Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное» (5 класс)


Технологическая карта урока
Тема: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное».
Учебный предмет: русский язык
Класс: 5
Учитель: Вельк Ирина Александровна
Тип урока: Урок повторение.
 Цели: обобщение и закрепление знаний об имени существительном.
Обучающие:
       систематизировать знания обучающихся об имени существительном;
       повторить орфограммы, связанные с правописанием имён существительных.
Развивающие:
развивать творческие способности учащихся;
развивать орфографическую зоркость, самоконтроль.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету, позитивное отношение к изучению русского языка;
 расширять кругозор обучающихся;
воспитывать эстетический вкус.
Задачи урока через планируемые результаты:
                                      Личностные:
       создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;
         создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;
         формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.    
                                            Предметные:
знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль имён существительных;
умение находить существительные в тексте, разбирать их.
                                        Метапредметные:
Регулятивные:
формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;
учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом;
уметь оценивать свою работу.
Коммуникативные:
развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе, отвечать на вопросы, слушать и слышать;
формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные:
формировать умение работать с текстом, выполняя учебно- познавательные действия, осуществляя логические операции анализа, синтеза, классификации;
понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач;
извлекать нужную информацию.
Основные методы обучения:
Частично-поисковый
Словесный
Самоконтроль
                                               Оборудование:
 Учебник «Русский язык. 5 класс» под ред. Т.А. Ладыженскоймультимедийный проектор;
 компьютер;
 раздаточный материал.        
Ход урока:
этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент.
Цель: настрой на учебную деятельность
подготовка учащихся к работе на уроке. Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Цель: включение учащихся в деятельность, постановка целей учебной деятельности. На доске записаны слова: предмет, нарицательное, склонение, одушевленное, собственное
Как вы думаете, почему записаны эти слова?
Итак, какая тема нашего урока? Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Чем мы будем заниматься?
Записывают в тетрадь число, классная работа.
Формулируют тему и цель урока.
3.Актуализация знаний. Игра верно/неверно
1.Существительные обозначают предмет
2. Существительные мужского рода с окончанием –а относятся ко 2 склонению.
3.Чаще всего в предложении бывают обстоятельствами
4.После шипящих в 3 склонении пишется ь
5. В современном русском языке 5 падежей
6.Падеж относится к постоянным признакам.
Проверка. Учащиеся записывают в тетрадь согласны ли они с утверждением или нет.
Обмениваются тетрадями, осуществляют проверку совместно с учителем.
4.Обобщение и систематизация знаний.
Цели: выполнить практические задания, обобщить имеющиеся знания, проанализировать и оценить их, фиксируя достижения и недочеты.
Физкультминутка Задание 1
К нарицательным существительным подобрать собственные существительные.
город
река
поэт
сказка
Переход нарицательных существительных в собственные существительные
Цветок роза
птица орел
воздушный шарик
москвич
Задание 2
Определить род имен существительных
Работа учащихся парами с перфокартой
1. Отечество
2. жизнь
3. юбилей
4. мужество
5. подвиг
6. победа
Задание 3
Изменение существительных по числам.
Пельмени, чипсы, винегрет, сутки, завтрак, калач, ветчина, вермишель, брюки, жмурки, молодёжь, студенчество, воск, вода, сметана, пятнашки, столы, порох, молоко, каникулы, бельё, студенты, зима, весы, кефир, вёдра, картофель, горелки, керосин.
Задание 4
Поставьте выделенные слова в родительном падеже. Произнесите их правильно
Яблоки, туфли, носки, полотенце, чулки
Задание 5
Склонение существительных.
Разгадать тайну таблицы.
муж., ж. - а, я
муж., ср. - о, е, согл.
ж. - ь
Тихонечко встали.
- Если существительные 1 склонения – поднимаем руки, 2 склонения – просто стоим, 3 склонения – приседаем.
Карандаш, мелочь, банка, стенка, площадь, сундук, тетрадь, лошадка, план, окно.
Задание 6
Падежи существительных
Игра с пословицами работа в группах
В каком падеже употреблено слово «дело»?
Распределить предложения в порядке падежей.
Не спеши языком, торопись делом.
Всех дел не переделаешь.
Умен на словах, да глуп на делах.
Делу - время, потехе – час.
Жизнь дана на добрые дела
Дело шуток не любит.
Задание 7
Исправь ошибку.
1.Работал на стройке.
2.Рассказал о живописе.
3.В хорошем настроение.
4.Думал о встречи.
Задание 8
Синтаксическая роль существительных
Записать предложения подчеркнуть существительные.
На горе мы увидели дерево с ярко-зеленой кроной.
Сосна – это хвойное дерево.
Синтаксический разбор второго предложения.
Морфологический разбор существительного ДЕРЕВО (из второго предложения) Выполняют задание самостоятельно.
Работа в парах. Учащиеся нарицательные имена существительные преобразуют в собственные.
Работают с перфокартами.
Распределить слова по группам выходят по одному к доске записывают в нужный столбец.
1 группа (единственное и множественное число)
2 группа (единственное число)
3 группа (множественное число)
Записываю слова в нужной форме. Осуществляют самопроверку.
Повторяют склонения имен существительных.
Распределяются по группам и выполняют задание.
Учащиеся записывают в тетрадь словосочетания в исправленном виде. Анализ проделанной работы.
Определяют какую роль в предложении играют выделенные слова.
Делают синтаксический и морфологический разбор. Один ученик у доски, остальные в тетради.
5.Домашнее задание Подготовка к диктанту, повторение изученного по теме «Имя Существительное» упр. 561 Записывают домашнее задание.
6. Рефлексия
Цель: развивать рефлексивные умения, создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке.  Надо ли знать имя существительное? Что надо знать, чтобы уметь правильно говорить и писать?  Правильно. Необходимо знать правила, учиться, потому что «учиться всегда пригодится». Но нужно ещё время от времени и повторять выученное. Недаром говорится, что «повторение – мать учения». Это мы с вами сегодня и делали.
      Выставление оценок.
Спасибо за урок!