Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Дорогою добра» 2-4 класс
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления
«Дорогою добра»
2 - 4 класс
2667001079500
Составила:
Шумеева Елена Борисовна
учитель начальных классов
г. Симферополь
2014 г.
Пояснительная записка
В настоящее время в нашем обществе, раздираемом межнациональными конфликтами особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание. Поэтому очень важно развить в учащихся чувство сопричастности к происходящему и ответственности за будущее своей страны.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особенностей региона, запросов семей и подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, общественными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных секций.
Программа предполагает создание условий для духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Цель программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного толерантного гражданина России.
Задачи программы:
— формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народов Крыма;
— воспитывать в каждом ученике уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
— воспитывать нравственные качества личности ребёнка,
— способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
— приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
Особенность данной программы в том, что от блока к блоку, в доступной форме, от простого к сложному даётся представление учащимся об их значимости как граждан своей страны, о толерантном отношении к людям других национальностей, вероисповеданий, социальных групп. Дети должны прийти к выводу, что Земля – общий дом для всех.
Механизм реализации программы
Педагогические средства и формы
наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации различных поступков;
просмотр кинофильмов, мультфильмов, презентаций, аудиофайлов, фрагментов кинофильмов, чтение художественных произведений, былин, притч;
участие в творческих конкурсах, инсценировках, игровых программах, в реализации культурно-досуговых программ;
участие в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным, семейным праздникам; участие в выставках семейного художественного творчества, музыкальных вечерах;
экскурсии, прогулки по микрорайону, виртуальные путешествия по родному краю;
участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства, трудовые и экологические акции, высадка растений, создание цветочных клумб;
знакомство с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни;
посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, музейных экспозиций;
презентации учебных и творческих достижений обучающихся.
Описание места курса в плане внеурочной деятельности
Программа рассчитана на 3 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю
Учебно-тематический план
№
п/п Темы Колич.
часов
2
класс Введение 1
Школьный и внешкольный этикет. 5
Правила общения. Культура внешнего вида. 5
О трудолюбии. 5
Счастье семьи. 5
Как прекрасен этот мир. 6
Твоя речь: слово лечит, слово ранит. 6
Итоги 1
ИТОГО 34
3
класс Введение 1
Школьный и внешкольный этикет. 5
Правила общения. Культура внешнего вида. 5
О трудолюбии. 5
Счастье семьи. 5
Как прекрасен этот мир. 6
Твоя речь: слово лечит, слово ранит. 6
Итоги 1
ИТОГО 34
4
класс Введение 1
Школьный и внешкольный этикет. 5
Правила общения. Культура внешнего вида. 5
О трудолюбии. 5
Счастье семьи. 5
Как прекрасен этот мир. 6
Твоя речь: слово лечит, слово ранит. 6
Итоги 1
ИТОГО 34
Содержание программы
Программа предназначена для учащихся 1-4 классов, включает в себя 6 блоков и построена с учетом особенностей взросления от первого к четвертому классу:
«Школьный и внешкольный этикет»
усвоение нравственных норм, правил, требований;
формирование устойчивых положительных привычек, основ культуры общения и поведения, построения межличностных отношений;
«Правила общения. Культура внешнего вида»
выработка основных этических понятий и норм речевого поведения;
формирование культуры нравственного поведения;
формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему;
профилактика вредных привычек;
овладение основами нравственного самовоспитания;
«О трудолюбии»
воспитание трудолюбия, ответственного отношения к учению и труду;
формирование потребности в выполнении поручений, обязанностей, посильной помощи;
«Счастье семьи»
формирование ценностного отношения к семье, её традициям;
воспитание почтения и любви к родителям и окружающим;
знакомство с историей своей родословной, составление генеалогического древа;
расширение представлений о близких людях, о предках, их вкладе в прошлое и настоящее своего края, Отечества;
повышение значения семейных, государственных ценностей;
«Как прекрасен этот мир»
раскрытие нравственной стороны познания окружающего мира, его богатства, красоты и разнообразия;
воспитание чувства ответственности по отношению к природе, понимание взаимосвязи живой и неживой природы;
формирование ценностного бережного отношения к природе своей Родины;
«Твоя речь: слово лечит, слово ранит»
формирование умения свободно общаться в типовых ситуациях повседневности;
развитие коммуникативных способностей, умения говорить, слышать и слушать собеседника;
выработка оценочных моральных принципов, представлений;
воспитание уважения к личности человека, его правам и свободам, обязанностям и ответственности;
Планируемые результаты
В результате освоения предметного содержания курса у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Личностные результаты:
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать нравственную проблему.
Учиться планировать свою деятельность во внеурочное время.
Высказывать свою версию разрешения проблемы, пытаться предлагать способ её проверки.
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения поставленных задач.
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других людей.
Вступать в беседу во внеурочной деятельности.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нём;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.
- знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
- умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны; приводить примеры достопримечательностей родного края;
- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; на ходить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.Формы контроля:
-наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации различных поступков;
-просмотр кинофильмов, мультфильмов, презентаций, фрагментов кинофильмов, чтение художественных произведений, былин, притч;-участие в творческих конкурсах, инсценировках, игровых программах, в реализации культурно-досуговых программ;
-участие в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным, семейным праздникам; участие в выставках семейного художественного творчества, музыкальных вечерах;
-экскурсии, прогулки по микрорайону, виртуальные путешествия по родному краю;
-участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства, трудовые и экологические акции, высадка растений, создание цветочных клумб;
-знакомство с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни;
Календарно-тематическое планирование
Раздел №
Тема занятия Дата Прим
План Факт 2 класс
Введение 1. Перелистывая страницы 1 класса. Школьный и вне
школьный этикет.
2. Что такое школьная дисциплина? 3. Твоя школа. 4. Твой класс. 5. Твой дом. 6. Твой город. Правила общения. Культура внешнего вида.
7. Внимательность к окружающим. 8. Обязательность, дал слово - держи его. 9. Как ты разговариваешь с товарищами. 10. Доброжелательность, правдивость, честность в общении. 11. Поступки твои и других (их оценка). О трудолюбии.
12. Правило «Учусь все делать сам». 13. Помогаю другим своим трудом дома и в школе. 14. Что значит быть бережливым и аккуратным? 15. Как ты выполняешь правила личной гигиены. 16. Заботу и внимание нужно беречь. Счастье семьи.
17. Как поделить печенье? 18. Если будешь ссориться, если будешь драться. 19. Не мёд, а ко всему льнет. 20. За что мы сами себя иногда не любим. 21. Как относиться к людям? Как прекрасен этот мир.
22. О деревьях и растениях. 23. О комнатных цветах. 24. О фруктах и ягодах. 25. Об овощах и грибах. 26. О злаках и целебных травах. Твоя речь: слово лечит, слово ранит.
27. О дружбе, мудрости, любви и словах. 28. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь. 29. Доброе слово – лечит, а плохое калечит. 30.
31 Расскажи всем только правду. 32.
33 Да, нет, не знаю… Итоги 34. Цветик – семицветик исполняет желания. 3 класс
Раздел № Тема занятия Дата
план Дата
факт Прим
Введение 1. Перелистывая страницы 2 класса. Школьный и вне
школьный этикет.
2. Взаимопомощь - как её организовать. 3. Береги школьное имущество. 4. Правила поведения в школе. Игры на переменке. 5. Правила поведения в гостях. 6. В какие игры и как мы играем. Правила общения. Культура внешнего вида.
7. С кем бы ты хотел дружить? 8. Каким тебя видят окружающие? 9. Мой гардероб и уход за ним. 10. Будничная и праздничная одежда. 11. Точность: береги своё время и время других. О трудолюбии.
12. «Труд кормит, а лень портит». 13. Любишь кататься, люби и саночки возить..14. Сделал дело, гуляй смело! 15. Кем хочу быть, почему? 16. Мы все такие разные! Счастье семьи.
17. Что такое справедливость? 18. Кто кого обидел первым? 19. Я, я, я… нет – МЫ! 20. Уют и понимание в вашем доме. 21. Все люди рождены для счастья. Как прекрасен этот мир.
22. Соблюдение чистоты и порядка. 23. Необыкновенная пуговица и порванный фантик. 24. О мальчике, который верил в чудеса. 25. Хорошо там, где нас нет… 26. Счастливая страна. Твоя речь: слово лечит, слово ранит.
27. Хлебец с маслом и пустой горшок м мёдом… 28. Почему ты меня не прощаешь? 29. Чем им отплатить? 30.
31 О хмуром человеке. 32.
33 Эхо человеческой жизни. Итоги 34. «Умейте счастьем дорожить». 4 класс
Раздел № Тема занятия Дата
план Дата
факт Прим
Введение 1. Перелистывая страницы 3 класса. Школьный и вне
школьный этикет.
2. Правила поведения в кино. 3. Правила поведения в театре. 4. Правила поведения в музее. 5. Правила поведения на выставке. 6. Меня пригласили на день рождения. Правила общения. Культура внешнего вида.
7. Умение вежливо слушать и слышать. 8. Разрешите мне сказать. 9. Смех без причины – признак дурачины. 10. Прощание с близкими и друзьями. 11. Культурный человек – какой он? О трудолюбии.
12. Совет хорош, а дело – лучше! 13. Ленивые всегда бывают людьми посредственными. 14. Говорящие знаки. 15. Когда мы перестаем делать, мы перестаем жить. 16. Когда мы перестаем делать, мы перестаем жить. Счастье семьи. 17. «Настоящий» мужчина. 18. О мальчике, который верил в чудеса. 19. Чем им отплатим? О детях и родителях. 20. Бумеранг. Чье мнение дороже? 21. Рецепт от несчастной жизни. Как прекрасен этот мир. 22. «Незабудка» о любви к природе и людям. 23. Разговор с животными. 24. Просьба птиц. 25. Не рвите цветы, они так прекрасны! 26. Колодец с живой водой. Твоя речь: слово лечит, слово ранит. 27. Так я и думала… 28. Предательство. 29. Строитель мостов. 30.
31 Следы на песке…32
33. Тройное сито нашей речи. Итоги 34. Ты, да я, да мы с тобой! Методическое обеспечение программы.
Материально-технический ресурс:
-фото-,видеоаппаратура(фотоаппарат, видеомагнитофон,.), необходимые для проведения фотовыставок, праздников;
-компьютер, мультимедийная приставка - для проведения занятий.
Кадровый ресурс:
-к реализации программы привлечён педагог, владеющий способами и средствами духовно-нравственного воспитания и/или специалисты по данному воспитанию, не являющиеся педагогами;
-уровень квалификации работников соответствует задаче достижения планируемых результатов, организации эффективной деятельности по данной программе.
Организационный ресурс.
Создание дружного коллектива школьников, отношения между которыми строятся на принципах товарищества и взаимопомощи. Педагогу необходимо создать вокруг себя привлекательный для ребёнка коллектив, с членами которого тот мог бы себя отождествлять и где бы культивировались духовно-нравственные нормы и ценности.
Информационно-методический ресурс:
-городской краеведческий музей;
-городская детская библиотека;
-Дом детского творчества;
-школьный сайт;
-электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Интернет-ресурсы:
http://nsc.1september.ru Начальная школа
http://www.uroki.net/docnach.htm - методическая копилка
http://www.pedsovet.su/load/100-1 - Педсовет.суhttp://www.uchportal.ru/load/45-1 - Учительский портал (начальная школа)
http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=413753 - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
http://viki.rdf.ru/ Презентации
Список использованной литературы для педагогов
1. Дьячкова Г.Т. «Внеклассные занятия в начальной школе» - Волгоград, Издательство «Учитель»,2009
2. Персидская И.В.,Фонова Г. – Классные часы ( внеклассная работа в начальной школе) - Волгоград, «Учитель», 2007
3. Максимова Т.Н. – Классные часы: 1 класс – Москва «ВАКО» , 2009
4. Троицкая Н.Б., Королёва Г.А. «Сценарии школьных праздников» - Москва «Дрофа», 2007
5. Лобачёва С.И., Щиголь К.В. «Календарь школьных праздников» - Москва, 2006
6. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. Воспитание школьников.- 2002. – № 7.
7.Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.