хохломской росписи по заданной композиции (по форме выбранного для росписи деревянного изделия). Освоение приемов росписи
Понимают учебную задачу; применяют полученные знания о стилизации и средствах выразительности при выполнении задания; проявляют фантазию; продумывают и выстраивают композицию рисунка;
преобразовывают познавательную задачу в практическую 2
45-46 Роспись деревянной посуды по мотивам хохломского узора Роспись деревянной посуды по мотивам хохломского узора (по выполненному на предыдущих занятиях эскизу).
Понимают учебную задачу; применяют полученные знания о стилизации и средствах выразительности при выполнении задания; проявляют фантазию. Продумывают и выстраивают композицию рисунка; преобразовывают познавательную задачу в практическую; используют изобразительные умения в практической деятельности. Проявляют аккуратность, навыки сотрудничества, взаимопомощи 2
47-48 Лаковая миниатюра Палех, Федоскино, Мстера, Холуй – схожесть и различие промыслов;
(беседа, викторина).
Зрительный ряд: слайд шоу по теме «Лаковая миниатюра», изделия лаковой миниатюры
Рассматривают изделия разных промыслов лаковой миниатюры, находят схожесть и различие в сюжетах, технике росписи, высказывают свои предположения, аргументируют;
2
49-50 Сказочный Палех
История и современное развитие промысла. Выбор сюжета, наброски рисунка карандашом Обсуждают с учителем, продумывают и выстраивают композицию рисунка; Делают зарисовки; используют изобразительные навыки в решении учебной задачи
2
51-52 Особенности композиции, цвета в палехской росписи Закрашивание фона, перенос рисунка на изделие из дерева или папье-маше, подготовка к росписи Понимают учебную задачу; применяют полученные знания о стилизации и средствах выразительности при выполнении задания; проявляют фантазию. Продумывают и выстраивают композицию рисунка на изделии; преобразовывают познавательную задачу в практическую 2
53-54 Орнамент в лаковой миниатюре
Роспись изделия по мотивам Палеха, нанесение орнамента. Используют изобразительные умения в практической деятельности; проявляют аккуратность, навыки сотрудничества, взаимопомощи 2
55-56 Праздник Масленицы Ярмарка, выставка работ учащихся. Оформляют работы для выставки; учатся отбирать лучшие по предложенным учителем критериям, участвуют в празднике. Рассказываю о том, как отмечается праздник Масленицы.
2
Итого 16+2
4 Творческая мастерская
Роспись ткани: освоение техники холодного батика (перенесение рисунка на ткань, нанесение контурных линий, заливка цветом, техника скрытого резерва)
14час
57-58 Батик –-искусство росписи ткани Художественная роспись ткани. Краткий экскурс в историю. Техника безопасности. Организация рабочего места; инструменты и приспособления для росписи ткани в технике «холодный батик», домашнее задание подготовка ткани для росписи (выварка) Знакомятся с новым видом изобразительной деятельности и техникой безопасности с работой новыми художественными материалами; проявляют интерес к новому учебному материалу; обсуждают увиденные работы; пробуют элементарные техники окрашивания ткани 2
59-60 Батик. Организация рабочего места Подготовка рамки для выполнения работы,
накалывание и натяжение ткани на раму
Эскиз для батика «Цветы и бабочки» (по размеру рамки) Рисунок в карандаше Под руководством учителя выполняют учебные и практические действия по подготовке рабочего материала; выполняют эскиз; находят сходство рисунка с графикой; Слушают объяснение учителя; обсуждают полученный результат 2
61-62 Батик. Работа над эскизом Продолжение работы над эскизом. Цветовое решение, контур Под руководством учителя выполняют учебные и практические действия по подготовке рабочего материала; выполняют эскиз; находят сходство нанесения цвета с работой акварелью «по-сырому»; Слушают объяснение учителя; обсуждают полученный результат 2
63-64 Батик «Цветы и бабочки»
нанесение резерва Перенос изображения с эскиза на ткань, нанесение резерва Организуют свое рабочее место; последовательно повторяют учебные действия за учителем; осваивают технику нанесения резерва; показывают стремление к аккуратности, внимательности 2
65-66 Батик. Заливка цветом Освоение техники заливки цветом изображения на ткани (пробные упражнения). Работа над батиком «Цветы и бабочки» в цвете Учатся составлять нужный цвет и оттенок; продумывают, обсуждают этапы работы; под руководством учителя выполняют учебную и практическую задачу; анализируют допущенные ошибки 2
67-68 Батик (шарф платок для мамы) Роспись ткани по ранее заготовленным эскизам с применением различных эффектов: эффект лепестка, эффект дождевых капель. Проба получения различных эффектов на «черновых» рамках Перенос рисунка на ткань Находят сходство рисунка с графикой; Слушают объяснение учителя, затем под руководством учителя решают учебную задачу; Обсуждают полученный результат, осваивают новые техники 2
69-70 Батик. Роспись цветными резервами
Роспись цветными резервами. Правила запаривания изделий из различных тканей ручной окраски в домашних условиях.
Домашнее задание выполняется вместе с родителями Знакомятся с техникой безопасности при работе с цветным резервирующим составом; Находят сходство рисунка с графикой
2
71-72 Вернисаж
Итоговая выставка работ Отбор материала для выставки, оформление работ Оформляют работы для выставки; учатся отбирать лучшие по предложенным учителем критериям; формулируют собственное мнение и позицию; учатся адекватно относиться к оценке результатов работы учителем и сверстниками 2
Итого 14+2
Тема №4 «Вернисаж» Организация выставок работ в конце полугодия и года. Уроки-наблюдения, уроки-экскурсии, участие в конкурсах, олимпиадах. 10 час
(даны курсивом)
Всего за год аса
5. Методическое обеспечение программы:
Организация процесса обучения должна подчиняться определенным педагогическим требованиям, учет которых будет способствовать более эффективному достижению поставленных целей, а также созданию благополучного эмоционально-психологического климата в детском коллективе.
Для освоения программы воспитанниками (обучающимися) используются:
Методы организации занятий:
-словесные: объяснение тем, новых терминов и понятий, обсуждение, беседа, рассказ, анализ выполнения заданий, комментарий педагога.
-наглядные: демонстрация педагогом образца выполнения задания, использование иллюстраций скульптур, зданий архитектуры, репродукций картин художников; видеоматериалы, презентации, материалы с сайтов и т.д.
-репродуктивный метод –метод практического показа.
Методы обеспечивающие уровень деятельности на занятиях:
-объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
-репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
-частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
-проектно-исследовательский – творческая работа обучающихся.
Методы. Обеспечивающие организацию деятельности детей на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
-коллективный – организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми;
-индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальной и фронтальных форм работы;
-груповой – организация работы по группам (2-5 человек);
-индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий.
Конкретные проявления определённого метода на практике – приём игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, диалог, анализ, показ и просмотр иллюстраций, работа по образцу, тренинг.
Литература
Для учителя.
Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4кл / М.А. Абрамова. – М.: ВЛАДОС, 2003.
Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство: теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Гросул Н.В. Студия изобразительного творчества. Программы дополнительного художественного образования детей. – М.:Просвещение, 2005
Живой мир искусства: программа полихудожественного развития школьников 1-4 классов. – М., 1998.
Комарова Т.С. как научить ребенка рисовать Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 1998.
Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1984.
Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителя / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1979.
Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1кл.: книга для учителя / В.С. Кузин. – М.: Дрофа, 2004.
Кузин В.С., Кубышкина В.И. Изобразительное искусство (1-4 классы) / В.С. Кузин. – М., 2005.
Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. ВЛАДОС, 2005.
Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 1987.
Савенкова Л.Г. изобразительное искусство: 1-4 классы: методическое пособие для учителя / Л.Г. Савенкова, Н.В. Богданова. – М.: Вентана-Граф. 2008.
Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1977.
Для родителей и обучающихся.
Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2007.
Искусство (Малая детская энциклопедия) / сост. К. Люцис. – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2001.
Маккэлэм Г.Л. 4000 мотивов: цветы и растения: справочник / Г.Л. Маккэлэм. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
Энциклопедический словарь юного художника. – М.: Педагогика, 1983
2773045469900