Сказка – проводник добра, любви и справедливости


Конспект урока во 2,4 классе коррекции 7 вида.
Тема: «Сказка – проводник добра, любви и справедливости»
Тип урока: «Праздник читательских удовольствий (урок – обобщение)
Цели:
Образовательные:
Обобщить и систематизировать знания учащихся о русских народных сказках, особенностях их построения
Способствовать закреплению изученного материала;
Развивающие:
Развивать познавательную активность.
Обогащать словарный запас, развивать творческие способности (артистизм, умение перевоплощаться) вырабатывать активность мысли.
Создать эмоциональный настрой на изучение произведений устного народного творчества.
Воспитательные:
воспитывать активную гражданскую позицию и бережное отношение к народному наследию;
воспитать читателя, чувство товарищества, взаимовыручки, умение уважать мнение другого, веру в человеческое величие
Воспитывать интерес и любовь к чтению, воспитание умения работать самостоятельно, воспитание умения работать в команде;
Задачи:
Обучающие задачи:
уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.
учить узнавать сказки по заданию.
формировать навыки работы в группах.
Коррекционно-развивающие задачи:
вспомнить порядок появления героев в сказке
развивать умение действовать согласованно
развивать речь, воображение, фантазию, мышление
Воспитывающие задачи:
Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.
Развивать умение грамотно, выразительно излагать свою мысль, логическое мышление, тренировать память;
Через сказку воспитывать у детей лучшие качества человека: честность, верность, доброту, чувство товарищества;
1.Организационный момент:
Слово учителя:
Прозвенел звонок для нас.
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда!
Ну, начнём урок, друзья!
2.Подготовка к восприятию темы.
Актуализация знаний.
(Раздаётся стук в дверь, залетает сорока «Срочное сообщение, для вас телеграммы» (отдаёт учителю и уходит)Уч: - Интересно, от кого они, давайте прочитаем.
- «Помогите, лиса выгнала меня из домика» (Зайчик «Заюшкина избушка»)
- «Сварил кашу из топора» ( Солдат «Каша из топора»)
- «Моя стрела попала в болото. Приглашаю на свадьбу с лягушкой» (Иван – царевич «Царевна – Лягушка»)
- Ребята, что общего у героев, которые прислали нам телеграммы. (Они из сказок)
3.Формулирование темы и целей урока.
-Назовите тему сегодняшнего урока? (Сказки)
В сказке может всё случиться,
Наша сказка впереди.
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем гостю: «Заходи!» Слайд 1
- Ребята, поднимите руки ,кто любит сказки.
- Что вы представляете, когда слышите слово сказка?
- Что же такое сказка
Определений слова сказка несколько, вот одно из них. Слайд 2
- Какие цели можно поставить при повторении темы.
Дети: (Карточки открываются по мере ответов детей)
Что такое сказка?
Кто сочинил сказки?
Как появились сказки?
Какие бывают сказки? (виды сказок)
Из каких частей состоят сказки ?Чему учат сказки?
Итак, мы отправляемся в сказку. На доске у нас находится сказочное дерево, но показать я вам его не могу, оно заколдовано, а расколдовать его можете вы, когда пройдёте все испытания
- Скажите, ребята, какие бывают сказки по принадлежности?
-Правильно, авторские и народные.
- А в чём разница?
О чём рассказывают народные сказки? Они рассказывают нам о культуре и истории данной страны и его народа. Русских народных сказок очень много, сегодня мы некоторые из них вспомним. Тема нашего урока «Русские народные сказки» Слайд3
Как же появились сказки?
В нашем классе работала «Поисковая группа». Ребята выполнили задание опережающего характера. Они расскажут о том, как в нашей жизни появились сказки.
Вступительное слово о сказках.
Слово «сказка» известно с 17 века, до этого времени употребляли слово «байка» или «басень» от слова «бать», «рассказывать».Сказки в нашей жизни возникли давно, когда ещё не было письменности. Сначала это были мифы о божествах, прибывших вместе с купцами из Индии. Постепенно мифы превращались в сказку. Их не записывали, а передавали из “ уст в уста”. Сказки рассказывали в зимние вечера, когда на улице потрескивал жгучий мороз, а в окна скреблась вьюга. Рассказывание сказок – старый русский обычай. Были такие люди, которые берегли и развивали свое сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе.
Впервые сказки напечатали в конце XVIII века. Чтобы каждый ребёнок в России смог прочитать народную сказку, посвятил свою жизнь известный собиратель и редактор русских народных сказок – Александр Николаевич Афанасьев. Слайд 4 Он первый в нашей науке издатель сказочных материалов. Он сначала стал печатать сказки в серьёзных научных изданиях. Друзья очень просили его издать сборник русских народных сказок для детей. В то время в России больше любили французский язык и иностранную литературу. В нашей стране ещё не было ни одного сборника русских народных сказок. Издание этого сборника был последний труд Александра Николаевича Афанасьева. Дети России получили замечательный подарок, а через год Афанасьев умер. Его имя знают во всём мире, потому что он посвятил свою жизнь изданию русских народных сказок. Это самый большой сборник народных сказок, известный мировой науке. В нём 600 сказок.
Слайд 5 Ребята, посмотрите внимательно. На доске находятся три волшебных домика (терем, изба и лесная избушка). Давайте расселим героев, от которых пришли телеграммы, в сказочные домики.
1 домик: Волшебный терем, дворец. (Иван – царевич «Царевна – Лягушка», 2 домик: Простая изба.( Солдат «Каша из топора»)
3 домик: Лесная избушка. (Заюшка «Заюшкина избушка»)
- Почему так распределили сказки и их героев?
- Потому что сказки можно распределить на три группы.
-Какие сказки живут в тереме? (волшебные)
- В лесной избушке? (сказки о животных)
- В избе? (бытовые)
- Чем они отличаются? (У каждого вида сказок свои особенности)
Класс разделён на три группы, каждая группа отбирает карточки с особенностями сказок(Учащиеся работают на листочках, затем проверяем по слайду)
Слайд 6. 1 группа: Герои – злодеи, герои – помощники, необычные испытания, наличие чуда, волшебные предметы, волшебные персонажи-Почему они называются волшебные сказки? Приведите примеры волшебных сказок.
Слайд 7. 2 группа: Герои – простые люди, смешные ситуации, восторг умом, находчивостью, отсутствие фантастики, высмеиваются пороки людей.
-Почему они носят такое название, бытовые сказки?-Какие человеческие пороки высмеивают бытовые сказки? Во всех сказках высмеиваются человеческие пороки: лень, жадность, скупость, трусость и глупость. Приведите примеры
Слайд 8. 3 группа: Весёлое настроение, герои –животные, волшебное условие (животные разговаривают), сильный защищает слабого.
В чём особенность сказок про животных. Приведите примеры.
Какой приём часто используется в сказках? (олицетворение)
Скоро сказка сказывается ,да не просто «складывается». Как сказка складывается, строится? (На доске карточки со словами: антонимы, зачин, присказка, эпитеты, основное повествование, концовка ) Выберите только те слова, которые составляют структуру сказки. Дети выбирают и объясняют. Сверка по слайду. Слайд 9
- Ребята, а какие зачины вы знаете? Дети вспоминают зачины народных сказок.
- Наша сказка началась. В Оссорском царстве, в школьном государстве жил- был дружный классДалее следуют сказочные события. (основное повествование) Главному герою предстоят испытания. А мы с вами совершим небольшое путешествие по сказкам, ведь нам ещё нужно расколдовать волшебное дерево.
1 задание «Угадай название сказки»
Командам выдаются листки с зашифрованными названиями сказок (в названиях пропущены гласные буквы), дети называют правильный ответ и сверяются по образцу.
Слайд 10 Црвн - Лгшк (Царевна - Лягушка), Слайд 11 П щчм влн (По щучьему велению), Слайд 12 вн црвч срй влк (Иван царевич и серый волк),
Слайд 13 Сстрц лншк бртц вншк (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка), Слайд 14 Лс жрвл (Лиса и журавль),
Узнай сказку по героям. Какие герои не названы?
Слайд 15 «Брат, сестра, гуси» (Гуси - лебеди), Слайд 16 «Волк, коза» (Волк и семеро козлят) Слайд 17 «Дед, баба, Жучка» (Репка)2 задание « Перепутанные сказки» Заходит девочка.
МАША: — Дел у всех много, а ребёнку сказки почитать? Опять всё сама. (Читает, быстро переворачивая страницы.) Жили-были старик со старухой и была у них курочка Ряба. Прыгнула она с окошка, и покатилась по тропинке в лес. А навстречу ей Лисичка-Сестричка со скалочкой, говорит: «Пусти меня переночевать… Вы потеряли мою скалочку, отдайте за неё курочку Рябу». Мышка бежала, хвостиком махнула, скалочка упала, и разбилась. Тут и скалочке конец, а кто слушал, молодец! (закрывает книгу).
Звучит музыка, забегает взволнованная Курочка Ряба со скалочкой.
КУРОЧКА РЯБА: — Куд-кудах, ох-ох-ох, вот какой переполох!
МАША: — Привет, пернатая! Ух ты, пироги собралась печь? Сейчас я буду кушать, сейчас меня покормят.
КУРОЧКА РЯБА: — Я, вообще-то, собралась снести яйцо! Только-ко-ко уселась на гнездо, приготовилась… И вот тако-ко-кое из этого получилось! Ты не знаешь, куд-кудах-тах-тах всё подевалось? Где мои дед и баба? Ко-ко-кое безобразие, ко-ко-когда это всё зако-ко-кончится?
МАША: — Ой, не знаю. (Обращается к ребятам) А вы знаете, что произошло? Почему так получилось? Я виновата?! Я перепутала сказки?! Какие сказки?
Ответы детей. Они должны назвать сказки, которые Маша соединила вместе: Курочка Ряба, Колобок, Лисичка-сестричка.
КУРОЧКА РЯБА: — Возвращай меня обратно в мою сказку! Ско-ко-коро дед и баба плакать будут.
МАША: — Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет. Ой! Что теперь делать? Надо что-то придумать Как же тебя, милая, в сказку-то вернуть? Давай попробуем разбежаться и прыгнуть.
Пробуют разбежаться, прыгают — ничего не получается.
МАША: — Может, у нас разбег плохой? Давай ещё раз и крыльями помашем!
Повторяют свою попытку ещё раз — безуспешно.
КУРОЧКА РЯБА: — Так у нас ничего не получится, надо, чтобы ребята нам помогли.
МАША: — Думаешь, у них получится?
КУРОЧКА РЯБА: — Если они читали сказки, то обязательно всё получится. Мы сейчас проверим.
КУРОЧКА РЯБА: — Ребята, пожалуйста, выручите меня. Расскажите, пожалуйста сказку, но только правильно, а то никогда мне в неё не вернуться. Аттракцион «Расскажи сказку «Курочка Ряба» по цепочке».
МАША: — Ого! Они сказки наизусть знают.
КУРОЧКА РЯБА: — Теперь я могу отправляться в свою сказку. Спасибо, ребята! До свидания. (Уходит.) А кто может пересказать другие сказки?
- Ребята, а что нужно делать, чтобы не перепутать сказки?
(Внимательно их читать)
Физкультминутка:
Мышка быстренько бежала,
(Бег на месте)
Мышка хвостиком виляла.
(Имитация движения)
Ой, яичко уронила!
(Наклониться, «поднять яичко».)
Посмотрите-ка, разбила.
(Показать «яичко» на вытянутых руках.)
Вот мы репку посадили
(Наклониться.)
И водой её полили-
(Имитация движения.)
Вырастала репка хороша и крепка!
(Развести руки в стороны.)
А теперь её потянем
(Имитация движения.)
И из репы кашу сварим,
(Имитация еды.)
И будем мы от репки здоровые и крепкие.
(Руки к плечам, показать «силу».)
3 задание : Продолжи сказку.
Учитель раздаёт каждому ученику листок, на котором напечатан отрывок из сказки. Учитель начинает читать, ученик продолжает чтение, а после говорит вид сказки, название сказки и чему она учит. (3-4 человека)
4 задание «Соберите пословицы»
В появлении сборника русских сказок на свет Александру Афанасьеву очень помог Владимир Иванович Даль - создатель толкового словаря. В нём очень много пословиц.
Пословицы, собиранию которых посвятил себя В.И. Даль , тоже являются одним из жанров устного народного творчества. Доскажите пословицы и вспомните сказки, главную мысль которых можно выразить данными пословицами.
Слайд 18 1.Друзья познаются в беде. 2.На языке медок, а на уме холодок. 3.Смётка дороже богатства. 4.Не дорого начало, а похвален конец.5.Робкого и тень страшит.
- Чему же нас учат сказки, за что мы их любим?
Стихи о сказках:
1. Нас встречает в жизни сказкаВместе с материнской лаской,С добрым бабушкиным взглядом,Чтоб идти по жизни рядом.Никогда нам не наскучит.Быть отважными научит.
2.В беде научит помогать.Никогда не уныватьИ пусть зло пока хитрее,Всё равно добро мудрееСказка нам поможет житьИ все невзгоды победить.
3.Сказки слушать я люблю,Маму вечером молю:Почитай мне эти сказки,Я потом закрою глазки,Будет сниться мне во сне,Будто на лихом конеЯ скачу на бой с Кощеем,Или с трёхголовым Змеем.Побеждаю в сказке зло,Людям делаю добро.
4.Все ребята это знают –Сказки в жизни помогают:Быть нам честными всегда,Не бояться никогда,Слабым помогать в пути,К людям с добротой идти.
5.Если сказка в дверь стучится, Ты скорей ее впусти, Потому что сказка – птица: Чуть спугнешь – и не найти. 6.Ты за нею на порог, А ее и нету… Только тысячи дорог Разбрелись по свету. По какой она пойдет? Где она покажется?
7.Плыть ли ей, или ходить, Или мчать откуда, Только там, где сказке быть, Там случится чудо… У нее чудес запас И всегда готово Каждый раз для всех для нас Золотое слово!
8.Чтобы сказки не обидеть – Надо их почаще видеть. Их читать и рисовать, Их любить и в них играть! Сказки всех отучат злиться, А научат веселиться, Быть добрее и скромнее, Терпеливее, мудрее,
9.Пети, Саши, Тани, Леши, Кати, Вани. И другие ребятишки, Кто читать умеет книжки, Сказки чаще “проверяйте”, Ежедневно их читайте.
Вот и закончилось наше путешествие в мире Чудес и Волшебства. Благодаря вашим знаниям сказок, вашей дружбе мы смогли пройти этот путь. И теперь вы сможете продолжить его сами, ведь сказочная тропинка бесконечна. Стоит вам открыть сборник русских народных сказок, и в путь!
Понравилось ли вам путешествие по русским народным сказкам?
А что вам больше понравилось? Но вот сказка заканчивается, как её завершить?
Помогает рассказчику концовка. Давайте вспомним концовки русских народных сказок. (Стали жить да поживать, да добра наживать. Вот и сказке конец, а кто слушал –молодец. Я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
Что самое главное в русских народных сказках? (Добро побеждает зло)
Рефлексия деятельности (Итог урока)
- Назовите тему нашего урока.
- Удалось вам разобраться в тайнах сказок?- Какие цели ставили перед собой?
- Всех ли целей достигли? - -Что нового открыли для себя?Слайд 19 1. Что такое «ложь с намеком»
И для всех людей с «уроком»? (Сказка)
2. Перечислите виды сказок.
3.Как построена сказка?
4. Чему учат сказки?
Рефлексия. Все испытания успешно пройдены, теперь вы можете увидеть заколдованное дерево. Это яблонька. В каких сказках вы встречались с яблонькой?
-Но она какая-то грустная, на ней нет яблочек. Давайте её оживим. На золотом блюдечке лежат наливные яблочки: красные, жёлтые и зелёные. Вы сейчас каждый оцените свою работу.
-Если вы считаете, что урок прошёл для вас интересно, было легко, всё понятно, прикрепите красное яблоко.
Если что-то непонятно, немного трудно, прикрепите жёлтое яблоко.
Ну а если вам было очень трудно – зелёное, надо немного созреть.
Мы с вами , ребята, знаем что слушать и читать сказки очень интересно, и все в детстве наверняка мечтали о том счастливом миге, когда кто- то из взрослых, отложив в сторону домашние дела, раскрыл книгу любимых сказок и зазвучало бы такое знакомое и долгожданное «Жили – были…». И когда вы, дети, станете взрослыми, не забывайте своих встреч с русской народной сказкой, с удивительным миром чудес и красоты. И рассказывайте эти сказки детям и внукам и не прервётся эта бесконечная нить. Слайд 20