Классный час От главного Закона — к законам школьной жизни
Классный час
От главного Закона – к законам школьной жизни
Цели:Образовательная: познакомить учащихся с содержанием основных статей Конституции Республики Крым. Показать значимость прав и свобод человека; показать, что гражданин защищен своим государством. Воспитательная: воспитывать уважение к Конституции, государственным символам, правам и обязанностям граждан; чувство патриотизма и гордости за свою страну.
Развивающая: развитие внимания, умения высказывать свои мысли, , расширять кругозор, анализировать полученную информацию.
Ход урока:
І .Орг. момент. ІІ. Психологический настрой
Учитель:
Что для человека ценней всего?
Дети:
Жизнь, родные, друзья…..
Учитель:
- Какой Великий Закон все это охраняет? (Конституция)
Учитель:
Сегодня наш классный час посвящен Конституции – основному закону государства. Но прежде чем получить новые знания, давайте вспомним то, что мы уже знаем.
– Как называется страна, в которой мы живём?
Дети: Наша страна называется – Россия.
Учитель: Как называют людей, живущих в России?
Дети: Людей, живущих в России, называют россиянами.
Учитель:
А мы с вами – крымчане, ведь наша Малая Родина – Крым! И конечно же Малой Родиной мы можем назвать наш город Керчь.
Мы живем в одном из живописных мест нашей планеты. Крым имеет интересную историю, уводящую в глубину веков…. На территории Крыма рождались и умирали целые цивилизации, возникали и исчезали государства, имеющие свои законы. Современный Крым – демократическое государство, которое тоже имеет свои законы.
Учитель:
– Сегодня мы поговорим с вами об основных положениях Конституции Республики Крым.
– А кто знает, что такое Конституция?
Дети:
- Конституция – это основной закон государства.
Учитель:
- Верно. В переводе с латинского языка слово «Конституция» обозначает «устройство», то есть то, как устраивается, строится государство. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с заглавной буквы.
Государственный Совет Республики Крым 11 апреля 2014 года принял Конституцию Республики Крым, реализуя волю многонационального народа Республики Крым, выраженную в решении республиканского референдума от 16 марта 2014 года.
Конституция состоит из 10 глав. Каждая содержит статьи.
Начнем с первой главы – « Основы конституционного строя»
(Выступления учащихся)
Ученик : Согласно статье №1 Крым является демократическим правовым государством в составе Российской Федерации. Территория Крыма является целой и неделимой и составляет неотъемлемую часть России.
Учитель : Как вы понимаете слово « демократия»?
«Демократия» в переводе с греческого языка означает «народ» и «власть» или «народовластие». Значит, в нашей стране народу принадлежит власть, и он может участвовать в управлении государством.
– Каким образом, по вашему мнению, народ может это делать?
Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель:
- Правильно, народ может выбирать Главу Республики ( избирается сроком на 5 лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд), членов Государственного Совета ( избираются сроком на 5 лет, состоит из 75 депутатов )
Учитель: Кто является Главой Республики Крым?
Заслушиваются ответы учащихся.
Ученик : С 14 апреля 2014 года обязанности главы Республики Крым исполняет Председатель Совета министров Республики Крым Сергей Валерьевич Аксёнов.
Учитель:
Какие символы государства вы знаете?
Дети:
Основные символы государства – это государственный герб, государственный флаг и государственный гимн.
Ученик
Флаг Крыма поднимается
Под гимн в родной стране.
Три цвета развиваются
На древке в вышине.
Синей тонкой ленточкой
Как моря полоса,
Как юбочка у девочки
Как мамины глаза.
Под нею нежным облаком
Чистейший белый цвет.
Весну напоминает мне,
Подснежников букет.
А ниже – будто солнышко,
Раскрасив небеса,
Зарёю загорается
На флаге полоса
Флаг Крыма поднимается
К небесной синеве,
И солнце улыбается
Над ним тебе и мне.
Учитель:
Правильно. Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины.
– Отношение к символам, не только гимну, но и к гербу, и флагу – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.
Ученик :
Согласно статье 3 наивысшей ценностью являются человек, его права и свободы. Обязанность Республики и ее государственных органов – соблюдать и защищать права человека.
Учитель:
Что такое право и что такое обязанность? В чём их различие?
Ученик:
Право – это узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять, а обязанность – это действия, которые граждане обязаны делать. В этом состоит их различие.
В Конституции правам и обязанностям человека отведена целая глава.
- А какие права и обязанности школьника вы можете назвать?
( Дети называют)
Учитель: (зачитывает права и обязанности, которые ребята не назвали)
Права школьника.
право на бесплатное образование
право на получение дополнительного образования
право на охрану жизни и здоровья
право свободы выражения своих убеждений
право посещать мероприятия
право на защиту
право на отдых
право пользоваться библиотекой
право избирать и быть избранным
право на обучение по индивидуальным программам
право на выбор образовательного учреждения
право вступать в общественные организации
право на уважение собственного достоинства.
Обязанности школьника:
добросовестно учиться
беречь школьное имущество
уважать учащихся и работников школы
выполнять устав школ
выполнять правила внутреннего распорядка
Ученик:
Каждый человек имеет право на образование. Об этом говорится в статье 36. Мы имеем право на бесплатное дошкольное образование, бесплатное образование в школе, и Вузе (на конкурсной основе, т.е. при условии успешно сданных экзаменов). Хорошо учиться в школе – это очень важно для каждого человека.
Учитель:
Внимание! Сейчас вопрос для обсуждения.
Запрет пропускать занятия без уважительной причины чью свободу ограничивает?
(Заслушиваются ответы детей)
Учитель:
Запрет пропускать занятия без уважительной причины ограничивает свободу «прогульщика», так как каждый учащийся школы обязан учиться и не пропускать учебные занятия.
В Конституции есть ещё очень много законов.
Например:
Каждый человек имеет право на свободу слова.
Каждый человек имеет право на работу.
Каждый человек имеет право на бесплатную медицин скую помощь.
Каждый человек имеет право на собственную неприкосновенность.
Каждый человек имеет право на неприкосновенность его жилья и имущества.
ІІІ .Учитель:
А теперь давайте попробуем применить Конституцию к сказкам. Я буду задавать вам вопросы, а вы должны подумать , в какой сказке и какое право нарушено.
Игра « Кто нарушил право?»
В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? ( ответ: « нарушила Лиса в сказке» Лиса и Заяц» )
Кто воспользовался правом на свободное передвижение? ( ответ: лягушка –путешественница, Старик Хоттабыч)
В какой сказке и кто нарушил право на свободу, свободный труд за вознаграждение и держал героев в рабстве? ( « Приключение Буратино» , Карабас – Барабас)
Кто пользовался правом свободного передвижения на нетрадиционном летательном аппарате? ( Баба Яга)
Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? ( Снежная королева)
Кто пользовался правом вести хозяйство и вырастил гигантский урожай (большую ….)? ( дед из сказки « Репка»
В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? ( это «Дюймовочка»)
Музыкальный вопрос.
Вы сейчас услышите отрывок из одной известной детской песни. Ваша задача; определить и назвать право, о котором идет в речь. (Мультфильм «Мамонтенок», это право на семью и защиту)
Игра « Да! Нет!»
Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека- говорим : « Да!» . Если это противоречит человеку, говорим: «Нет!»
Россия наша страна?
Да.
Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?
Да!
Можно ли человека обращать в рабство?
Нет!
Можно ли относиться к человеку жестоко?
Нет!
Защищен ли человек законом?
Да! Можно ли без разрешения войти в жилище человека?
Нет! Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?
Да!
Может ли человек владеть имуществом?
Да!
Может ли человек получить бесплатное медицинское обслуживание?
Можно ли запретить свободный выбор труда?
Нет!
ІV.Итог.
Вот вы молодцы. Отлично справились с заданием. На этом наша беседа заканчивается. Вы узнали о своих правах и обязанностях. А ваша главная обязанность какая? ( Хорошо учиться)
А право? ( Бесплатно учиться)